Первыми на месте транспортного происшествия, а тем более на дорогах вне населенных пунктов, оказывают доврачебную помощь, как правило, водители, От того, как быстро и верно они сориентируются в сложной обстановке, какие предпримут действия, зависит и тяжесть возможных последствий случившегося. Вот почему каждый водитель должен знать правила и приемы оказания первой помощи пострадавшим и уметь применять их на практике. Настало время, когда ни один человек не должен получать водительское удостоверение, если он не сдал теоретический и практический экзамены по первой медицинской помощи. 10 часов теоретических и6 часов практических занятий по этому курсу, на наш взгляд, обязательный медицинский минимум.М. ВОЛКОВ, директор Центрального института травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова, академик АМН СССР Спасти жизнь тяжело раненного при ДТП большей частью в состоянии лишь профессионал, то есть врач-травматолог, прибывший на место происшествия. Что он сумеет предпринять еще до того, как пострадавший будет доставлен в больницу, часто решает судьбу человека. Однако комплекс лечебных мероприятий, проводимых бригадами скорой помощи, зачастую еще далек от того, что хотелось бы видеть. В санитарных машинах, закрепленных за районными и участковыми больницами, нередко нет необходимого оборудования для реанимационных мероприятий, да и обслуживает их порой средний медицинский персонал, не имеющий специальных знаний для лечения травм и реанимации. Между тем, по нашим сведениям, в крупных городах определенная часть погибших от травм при ДТП поступала в больницу в состоянии тяжелого шока, чего могло бы не быть при интенсивной лечебной помощи на месте происшествия в пути. В этом деле нужна специализация. Несколько лет назад на базе нашего института была организована подстанция специализированной скорой медицинской помощи. На ней сейчас три бригады врачей травматологов-ортопедов, получивших подготовку по экстренной хирургии, реаниматологии, противошоковой терапии. Машины оснащены носилками с рентгенопрозрачиым покрытием, наркозными аппаратами, газовыми баллонами, набором шин, стерильными растворами, кровезаменителями и т. д. Здесь можно провести целый ряд эффективных хирургических манипуляций, трахеотомию, искусственную вентиляцию легких, закрытый массаж сердца и другие. Конечно, такая, в полном объеме специализированная медицинская помощь на догоспитальном этапе благоприятно сказывается при последующем лечении пострадавших, способствует значительному сокращению числа погибающих при ДТП. Поэтому самый реальный путь к снижению тяжелых последствий дорожных происшествий нам видится в создании реанимационных центров в крупных больницах, противошоковых бригад скорой помощи и повышении квалификации этих специалистов, а также, разумеется, в улучшении организации медицинской помощи пострадавшим на дорогах.Признаться, до сих пор мы были уверены, что запрещающие дорожные знаки, которые устанавливают тот или иной режим движения транспортных средств, относятся целиком к водителям, а никак не к пешеходам. Однако, получив от читателей эти снимки, призадумались: а так ли это, может, мы отстали от жизни! В Краснограде [Харьковская область) знак, как видите, обращается к любителям пива. Действие происходит у ларька возле автовокзала. «Стоянка запрещена». Стало быть, пей пиво не более 5 минут. А как понимать требование знака «Остановка запрещена» у пешеходной лестницы на улице Коммунистической в Ялте! Автомобили, к счастью, здесь еще не ездят. Значит, иди, бабуся, но не останавливайся! Другое значение и роль знаку найти нельзя. В Рокишкисе (Литовская ССР) знак, по всей видимости, адресован детишкам. Кто же еще будет играть «в шоферов» на травяном газоне. Смущает лишь табличка под знаком: ночью-то дети спят.А какие дальше • появятся здесь ; : знаки на пешеходных трассах: разворачиваться нельзя! Обгон запрещен!