19
20
250 кг. Таким образом, на «Муравье» можно перевозить не только удобрения, но и довольно громоздкие предметы — строительные материалы, ульи, саженцы и т. п. со скоростью до 60 км/ч. Он очень маневрен, для хранения требует столько же места, сколько тяжелый мотоцикл с коляской. Радиус поворота машины — всего 3,5 м. Работает грузовой мотороллер на смеси бензина А-76 с моторным маслом Мбз-ЮГ: (зимой) или M8Bi (летом). Эксплуатационный расход топлива составляет в среднем около 8 л/100 км. Если продолжить сравнение «Муравья» с тяжелым мотоциклом, оснащенным коляской, то надо отметить, что он намного легче — 240 кг против 320 кг. Это означает, что для ремонта мотороллер можно без труда положить на бок. Заметно проще на «Муравье» замена поврежденной шины, — как иу других мотороллеров или мотоколясок, его дисковые колеса состоят из двух половин, стягиваемых болтами. Чтобы смонтировать запасную покрышку с камерой, достаточно разъединить половины снятого колеса. Из других преимуществ грузового ТГА—200К перед машинами с коляской надо отметить наличие заднего хода, благодаря чему значительно упрощается маневрирование. Кроме того, он оснащен дина-стартером — узлом, объединяющим динамо-машину и стартер. Это значит, что пустить двигатель «Муравья» можно как на автомобиле — завести стартером, включив зажигание и нажав ключ до отказа. Предусмотрен пуск и кик-стартером. Представление об устройстве машины дают помещенные здесь фотографии и техническая характеристика. Для тех, кто хотел бы подробнее познакомиться с конструкцией, сообщаем, что в начале года издательство «Машиностроение» выпустило альбом «Тульские мотороллеры». Это подробное наглядное пособие, в котором дано описание мотороллера «Турист—М» и грузового «Муравья». Разрезы узлов, механизмов,агрегатов и систем сделаны многокрасочными в изометрических проекциях. Мы надеемся, что «Муравей» станет верным помощником любителям повозиться с дачным или приусадебным хозяйством. Ну а коль скоро грузовые мотороллеры поступают в продажу для массового потребления, конструкторы уже думают над тем, как расширить возможности их использования. При этом мы совершенно не исключаем, а, наоборот, надеемся на тесную связь с нашими новыми потребителями, на их деловые предложения по совершенствованию «Муравья». В. КАМЕРИЛОВ, инженер г. Тула Общие данные. Габарит (длинахширинахвысота) — 2680x1250x1075 мм; база — 1775 мм; колея — 1050 мм; дорожный просвет при полной нагрузке — 115 мм; масса без заправки и нагрузки (сухая) — 240 кг; грузоподъемность — 250 кг; максимальная скорость — 60 км/ч; расход топлива с полной нагрузкой при скорости 25 — 35 км/ч — 6,2 л/100 км; запас топлива — 13-л. Двигатель. Тип — двухтактный с воздушным охлаждением от вентилятора; число цилиндров — 1; диаметр цилиндра — 62 мм; ход поршня — 66 мм; рабо3 чий объем — 199 см ; степень сжатия — 7,4—7,8; мощность — 11л. с. при 5200 об/мин; карбюратор — К36Г; воздухоочиститель — контактно-масляный. Электрооборудование. Напряжение — 12 В; система зажигания — контактная, батарейная; свеча — А13Н; дина-стартер — ДС1А; аккумуляторы — два З-МТР-10; реле-регулятор — РР121; катушка зажигания — В-51; фара — ФГ-50Г. Трансмиссия. Сцепление — многодисковое в масляной ванне; моторная передача — втулочная безроликовая цепь; коробка передач — четырехступенчатая с ножным переключением; дифференциал — конический с двумя сателлитами, объединенный с механизмом заднего хода; передача к дифференциалу — роликовая цепь. Ходовая часть. Рама — трубчатая, сварная со штампованными элементами; подвеска всех колес — независимая пружинная с гидравлическими амортизаторами; колеса — штампованные, с разъемными дисками; шины — размером 4,00 — 10; давление в шинах: 2спереди — 1,5 кгс/смг, сзади — 2,5 кгс/см ; тормоза — барабанные (диаметр 150 мм) на все колеса с механическим приводом.Страничка мотоциклиста« И Ж - ПЛАНЕТА-СПОРТ» В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХВ редакцию за последнее время все чаще приходят письма читателей с вопросами по мотоциклу «ИЖ—Планетаспорт». Мы отобрали наиболее характерные из них и обратились на заводизготовитель. Ответы конструкторов, специалистов — перед вами. Какие изменения претерпел мотоцикл в процессе производства с начала выпуска по настоящее время? Изменений довольно много. Назовем основные из них. В двигателе — новая головка цилиндра. Теперь ее оребрение не «веерное», а обычное, и вместо камеры сгорания типа «жокейский картуз» — камера, образованная концентричными сферами. Увеличено количество винтов, стягивающих половинки картера и крышки, а крепление двигателя к раме мотоцикла усилено. Усовершенствована форма глушителя, благодаря чему исключено соприкосновение его с дорогой при наклонах машины, а также увеличен диаметр выпускной трубы. Импортный карбюратор «Микуни» заменен отечественным К62М, имеющим фланцевое крепление и новую муфту, которая соединяет его с воздушным фильтром. Фильтрующий элемент, оптика фары, спидометр, звуковой сигнал и задний фонарь поступают теперь также с советских предприятий. В ближайшее время импортная батарея уступит место аккумулятору типа 6МТ-9, производство которого уже освоено нашей промышленностью. Задние амортизаторы мотоцикла приобрели более современный вид (теперь они не имеют защитного кожуха), диаметр спиц на колесах увеличен с 3,5 до 4 мм. Есть и другие, менее значительные изменения, из которых отметим удлиненные резиновые чехлы перьев передней вилки. Можно ли заменить двигатель «Планеты-спорт» ' предназначенным для «Планеты-3» или «Юпитера-3»? Присоединительные размеры и способ крепления у этих трех моторов различны, поэтому без изменения рамы (что делать категорически запрещается!) установить их нельзя. Можно ли на картер двигателя «Планеты-спорт» поставить цилиндр н поршень «Планеты-3»? Диаметр цилиндра у «Планетыспорт» равен 76 мм, ход поршня — 75 мм, а у «Планеты-3» соответственно 72 и 85 мм. Таким образом, разница этих размеров, как и присоединительных размеров цилиндра и картера, исключает взаимозаменяемость. Поршневые кольца двигателя «Планеты-спорт» порой трудно приобрести. Нельзя ли их заменить какими-либо иными? Можно использовать компрессионные поршневые кольца от двигателя ВАЗ—2101 (стандартное нижнее кольцо — 2101-100425), если в его замке, то есть стыке, с внутренней стороныМеталлический кузов имеет внутренние размеры 1250x1130 мм. У него задний борт и погрузочная высота 600 мм.откидной19 выпилить полукруглые канавки для того, чтобы в них входил стопорный штифт. Напомним, что поршень ставят в двигатель так, чтобы стопорные штифты были направлены вперед по ходу мотоцикла. Предусмотрены ли ремонтные размеры цилиндро-поршневой группы? Завод выпускает ремонтные поршни и кольца двух размеров, значения которых приведены в табл. 1.ТАБЛИЦА 1Размеры, мм диаметр поршня 76.5 — 0,03 77,0 — 0,03 диаметр кольца 76.5±0,03 77,0±0.030>£1 2Р 2РМаркировку группы колец можно найти на ярлыке упаковки их комплекта. Поскольку поршневой палец в верхней головке шатуна установлен на игольчатых подшипниках, ремонтный размер для него не предусмотрен. При подборе пары поршень — поршневой палец цвет метки на торце пальца должен соответствовать цвету метки на бобышке внутри поршня (табл. 2).ТАБЛИЦА 2ный подшипник 778706 рулевой колонки; шариковый 203 ступиц колес; шариковый 205К ведомой звездочки заднего колеса. Взаимозаменяемы все сальники, кроме устанавливаемого на левую цапфу коленчатого вала. Он заимствован с ИЖ—ЮЗ. Есть ли в передней вилке «Планетыспорт» детали, взаимозаменяемые с деталями других моделей дорожных мотоциклов марки «ИЖ»? Передняя вилка «Планеты-спорт» совершенно новой конструкции и не имеет таких деталей. В инструкции к мотоциклу «Планетаспорт» не указан крутящий момент двигателя. Каков он? Какие скорости мотоцикла рекомендуются для перехода на очередную передачу? Максимальный крутящий момент этого двигателя равен 3,4—3,5 кгс-м при 5500—5800 об/мин. Рекомендуются следующие скорости мотоцикла для каждой из передач: первая — 15—20 км/ч, вторая — 3 5 — 40 км/ч, третья — 50—60 км/ч. Допустимо ли вместо беНзина АИ-93 применять А-76? Если установить под головку цилиндра термостойкую прокладку (из отожженной меди, алюминия и т. п.) толщиной 2—2,2 мм, бензин А-76 применять можно. При этом степень сжатия уменьшается, а значит, уменьшится и максимальная мощность двигателя. Одновременно рекомендуется применять свечи А17В (старое обозначение А7,5 ВС) от ижевских мотоциклов «Планета-3» и «Юпитер-3». Момент опережения зажигания менять не требуется. Можно ли на двигатель «Планетыспорт», где масло заливается совместно с топливом, установить приборы раздельной смазки? В домашних условиях установить и отрегулировать приборы раздельной смазки трудно, поскольку для этого нужно специальное оборудование. Поэтому едва ли следует самостоятельно браться за такую переделку.Рекомендуемое в инструкции для двигателя «Планеты-спорт» масло МС 20 порой трудно найти. Нельзя ли применить какое-либо другое моторное масло? Допускается периодическое применение дизельных масел марок Д14, Дп14 и Д11, Дп11. Пропорция масла и бензина остается прежней. Автотракторными маслами АС8, АК10 и им подобными пользоваться не следует. Существуют различные мнения относительно применения на «Планетеспорт» тех или иных отечественных и зарубежных свечей. Нельзя ли внести ясность в этот вопрос? Если прокладка под головкой цилиндра после обкаточного периода удалена, то следует применять только прилагаемые к мотоциклу свечи фирмы «Магнети-Марелли» (Италия) типа CW8N или чехословацкие — PAL 14-15. Если же заводская прокладка на месте, можно рекомендовать отечественные свечи А23 (старое обозначение А6БС), а также чехословацкие — PAL 14-8 или 14-9. Можно ли на переднее колесо «Планеты-спорт» вместо шины размером 3,00—19 (такие шины очень трудно приобрести) монтировать покрышку размером 3,25—19? За неимением шин, указанных в инструкции, можно применять шины размером 3,25—19. Для проселочных дорог они даже предпочтительнее. Стоит ли на «Планету-спорт» установить руль спортивного типа, выполненный по рекомендациям, опубликованным в журнале «За рулем», или же усилить существующий перекладиной, как на спортивном руле? Форма, размеры и прочность руля у этой машины вполне удовлетворяют эксплуатационным требованиям. Поэтому устанавливать вместо него спортивный нет необходимости, тем более если учесть, что перекладина помешает наблюдению за контрольными и сигнальными приборами.Цветной индексМаркировка на днище поршняДиаметр пальца, ммДиаметр отверстий в бобышке поршня, ммкрасный белый зеленый черный18,000 —17,9975 18.003 —18,0005 17,9975 — 17,995 18.0005-17,998 17,995 —17,9925 17,998 —17,995517,9925-17,990 17,9955—17,993Какие подшипники и сальники модели «Планета-спорт» взаимозаменяемы с деталями других ижевских дорожных машин? У «Планеты-спорт» взаимозаменяемы с «Планетой» следующие подшипники: роликовый 2505К цапф коленчатого вала и шариковый 304; роликовый 129906К1 вторичного вала (основной шестерни) коробки передач; шариковые 203, 204 коробки передач и шариковый 104 муфты сцепления; радиально-упор-20