Автомобиль и онрумающая средаВ сякому водителю знакомо чувство облегчения, к огдаоннаконец вырывается из города на магистраль, и досада, с которой пересекает городскую черту вобратном направлении: предстоят остановки, р азгоны , т орможения . . . У этой неравномерности режимов движения есть иеще одна неприятная черта: д ви ­ гатель в это время выделяет большое количество токсичных окиси углерода (СО) и углеводородов . Посадка и высадка пассажиров — и тут холостой ход. Наконец, п рогрев двигателя, д вижение на улицах в часы пик снеизбежными заторами опять вынуждают переходить на этот неблагоприятный режим . Если обратиться кнеумолимой статистике, то мыузнаем , что всреднем для современного «автомобилизированного» г орода на холостой ход падает 30 % (и более) о бщейпродолжительностира ­ боты двигателей. 3 0 % работы снепол ­ ным сгоранием топлива! И естественно, и менно этот режимудостоенособого внимания вобщей системе мерпозащи ­ те воздушного бассейна городов от за ­ грязнения токсичными выбросами. О дной из таких эффективных мер стало государственное нормирование, т ре ­ бования которого постоянно ужесточа ­ ются сростомавтомобильного парка. Недавно у нас утвержден новый ГОСТ 17.2.2.03—77. О н носит название: «Охрана природы . А тмосфера . Содержание окиси углеродав отработавших газах автомобилей сбензиновыми двигателям и . Н ормыиметод определения». Этот стандарт заменяет старый (16533—70), с рокего действия с1 июля 1978 года до1 июля 1983 года * .ппоппптИзвестно, что стандарты, в том числе связанные с охраной природы , и меют у| нас силу закона идолжнынеукосни т|ельно выполняться. Какие требования предъявит автомобилистам новый ГОСТ? О н устанавливает более жесткиенор *|ы на содержаниеСОв отработавших газах. Эти нормы относятся кдвумре ­ ж имам ; н азовем их условно Аи Б, г деА — холостой ходпри малых оборотах, Б — холостой ходпри оборотах, составл яющих60 % от номинальных оборотов кЬленчатого вала двигателя. Согласно прежнему стандарту, предельно допу ­ стимое содержаниеокисиуглерода по объему на режимеА было не более 4j5 % , а на режимеБ — не более 2 % . З амер делали ввыпускной трубе на глубине 600 мм , считая от ее среза. Старый ГОСТ допускалтакжеизмерениесо ­ д ержанияСОи на глубине 150 мм ( 2 % по объему для того идругогорежимов ) . Теперь будет нормированосодержа ­ ние окисиуглерода , о пределяемоеввы ­ пускной, т рубе на глубине 300 мм от сре ­ за. Условия замера таковы : труба исправна, двигатель работает на рекомен ­ дованных заводом - и зготовителем топливе и масле ипрогрет до температуры , указанной винструкции по обслужива ­ н ию , а воздушная заслонка карбюратора полностью открыта. В таком случае со ­ д ержаниеСО (табл. 1) не должнопре ­ вышать нормв объемных долях, к ото ­ рые дифференцированыв зависимости от времени выпуска автомобиля. Из таблицы видно, что нормы будут последовательно ужесточаться. Их велич иныирубежи установлены в соответствии спланируемымростом выпуска авт омобилейи автомобильного парка вго -IIUDUI4JIDI1UTA Ш 1П 1ftродах. Величины чисел оборотов для двигателей отечественных легковых автомобилей, характеризующие режимы Аи Б, п риведеныв табл. 2. Благодаря поэтапному ужесточению норммоторныеи автомобильные заводы получат возможность заранее вносить вконструкцию такие усовершенствования, к оторые позволят и выдержать требования ГОСТа и не ухудшить топ ­ ливную экономичность . По новому ГОСТу фактическоесодержаниеокисиуглерода определяется какпроизведе ­ ние содержанияокисиуглерода , п опо ­ казаниям прибора, и поправочного коэффициента, у читывающего давление итемпературуатмосферного воздуха в день измерений (определяется по табл. 3). П роверке на соответствие содержания СО в отработавших газах нормамдолж ­ ны подвергаться все новые автомобили, с ходящиесконвейера на автозаводе, а также все машины , находящиеся в эксплуатации в столицах союзныхреспуб ­ лик, г ородах - к урортахигородахс нас елением свыше 300 тысяч человек. А в ­ томобили индивидуальных владельцев пройдутпроверку на СТО, а остальные машины — в автотранспортных предприятиях при ТО-2, а также после ре ­ монта двигателя ивыпускной системы. К роме того, контроль за токсичностью отработавших газов будет осуществляться при технических осмотрах. Два метода регулировки. Практика по ­ казывает, что содержаниеСОприрабо ­ те на холостом ходу может изменяться от 0,3 до10 % . Разница, к ак видите, д о ­ вольно большая. Работа двигателя на обогащенных смесях — одна из основ ­ ных причин выделения продуктов неполн огосгорания топлива, О тсюда понятно, что наиболее простойи доступный способ уменьшить выброс окисиуглеро ­ да — правильная регулировка системы холостого хода. М ызнаем два метода такой регули ­ р овки . Первый — п одборположенияре ­ г улировочного винта холостого хода, п рикотором двигатель увеличивает обороты после установки упорным винтом мини ­ мальных оборотов , Этот методпрежде рекомендовали инструкции по обслуживанию некоторых отечественных ( « М о ­ сквич—408», З АЗ — 9 65А ) и зарубежных автомобилей. О ннегоден для регули ­ р овки состава смеси на соответствие нормамнового ГОСТа, о котором идет речь. Вот почемунужно забыть этот ме ­ тод и пользоваться другим — р егулиров ­ к ойкарбюратора на экономичностьсо ­ става смеси. И тут следует помнить о ее особенности. К огдамы заворачиваем ре ­ г улировочный винт, в отдельных цилиндрах смесь обедняется чрезмерно (вследствие неравномерностираспре ­ деления поним ) . И скрауже не может поджечь ее, и несгоревшее топливо ( у глеводороды ) поступает через выпускной трубопроводв атмосферу. Вот откуда повышенноесодержаниеуглеводо ­ р одовв отработавших газах приобед ­ нении смеси на минимально устойчивых оборотаххолостого хода. Следовательно, регулировать надо не на минимальных, а на малых оборо -* О нормировании режимов работы двигателей вообще говорилось в статье «Против токсичного выхлопа» («За рулем», 1978. № 5).ТАБЛИЦА 2 Модель автомобиля Числа оборотов рережим А дким БТАБЛИЦА 1 Содержание СО в зависимости от времени выпуска автомобиля, % s К до 1 июля So 1978 г. и « ) о, а. А Б 3,5 2,0 с1 июля 1978 г. до 1 января 1980 г. 2.0 1,5 после 1 января 1980 г.1,5 1,0ГАЗ—24, «24-01», «24-02», «24-03», «24-04» ГАЗ—21, УАЗ —469 «Москвич —2140», «412» «Москвич—408» ВАЗ —2101, «2102», «2103», «2106», «21011», «21021» ЗАЗ—966В, «968», «968А» ЗАЗ—965 ЛуАЗ—969А600. :50 600: :50 900 600 750- 800 500 600 650 700 — 8002700 2400 3500 2800 3400 2500 2400 3100ТАБЛИЦА 3 Поправочный коэффициент при температуре (?. С) Атмосферное давление, мм рт. ст. св. 5 до 10 св. 10 до 15 св. 25 до 30 св. 30 до 35 св. 35 до 40св. 15 до 20в. 20 до 25690—700 701—710 711 — 720 721—730 731 — 740 741—750 751—760 761-7700,92 0,95 0,98 1,01 1,04 1,07 1,10 1,130,87 0,90 0,93 0,96 0,99 1,02 1,05 1.080,82 0,85 0,88 0,91 0,94 0,97 1.00 1,033,77 Э,80 ),83 3,86 3,89 3,92 3,95 3,980,72 0.75 0.78 0,81 0,84 0,87 0,90 0,930,67 0,70 0,73 0,76 0,79 0,82 0,85 0,880,62 0,65 0,68 0,71 0.74 0,77 0,80 0,83 тех холостого хода, при которых как раз и обеспечивается устойчивая работа двигателя и отсутствуют пропуски зажигания в отдельных цилиндрах из-за переобеднения смеси. Так, двигатель ГАЗ—24 может работать на холостом ходу при 450 об/мин, но регулировать его на соответствие ГОСТу по содержанию окиси углерода в выхлопных газах рекомендуется при 600 об/мин. Естественно, что каждого владельца машины интересует, из каких конкретно элементов складываются контроль и регулировка на СТО и что именно может зависеть от него самого. Вот они. 1. Прогревают двигатель до той температуры жидкости в системе охлаждения, которая указана в инструкции, но не менее 75°С. Помните, что при температуре 40—45° расход топлива увеличивается на 8—10% и возрастает выброс продуктов неполного сгорания. 2. Проверяют внешним осмотром и на слух исправность выпускной системы (она не должна пропускать газы и давать подсос воздуха), после чего глушат двигатель. 3. Проверяют, открывается ли полностью воздушная заслонка карбюратора. 4. Устанавливают в выпускной трубе на глубину 300 мм от ее среза пробоотборник газоанализатора. 5. Подключают к системе зажигания электронный тахометр и пускают двигатель. 6. Дают двигателю поработать не менее 30 секунд, не нажимая на акселератор, замеряют и записывают число оборотов коленчатого вала в минуту. 7. Замеряют содержание окиси углерода в соответствии с инструкцией по эксплуатации газоанализатора. Записывают показания и вычисляют фактическое содержание СО. Так же определяют долю СО на режиме 60% оборотов от номинальных. Последние четыре операции доступны только СТО, А первые три для экономии времени владелец может выполнить сам, в порядке подготовки машины к поездке на станцию. Как видите, сам автолюбитель непосредственно не связан с определением количества токсичных компонентов, но косвенно может повлиять на него и даже ускорить процесс проверки, обеспечив минимальные потери времени при выполнении первых трех операций, Поворот винта. В тех случаях, когда содержание СО не соответствует требованиям стандарта, необходимо хорошо отрегулировать систему холостого хода. Оговоримся сразу: если регулировка разрешена инструкцией. Есть новые модификации карбюраторов, вмешательство в которые недопустимо, да и регулировки, о которых мы ведем речь, тут не влияют на содержание СО. Такие карбюраторы (см. «За рулем», 1977, № 6, «Карбюраторы «жигулей») регулируют только в условиях СТО. С однокамерными, а также двухкамерными карбюраторами, у которых последовательно открывающиеся дроссельные заслонки, поступают так. Сначала винтом упора дроссельной заслонки устанавливают малые обороты, указанные в инструкции по обслуживанию. Затем регулировочным винтом холостого хода обедняют рабочую смесь до тех пор, пока содержание СО (по показаниям прибора) не станет соответствовать норме и при этом двигательоудет раоотать устойчиво. И наконец, винтом упора дроссельной заслонки снова устанавливают малые обороты и замеряют содержание СО. Если оно выше нормы, нужно регулировочным винтом чуть-чуть обеднить смесь, уменьшив таким образом содержание СО. Раз у вас нет газоанализатора и если СТО находится очень далеко, при регулировке надо руководствоваться инструкцией по обслуживанию автомобиля. У двухкамерных карбюраторов с параллельным открытием дроссельных заслонок систему холостого- хода регулируют поочередно в одной ив другой камерах. После окончания регулировки необходимо убедиться, что двигатель работает без провалов. Для этого медленно открываем дроссельную заслонку, пока обороты возрастут примерно до половины от номинальных; затем резко нажимаем на акселератор и отпускаем его — двигатель не должен глохнуть. Если при помощи упорного и регулировочного винтов не удается отрегулировать карбюратор, это говорит о какой-то неисправности, котбрую необходимо устранить, и после этого повторить регулирование. Периодичность регулировок и проверок автомобиля на чистоту выхлопа четко оговорена в новом ГОСТе: они совпадают с техническим обслуживанием № 2 и техосмотрами, осуществляемыми ГАИ, а также обязательны при ремонте. Однако ив промежутках между этими процедурами водитель должен и может самостоятельно контролировать чистоту выхлопа, ориентируясь прежде всего на его цвет. Белый дым свидетельствует о содержании в отработавших газах частиц несгоревшего жидкого топлива и обычно после прогрева двигателя исчезает. Голубой дым вызывают частицы смазочного масла или его смесь с частицами несгоревшего топлива, Излечите «болезнь», устранив причину — избыток масла в картере или износ цилиндропоршневой группы, Черный дым — следствие содержания в выхлопных газах частиц сажи. В бензиновых двигателях она образуется при переобогащении рабочей смеси. Любой дым загрязняет атмосферу и ухудшает кислородный обмен, но всего опаснее черный дым, Сажа состоит из частиц твердого углерода, который, хотя и не представляет непосредственной опасности для человека, но, как всякая аэрозоль, загрязняет воздух, ухудшает видимость и может раздражать дыхательные пути. Помимо того, сажа является переносчиком канцерогенных веществ. Причем бенз-е-пирен, адсорбированный поверхностью сажи, действует на живые клетки сильнее, чем в чистом виде. Мы говорили о внешних ориентирах и регулировках, в которых водитель участвует сам или при которых присутствует, пользуясь услугами специалистов СТО, Существует и общая гарантия «чистого автомобиля», которая зависит целиком от водителя. Это — система принципов грамотной эксплуатации автомобиля. О них и пойдет речь ниже. Токсичность отработавших газов бензиновых двигателей зависит от четырех основных факторов: технического состояния автомобиля и двигателя; регулировки двигателя; режимов работы двигателя; методов вождения автомобиля.Здесь любой владелец машины в значительной мере может сам повлиять на содержание токсичных компонентов в выхлопе. А поскольку новый ГОСТ в этом отношении предъявляет более жесткие требования, то и каждый автомобилист должен стать более требовательным к самому себе в отношении основных технических неисправностей. В двигателе : повышенное нагарообразование в камерах сгорания и на днищах поршней; пригорание поршневых колец и пропуск газов; износ трущихся поверхностей цилиндро-поршневой группы; износ клапанов и клапанных гнезд, деталей толкателей, кулачков и шеек распределительного вала; нарушение фаз газораспределения; засорение фильтров и маслопроводов; накипь и засорение системы охлаждения. В системе питания : загрязнение топливных и воздушных жиклеров, игольчатого клапана и балансировочного канала поплавковой камеры; неисправности поплавкового механизма, ускорительного насоса, экономайзера; неполадки в работе топливного насоса; неплотности крепления впускного трубопровода и карбюратора (подсос воздуха); загрязнение воздухоочистителя. Около половины причин, вызывающих переобогащение смеси, приходится на неисправности поплавкового механизма (повышенный уровень топлива) и потерю герметичности у клапана подачи бензина в топливном насосе. В системезажигания : неисправность прерывателя-распределителя; неправильный зазор и подгорание контактов, а также электродов свечей зажигания; неисправность вакуумного и центробежного регуляторов; износ втулок валика и кулачка прерывателя; нарушение изоляции у проводов высокого напряжения и крышки распределителя. В агрегатах трансмиссии и ходовой части — неисправности, которые вызывают дополнительные потери мощности при движении. Основным фактором, определяющим токсичность отработавших газов двигателя, является степень обогащения горючей смеси. Увеличение расхода бензина на 30—40% вследствие ее переобогащения приводит к увеличению концентрации окиси углерода в три—пять раз. Эти истины на первый взгляд кажутся, как говорят, прописными, но мы сейчас должны поставить знак равенства между ними и понятием «чистый воздух» в свете нового ГОСТа. Правильно отрегулированный и хорошо прогретый двигатель отличают хорошая приемистость и устойчивая работа при малых и средних нагрузках*, без обогащения горючей смеси, По каким признакам в поведении двигателя можно судить о переобогащении или переобеднении рабочей смеси? Необходимость прикрытия воздушной заслонки при прогретом двигателе свидетельствует о переобедненной смеси, а удовлетворительная приемистость у холодного указывает на переобогащение. Надеемся, что сведения и рекомендации, которые мы здесь привели, помогут каждому автомобилисту постоянно поддерживать свою машину в соответствии с новым ГОСТом. Г. ЛИБЕФОРТ, главный конструктор Центральной научно-исследовательской и конструкторско-технологической лаборатории токсичности двигателей8