24
25
ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАГарантии безопасности движенияАвтомобилизация приобретает с каждой пятилеткой все больший размах. Миллион автомобилей, о котором не так давно только мечтали, был выпущен нашей промышленностью в 1971 году, а чтобы выйти на двухмиллионный рубеж в их годовом производстве, потребовалось всего пять лет. Массовый выпуск автомобилей повлек за собой существенные изменения во многих областях. Все напряженнее становится ритм движения на наших улицах и дорогах. И того, что устраивало нас в организации движения вчера, сегодня недостаточно. А завтрашний день выдвинет новые требования. Это объективная закономерность, которая нашла отражение в решениях XXV съезда КПСС, где сформулировано прямое указание о необходимости принятия мер к повышению безопасности движения транспорта. Надо отметить, что в последние годы произошли качественные изменения в оценке, в подходе к решению этой проблемы, появились и новые возможности для более успешного осуществления поставленной задачи. Сегодня мы имеем все основания говорить о том, что в стране сформировалась государственная система обеспечения безопасности дорожного движения. В ней каждому звену определены свои цели и полномочия. Координирует всю эту деятельность комиссия по безопасности дорожного движения при Министерстве внутренних дел СССР, а научные исследования направляет специальный совет при Госкомитете по науке и технике. Значительная роль в решении проблем безопасности движения отводится ВНИИ БД Министерства внутренних дел СССР. Когда-то борьба за безаварийную езду была в основном милицейским делом. Сейчас служба безопасности движения, если под ней понимать всех, кто занимается этой проблемой, есть иу автотранспортников, и у дорожников, у проектировщиков, в общественных организациях, объединяющих владельцев личных автомобилей, и во многих других. Это создает условия для комплексного решения проблемы, предпосылки для наступления на аварийность широким фронтом. В этой связи полезно остановиться на наиболее важных в практическом смысле направлениях работы, на самых, если можно так сказать, горячих ее участках. Прежде всего — об общей тенденции. Как положительный факт надо отметить, что в расчете на 10 тысяч транспортных средств количество дорожных происшествий, число погибших и раненых из года в год сокращается. Вот динамический показатель: за последние семь лет количество ДТП увеличилось в три с лишним раза меньше, чем транспортный парк. Такое положение вещей убедительно свидетельствует о том, что аварийность вовсе не должна расти пропорционально численности автомотопарка, как это иногда пытаются представить и даже возвести в правило. О наметившейся тенденции мы говорим "не для успокоения. Для этого оснований нет, ибо абсолютные цифры пострадавших на дорогах остаются еще высокими. Но в то же время следует знать, что предпринимаемые усилия дают результаты. Это важно для Того, чтобы продолжать настойчиво идти к цели, используя все лучшее из накапливаемого опыта. У проблемы безопасности движения, конечно, немало чисто технических сторон. Однако большая часть ДТП происходит все-таки по вине водителей. Остается высокой аварийность на транспорте народного хозяйства. За 1977 год 56,8% погибших приходится на его долю в результате дорожно-транспортных происшествий, в которых виноваты водители. Между тем на эту категорию участников движения можно оказать наиболее эффективное влияние через администрацию и общественные организации транспортных хозяйств — улучшением воспитательной работы и укреплением дисциплины, осуществлением предрейсовых осмотров, повышением профессионального мастерства, улучшением условий и режима работы и целым рядом других мероприятий. Внушает беспокойство и другая категория водителей, которую принято называть автолюбителями. Они, к сожалению, пока еще составляют исключение из той динамики ДТП, о которой шла речь выше. Если за последние годы парк машин индивидуального пользования вырос в 3,7 раза, то и аварий по вине их владельцев стало больше в 3,4 раза. Темпы, как видите, почти совпадают. С этой тенденцией мириться нельз*я, тем более что доля личных машин в транспортном парке страны будет расти. Когда речь заходит о причинах такого неблагоприятного положения дел, часто приходится слышать сетования на дороги, которые не всегда отвечают желаемому, на сложность нынешней обстановки движения, на трудные климатические условия в тех или иных местах и т. д. Все это, так сказать, имеет место. И все же причина очень многих аварий в другом — в отсутствии гражданской ответственности, в низкой дисциплине, самонадеянности многих владельцев машин. Наш институт проводил в ряде городов социологическое обследование водителей всех категорий. Мы просили откровенно, не называя себя, ответить на анкету, которая как раз касалась именно этих качеств, этой стороны предмета.•••••••©•©©•©©©ее©©*ВЕНГРИЯ. Чтобы улучшить условия для автомобильного движения в столице, специалисты разработали проект тоннеля под Дунаем. Он будет иметь длину 980 м. Расчеты показали, что прокладка тоннеля обойдется намного дешевле постройки моста. КУБА. Большое внимание уделяется развитию дорожной сети: после революции в стране было построено 18 000 км автомобильных дорог. В этом году будет сдан очередной 200-километровый участок 1000-километровой автострады, которая пройдет через всю страну с востока на запад. Строительство ее будет полностью закончено к 1980 году. ПОЛЬША. Каждый месяц, к ак правило, в последнюю субботу и воскресенье на восьми варшавских и 12 пригородных СТО производится бесплатная проверка и регулировка систем освещения легковых автомобилей. ЧССР. Конструктор Павел Мареш предложил устанавливать перед фарами автомобилей жалюзи с вертикальными зеркальными пластинками. На поворотах, где ослепление опаснее всего, пластинки также поворачиваются, отклоняя свет в сторону, и фары не ослепляют водителей, едущих навстречу. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Более 340 000 человек получили серьезные ранения в результате автомобильных катастроф на дорогах страны в прошлом году. По сравнению с 1976 годом число пострадавших увеличилось на 4,5%. ДАНИЯ. Статистика показывает, что не все женщины, к ак принято считать, ездят на автомобиле осторожнее мужчин. В возрасте до 25 лет женщины, действительно. совершают в два-три раза меньше ДТП, чем их ровесники мужчины. Для возрастной группы от 25 до 40 лет эта разница несколько уменьшается, а среди водителей старше 40 лет «мужская» и «женская» цифры уравниваются. ИТАЛИЯ. Более крупными стали штрафы за нарушение ограничений скорости на дорогах. Водитель, превысивший установленный предел на 15 км/ч, должен теперь заплатить 50 тысяч лир, а за более серьезное нарушение — от 120 до 600 тысяч лир. КАНАДА. Асфальт дорожает на мировом рынке, а сера дешевеет. Это привело канадских специалистов к интересному решению. Они заменяют в дорожном покрытии третью часть асфальта серой. Это и улучшает его несущую способность, а кроме того, новый материал прочнее и позволяет уменьшить толщину дорожного покрытия на 20%. США. Автомобильная корпорация «Крайслер» решила возвратить на свои заводы 1 300 000 проданных автомобилей для устранения серьезных неполадок в топливной системе. Эти неисправности стали причиной многих аварий.24 Так вот, 25% опрошенных считают, что пол-литра вина или пива, стакан водки — это, мол, такие дозы спиртного, которые не могут угрожать безопасности движения. Треть водителей, как выяснилось, сознательно превышает установленные пределы скоростей, а ремнями безопасности пользуются в лучшем случае 15%. При чем же здесь благоприятные или неблагоприятные условия? Налицо явное пренебрежение правилами, неуважительное отношение к законам дороги, безответственность. А ведь именно из-за нарушения режимов скоростей и алкогольного опьянения и происходит больше всего аварий. Вот почему надо в первую очередь усилить работу по воспитанию у людей, покупающих автомобили, чувства ответственности перед обществом, чувства гражданской сознательности. И конечно, нужны новые шаги в повышении качества подготовки водителей всех категорий. Далеко до полного благополучия иу профессионалов. В частности, у тех, кто управляет автобусами. Если количество ДТП по вине водителей грузовых и легковых автомобилей за последние пять лет снизилось более чем на 7%, а пострадавших в них даже на 10%/ то у водителей автобусов эти цифры увеличились почти на 20%. Когда мы начали разговор о проблеме с человеческого фактора, то вовсе не хотели приуменьшить роль других ее сторон. Просто надежность человека в процессе дорожного движения вызывает сейчас самые большие опасения и тревоги. Но никто, разумеется, не станет отрицать, что хорошая дорога самым непосредственным образом влияет на безопасность езды. По статистике, из-за неудовлетворительного состояния дороги случается около 10% происшествий. Это немало. Можно слышать сетования на то, что развитие дорожной сети отстает у нас от достижений автомобилестроителей. Что понимать под этим? Конечно, выпустить 100 тысяч автомобилей и построить 100 тысяч километров дор ог — это разные вещи. Но ведь формирование и протяженность дорожной сети определяются вовсе не уровнем производства и количественным составом автомобильного парка, а потребностями в транспортных связях. Это вопервых. А во-вторых, строительство дорог требует очень больших материаль-ных затрат и времени. Главное сегодня в другом. Остро дают знать о себе недостатки в работе по уходу за дорогами, неудовлетворительное эксплуатационное состояние существующей дорожной сети во многих районах. И здесь мы вправе предъявить дорожникам определенные претензии. Конечно, очень важно расширять строительство новых магистралей, но не менее важно, во всяком случае для безаварийной езды, добиться качественного улучшения технического состояния уже построенных дорог. Расширить дороги — трудная и не сразу решаемая задача, но улучшить информацию для водителей, устранить явные препятствия на пути — это, конечно, необходимо. Возьмите такую элементарную вещь, как нанесение осевых и краевых линий разметки. Известно, сколько неприятностей случается при встречных разъездах в темноте из-за того, что водители попросту «теряют» дорогу. Иной раз границу между двумя сторонами проезжей части нарушат всего на каких-нибудь 30—50 см, но и этого вполне достаточно для аварии. Будь ось дороги намечена — даже при слепящем действии фар встречных машин было бы всегда видно, где своя полоса движения, а где чужая. Почему в темное время суток водитель невольно жмется к центру дороги, что довольно опасно при неширокой проезжей части? Потому что не видит края, боится съехать в кювет. Стоило бы нанести краевую линию разметки — и водители спокойно держались бы правого края. Даже этих примеров, думаем, хватит, чтобы оценить роль технических средств в организации движения. Пока же внимание к ним явно недостаточно. Что касается транспортных средств, то в последние несколько лет достигнут заметный прогресс в повышении активной и пассивной безопасности отечественных автомобилей. На заводах внедрено свыше 300 разработок в этой области. Некоторые модели легковых автомобилей получили знаки официального утверждения на соответствие международным стандартам. И все-таки, если говорить не в общем и целом, а конкретно о светотехнике или тормозах машин, то надо признать, что не все еще сделано. К примеру, отраслевой стандарт, предусматривающий применение раздельного привода тормозных систем, был введентри года назад, но до сих пор этим требованиям не отвечают почти все модели грузовиков. Большая часть грузовиков за рубежом оснащается регуляторами тормозных сил, что значительно уменьшает вероятность заноса. Последнее обстоятельство особенно важно в наших климатических условиях, при большой продолжительности во многих районах страны осенне-зимнего периода. Однако до сих пор значительная часть отечественных грузовых моделей, кроме КамАЗов, таким регулятором тормозных сил не оборудована. Наконец, чтобы уменьшить тяжесть последствий, когда самого происшествия избежать не удалось, надо серьезно заняться улучшением медицинской помощи пострадавшим. В дальнейшем совершенствовании нуждается работа «скорой помощи», особенно на дорогах в сельской местности. К сожалению, пока еще около половины скончавшихся от полученных травм были доставлены в больницу вообще попутным транспортом, нередко на грузовиках. Сейчас проводится эксперимент по использованию вертолетов. Это хорошо. Но их широкое применение вряд ли возможно из-за трудностей с посадкой как у места аварии, так иу того или иного лечебного учреждения. Поэтому главной задачей остается улучшение взаимодействия «скорой» и ГАИ, а также организации послеаварийных действий всех служб. В заключение хотим еще раз подчеркнуть: масштабы и социальная значимость проблемы безопасности дорожного движения сегодня таковы, что ее успешное решение возможно только при дальнейшем совершенствовании деятельности всех имеющих к ней отношение государственных учреждений и общественных организаций, активном использовании достижений научно-технического прогресса в управлении всеми элементами системы «человек—автомобиль—дорога». Резервы, и немалые, в этом у нас есть. Если привести их в действие, то и при бурном росте численности транспортных средств можно будет существенным образом снизить количество дорожных происшествий и тяжесть их последствий. Н. ЮМАШЕВ, заместитель начальника ВНИИ БД МВД СССР•©©©©©•CIBIEITIAСША. Рассмотрены итоги годичной эксплуатации 500 автомобилей, у которых сзади была установлена дополнительная оранжевая лампа, мигающая тем чаще и ярче, чем интенсивнее тормозит водитель. Эксперимент показал, что эти автомобили на 60% реже попадали в аварии из-за несоблюдения дистанции. ФРАНЦИЯ. Специалистами предложено зеркало заднего вида для мотоциклистов, велосипедистов и водителей мопедов. Особенность конструкции состоит в том, что зеркало (или система зеркал) крепится прямо на защитном шлеме водителя посредством металлического съемного кронштейна. ФРАНЦИЯ. С этого года все вновь зарегистрированные легковые автомобили должны снабжаться ремнями безопасности и на задних сиденьях. Франция — первая страна Европейского экономического сообщества, которая приняла такой закон. ФРГ. Каждый год здесь случается примерно 60 тысяч ДТП с разными сельскохозяйственными машинами. Водителей призвали обратить на это внимание и проявлять осторожность при встрече с тракторами, имеющими навесное оборудование, и автопоездами. ФРГ. По данным Автомобильного клуба (АДАК), при левых поворотах случается в пять раз больше ДТП, чем при правых. Нередко водители, ожидающие в колонне своей очереди, слепо полагаются на передних и не оценивают опасность самостоятельно. ШВЕЙЦАРИЯ. Использование цепей противоскольжения в большинстве стран сейчас запрещено, ибо они серьезно повреждают дорожное покрытие. Швейцарские ученые разработали шины со специальным рисунком и из специальной резины, которые не хуже, чем цепи, выручают автомобиль от «юза», заносов и прочих неприятностей, связанных с гоi22aлоледом. Однако новые шины полностью теряют свои качества при температуре от 0 до —2° С, и пока специалисты ничего не могут с этим поделать. ШВЕЦИЯ. Все увеличивающееся количество автомобилей и рост несчастных случаев заставили правительство всерьез заняться транспортными проблемами. По мнению министра транспорта Бу Турес-1 сона, необходимо безотлагательно провести целый ряд мероприятий, важнейшие из которых следующие: постоянный контроль за системами сигнализации всех видов транспортных средств; езда в любое время суток с зажженными фарами; улучшение средств регулирования движения на железнодорожных переездах; выделение государственных средств на строительство велодорожек. Для осуществления всего намеченного нужны большие ассигнования, но их не хватает. Уже сейчас разница между требуемыми и выделяемыми средствами составляет 630 миллионов крон.25