По письму приняты мерыВ «Справочной службе» мартовского номера за этот год журнал информировал читателей о недопустимости применения смазки ЛИТОЛ-24 для шаровых опор передней подвески «жигулей» взамен ШРБ-4. Узнав об этом, житель Горьковской области О. Куликов написал в редакцию, что в Арзамасе на передвижной станции обслуживания ВАЗа работники заправили шаровые опоры его машины ЛИТОЛом. Письмо было рассмотрено в производственном управлении «АвтоВАЗтехобслуживание». Нам подтвердили, что использовать ЛИТОЛ вместо ШРБ категорически запрещается. ЛИТОЛ предназначен для других узлов, он быстро вымывается и может снизить долговечность шаровых опор и шарниров рулевых тяг. Чтобы исключить случаи невыполнения заводских требований арзамасской ПСТО, Управление дало указание руководству горьковского спецавтоцентра о немедленном принятии соответствующих мер и строгом наказании виновных. Одновременно центру предложено проверить состояние опор автомобиля О. Куликова и при необходимости заменить. Управление приносит извинения за работников, допустивших техническую неграмотность.ПОПУТЧИКИРассказ быльИз проходной он вышел чуть позже обычного, когда схлынул поток рабочих. День выдался погожий. Солнце светило по-летнему ярко. То и дело с ним здоровались: «Привет, Сергеич!» Он машинально отвечал. Настроение у него было под стать погоде. Все складывалось так, как хотелось. Он шел и мысленно выстраивал цепочку планов на ближайшие дни. А сегодня надо съездить в Сызрань за помидорами... Занятый своими мыслями, он и не заметил, как дошел до гаража. По привычке проверил уровень масла, попинал колеса, включил указатели. Изъянов не нашел и пустил мотор. Заехал домой, переоделся в спортивные брюки и легкую рубашку. Перекусил. Взял двадцать рублей и вышел. На заправке долил в бак двадцать литров. Машинально прикинул — оставалось талонов еще литров на сто, беспокоиться не стоило. Решил сделать крюк по городу, чтобы объехать переезд. Не повезло, попал в затор. Выжидая, когда пробка рассосется, закурил. С тротуара к нему заглянуло молодое лицо. — Шеф, время есть? — А в чем дело? — благодушно откликнулся он. — Понимаешь, надо в Городище съездить, друга в армию провожаем. Может подбросишь? — А что ж такси? — Да отказываются! Мы малость уже выпили, они говорят — не положено. — И сколько же вас? — полюбопытствовал Сергеич. — Да вместе с другом четверо. Он вспомнил, как двадцать лет назад сам призывался в армию, почувствовал расположение. — Ну что жс вами поделаешь! Садитесь, довезу. На заднее сиденье сели трое. На переднее — самый старший, лет под тридцать. Спокойный, уравновешенный. Говорил медленно, чуть растягивая слова. Назвался Анатолием. Сказал, что сам шофер первого класса, участвовал в ралли. Следя за дорогой и слушая своего собеседника, Сергеич мысленно вернулся в Челябинск, откуда был призван. Вспомнил друзей, с которыми служил в армии. Стало немного грустно. Прослужили всего два года, тогда они казались вечностью. А вот минуло уже восемнадцать лет — и не заметил их. Да что говорить. Пятнадцать лет в одном цехе, инструментальщик до мозга костей. Пришел на завод слесарем. Потом стал мастером, потом начальником БТЗ. Закончил вечерний институт. Месяц назад стал заместителем начальника цеха. На работе его уважают. Дома тоже все в порядке. Вот осенью сын пойдет в десятый класс. Неплохой растет парень, хоть немного и тепличный... Мысли прервал неприятный звук, возникший где-то сзади справа. Колесо, что ли? Надо посмотреть. Свернул на проселок и остановился на лужайке за кустами. Вышел из машины, оглядел колеса — все в порядке. Может что в багажнике болтается? Открыл, нагнулся и... Сильный удар по голове замутил сознание. Сделал шаг в сторону, но небо закачалось, набежала земля, и он рухнул на траву. Мысли суматошно мелькают: «Надо встать, надо встать! Что же это происходит?!» Попробовал приподняться, повернул голову. Рядом сверкнул нож. «Бандиты! Как глупо, как все глупо!» Второй удар опрокинул на землю, и все исчезло... v Очнулся Сергеич от упругого свежего ветра, хлещущего в лицо. В голове шум, подкатывает тошнота. Долго не мог открыть глаза. Он попытался пошевелиться, ощутил острую боль в плече и пальцах правой руки и лишь теперь понял, что связан. Сознание прояснялось постепенно. Стал видеть все яснее, будто навели резкость. Постарался запомнить: «За рулем сидит старший, что назвался шофером. На левой руке наколка». Машина мчится стрелой. Скорость около ста двадцати, не меньше. Окна открыты (вот откуда ветер в лицо!). Чуть сбавив скорость, миновали Городище. Свернули с шоссе влево, в лес. Остановились. Командуют: «Выходи!» Сергеич вышел. Подошли двое: самый молодой, «допризывник», И' высокий с длинными рыжими космами. У рыжего в руках нож. Толкнули и повели в гору, в глубь леса. Шли недолго, у высокого дерева остановились. Рыжий скомандовал: «Садись!» Сергеич сел. Бандиты отошли чуть поодаль, стали совещаться. — Дали бы закурить, что ли! — не выдержал Сергеич. — Ого, очухался! — удивился «допризывник». — Тебе сигарету или «Казбек»? — Все равно. Рыжий прикурил сигарету и сунул Сергеичу в рот. — Что хотите со мной сделать? Рыжий скверно засмеялся: — Знаешь, как Христа распяли? Сергеич представил: к высокому дереву привязан полураздетый человек. Пока кто-то наткнется, сожрут живьем комары. Страшнее казни не придумать... — Так даже фашисты не делали! За что же казнить хотите?! — Заткни мурло! Приедут — решат, что с тобой делать. «Ага, — сообразил Сергеич, — значит, двое уехали куда-то на машине.— Без них не убьют. Еще поживем». . Ждали недолго. Вскоре послышался шум мотора. Его снова заставили встать и повели назад, к дороге. У машины бандиты коротко посовещались (слов он не разобрал), пихнули его на заднее сиденье. Снова мелькают встречные и обгоняемые. «Старший» гонит отчаянно, лезет напролом. У магазина останавливаются. Берут бутылку водки, две буханки хлеба, сало. Пьют. Потом «допризывник» по команде «старшего» остатками изорванной рубахи завязываетВСЕСОЮЗНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТпринимает студентов для обучения без отрыва от производства на 1-й и старшие курсы автомеханического факультета По специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» факультет готовит инженеров-механиков широкого профиля (техническое обслуживание и ремонт, перевозки) для работы в автотранспортных и авторемонтных предприятиях, НИИ, автошколах. По специальности «Автомобили и тракторы» — инженеров-механиков для работы в НИИ, проектно-конструкторскнх бюро автотракторных заводов, на заводах запасных частей автомобилей и тракторов. По специальности «Организация дорожного движения» — инженеров по организации и безопасности движения.Кроме того, ф акультет готовит ин женеров-механиков по специальностям «Двигатели внутреннего сгорания», «Строительные и дорожные машины и оборудование», «Подъемнотранспортные машины и оборудование».Прием заявлений на 1-й курс — с 20 апреля по 31 августа. Вступительные экзамены по математике (письменно, устно), физике (устное русскому языку и литературе (сочинение) по программам, опубликованным в справочнике для поступающих в вуз: с 15 мая по 10 сентября.Прием заявлений и зачисление на старшие курсы с1июля по 15 сентября.Зачисление в состав студентов 1-го курса с1 июня по 20 сентября.Филиалы автомеханического факультета находятся в городах: Губкине, Коломне, Ногинске, Орске, Подольске, Рязани. УКП — в городах: Воскресенске, Клину, Кольчугине, Конакове, Можайске, Москве, Таганроге, Щелкове, Ярославле. На московском УКП ив ногинском филиале имеются вечерние отделения по специальностям «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Подъемно-транспортные машины и оборудование» и «Строительно-дорожные машины и оборудование». Адрес института: 129278, Москва, И-278, ул. Павла Корчагина, д. 22.Начало занятий 1-го курса q1 октября.38 Сергеичу глаза, и его снова куда-то везут. Летят минуты. Он уже не может сообразить, куда они едут и сколько прошло времени. Потом чувствует, как машина сворачивает на проселок. По частым толчкам и поворотам догадывается, что опять приехали в лес. — Выходи! — командует кто-то. Повязку не снимают. Вылез. Они молчат. Делается жутко. Вертится одна мысль: «Куда ударят ножом?» Надо что-то делать, что-то говорить... — Если решили убить, дайте написать письма жене и сыну! (мелькает надежда: развяжут руки — можно еще дать бой). Не отвечают. Стукнул багажник. Вот щелкает домкрат. А, значит подвело-таки колесо! Кто-то подходит к Сергеичу, срывает повязку. Это четвертый, «крепыш». Трое — «допризывник», «рыжий» и «старший» бортуют колесо. У двоих в руках монтировки. Рядом в дерево воткнут его, Сергеича, рыбацкий топор. «Допризывник» и «рыжий» тяжело сопят. Эх, слабачки сопливые! Только бы руки развязали!.. «Старший» бросает колесо в багажник, берет топор. «Все, — понял Сергеич, — значит, топором. Сам точил, острый». Старший остановился. Потрогал лезвие. Подумал. Повернулся и бросил топор в багажник. Все собираются у машины. Идет совет. — Ага! — появляется в голове Сергеича ликующая мысль. — Убить-то не решаетесь! Не так это просто! Он слышит только обрывки фраз. «Крепыш» давит на «рыжего»: «Метни перо и поехали!» «Рыжий» мотает головой. «Старший» рычит на него. Но тот стоит на своем. «Тогда я не поеду!» — долетают до Сергеича его слова. И «рыжий» уходит по дороге. Оставшиеся о чем-то шепчутся. Потом «допризывник» подбегает и молча связывает Сергеичу ноги. Спешит. Заводят мотор, хлопают дверками и уезжают в ту сторону, куда пошел «рыжий». Все. Один. Пусто и тихо. Несколько минут он еще сидит не шевелясь. Буйное чувство радости переполняет его. Потом приходит желание действовать. «Прежде всего подальше от этого страшного места, — думает Сергеич. — Надо освободиться от веревок. Чем это они связали руки? А, шнур от лодки! Крепкая штука, не. порвешь. Значит, надо пробовать стянуть». Напрягся. Заломило плечо, острая боль обожгла кисть правой. Пальцами левой стал тянуть петли. Вроде поддается. Но там еще и тесьма, под шнуром. Еще усилие. Пошло. Точно пошло! Черт, как же больно! Закусил губу, стало жарко. Спокойнее, без рывков. Так, еще немного. Медленнее, медленнее, чтобы привыкнуть к боли. Надо, надо освободиться! В руках бандитов отличный автомобиль, они же черт знает что натворят! Еще усилие. Петля сползла на пальцы. Теперь проще. Стащил тесьму. Руки свободны! Тут же понял, что правая почти не действует и ничего не чувствует. Ничего. Развязать ноги можно и одной левой. Узел. Другой. Свободен. Теперьскорее отсюда. Как бы не вернулись.* * *— Встать! Суд идет! Зал колыхнулся, захлопал откидными стульями. Потом замер в напряжении. В первом ряду стоял высокий крепкий мужчина. Он, казалось, внимательно вслушивался в слова приговора. Но мысли его были далеко. Сколько упреков и слов осуждения услышал он от друзей и знакомых тогда, после того дикого случая! «Зачем посадил», «Всех не увезешь», «Все благородство показываешь», и еще многое в этом же роде говорили ему. Но он не мог, не хотел согласиться с теми, кто так говорил. Ему вспомнился другой случай, который произошел с ним же в самом начале его водительской практики. Ехал он тогда к родственникам. Проколол колесо. Поставил запаску — через 30 километров проколол и ее. Не имея опыта, изорвал обе камеры, пока ремонтировал колеса. Три часа «голосовал». Наконец остановились «Жигули». И пожилой человек дал ему камеру, помог забортовать колесо. Написал свой адрес и протянул листок: «Пришлешь камеру по почте, а то у меня другой нет». И еще был случай, когда уже он выручил другого. Дело было в пятницу. Направлялся он к заветным местам, где привык рыбачить. В сумерках в свете фар увидел: на обочине двое дюжих парней держат под руки девушку и отчаянно машут руками. Он остановился. — Друг! — бросился один к машине, — .жена заболела, нужно срочно в больницу. Пожалуйста, не откажи! Мы заплатим, сколько скажешь!.. Он тогда скверно себя чувствовал, здорово устал. Да и темно уже было. А до больницы километров пятьдесят. — Садитесь, — сказал он. И повернул к больнице. Когда подъехали, он уже так выдохся, что тут же откинул сиденье, лег и уснул. Его разбудили на рассвете. Вышел из машины. Парни бросились навстречу. — Дружище, спасибо! — парень сжал его в объятиях. — Доктор сказал, что все решили минуты. Чуть бы опоздали и... Короче, спасибо, друг! Век буду помнить! Другой протянул десятку: — Возьми, честно заработал! Он до сих пор помнит, как полыхнуло тогда его лицо. Сдержав себя, он взял деньги, повернулся к счастливому мужу, сунул их ему в карман: — Утром достань цветы и отнеси жене. Понял? Все трое неловко замолчали, а потом громко рассмеялись. В тихий предутренний час у больницы это было чуть ли не кощунственно. Но они смеялись в полный голос, и им по-человечески было легко и хорошо. И вот теперь, слушая и не слушая голос судьи, он вспоминал обо всем этом и думал: «А как же все-таки? Как должны относиться друг к другу водитель и человек на обочине с поднятой рукой? Водитель и тот, кого мы называем хорошим словом попутчик?» Г. СТЕПАНЕНКОЭКЗАМЕНН А дамыОтветы на задачи, помещенные на стр. 29 Правильные ответы — 1, 4, 5, 8, 12, 13, 15, 19, 21, 23. I. Указательный знак, который вы видите на рисунке, говорит о том, что любой водитель, подъехавший к сужению дороги с этой стороны, пользуется преимуществом перед встречными транспортными средствами (пункт 33, 4.7). Не забудем, что к водителям Правила дорожного движения приравняли и лиц, управляющих гужевыми повозками (пункт 9). II. Табличка под знаком «Движение легковых автомобилей» не говорит о том. что этим транспортным средствам надо двигаться только направо. Она указывает лишь направление действия самого знака (пункт 35, 5.3). III. В задаче двое водителей находятся на главной дороге, а двое других — на второстепенной. Стало быть, первые перед вторыми независимо от направления движения пользуются преимуществом, а между собой руководствуются правилом «правой руки». Таким же образом устанавливают очередность между собой водители на второстепенной дороге (пункт 112). IV. Показанный на рисунке предупреждающий знак говорит о том, что оба водителя находятся на дороге с односторонним движением (пункт 24, 1.18). Поэтому водитель автомобиля выполняет поворот неправильно — он не занял крайнего левого положения на проезжей части (пунк 87). V. Останавливаться на левой стороне дорог, имеющих по одной полосе для движения в каждом направлении, в виде исключения разрешено лишь в населенных пунктах (пункт 99 «а»). Однако знак 4.5 б указывает на то, что в данном месте правила движения по населенным пунктам не действуют, а поэтому остановка здесь запрещена (пункт 33, 4.5 б). VI. Водитель грузовика не должен своим маневром создавать помехи движению других водителей (пункт 85). Сама подача предупредительного сигнала никаких преимуществ проезда ему не дает (пункт 70). Ведь водитель легкового автомобиля начал обгон, когда полоса, на которую он хотел выехать, была свободна, и он имеет право на завершение маневра. V II . Водитель автобуса не имеет помехи справа и потому может начать поворот. Но каждый поворачивающий налево обязан пропустить движущегося со встречного направления прямо и направо (пункт 113). Стало быть, первым проедет легковой автомобиль, затем автобус ив последнюю очередь велосипедист. V III . Если у автомобиля неисправен руль, то буксировать его со скоростью выше 30 км/ч нельзя (пункт 142 «ж»). В то же время знак, показанный на рисунке, предписывает двигаться со скоростью не меньше 50 км/ч (пункт 30, 3.7). IX. Если у водителя даже первого или второго класса нет, как минимум, трехлетнего непрерывного стажа работы, то он не имеет права перевозить пассажиров в кузове грузового автомобиля (пункт 148). X. При сильных ушибах грудной клетки и переломах ребер человеку трудно дышать. Чтобы облегчить его положение, надо перевозить пострадавшего сидя или полулежа.РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ В связи с 50-летием журнала и награждением его орденом Трудового Красного Знамени в адрес редакции посту- • пили поздравления от союзных и республиканских министерств, комитетов ДОСААФ , общественных организаций, автомобильных и мотоциклетных заводов, автотранспортных объединений, институтов, конструкторских бюро, органов ГАИ, многочисленных читателей. Редакция сердечно благодарит всех, кто поздравил журнал.39