16
17
Грузопассажирские машины луцкого завода пока еще мало знакомы автолюбителям. Их производство начато сравнительно недавно, а в индивидуальном пользовании находится всего несколько тысяч. Но, несмотря на это, редакционная почта регулярно приносит' письма с вопросами от владельцев луцких джипов. Они, естественно, касаются устройства, эксплуатации, гарантийного ремонта. Мы попросили ответить на них начальника отдела технического контроля ЛуАЗа А. М. МИЩЕНКО и главного конструктора завода Л. С. ПЕРЕЛЯ. Напомним, что описание ЛуАЗов было опубликовано в журнале: модели «969» — в № 3 за 1974 год, а «969А»— в № 10 за 1975 год. Попутно отметим в вышедшие в последнее время каталог деталей автомобиля (издательство «Реклама», Киев, 1977) и цветные плакаты по устройству машины (издательство «Транспорт», Москва, 1976), в которых владельцы ЛуАЗов найдут иного интересующих их сведений.В письмах читателей часто встречает:я вопрос (его задают В. Алексеичев из Киева, А. Петрунин из Ивановской области, Я. Сердюк из Полтавы и другие) о надежности автомобиля. Он естествен, поскольку ЛуАЗ—969А смогли оценить в длительной эксплуатации еще не многие автомобилисты.14 ответов на вопросыются меры и по расширению сети гарантийного обслуживания в районах Средней Азии и Подмосковье, а также по улучшению снабжения гарантийных пунктов запасными частями. Что касается технологических карт на ремонт и прейскуранта цен на техническое обслуживание, то они сейчас разрабатываются.А как обстоит дело с приобретением запасных частей? Этим вопросом, в частности, интересуется В. Зелепукин из Алтайского края. узнать, какой должна быть оптимальная величина зазора между резиновым буфером подвески и площадкой на рычаге подвески, в которую упирается буфер.Запасные части завод поставляет на базы всесоюзного объединения «Сельхозтехника» (для государственных машин) и в розничную торговую сеть, куда и следует обращаться.Пожалуй, наиболее часто встречается вопрос, как заменить 30-сильный двигатель ЛуАЗ — 969 40-сильным. Он волнует А. Рурского из Павлодарской области, Н. Хаиретдинова из Кортнеросского района Коми АССР и ряд других читателей.Высокие надежность и проходимость ЛуАЗ—969А были продемонстрированы во время пробега группы автолюбителей из Петропавловска-Камчатского по маршруту Луцк—Владивосток протяженностью 15 тысяч километров. Участники пробега, стартовавшего в конце 1976 года, шли по трудным дорогам Забайкалья, через пустыни и горные перевалы Средней Азии. Часть маршрута пролегла по бездорожью. И в столь сложных условиях автомобили зарекомендовали себя надежными.Немаловажное значение для безупречной работы машины имеет своевременное ее обслуживание. Пока сервис ЛуАЗов, как считают наши читатели, развит слабо. Н. Харциев из Краснодарского края просит в связи с этим сообщить, какие предпринимаются меры, чтобы изменить положение к лучшему.Поскольку у ЛуАЗ—969А одновременно с установкой 40-сильного двигателя подверглись конструктивным изменениям картер сцепления, детали рулевого управления, щит передка с отопителем, воздушный фильтр, поддон двигателя, выпускная система, колесные редукторы, то замена 30-сильного двигателя повлечет за собой довольно серьезные переделки. В кустарных условиях их выполнить весьма сложно, и заменить прежний двигатель более мощным своими силами невозможно.То, что двигатель с воздушным охлаждением, будь он 30-сильным или 40-сильным, работает шумно, это известно. А что делает завод, — спрашивает В. Шигарев из Омской области, — по снижению уровня шума других агрегатов, и прежде всего трансмиссии?Заводом заключены договоры на гарантийное обслуживание машин ЛуАЗ—969 со станциями технического обслуживания в Алма-Ате, Бельцах, Горьком, Запорожье, Киеве, Краснодаре, Куйбышеве, Ленинграде, Москве, Луцке, Минске, Саратове, Тбилиси, Уфе, Хабаровске, Харькове. ПринимаМногие читатели просят рассказать об охлаждающей жидкости ТОСОЛ, применяемой в системе охлаждения двигателей ВАЗ и других марок. Что это за жидкость, можно ля ее приготовить в домашних условиях, как ею пользоваться, чем заменить? Предлагаем ответы на эти вопросы, полученные с Волжского автозавода, на Всесоюзного государственного хозрасчетного объединения по производству товаров бытовой химии — «Союзбытхим» и с завода—изготовителя ТОСОЛа.За последние четыре года завод вместе с НАМИ провел большие экспериментальные работы в этом направлении. Мы принимаем меры по дальнейшему снижению шумности. Так, ввели алмазное хонингование зубьев колесных редукторов, систему выпуска с пониженным уровнем шума, менее шумные шины модели ИВ-167.Подчас владельцы ЛуАЗов сетуют не только на шумную работу агрегатов. П. Капралов из Саратовской области жа ­ луется, что на его машине «просели» торсионы подвески, и в связи с этим хочетЭтот зазор составляет для снаряженного автомобиля 13—18 мм (передняя подвеска) и 23—28 мм (задняя подвеска). В ходе эксплуатации в торсионах могут возникнуть остаточные деформации, и величина зазоров станет меньше приведенных данных. Это недопустимо. Что делать в таком случае? Рекомендуем переставить торсионы. Поскольку подвеска с таким упругим элементом на отечественных автомобилях редкость, поясним подробнее, как выполнять перестановку. Сначала надо поднять машину на домкрате, потом отсоединить полуось от вилки карданного шарнира у колеса. Затем следует вдвинуть полуось в дифференциал и скрепить ее с кузовом. Далее, отсоединив амортизатор от рычага подвески, отвернуть болты, фиксирующие торсион во втулках оси и рычага подвески. После этого уже ничто не мешает извлечь торсион. Делают это посредством болта, ввернутого предварительно в специальное отверстие в торсионе. После всего этого расположим рычаг подвески таким образом, чтобы установленная на нем ось пальца для ограничителя хода колеса оказалась примерно на 10—15 мм ниже ограничителя. Тогда, медленно поворачивая торсион относительно оси, вставим его в шлицы втулок оси и рычага. А чтобы шлицы совпали, можно одновременно с торсионом немного (на 1—2°) повернуть и рычаг подвески. Установив на место торсион, опустим автомобиль и проверим величину зазора между буфером и его опорой на рычаге. Если она лежит в допустимых границах — поставим все детали на место и затянем крепежные соединения.У Н. Чумаченко из Волгоградской области просьба менее сложная с технической точки зрения. Он озадачен внезапным выходом из строя резинового защитного чехла дифференциала и хочет выяснить, к ак своевременно обнаружить эту неисправность.Всем автомобилистам знакомо слово «антифриз», образованное от английского «фриз» (замерзать) и приставки «анти» (против). В современном понятии незамерзающие жидкости (антифризы) — это растворы различных спиртов, солей и других соединений в воде. Отечественная промышленность выпускает несколько марок антифризов, разделенных по температуре кристаллизации на две группы — «40» и «65». Все они изготовлены на основе этиленгликоля (двухатомного спирта) с добавлением различных антикоррозионных, антивспенивающих, моющих и других присадок. Самый сложный по составу — ТОСОЛ-А, обладающий наиболее высокими эксплуатационными показателями. Благодаря этому на ВАЗе им заправляют двигатели всех машин, и заводские конструкторы не рекомендуют заменять его антифризами других марок или смешивать с ним. Технологический процесс изготовления ТОСОЛа-А предусматривает последовательное введение присадок в этиленгликоль, растворенный в дистиллированной воде, а затем тонкую фильтрацию на намывном фильтре с перлитом. Готовый продукт обязательно проходит анализ, определяющий коррозионное воздействие на различные металлы, вспениваемость, набухаемость резин и т. д. Изготовить ТОСОЛ-А и проверить его качество в домашних условиях, как предлагают некоторые читатели, невозможно. ТОСОЛ выпускается в трех видах: концентрат ТОСОЛ-А и два его водных раствора, готовых к употреблению, — ТОСОЛА40 и ТОСОЛ-А65. В любом виде он должен быть прозрачным. В прежние годы он имел оттенки от светло-желтого доАнтифриззеленоватого. Когда же практика показала, что следить за уровнем такой жидкости, находящейся в расширительном бачке, не очень удобно, стали вводить в состав жидкостей нейтральный краситель, придающий концентрату и ТОСОЛуА40 голубой цвет, а ТОСОЛу-Аб5 — красный. Эксплуатационные свойства окрашенного и неокрашенного ТОСОЛа одной концентрации одинаковы и при смешивании не изменяются. При самостоятельном составлении раствора из концентрата ТОСОЛа-А следует пользоваться таблицей 1. Волжский автозавод ограничивает срок службы ТОСОЛа, заливаемого в двигатель. Объясняется это тем, что присадки с течением времени подвержены самопроизвольному распаду. Концентрация их снижается, ухудшая соответствующие свойства антифриза. Опытным путем установлено, что он надежно работает два года, а при интен-16 по луцким джипамРазрывы чехла происходят обычно после длительной стоянки машины или после езды в холодное время по замерзающей грязи. Чехол «прихватывает», и при троганье с места он рвется. Поэтому рекомендуем перед выездом проверять от руки легкость вращения подшипников полуоси.Тот же тов. Чумаченко спрашивает, отражается ли на долговечности автомобиля езда по асфальтированным дорогам с включенным приводом заднего моста и заблокированным дифференциалом.Да, долговечность узлов трансмиссии при постоянной езде по шоссе с включенным задним мостом уменьшается, так как в них появляются дополнительные нагрузки. При гололеде или дожде, то есть когда дорога скользкая, привод на задние колеса включать полезно — четыре ведущих колеса уменьшают вероятность заноса. А в общем, отвлекаясь от этого случая, привод на все колеса нужен только при езде по труднопроходимым дорогам. Блокировать же дифференциал рекомендуется исключительно в тяжелых дорожных условиях.Поскольку речь зашла о приводе к колесам, остановимся на просьбе В. Долина из г. Хотьково Московской области разъяснить, почему у всех джипов в приводе к передним колесам применяют шариковые шарниры равных угловых скоростей, а на ЛуАЗ — 9 69А — простые карданные.приводе передних колес. Вспомним, в годы Великой Отечественной войны отдельные партии «виллисов» были оснащены как раз обычными карданными шарнирами вместо шариковых. Некоторые автохозяйства заменяют на ГАЗ—69 вышедшие из строя шариковые шарниры простыми карданными сочленениями. Исследования в этой области («За рулем», 1968, № 4) показали, что такая замена допустима. Поэтому едва ли оправданы опасения в долговечности шарниров в приводе передних колес на ЛуАЗ—969А.А каков вообще моторесурс силового агрегата, редуктора заднего моста, колесных редукторов ЛуАЗ —969А до первого капитального ремонта? — интересуется О. Пуртов из Бердска.Перечисленные в вопросе агрегаты и узлы ЛуАЗ—969А должны прослужить до первого капитального ремонта не менее 50 тысяч километров, если, конечно, строго соблюдается порядок эксплуатации и обслуживания машины.Ф. Томилин из Винницкой области, В. Зелепукин из Алтайского края, некоторые другие владельцы ЛуАЗов интересуются, к ак изменить количество топлива, подаваемого в отопитель.Шарниры равных угловых скоростей (шариковые, сухариковые, с двойным карданом) в приводе передних ведущих колес необходимы легковым автомобилям, которые работают на дорогах с твердым покрытием. В этих условиях сцепление колес с дорогой довольно высоко и пробуксовка колес минимальна. Пару трения «шина—дорога» можно ведь рассматривать как своего рода фрикционную муфту. На шоссе она работает с большим запасом, а на грунте, снеге, песке, где сцепление хуже, проскальзывает, предохраняя от излишних внутренних нагрузок детали привода колес, в частности шарниры равных угловых скоростей. Практика подтвердила этот вывод. Джипы, рассчитанные главным образом на грунты с плохим коэффициентом сцепления, можно эксплуатировать с обычными карданными шарнирами вЧтобы увеличить количество бензина, подаваемого в отопитель, следует поднять уровень топлива в поплавковой камере регулятора подачи, уменьшитьпоступить наоборот. Эту операцию советуем провести на ближайшей СТО.П. Капралов из Саратовской области хочет узнать, допустимо ли заправлять коробку передач ЛуАЗ — 9 69А «жигулевским» маслом.Да, в коробке передач можно использовать масло ТАД-17 или ТАД-17И.И еще один практический вопрос — его задает В. Зелепукин: чем нужно пропитывать ткань тента, чтобы повысить срок службы?Пропитывать ткань тента никакими составами не следует. Срок его службы достаточен для пробега машины до первого капитального ремонта (75 000 километров). Он так и рассчитан, чтобы заменить тент при ремонте.Многие письма содержат просьбу рассказать о новой модели луцкого джипа, в частности такой вопрос задает И. Баранов со станции Сусанине Ленинградской области.Автомобиль ЛуАЗ—969М представлядостаточной точностью удовлетворяющее все марки антифризов, приведено в таблице 2. При пониженной плотности антифриза в него добавляют концентрат ТОСОЛа (можно долить и ТОСОЛ-Абр, но его потребуется несколько больше). При повышенной — добавляют дистиллированную или кипяченую воду. Автомобилисты, пользующиеся ТОТАБЛНЦА 1 Весовое соотношение (в скобках — объемное для ТОСОЛа-А65 и ТОСОЛа-А40), % ТОСОЛ-А 100 80 70 65 (62) 60 56 (53) 50 40 дистиллированная вода 0 20 30 35 (38) 40 44 (47) 50 60ет собой дальнейшую модернизацию модели ЛуАЗ—969А. В его конструкции учтены многие пожелания и рекомендации владельцев луцких машин, устранены отдельные недостатки. В нынешнем году завод приступает к выпуску ЛуАЗ—969М (подробный материал об этой машине будет помещен в одном из ближайших номеров журнала — ред.). В дополнение к ответам заводских работников считаем нужным обратить внимание на следующее. Владельцы ЛуАЗов, находящихся в личном пользовании, запчасти для своих машин, как и для любого другого личного автомобиля, могут приобрести только в специализированных автомагазинах и магазинах, находящихся на СТО. Организации «Сельхозтехники» обслуживают лишь государственные машины. Ни редакция, ни завод-изготовитель не получают сведений о наличии в продаже в данный момент тех или иных запчастей или каких-либо других автомобильных товаров. Необходимые справки на этот счет надо наводить в торгующих организациях. Несколько слов относительно применяемых масел. Силовые агрегаты на автомобилях ЗАЗ и ЛуАЗ во многом схожи по конструкции. И для их эксплуатации требуются одинаковые моторные масла. Целесообразно напомнить их марки: всесезонные М-10ГИ, М-8В„ M-eBjy, АС-8; летние М-12ГИ, М-12Г,; зимние М-8ГИ, М-8Г,. О том, каким из них отдать предпочтение, как часто заменять, мы подробно рассказали на 157-м заседании «Клуба» («...Чтобы «ходить», «За рулем», 1977, № 8). Общеизвестно, что для правильной эксплуатации автомобиля его владельцу нужна техническая литература. Ее можно заказать в магазинах «Книгапочтой» (их адреса публиковались в № 10, 11, 12 журнала за 1974 год). Но она, как правило, на прилавках долго не залеживается. Особенно это относится к каталогам деталей автомобилей, цветным плакатам по устройству. «Книга—почтой» нужное издание, естественно, вышлет только в том случае, если оно есть в продаже. Не удастся достать книгу — не отчаивайтесь. В каждом городе, селе, поселке есть библиотеки, читальни, они могут при необходимости сделать заказ в межбиблиотечном абонементе.ТОСОЛ-Асивной эксплуатации — в течение 60 000 километров пробега. Возможность дальнейшего использования ТОСОЛа можно определить только лабораторным путем. При хранении в темном прохладном (не ниже —10° С) месте в ненарушенной заводской герметичной упаковке антифриз этой марки не теряет своих качеств в течение двух лет. Характерным показателем любого антифриза, определяющим температуру кристаллизации, является его плотность, то есть вес одного кубического сантиметра продукта. Ее можно замерить при помощи ареометра или взвешиванием точно отмеренного объема 1000 см3 жидкости. Эксплуатационная плотность антифриза ТОСОЛ-А40 при 20° С3 находится в пределах 1,078—1.085 г/см , ТОСОЛ-А65 — 1,085—1,095 г/см3. Соотношение между плотностью, температурой кристаллизации антифриза и концентрацией этиленгликоля в нем, сСОЛом или другими антифризами, должны знать, что этиленгликоль и его водные растворы ядовиты для человека. Отравляющее действие их проявляется только при попадании в желудочно-кишечный тракт. Поэтому для работы с антифризом специальные меры защиты кожи и дыхательных путей не нужны. Но по окончании работ руки надо тщательно вымыть.ТАБЛИЦА 2 Концентрация этиленгликоля, % 26,4 36,4 45,6 52,6 58,0 63,1 65,3 72,1 78,4 85,4 93,0 97,8 Плотность, г/см 3 1,034 1,051 1,063 1,071 1,078 1,083 1,086 1,092 1,098 1,104 1,110 1,112 Температура кристаллизации, °С — 10 — 20 — 30 — 40 —50 —60 —65 —60 —50 —40 —30 — 20Температура кристаллизации, ниже 0°С21,5 45 49 65 52 40 35,3 2417