24
25
«...И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО»Под таким заголовком в январском номере «За рулем» была опубликована статья с критикой ненужного, порой вредного для безопасности движения украшательства автомобиля нелепыми сувенирами, рекламными надписями, безграмотного «усовершенствования» конструкций машин. На это выступление активно откликнулись многие читатели журнала. ...По улицам Таганрога мчатся «Жигу• ли», с заднего стекла которых сурово смотрит офицер гитлеровской СД в полной форме. Едущие позади водители подтягиваются, чтобы получше рассмотреть это неожиданное явление, и лишь в непосредственной близости выясняют, что это портрет популярного артиста В. Тихонова в роли Штирлица. Д и ­ станция безопасности нарушена, если идущий впереди резко затормозит — получится «куча мала». Об этом факте написал в редакцию ростовчанин А. Соколовский. Об изображениях С. Есенина и других портретах на заднем стекле личных автомобилей сообщают Б. Чудаков из Михайлова (Рязанская область), другие читатели. Любители подобных «выставок» подвергают опасности и себя и окружающих, справедливо указывают авторы писем. Они не только отвлекают внимание следующих позади, но и самим себе ограничивают обзор. В этой связи уместно напомнить, что среди характерных особенностей XX века, помимо массовой автомобилизации, фигурирует «информационный взрыв». Даже узким специалистам стало трудно уследить за обилием быстро множащейся научной и технической информации. Серьезной проблемой стало рассмотреть и не упустить в этих информационных потоках главное для своей профессиональной деятельности. Нечто подобное происходит и на автомобильных дорогах. Интенсивность движения быстро растет, все больше информации приходится поглощать человеку за рулем. Он должен учитывать изменения ситуаций в транспортном потоке, прогнозировать возникновение опасных положений и для этого следить за дорожными знаками, сигналами светофоров и регулировщиков, за поведением пешеходов вблизи проезжей части, реагировать на многое другое, причем в считанные секунды, а то и доли секунды. А поскольку способность человека воспринимать и перерабатывать информацию далеко не безгранична, актуальным стал вопрос о всемерном ограничении ее, возможном устранении из поля зрения водителя всего, без чего он может обойтись. С обочин дорог стали исчезать нарядные транспаранты, начало сокращаться до действительно необходимого минимума количество дорожных знаков у перекрестков, принимаются и разрабатываются другие меры для уменьшения нервной нагрузки на работающих за рулем. А тут новый враг — мода на бездумные украшения в автомобиле. «Мельтешащие перед глазами сувениры и качающиеся ладони на стеклах машин, изображения красоток, портреты, надписи и эмблемы иностранных фирм отвлекают внимание водителей и поэтому опасны», — пишут О. Андронов из Баку, П. Скидан из Донецкой области, М. Бейсик из Севастополя и многие другие. Встречаются и возражения. Военнослужащий А. Клоков рекомендует, например, наладить массовый выпуск качающихся ладоней, чтобы они стали привычными и не отвлекали ничьего внимания. Зачем они вообще нужны, он не пишет. Л. Брызгунов пытается более аргументированно отстоять свою точку зрения. На него произвел впечатление внешний вид машин, участвующих в международных соревнованиях, и ему кажется, что различные вымпелы и наклейки пропагандируют автоспорт, а украшение машины множеством эмблем и этикеток — столь же достойное увлечение, как коллекционирование почтовых марок. В связи с этим уместно напомнить, что не из любви к искусству превращают зарубежные гонщики свои машины в выставку на колесах. Эта реклама солидно оплачивается заинтересованными фирмами, имеет свой материальный смысл, а копирование таких надписей и эмблем уже бессмыслица, сравнимая, скажем, с таким малопочтенным увлечением, как татуировка. Говорят, что о вкусах не спорят. Это справедливо, если вкусы не входят в противоречие с интересами окружающих, не вредят обществу. Человек может, скажем, оклеить изнутри крышу салона своего автомобиля множеством винных этикеток. Это будет безобидным персональным чудачеством. А вот залепленные стекла — это уже не безопасно. Такие вкусы нужно перевоспитывать. Тут сходится подавляющее большинство наших читателей. Они считают, что воспитательная работа должна начинаться на водительских курсах, в автошколах и продолжаться в обществах автомотолюбите-Аварии и болезниСпустя три месяца после перенесенного инфаркта водитель решил провести отпуск, как и прежде, «на колесах». Ни у родных, ни у знакомых такой поступок не вызвал возражений. Болезнь вроде бы позади, а тут уж у врачей обычно советов не спрашивают, и действительно, все вначале обстояло благополучно — никаких отклонений от нормы. Катастрофа случилась неожиданно: мгновенная смерть прямо за рулем. Причиной ее, как установила судебно-медицинская экспертиза, явился повторный инфаркт миокарда. Казалось бы, нелепый случай. Накануне поездки не было никаких физических и эмоциональных перегрузок, которые как-то объясняли бы такой исход. В чем же дело? А в том, что само управление автомобилем в наши дни, в довольно сложных условиях стало нелегкой, напряженной работой, требующей отводителя не только мастерства, но и хорошей физической выносливости, крепкого здоровья. Увы, многие автолюбители, полагая, что водить автомобиль один из видов отдыха, не отдают себе отчета, что это и тяжелый труд. Это, мол, просто приятно для разрядки «прокатиться», невзирая на усталость и даже, может быть, легкое недомогание. Специальные исследования, сама жизнь опровергают это мнение. Конечно, сейчас стали уделять больше внимания контролю за самочувствием водителей. Обязательные предрейсовые осмотры, проводимые в крупных автотранспортных предприятиях, по общему мнению, явились эффективной мерой. Однако значительная часть водителей сама себе ОТК. Как известно, состояние здоровья индивидуальных владельцев автомобилей, водителей в мелких автохозяйствах, сельских механизаторов ежедневно медиками не контролируется. И именно они зачастую оказываются виновниками каких-то странных, на первый взгляд, дорожно-транспортных происшествий. В соответствии с требованиями правил движения эти водители сами должны оценивать свои возможности перед выездом. Почувствовав недомогание, надо отложить поездку, обратиться к врачу. В большинстве случаев так и поступают, если налицо все признаки заболевания — повышенная температура, озноб, кашель и т. д. Между тем есть такие болезни, которые сразу не распознать. Они могут протекать незаметно, без особых проявлений и ощущений. Прежде всего это сердечно-сосудистые, нервные и эндокринные заболевания. Доказано, что в определенных ситуациях на дороге довольно серьезные нарушения кровообращения могут возникнуть даже у совершенно здорового водителя. А для патологически измененной сердечно-сосудистой системы, особенно при ишемии и гипертонии, управление автомобилем порой создает непосильные нагрузки. В таких условиях предотвратить приступы .этих заболеваний невозможно. И в подавляющем большинстве они заканчиваются потерей сознания или внезапной смертью. Чтобы не быть голословными, приведем примеры из экспертной практики. Автолюбитель 54 лет отправился на «Жигулях» за город. Там как следует потрудился — накосил несколько мешков клевера. Возвращаясь домой, внезапно умер за рулем на полном ходу автомобиля. Причина смерти — ишемическая болезнь сердца, не распознанная при жизни. Не зная о ней, человек вел активный образ жизни, совсем не обращался к врачам. И вот такой финал. В другом случае на ровной и пустой дороге «Волга» вдруг без всяких видимых причин отклонилась влево, пересекла полосу встречного движения и, выехав на левую обочину, врезалась в стоявший там грузовик. Оказалось, 39-летний водитель внезапно потерял сознание.24 лей. Разбор опасных ситуаций и аварий, прямой или косвенной причиной которых стала плохая обзорность или диковинный вид машины, помогут в атмосфере товарищеской критики не столь уж многочисленным «украшателям» более уважительно относиться к собственной машине ик остальным участникам движения. Больше разногласий вызвало применение зеркальной пленки на заднем стекле. Общее мнение оппонентов выражено в письме В. Потехина из Новороссийска: «Зеркальная пленка имеет ряд положительных свойств. Ночью идущая следом машина не ослепит вас через зеркало заднего вида, а в жаркий солнечный день она настоящее спасение от пекла на заднем сиденье». Возражения о том, что зеркальная пленка закрывает едущим сзади обзор сквозь салон легкового автомобиля, автор письма считает недостаточно убедительными. Вопервых, если впереди идет грузовик или автобус, сквозь них тоже ничего не увидишь; во-вторых, при нормальной дистанции безопасности «мертвая зона» впереди легковой машины невелика, поэтому ее заднее стекло не «свет в окне» для идущего следом. Подобные доводы можно было бы принять во внимание, если бы зеркальный слой напылялся на стекло как в солнцезащитных очках и сочетался с такой же прозрачностью, но на деле до этого далеко. Специалисты считают, что ив ясный день зеркальная пленка сильно ухудшает видимость из салона автомобиля назад, а в сумерки и ночью сводит ее почти до нуля. Кроме того, плоская пленка, плохо сочетаясь со сферической поверхностью стекла, образует неряшливые складки и поэтому не украшает машину, а выглядит «бельмом на глазу». А при определенных условиях зеркальная пленка может отражать слепящие световые блики, что мешает едущим сзади. Нередко у заднего стекла можно увидеть декоративную решетку из разноцветных пластмассовых шнуров. Защитников этой моды среди авторов писем не оказалось. А. Иванцов из Перми, каки другие читатели, пишет: «Такие решетки почти полностью закрывают обзорность, а в морозные дни способствуют быстрому запотеванию заднего стекла. Зачем они выпускаются промышленностью?» Резонный вопрос. Известно, какую опасность для стекол фар представляет выброс гравия и камней из-под колес идущей впереди машины. В качестве защитного средства в продаже появились пластмассовые непрозрачные и прозрачные бесцветные и желтые колпаки для фар. В. Хроменков из Кривого Рога приобрел такой комплект, но Госавтоинспекция предложила его снять. С этим же столкнулись москвич И. Кудрявцев, некоторые другие читатели. Причину нам объяснили специалисты из НИИавтоприборов. Оказывается, даже прозрачные пластмассовые коЛпаки значительно уменьшают силу света фар и существенно перераспределяют световой поток. Может быть, применять их днем? Непрозрачными колпаками нельзя пользоваться и днем, потому что свет фар всегда должен быть наготове, он может понадобиться в тоннелях, под мостами и путепроводами, при внезапных изменениях освещенности. Рижанин А. Зверев спрашивает в своем письме, зачем выпускаются габаритные «усы», если они представляют опасность для пешеходов. Тут, как нам объяснили специалисты, имеет место недоразумение между поставщиком и потребителем. Завод рекомендует устанавливать «усы» вертикально вниз на концах переднего бампера, для чего нужно сверлить дополнительные отверстия. Покупатели используют имеющиеся в бампере технологические отверстия, из которых «усы» торчат в стороны и поэтому могут бить по ногам пешеходов. В других письмах относительно позиций промышленности были высказаны более обоснованные недоумения. Р. Данилюк из Владимира-Волынского, Л. Абрамова из Кирочоградской области, многие другие читатели спрашивают, почему не очень прозрачные колпаки для фар, качающиеся ладони и множествобесполезных в автомобиле сувениров выпускается без согласования с Госавтоинспекцией. По этому поводу следует сказать, что и вездесущая ГАИ не в состоянии контролировать производственные задумки великого множества больших и малых предприятий. Существует порядок, согласно которому предприятия, наметившие выпуск новинок, должны представить их на оптовых торговых ярмарках, согласовать технические условия на изделие с заинтересованными организациями и органами контроля (в данном случае — с Госавтоинспекцией) и только после этого разворачивать производство. Однако работники ВНИИ БД, представляющие в таких случаях ГАИ, сообщили редакции, что на выпуск подвергнувшейся критике продукции они ни разу «добро» не давали. По-видимому, настала пора строже решить этот вопрос централизованным порядком и установить, что все выпускаемое для автомобиля не должно быть неожиданностью для Госавтоинспекции. Правовую сторону вопроса затрагивают в своих письмах воронежёц А. Чееноков, М. Байсик из Севастополя, Н. Четвергов из Ельца, другие читатели. Смысл их предложений сводится к тому, что, если не действуют убеждения, пора и власть употребить. Они считают, что Госавтоинспекция должна запрещать пользоваться украшениями и дополнениями, отрицательно сказывающимися на безопасности движения, штрафовать за их применение. А чтобы имелись для этого юридические основания, полезно было бы включить в текст Правил дорожного движения пункт, запрещающий доукомплектование автомобиля предметами, ограничивающими обзорность или мешающими другим. Думаем, что вопрос о таком запрещении будет решен комиссией, работающей сейчас над дополнениями к Правилам дорожного движения. А пока хорошо бы начать построже спрашивать с тех, кто выпускает вредную продукцию, развернуть воспитательную работу среди водителей. В. ИНДИИКак выяснилось, у него была гипертоническая болезнь второй стадии с частыми обострениями, он уже давно лечился. Вот два самых типичных примера, два трагических конца. И если в первом водителя обвинять трудно, то во втором — ответственность полностью лежит на нем самом. Надо прямо сказать: всем, кто перенес инфаркт, страдает стенокардией, нарушениями сердечного ритма, а также гипертонией и атеросклерозом, следует расстаться с рулем. Иначе они будут подвергать опасности и себя, и многих других участников движения. При сердечно-сосудистых заболеваниях легкой степени можно управлять автомобилем, но необходимо быть очень осторожным в сложных ситуациях, при маневрировании и т. п. Знают ли водители, что при внезапной остановке автомобиля, движущегося со скоростью около 80 км/ч, вес крови и внутренних органов увеличивается примерно в 17 раз? У больного человека от этих перегрузок возможен даже разрыв кровеносных сосудов и внутренних органов. Вот почему мы советуем таким водителям избегать высоких скоростей и тех ситуаций, где может понадобиться резкое торможение. Иногда причины дорожно-транспортных происшествий связаны с заболеваниями органов дыхания. В определенных условиях из-за развивающегося кислородного голодания замедляются психо-моторные реакции водителя. Если же он еще и курит, то поступающая в кровь окись углерода ухудшает и без того нарушенное снабжение организма кислородом. Да и выхлопные газы могут вызвать спазм легких, острый приступ кашля. Водитель в таких случаях теряет контроль над автомобилем, легко может попасть в аварийную ситуацию. Это случается и при обострении заболеваний пищеварительного тракта, в частности язвы желудка или кишечника, а также болезнях печени и почек. В моей экспертной практике был случай, когда приступ язвенной болезни застиг водителя в пути. Боль в подложечной области была настолько остра и невыносима, что он. не задумываясь, попросту бросил руль. В результате — столкновение с другим автомобил * ! . тяжелая авария. Нельзя не учитывать и возрастные особенности людей. Например, в темное время суток у пожилых водителей заметно ухудшается зрение. Они более подвержены ослеплению фарами встречных машин и не сразу адаптируются после этого. Восприятие, оценка информации в сложных дорожных ситуациях у них также замедленны. Вывод один: здоровье водителя — важнейший фактор в обеспечении безопасности движения. Следовательно, необходимы и систематический медицинский контроль и беспрекословное выполнение рекомендаций специалистов. Мы же нередко, почувствовав недомогание, при-бегаем к самолечению, не зная толком, как пагубно влияют на нашу работоспособность те или иные медикаменты. К примеру, снотворные и успокаивающие средства заметно снижают реакцию водителя, притупляют его внимание. Продолжительность их действия примерно 14 часов. Принятые вечером, они могут вызвать в утреннем рейсе нарушение координации движений, сонливость. Принимать эти лекарства без назначения врача категорически запрещено. Угрозу представляют и такие «безобидные» медикаменты. к ак аспирин и антибиотики, имеющиеся в свободной продаже. На какое-то время они действительно улучшают самочувствие, однако полностью не снимают ни болезни, ни тем более последствий, которые она может повлечь. Итак, относитесь серьезно к тому, в каком состоянии вы садитесь за руль. Конечно, объективно оценить свои физические возможности, способность управлять машиной не каждый в состоянии. Но каждый водитель должен хорошо быть осведомлен о пределах допустимых для него нагрузок. И в этом вопросе большая роль принадлежит санитарному просвещению как на автопредприятиях, т акив коллективах обществ автомотолюбителей. А. КУЗЬМИН. кандидат медицинских наук Гомельская область, г. Мозырь25