34
35
дисциплинами овладевают искусством правления автомобилем и мотоциклом. навыки отрабатываются затем — учебная площадка, езда по улицам вместе с инструктором и, наконец, самостоятельное управление автомобилем или мотоциклом. Это обычная подготовка. А дальше учит практика, долгие годы самостоятельной работы. Жизнь, однако, требует более эффективных и быстрых мер для совершенствования кадров управлений внутренних дел как водителей. Задача сейчас стоит так: работник милиции должен уверенно управлять автомобилем или мотоциклом в любых условиях. И помощник в этом деле выбран, думается, самый надежный — автомотоспорт. Первые шаги уже сделаны. В соответствии с приказом министра в органах внутренних дел проводятся массовые соревнования по автомобильному и мотоциклетному многоборью. Работники милиции соревнуются в скоростном маневрировании на патрульных УАЗ—469 и тяжелом мотоцикле типа «Урал» М—63 и МТ—10, в экономичном вождении и знании Правил дорожного движения. В прошлом году состоялся первый чемпионат МВД СССР по автомобильному многоборью. Ему предшествовали зональные соревнования УВД РСФСР в Волгограде, Липецке, Свердловске и Новосибирске, а затем 16 команд собрались в Рязани, чтобы определить сильнейшую в Российской Федерации. Ею стала команда управления внутренние дел новосибирского облисполкома. Финал чемпионата состоялся в Горьком. В упорной борьбе первое место завоевала 1-я сборная УВД РСФСР, за ней — 2-я сборная УВД РСФСР и команда МВД Узбекской ССР. Спортсмены ГУВД Ленинграда награждены призом Управления ГАИ МВД СССР за лучшее знание правил движения. В нынешнем году второй чемпионат по автомобильному многоборью состоялся в Кишиневе. Зональные соревнования УВД РСФСР проходили в Архангельске, Ставрополе, Кемерово, Владивостоке, а финал Российской Федерации — в Омске. Таким образом, первое, на что было обращено внимание, — это развитие массовых, доступных всем соревнований, имеющих выраженное прикладное значение. В МВД СССР отдают себе отчет в том, что характер состязании сам по себе еще не обеспечивает их массовости.' Вот почему мы провели всесоюзный учебнометодической сбор. Он состоялся в Фергане и собрал 107 руководящих работников автомобильной службы органов внут&енних дел из областей и республик. ни прослушали лекции об истории автомотоспорта и перспективах развития автомобильной промышленности СССР, о правилах, организации и мерах безопасности соревнований, о вождении автомобиля в критических ситуациях. Лекции читали доктор технических наук Московского автомобильно-дорожного института кандидат в мастера спорта Ю. Брянский, председатель Всесоюзной коллегии судей по автоспорту Н. Глумов и другие специалисты. Участники сборов участвовали в соревнованиях по скоростному маневрированию, проведенных на ферганском спортивном комплексе, практиковались в судействе. 104 человека получили здесь удостоверения судей по спорту. С большим интересом были просмотрены советские и зарубежные фильмы об автомобильных и мотоциклетных соревнованиях. Теперь участники сборов будут в своих управлениях организаторами спорта. Думается, недалеко время, когда каждый или почти каждый работник милиции, управляющий автомобилем и мотоциклом, будет разрядником. На повестку дня встал и большой спорт. Можно назвать хотя бы экипаж в составе В. Ганина и Т. Вунна, который успешно выступил в минувшем ралли «Русская зима», других автомобилистов, стартующих во всесоюзных и традиционных соревнованиях под флагом общества «Динамо». С каждым годом, мы уверены, их будет больше. Этого требуют интересы повышения профессионального мастерства тех, кто работает в советской милиции.Й ервоначальные на тренажерах,ВТОРОЙ ЭТАП КУБКА ДРУЖБЫ ПО РАЛЛИСерию ралли Кубка дружбы социалистических стран без преувеличения можно считать малым первенством Европы среди водителей. Если учесть, что некоторые нз этих соревнований являются одновременно этапами официального европейского чемпионата, проводимого в рамках календаря Международной автомобильной федерации, то станет понятна истинная ценность победы спортсменов на серийных автомобилях социалистического производства, которым приходится бороться в абсолютном зачете с гонщиками, выступающими на машинах, подготовленных по высшим группам. Читателя уже знают, что команда советских раллистов в прошлом году во второй раз стала обладательницей Кубка. Нынешний сезон начался для команды СССР не менее удачно. В труднейших условиях первого этапа — ралли «Пневмант», проводимого на территории ГДР, она была первой из двух команд, дошедших до финиша. А первое личное место среди всех классов и групп занял экипаж Я. Агишев — М. Титов на «Москвиче—2140». «Волан» — так по-венгерски называют автомобильный руль. Это же имя носят крупнейший в Венгерской Народной Республике трест автотранспортных предприятий и организуемое им совместно с автоклубом Венгрии традиционное международное ралли. «Волан» 1978 года — это 1178 километров шоссейных и лесных дорог, почти сутки работы за рулем и 160 километров напряженнейшей борьбы за каждую секунду на скоростных участках. Нужно отдать должное организаторам и судьям этого соревнования, объединяющего в себе одновременно международное ралли «Волан», второй этап Кубка дружбы, а также чемпионат Венгрии, — они блестяще справились с проблемой обслуживания на трассе 307 автомобилей. 196 участников чемпионата Венгрии на личных машинах после первого, сокращенного до 308 километров, круга закончили борьбу и оставили ночь и часть следующего дня спортсменам экстра-класса. Редкое ралли такого масштаба позволяет большому числу экипажей спорить за победу до самого финиша. К ак правило, и половина их не достигает его по техническим причинам — металл не выдерживает громадных нагрузок. На «Волане» невозможно было строить прогнозов буквально до последних отметок в маршрутных картах.БольшиеЛомались подвески, пробивались картеры двигателей, автомобили срывались с дороги на головоломных скоростях специальных участков, словом, все как обычно, и, тем не менее, на финише 70 из 111, а лидеров разделили всего лишь несколько секунд. Возможно, что причина этого в характере дополнительных гонок: шесть из 16 — асфальт, позволяющий чуть больше сберечь машины. Разнообразие дорожных условий на всем маршруте ралли и на скоростных участках выявило существенную разницу в подготовке автомобилей и уровне водительского мастерства спортсменов. Широкая популярность автомобильных ралли, обширный международный и национальный календари этих соревнований самым серьезным образом отразились на загрузке дорог общего пользования потоками спортивных машин. В этой связи вопросы безопасности и общественного резонанса, который получает поведение спортсменов среди многотысячной армии зрителей, волнуют постановщиков автомобильных спектаклей не меньше, чем их технические результаты. Об этом говорил заместитель министра транспорта Венгрии товарищ Дежё Киш, давая старт участникам «Волана». Пожелания организаторов не расходились с делом. В течение всего соревнования на всех дорогах машины со стартовыми номерами находились под постоянным контролем радаров .дорожной милиции. Не раз, проезжая с руководителем нашей команды Александром Карамышевым по трассе, за поворотами городских улиц и дорог мы неожиданно встречали бело-голубые «жигули» венгерской милиции с блестящим глазом радара и синхронно работающим с ним фотоаппаратом. Думается, что действующее на дорогах Венгрии условие для спортсменов — крупный денежный штраф и потеря драгоценного времени, если скорость превышена в пределах 30% от разрешенной, и безоговорочная дисквалификация при более значительном превышении дозволенного — помогло сделать общую картину соревнования примером для всех автомобилистов в отношении дорожной дисциплины. В этом видна и стойкая тенденцияНужно иметь великолепное чувство дороги, чтобы вот так, на грани заноса войти в поворот по наивыгоднейшей траектории, как это делает советский гонщик Андрис Рейманис, победитель этапа Кубка дружбы.В. ИОФФЕ, подполковник внутренней службы А. ИПАТЕНКО, заслуженный мастер спорта34 и малые скорости «Волана»современных ралли, акцент в которых все более переносится на дополнительные скоростные участки. Теперь уже они, а не спецэтапы, для которых трассу не закроешь, все более определяют результат. Именно на «допах» каждая национальная команда, как правило, выступающая на машинах собственного производства, • демонстрировала здесь и технику и мастерство. Традиционными соперниками нашей сборной, представленной экипажем братьев Николая и Игоря Больших на «Москвиче—2140», тремя экипажами из Эстонии В. Грюнберг — А. Тимуск, В. Соотс — Т. Путмакер, X. Оху — Т. Диенер и латвийским А. Рейманис — А. Звингевиц (все 3 на ВАЗ21011 с двигателем 1600 см ), и на этот раз оказались чехословацкие гонщики на «шкодах-130РС». Как всегда, хорошие шансы на успех имели польские «фиаты-125», румынские «дачии-1300», «вартбурги» из ГДР и, кроме того, подготовленные в специализированной итальянской фирме «лады—1600» болгарской команды. Хозяева трассы также выступали на «жигулях». Естественно, что основная борьба развернулась между машинами класса до 1600 см3 и отлично подготовленными 1300-кубовыми «шкодами». Уже с перпочтение мастерству водителя и четкой работе штурмана. Короткие прямые участки выбитой дороги чередуются с поворотами всех категорий сложности, трамплинами, ямами. Стрелки спидометра мечутся между 40 и 160 км/ч. На одном из крутых поворотов, следующем за серией плавных дорожных изгибов, не удерживает машину Н. Больших, и она, вырывая колесами куски обочины, грохается с обрыва. 130-сильный мотор ревет в опрокинувшемся автомобиле. Подбежавшие болельщики ставят «Москвича» на колеса. Но, увы, с этого момента в нашей команде осталось четыре машины. Лишний шанс выбрать для зачета троих лучших из пятерых остался в кювете. Повторившись на первом круге ралли, этот участок вывел из борьбы 21 экипаж, среди которых были весьма сильные гонщики. По одной машине потеряли все ведущие команды. К пятому «допу» гонку возглавила команда Чехословакии. Легкие, приземистые «шкоды-130РС» с мощными моторами, подготовленными младоболеславским заводом, показали, что на относительно ровной дороге они устойчивее и послушнее остальных марок. Тем более замечательной в этой ситуации показалась езда нашего ведущего экипажа — двух Андрисов, Рейманиса и Звингевица. На спецучастках они на равных, то выигрывая, то уступая 2—4 секунды, боролись с лучшим из экипажей, ехавших на «шкодах», — Л. Павликом и О. Готтфридом. Первый круг советская команда закончила с преимуществом в2 минуты. На втором месте — чехословацкие спортсмены, третье — прочно за болгарами. После короткого перерыва на ремонт и обслуживание машин карусель гонки закружилась снова, но теперь уже в обратном направлении. На тринадцатом скоростном соревновании командное лидерство захватили чехословацкие спортсмены, а после того, как на злополучном четырнадцатом участке (том самом, который стал раньше роковым для экипажа Больших) при 7000 об/мин провернулся шатунный вкладыш двигателя на «Жигулях» Хейки Оху, наша команда сбавила темп, решив сохранить оставшиеся машины и реальный шанс хотя бы на второе место. Несмотря на сильнейшие атаки спортсменов ЧССР, А. Рейманису и А. Звингевицу удалось до финиша удержать абсолютное первенство в личном зачете Кубка. Только 3 секунды проиграли им Л. Павлик — О. Готтфрид, занявшие второе место, и 130 секунд — третий призер, польский экипаж Б. Вазовир — В. Вазовир на «Ладе — 1600». Два других советских экипажа (В. Соотс — Т. Путмакер и В. Грюнберг — А. Тимуск), ровно, в стабильном темпе прошедшие все участки соревнования, заняли соответственно пятое и3 седьмое места в классе до 1600 см , одиннадцатое и семнадцатое в абсолютном зачете. В" командном зачете Кубка дружбы ралли выиграли чехословацкие спортсмены, занявшие все пять первых мест в своем классе. На втором месте сборная СССР, на третьем — команда Болгарии, четвертое и пятое места у польских и румынских спортсменов. После двух этапов советские спортсме-. ны сохранили лидерство. Теперь, когда напряженные дни тренировок и соревнований остались позади и колеса наших автомобилей крутились в сторону венгеро-советской границы, наконец появилась возможность для спокойной беседы с известнейшим в прошлом автомобильным спортсменом, а ныне тренером ив этом ралли руководителем сборной команды СССР А. Карамышевым. — Александр Александрович, как вы оцениваете подготовку автомобилей нашей команды? — Я считаю, что «Вихур», производственный комбинат ЦК ДОСААФ Эстонской ССР, много делает для приспособления серийных «жигулей» к условиям современных ралли. Но, пусть не обижаются на меня товарищи, еще не все что нужно. Вы видели, какие во время гонки были проблемы с задними подвесками, которые требовали ремонта после одного круга. Не все сделано и внутри автомобиля для удобной работы экипажа. Мне кажется, что большие резервы повышения наших результатов скрыты в подготовке двигателей и снижении веса автомобилей в пределах, разрешенных техническими требованиями. Силами одних спортсменов, как бы ни старались они сами, всего сделать нельзя. Надо ведь и беречь их для самих соревнований. Вероятно, внимательнее к нуждам сборной команды страны должен относиться и Волжский автозавод. — Что вы думаете об организации технического сервиса на ралли? — В современном автомобильном спорте с каждым годом все сложнее разделить главные и вспомогательные работы. Конечно, на виду у всех борьба спортсменов. Но, подумайте, разве может -спортсмен показать высокий результат без помощи механиков. Сейчас настолько уплотнилось время соревнований и усложнилась их программа, что порой перед стартом на очередном скоростном участке для замены колес другими, с более выгодными по рисунку протектора шинами, дозаправки бензином и элементарной проверки агрегатов экипаж может выкроить считанные минуты. Здесь требуется и специальное оборудование, и слаженность, я бы сказал, высокая тренированность, и достаточное число людей. Опыт лучших команд на крупнейших соревнованиях подтверждает это. Сегодняшней нормой в ралли становится такая пропорция: один автомобиль с экипажем сервиса на один «боевой». Не однажды мне приходилось наблюдать, как победу в гонках делали не только спортсмены на трассе, но и квалифицированные сварщики и механики в минуты перерывов. Чтобы иметь твердую почву под своими результатами в автомобильном спорте, мы должны помнить об этом. Н. РАЗИНЧЕВ, спецкор «За рулем»ВНР, г. ДьерГлавное, чтобы спортсмены спокойно уехали на трассу, и руководитель команды А. Карамышев еще раз напоминает штурману Аарне Тимуску о месте первой встречи с бригадой сервиса. Фото Андраша Перша и авторавой асфальтовой скоростной гонки четко определились ведущие команды — ЧССР, Болгария, СССР. 20 километров второго спецучастка перетряхнули тройку лидеров, и на первое место • вышла команда Советского Союза. Нужно видеть светящиеся в ночи раскаленные до ярко-оранжевого цвета тормозные диски на передних колесах финиширующих машин, чтобы почувствовать цену 76 секунд, отыгранных здесь нашими гонщиками. Сотни поворотов разбитой щебеночной дороги, петляющей между заросшими лесом холмами севернее озера Балатон, отодвинули технику на второй план, отдав пред35