ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАКакизвестно, половинавсех дорождвижение, повести здесь разговор. Какдобиваютсяных происшествий случается в городах. Да, плотное городское жалуй, самые сложные условия для езды. Тут мало безупречно водить автомобиль, надо, чтобы твое движение соответствовало общему ритму транспортного потока, общему характеру обстановки. Что и говорить, ездить в городах с каждым годом все труднее. Но это вовсе не означает, что без ошибок и аварий обойтись здесь вообще невозможно. А такое иногда еще приходится слышать, и прежде всего от водителей, работающих ив самых обеспечить на особенно напряженных можно участках «транспортного конвейера». Нет, сложных условиях безопасность движения,успеха лучшие! С этим вопросом наш корреспондент обратился к двум водителям 1-го таксомоторного парка Москвы — Анатолию Григорьевичу НИКИФОРОВУ и Владимиру Федоровичу ГОРБАЧЕВУ. Оба они много лет работают без аварий и притом успешно таксиста, сами знаете, А. Никифоров первым не справляются труд из легких. с планом, перевыполняют -его. Ав своем паркевыполнил задание третьего года пятилетки. В. Горбачев в прошлом году стал победителем общегородского конкурса водителей «За безопасность движения». Оба отмечены правительственными градами. Никифоров — Славы III степени. наорденом «ЗнакПочета», Горбачев — орденом Трудовойесли... Вот об этих «если» мы хотим по-ВНИМА ТЕЛЬ НОСТЬИ ДИСЦИ ПЛИНАВот вы оба много лет трудитесь без всяких ЧП. Да и тысячи ваших коллег по всей стране. С чего же, по вашему мнению, начинается безаварийный водитель! Какие его качества вам представляются главными! A. НИКИФОРОВ. Я считаю , ч то главное Для водителя — высокое внимание за ру лем, сознание большой личной ответственности за то , чем тызанимаешься . Внимательность позволяет правильно прогно з ироватьдорожнуюобстановку , предвидеть опасныеситуациии избегать их , не допускаяпроисшествий даже не по своей вине. B. ГОРБАЧЕВ. Согласен. Посмотришь на иного водителя — ну артист ! Ведет машину одной рукой , сам сидит вполобоота, о живленно беседует спассажирами . е которым , особенно молодым людям , к ажется , ч то это и есть высший класс, вот, мол, у правлять машиной' для него не составляет никакоготруда . Но это , поверьте опыту , плохой водитель, добром такая « а ртистичность » не кончается . Работать надежно , без аварий , что ни говорите, большой труд , и за рулем надо труд иться . Все усложняющаясятранспорт ная обстановка на нашихулицахи дор огах требует от водителя предельной внимательности и собранности. Опровергать это , по-моему, пустое занятие. А. НИКИФОРОВ. Для устойчивого внимания спервыхже часов работы большое значение имеет правильныйрежим , п олноценныйотдых перед выездом на линию . По графикуявыезжаю из гаражав4 часа утра . Поэтому накануне спать ложусь не позже 19 часов. В половине третьего встаю вполне отдохнувшим . Хо-р ошийотдых обеспечивает собранность и внимательность в течение всего дня . А невыспавшемуся человеку трудно сразу включитьсявнапряженныйрабочийритм , и он часто совершает аварии , едва начав смену. В. ГОРБАЧЕВ. В аженихорошийтру ; довой настрой . Он, к онечно , з ависит от многихфакторов , но прежде всего от моральной атмосферы дома, в семье. Если водителя беспокоят семейные неурядицы , если онвыезжаетв рейс сплохим настроением, х орошеготут мало. У него ивнимание рассеивается, и реакция не та . Все это должны иметь в виду его домашние, у читыватьонсам . Не портите себе, к акговорится , нервы перед выездом на линию . Ровные, х орошие взаимоотношения дома и на производстве, конечно, п омогаютуспешнее справляться с работой, провести смену на высокомуровне надежности. Не имеет права водитель выезжать на линиюи тогда, к огда чувствует какое-то недомогание. Но этот вопрос легко решается во время предрейсового медицинского осмотра. А там , где он не принят , водитель должен быть сам к себе строг . В общем, человек за рулем должен быть бодр, здоров и «исправен» во всех отношениях . A. НИКИФОРОВ, Из этихсоображениймашинук рейсу лучшеготовить не перед выездом, а после возвращениявгараж . Мы снапарникомстрогопридерживаем ся именно этого правила. Если возникает необходимость, то каждыйиз нас задерж ивается после смены на некоторое время, п ока не будут устранены неполадки вмашине . Зато, п риходя на работу, м ы не нервничаем , к ак это бывает при непредвиденных задержках, а спокойно выезжаем на линиюв установленное графиком время исхорошим настроением. Залогом «здоровья» автомобиля является не только своевременное техниче ское обслуживание , но играмотная его эксплуатация . Тогда От ТО-2 до ТО-2 можно обходиться без всякихзаявочных ремонтов. B. ГОРБАЧЕВ. Конечно, н адежностьвы п ускаемых сейчас машин значительно выше , чем впрошлыегоды , да и ремонтная база оснащается все более совершенн ым оборудованием идиагностическими приборами. При таких обстоятельствах выезд на неисправном автомобиле на лин ию — явление исключительное . И всет аки хочется еще раз повторить : исправный, х орошоотлаженный автомобиль — г арантияспокойствияихорошего настроения водителя. А эти качества влияют на его внимательность и работоспособность самым непосредственным образом. А. НИКИФОРОВ. Почему я ставлю внимательность за рулем на первое место среди прочихводительских качеств? Пот ому что оно из тех , чему не научатвавтошколе , ч то требуется развитьв себе самому. А роль егов безопасности движ ения очень велика. Мне вспомнились сейчас слова, с казанныеоднажды нач альником ГАИ Москвы А. Н оздряковым : «Когда в Москве плохая погода, я сплю спокойно». Действительно, з имой , нас кользкой дороге водители мобилизуют все свое вниманиеиосторожность , находясь впостояннойготовности отреагировать на любуюнеожиданность . Вот и аварий меньше. Но приходят теплые дни , п росыхает асфальт — и водитель расслабляется, теряет бдительность. Ему кажется , что все трудности позади, что ударь по тормозам — и машина встанет, как вкопанная , н икуда ее не занесет. Ему кажется , что теперь никакиенеожи д анности не страшны . А дорога не прощает беспечности. Если впереди кто-то, например, вдруг резко затормозит, то такой расслабленный, с низивший внимательность водитель навернякаврежетсяВ него. В. ГОРБАЧЕВ. Л етом , на сухой дороге чаще ипревышаютдопустимую для данной обстановкискорость . А я заметил: если автомобиль движетсяспревышени ем скорости , то больше вероятность идругихнарушений правил у его водителя. Видимо, о нуже не успевает правильно распределить свое внимание . Но невыполнение установленных лимитов скоростей это уже элементарная недисциплинированность, а не невнимательность водителя. Хотя, наверное,, и то и другое одинаково опасно... В. ГОРБАЧЕВ. Я к этому и веду речь . В любыхусловияхдвижения , а в городс ких особенно, безопасность обеспечиваю т внимательность идисциплина водителей. Но здесь мне хочется подчеркнуть вот что . Д исциплинадисциплине рознь. Надо приучить себя строго следовать правилам движения всегда и везде, а не только тогда, к огда за нами наблюдает ГАИ . А то на глазах инспектора все впорядке , а когда нет контроля , некоторые не прочьиподнажать на всю железк у , и развернутьсявзапрещенном месте, и даже на красный свет проскочить , пона никто не видит. С этим часто прих одитсясталкиваться на пустыннойилиночной дороге. Мне самому, н апример , н есколько раз приходилосьэкстреннотормозить , потому что наперерез мчался автомобиль, водитель которого , видимо, был убежден , что он на дороге соверш енноодин . К чему я все это говорю? А ктому , что чудес не бывает: не может ездить без аварий человек, к оторый до такого-то часа выполняет правила, а после такого-то — нет» Рано или поздно с ним что-нибудь да случится . A. НИКИФОРОВ. Вообще это самая нет ерпимая , по-моему, для водителя черта — в ыполнять требования Правил взависимости от того , в потоке он движ ется или его никто не видит. Т акой человек ипредупредительныесигналы подает лишь тогда, к огда замечает другого водителя. Не приучив себя делать это постоянно , он когда-нибудь забудет взглян утьвзеркало или просто не успеет это сделать инеожиданным маневром застанет ного-то врасплох. B. ГОРБАЧЕВ. На танси часто еще бывает так . Торопит пассажир : п однажми , п однажми . А водитель вместо того , ч тобыпроявитьдисциплинированностьи ответ-В22