18
19
«Я слышал, что разработана и поступает в продажу специальная приставка к обычной системе зажигания. Это устройство называется «Тандержет» и позволяет без каких-либо переделок зажигания намного улучшить экономичность автомобиля и его пусковые качества, поднять мощность двигателя и снизить токсичность выхлопа. Познакомьте, пожалуйста, подробнее с этим приспособлением», — пишет в редакцию москвич Ю. Алкин. О «Тандержете» нас спрашивают и Ф. Семенов из Одессы, К. Боровиков из Перми, многие другие читатели. Мы попросили рассказать о таких «приставках» сотрудницу НИИавтоприборов инженера Т. А. ЛУКАШОВУ.Чудесное и реальноеные потери энергии и уменьшает величину максимума вторичного напряжения (кривая 3). Как видите, иногда это может вызвать отказ свечи из-за того, что не хватает напряжения для «пробоя». Когда система зажигания работает с чистыми свечами, шунтирующее сопротивление равно практически бесконечности и утечки тока нет. Надежность воспламенения топлива в цилиндрах двигателя на всех режимах определяется коэффициентом запаса (отношение вторичного напряжения к пробивному) и электрической энергией, выделяемой искровым разрядом в рабочем зазоре свечей. Развиваемое системой зажигания вторичное напряжение при реальных условиях эксплуатации обязательно должно ' превышать пробивное напряжение свечей. Этот коэффициент выбирают по вторичному напряжению при проектировании свечи для всех режимов работы системы не менее 1,4. А теперь обратимся от теории к практике. Ряд зарубежных фирм выпускает специальные приставки «Электроник-стартер» (Италия), «Вустер», «Тандержет» (Япония), «Марути» (Индия) и другие для установки на автомобиле в качестве дополнительного оборудования к системе батарейного зажигания. Основное назначение этих приборов — обеспечить воспламенение горючей смеси при сильном нагаре на свечах. Приставка соединяет высоковольтный вывод катушки зажигания с центральным электродом распределителя. Принцип действия основан наНОВОСТИ СОБЫТИ£ ФАКТЫСИБИРСКИЙ СПУТНИК КамАЗаТысячи КамАЗов разных модификаций уже работают в народном хозяйстве. Большая часть этих автомобилей рассчитана на буксировку прицепов и полуприцепов. С ростом производства в Набережных Челнах их понадобится все больше, и потому параллельно с сооружением гиганта на Каме было начато строительство предприятий, в программе которых — прицепной состав. Крупнейшее из них — в Сибири, недалеко от Красноярска. Эта большая стройка органически связана со всем комплексом развития края, с дальнейшим наращиванием экономического потенциала восточных районов страны. Сибирский спутник КамАЗа будет выпускать ежегодно 100 тысяч прицепов и полуприцепов. А кроме того, 95 тысяч тонн стального литья, 90 тысяч тонн чугунного и 70 тысяч тонн горячих стальных штамповок. Это будет первый в стране завод автомобильных прицепов такого масштаба. Вокруг заводов-новостроек часто складываются новые города. Хорошо известны автограды на Каме и Волге. Сегодня в сосновом бору под Красноярском начинается сибирский автоград под названием Сосновоборск. Он объявлен ударной комсомольской стройкой. Четыре года назад- на этом месте новоселы освоили первый жилой дом. Сейчас здесь выросли многоэтажные кварталы со всеми городскими службами. Вокруг них — широкие асфальтированные улицы и дороги. Пройдет еще немного времени — и красноярские прицепы и полуприцепы. вместе с омскими и красноярскими шинами, вместе с новосибирскими комплектами инструмента для КамАЗа, вместе с машинами читинского автосборочного, станут весомым промышленным вкладом Сибири в развитие советского автомобилестроения.Напряжение на электродах свечи при искровом разряде: 1 — так нарастает напряжение до момента разряда при исправной и чистой свече; 2 — на этом уровне происходит «пробой» зазора между электродами свечи и проскакивает «искра»; 3 — в «грязной» свече ток утекает через шунтирующие мостики, и напряжение не достигает уровня «пробоя» — свеча не работает; а — время, за ноторое напряжение нарастает до величины «пробоя». По вертикали отложены значения величины вторичного напряжения, по горизонтали — время.Сначала — небольшое предисловие. Зажигание — одна из важных функциональных систем двигателя. Для создания искрового разряда между электродами свечи, воспламеняющего смесь, нужно очень высокое напряжение. В автомобильных двигателях широко используются классические системы, ток высокого напряжения в которых создает индукционная катушка, а источником питания служит аккумуляторная батарея. Отсюда произошло название — батарейное зажигание. Принцип его работы заключается в следующем. При замыкании контактов прерывателя через первичную обмотку катушки зажигания начинает протекать ток, создающий магнитное поле, в котором накапливается электромагнитная энергия. После размыкания контактов прерывателя во вторичной цепи катушки возбуждается ток высокого напряжения, достигающего 15—20 кВ. В тот момент, когда оно, нарастая (кривая 1 на рисунке), достигнет величины пробивного напряжения (линия 2) свечи, происходит пробой ее искрового промежутка с последующими разрядными процессами. Однако нарастание вторичного напряжения не мгновенно, оно протекает определенное время. Это явление органически связано с индуктивным сопротивлением вторичной обмотки катушки зажигания, имеющей большое число витков. При работе двигателя на конусе изолятора свечи откладываются продукты сгорания топлива в виде сажи и обуглившихся частиц масла. Они попадают в камеру сгорания через поршневые кольца. Образуется нагар, обладающий определенной электрической проводимостью, которая шунтирует электроды свечи. В результате часть вторичного тока протекает через эти шунтирующие «мостики», создает дополнитель-создании дополнительных искровых промежутков. Рассмотрим работу системы зажигания с приставкой, когда свечи имеют сильный нагар на изоляторе. Нарастание вторичного напряжения будет происходить не на свече, а в зоне дополнительного искрового промежутка, где явление шунтирования исключено. Пока нарастает напряжение в приставке, напряжение на свече отсутствует, и не происходит никакой утечки вторичного тока. После разряда на приборе напряжение поступает на электрод свечи практически мгновенно, так как индукционное сопротивление подводящего провода очень мало. Таким образом, в некоторых случаях, в частности при сильном загрязнении свечей, приставка улучшает работу системы зажигания. Установка «Электроник-стартера» или аналогичного ему прибора при работе на чистых свечах не имеет смысла, так как наличие дополнительных искровых промежутков в этом случае только бесполезно увеличивает потери энергии напряжения. Как показали испытания систем батарейного зажигания, с приставкой энергия искрового разряда снижается на 15—25%, а вторичного напряжения — соответственно на 1,5 — 3 кВ. Какой-либо экономии топлива или прироста мощности при этом практически не происходит. В настоящее время для этой цели на автомобилях можно рекомендовать устанавливать в основном электронные системы зажигания с контактным и бесконтактным управлением. Такие системы «Искра-2»,, «ПЭЗ-1», «Электроника-М», «Импульс» и др. обеспечивают стабильность пробойного напряжения и повышают надежность воспламенения, улучшают пуск двигателя в жестких условиях эксплуатации.ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПАССАЖИРОВНедавно специалисты проектного института «Узгипроавтодор» разработали схему транспортного обустройства 33 основных дорог, имеющих важное народнохозяйственное значение. Возле них намечается разместить 83 автозаправочные станции, 75 автовокзалов, автостанций и Гостиница и ресторан «Саёхат» на дороге Андижан — Шахрихан.ИгИИшДшДВШ18 павильонов, 45 СТО, 15 предприятий общественного питания, 47 постов ГАИ, 140 площадок отдыха и 675 аварийных съездов. Проектировщики и строители стремятся, чтобы расположенные на трассе павильоны, площадки, гостиницы и кафе по оформлению соответствовали природному своеобразию и архитектурному колориту. Все эти мероприятия будут способствовать повышению безопасности движения, улучшат условия для развития автотуризма. Схема уже реализуется. В. ЧЕРНОВ, инженерИФА В ЛЕНИНГРАДЕАвтомобильный завод ИФА в Людвигсфельде (ГДР) в 1977 году выпустил 200-тысячный автомобиль ИФА-В50. Грузовики народного предприятия поставляются во все страны СЭВ, а также в Азию, Африку и Южную Америку.Только СССР закупил за последние семь лет более 24 тысяч автомобилей и прицепов ИФА и продолжает импортировать их около тысячи в год. Столь значительный парк машин потребовал создания эффективной системы техобслуживания, призванной довести пробег эксплуатируемых автомобилей до цифры, которая считается в Людвигсфельде вполне реальной, — 250 000 километров. Курс, взятый внешнеторговыми объединениями «Автоэскпорт» СССР и «Транспортмашинен Экспорт-Импорт» ГДР, намечает организацию сети гарантийных складов запасных частей (один из них успешно работает в Ленинграде с 1971 года) и учебных центров по подготовке специалистов, эксплуатирующих ИФАВ50. В середине мая 1978 года при грузовом автопредприятии № 6 Главленавтотранса в торжественной обстановке открылся учебно-информационный центр ИФА-В50. Таким образом, вошло в строй и второе звено создаваемой системы сервиса. Прекрасные учебные классы, доставленные из ГДР наглядные пособия, каталоги деталей и узлов машины и руководство по ремонту на русском языке, учебный ильм — все это является залогом эфективной работы преподавателей центра, проходящих подготовку в Людвигсфельде. Как сообщил руководитель ленинградского центра Ф. Попов, ежегодно здесь будут обучаться более 600 работников автотранспортных предприятий РСФСР Обучение намечено проводить на договорной основе по трем основным специальностям: водители, ремонтные рабочие и инженерно-технический персонал. Д. ОРЛОВСКИЙ г. ЛенинградБОЛГАРИЯ АКТИВНЫЙ ПАРТНЕРСотни тысяч москвичей и гостей столицы с большим интересом знакомились с экспонатами национальной выставки «Болгария освобожденная — Болгария обновленная», Она проходила в Москве в год, когда обе наши страны отмечали знаменательную дату — столетие освобождения Болгарии от четырехсотлетнего османского ига. Сегодня НРБ — страна с развитой современной индустрией, активный партнер в экономическом социалистическом$Среди экспонатов, демонстрировавшихся на открытой площадке, — автобусы «Чав«Шкода-Мадара». Йар» и грузовикиНРБ сегодня выпускаромышленность ет и легкие автомобильные дизели. Фото В. КнязеваНОВЫЙ ЦЕХ НА УАЗеУльяновский автозавод имени В. И. Ленина непрерывно реконструируется и расширяется. Весной нынешнего года здесь вступил в строй новый цех отладки УАЗов. Это комплексно-механизированное производство, где машины проходят всестороннюю проверку на постах диагностики узлов и агрегатов. Здесь также регулируются карбюраторы и автомобиль комплектуется всем необходимым оборудованием и инструментом. Новые линии и посты диагностики оснащены современной аппаратурой. В комплексе с другим оборудованием новый цех создает все условия для высокопроизводительного труда, повышения качества автомобилей.Учебно-информационный центр ИФА-В50 открывает Генеральный консул ГДР в Ленинграде X. Хортиц (справа). Фото автораПОД ЗНАКОМИх десять человек. Шесть основных водителей, три дублера и врач. Все ониморяки базы океанического рыболовства «Камчатрыбпрома». Среди них капитандиректор лучшего на Дальнем Востоке ВМРТ «Мыс Мальцева» Николай Шевчук, механик траулера «Тирасполь» Владимир Щербаченко, врач-хирург Владимир Спесивцев, матрос Евгений Беспалов. Словом — это настоящая команда, в которой у каждого свое дело. А руководят моряками в автомобильном пробеге командор Петр Яковлевич Рыбкин и комиссар Роман Кан. В мае стартовали они на далекой Камчатке и отправились через Сибирь и Урал в сверхдальнее путешествие протяженностью 27 тысяч километров. Маршрут пробега прошел также через Москву, Ленинград, столицы республик Прибалтики, Минск, Брест. Затем морякиавтомобилисты побывали в Польше и Германской Демократической Республике, встретились со своими коллегамирыбаками и теми, кто строит для нашей страны рыболовецкие суда, корабелами Гданьска и Ростока. Обратный путь пролег через Украину и Кавказ, республики Средней Азии. Автопробег-марафон был посвящен приближающейся Олимпиаде-80, символ которой несут все автомобили, дальнейшему укреплению дружбы между народами стран социализма.содружестве. Страна, поставляющая свою промышленную продукцию более чем в шестьдесят государств, в том числе такие, как Австрия, Япония, Швейцария, Англия, Франция. Экспонаты выставки — красноречивое свидетельство успехов болгарских друзей. В НРБ сейчас производят такие товары, о которых прежде здесь не могли и мечтать. Это современная электронная аппаратура, электромоторы, химические препараты, изделия машиностроения. Наших читателей в первую очередь интересует, конечно, автомобилестроение. Этот раздел экспозиции, как впрочем и выставку в целом, можно назвать яркой иллюстрацией взаимопомощи и интеграции промышленности социалистических стран. Аккумуляторы, генераторы, реле, замки зажигания, масляные и воздушные фильтры для «жигулей», передние мосты для грузовиков ГАЗ, задние мосты для «Шкоды», рессоры ЗИЛам, ГАЗам, «шкодам» и ИФА — далеко не полный перечень того, что поставляет в братские страны «Балканкаримпекс», получая взамен агрегаты и готовые автомобили из СССР, Чехословакии, ГДР. Есть в НРБ и собственное автомобильное производство. В городе Шумен делают тягачи и бортовые автомобили «Шкода-Мадара», грузовики и самосвалы на базе ГАЗ—53, а на заводе в г. Ловече идет сборка «москвичей» из советских деталей. Местным условиям эксплуатации отвечает автобус «Чавдар», выпускаемый в Ботевграде. Производственная программа болгарской автомобильной промышленности включает также легкие автомобильные дизели, широкий ассортимент электрокаров (кстати, большое количество их работает на советских предприятиях), мопеды. Широко представлены на выставке изделия автомобильной химии. Целая гамма шин и резинотехнических изделий, грозди цветных шаров с различными сортами автомобильных масел и топлив привлекают внимание автомобилистов.19