КАК ТРЕБОВАЛО29 октября — День работников автомобильного транспортада грузовики Автоотдела были собра ны на площадипередФинляндскимвок залом, чтобы перекрыть подходы к ней: о жидалосьприбытие Владимира Ильича Ленина . Но водители поставили машиныс интервалами, и площадь оказалась зап руженной народом. В остальном они не нарушилиинструкции : ни один не покинулавтомобиля . Правда, г рузовикитоговремени не имели кабин , а брезен товый козырек не мешал имжадноло вить каждое слово вождя . желез— Автоотдел НКПС Висторическую ночь 25 октября , к о гда раздался залп « А вроры » , г рузовики Автоотдела перебрасывали к Зимнему революционных рабочих, солдат, м атро сов. В 1918 году вслед за правительством Российской республики Автоотдел НКПС вполном составе, с кадрамиитехникой , переехал вМоскву . К акоезначениепри давала Советская власть государственному автомобильному предприятию, в идно хотя бы из того , что вМоскве комиссаром, а потом и начальником его стал профессиональный революционер, с оратник В. И. Л енинаЗиновий Яковлевич Литвин - С едой . Так начала свое существованиенынеш няя ордена «Знак Почета» автобаза № 1 Управления Мосстройтранс , Кто работал здесь? Как жили эти люди? Что стало сними позднее? С каждымгодом все меньше остается живых свидетелей и участников тех давних событий . С амыймолодойрабо чий Автоотдела, у ченик слесаря Митя Бугров в 1917 годупринимал участие в скорбном проезде по Марсовуполю , где хоронилижертвФевральскойрево л юции . О н очень хорошо все помнит : ведь среди павших был иего отец... В 1967 годугенерал - м айорДмитрий Константинович Бугров присутствовал на открытии памятника Неизвестному солдату вМоскве , к уда был перенесеногоньсМарсова поля, от могилыего отца. А массивныегранитныеблокии плиты кмосковскомуВечномуогнюпри в езены были водителями 1-й автобазы , из которойушел он вавиацию по пут евке Осоавиахима. Так смыкаются судьбы людские ссудьбамипредприятий , так встречаются на жизненныхперекрестках настоящее, прошлое, будущее. Д а , и будущее . В тот жесамый день у памятника Неизвестному солдату скло нил головушкольникАнатолий Чивилев, ныне бригадирпрославленнойкомсо м ольско - м олодежнойбригады 1-й автобазы, ударник коммунистического труда, лауреат премииЛенинскогокомсо мола. рабочий, диспетчер, персональный пенс ионер . Таковы штрихибиографииком муниста К. А. Тюленева. Кроме того, К узьмаАлександрович свыше пятидеся ти лет (!) был рабкором , и папка эта — п олноесобраниеего выступлений впе чати. Писал он , к акибольшинстворабо чих-корреспондентов, о своем предприятии. Так образовалась интереснейшая летопись автобазы. Пусть не полная, ф рагментарная , но ведь автор вкаждой , даже десятистрочной заметке откликался, как тогдаговорили , «на текущиймо мент», вовсе не помышляяотом , чтобы написанное стало объектомизуче ния. И в этой незаданности , в этом отсутствии претензий на историографию заключено своеобразное обаяние. К оротенькиеинформации К. А. Тюленева периода нэпа ипервых пятилеток помоглимне ощутить то времялучше , чем учебники, фильмы и исторические романы . И уж , к онечно , автобаза, ее трудностиидостижения стали ближеи понятнее. Со страниц альбома, из выцветших газетных строчек вырастал до стоверный образ рабочего-транспортника, ж ившегозаботамистраны ; р оманти ка, в ерящеговскоруюмировуюрево л юцию , реалиста, у бежденноговлучшембудущем своих детей. «Автобаза НКПС дала вряды партии 50 процентов... рабочих. В партию вошли исключительнорабочие от станка. Все сбольшимпроизводственнымстажем от 10 до 30 лет». «На активе грузчиковиавтоработни ков единогласно принята резолюция , в которой все присутствующиеобъявляют себя ударникамииобязуются втянуть вударничествовсюрабочую массу гаража». «Наши кандидаты , п ришедшиевпар т ию по Ленинскомунабору , хотят получить освещение следующих вопросов: п очему партия боретсяс религией? Что читать по политграмоте , из произведе ний Владимира Ильича, для ознакомле ния сжизнью партии?» Я читал эти заметки вместе сдвумя комсомольскими секретарями автобазы: нынешним, двадцатичетырехлетним Юрием Биткиным и пенсионером Алексеем Алексеевичем Чудиновым — р уко в одителемздешнейкомсомолии начала 20-х годов , а впоследствии главнымин ж енером Главмосавтотранса, в который влилась автобаза. Это оказалось интер есное чтение — то, что для нас сЮрой было удивительнойисторией , Алексей Алексеевич просто вспоминал. Вспоминал конкретные обстоятельства, л юдей , даты. А Юра на каждуюзаметку пытался тут же , на месте дать комментарий из жизнисегодняшнихкомсомольцев . — П очему партия боретсясрелиги ей? — х мыкаетон . — У нас в сети по л итпросвещения такие темы : «Классы и классовая борьба » , « О сновыэкономикии управления». «В нашемклубе , — читаем мы , — и ме ется громкоговоритель . Во времяобе -АвтоотделприНиколаевской Автобазаной дороге в Петрограде — НКПС в Москве —Автобаза Госавтотранса — Автобаза Союзтранса — ордена «Знак Почета» автобаза № 1 Управления Мосстройтранс. Это последовательные названия одного и того же предприятия — из первых в Советском Союзе государственных автомобильных хозяйств. Ему — 61 год. 1500 водителей работает здесь. Среди них — семь кавалеров ордена Ленина и пять кавалеров ордена Трудового Красного Знамени. 1213 ударников коммунистического труда. 1300 грузовых автомобилей имеет автобаза, и из них каждый день на линию 1140. На собрании по случаю пятидесятилетия предприятия К. В. Аржанов, бывший его директор, говорил: «Первые елки для детских праздников для в Москве кто мы. выходитдоставлял на «бюссингах»! Мы. А камни строящегося Мавзолея! Т ожеИ хлеб, и рыбу для столицы...» ...и Кремлевский Дворец набережные Москвы-реки, съездов, и кинотеатр«Россия», и гостиницу «Россия», и жилые массивы Юго-Запада, Новых Кузьминок, и строящиеся олимпийские объекты обеспечивали автобазы. тоже они, люди — Первой« Ш оффер » — так тогда писалось. М ного ли их было? Н аверное , чуть больше, ч ем сейчас космонавтов . И одно из первых вСоветской стране автохозяй ство, с остоявшее из 20 « г рузомашин » и семи «пассажирских самодвижущихся колясок», казалось тогда гигантским предприятием . Еще бы ! С разустолько людей в кожанках, легким движением руки распоряжающихся целым табуном лошадиных сил, у прятанныхподкапо том... П редприятие это — р овесникОктяб р я . В ременное правительство, о бъеди няя « ш офферов » , рассчитывало, что эти технически грамотные представители «рабочей аристократии » станут надеж ным оплотом реакции в борьбе с Советами. Не вышло ! 3 ( 1 6 ) апреля 1917 го М неповезло . В музее автобазы я нашел пухлый альбомсгазетнымивырез к ами , п ринадлежавший ветерану пред приятия ссорокалетнимстажемКузьмеАлександровичу Тюленеву, Батрак, участник и инвалид первоймировойвойны , ВРЕМЯд енногоперерываего выносят на двор , и рабочие на вольномвоздухе слушают радиогазету и радиоконцерт». — Сейчас, н аверное , на Душу населения приходится по полтора радиоприбо ра — т елевизоры , п риемники , п роигры ватели, р адиолы , магнитолы... В выход ной вобщежитии как каждый заведет свое... — Тогда громкоговорители встречались реже , ч ем теперь цветной телевиз ор , — замечает Чудинов. — Не скоро еще мы передовиков персональными радиотарелками награждать стали. Вы их и не видели никогда , р азве что вкино . А в наше время — в ыдающаясяпремия была. — Легко вам было, — вздыхает Юрий , — у нас сейчас за образцовую комнату в общежитии телевизор вручают, так и то многиеулыбаются : свои стоят. О собый интерес вызываютпроизвод ственные информации . «Выпуск машин из ремонта составляет 2—3 штукивмесяцпри штате ремонт ных рабочих 250 человек». Ю рийдажев плановый отдел позво нил, после чегопобедносообщил : — В месяц после капитальногоре монта 70—80 машин выходят на линию . Ч удинов соглашается: — И машины не чета прежним . У нас самымибольшимиполуторки были. — Минимальная грузоподъемность — одиннадцать тонн . — И зменилосьсамо понятие ремон та, — добавляет АлексейАлексеевич . — С егодняшнийремонт — замена агрега тов готовыми , з апасными ; в черашний — их изготовление . Биткин соглашается: к онечно , работа ремонтников , водителей теперь не тре бует такого физического напряжения, как раньше. А завтра придутКамАЗы . — Но темсложнееи ответственнее работа партийных икомсомольских вож аков , — вставляет Чудинов. О н достает Коллективныйдоговор тридцать втор ого года. Пять праздничныхднейи пятьдесят два выходных имели тогдарабочие , с егодня — в два раза больше . Богаче становится досуг , растет их культурныйуровень . И руководитель не имеет права отставать. — Нет, л егчеруководителю не станет, — у бежденноговоритЧудинов , — т олькотруднее . Но это трудностидоб рые, п отому что от хорошейжизниони , от внимательногоотношенияк человеку. П озднее , р азбираяпоследние заметки рабкора К. А. Тюленева — 50—60-х годов, я подумал, что КузьмаАлек с андровичбудто подслушал слова стар оготоварища по партячейке . В его публикациях появилась тенденциягово рить не простоо факте, п оложительном или отрицательном , как это делал онв 20-х годах, а заглянуть вдушу человека, увидеть не рекорд , а егопобудитель ные мотивы . Удивительную жизнь прожило поколение А. А. Чудинова и К. А. Тюленева. И сама логика нашей действительности, наша правда привели их кпониманиюгуманистическойсущности нашего об щества, к простымивеликим словам: «Все на благо человека». Создается такое впечатление, что лю д и , р аботающие на 1-й автобазе, не стареют. Начните листать подшивку газеты «За доблестныйтруд » — и вы все сами поймете . В одномномере читаете: автобаза проводила на заслуженный отдых ветерана труда , водителя... Листайте дальше ивдругом месте встретите сообщениеотом , что водитель, тот самый, которого проводили на пенсию , перевыполняет сменныенормы на столько-то процентов. О ни что — о днофа мильцы? «Нет, — с кажутв отделе кад р ов , — это отец и сын (либо братья, либ о дед и внук)». И сгордостью добавят: «У нас многорабочих династий». М ы считали долго , и вконцеконцов получилась цифра 150 — столько вместе проработали на автобазе жена , дети, зятья «водителя в отставке» Ивана Егоровича Мастрюкова . М ы сидели вквартире Виктора Голованова. Это Иван Егоровичпредложил : поедем, посмотрите, как моя Аннушка смужем живут. П отом водил меня по квартире : это. комната Леныи Оленьк и — внучек моих, это спальня, это го стиная... Чувствовалось, г ордится . (А Виктор ходил за нами, молчал, улыбался.) Рассказывал, как сами жилив тесной комнатушке — в семером . Раньше на Коннойплощадиконныйрынок был. П о т ом туда автобазу перевели. Рынок исчез. Площадь стала Ново - К оннойимено ваться. А длинный барак — к онюшня бывшая — остался. Разделили его сами рабочие на клетушки , о кнапрорубили , двери — и жили. Ж или . Тут же работа, тут же хлебный магазинчик , тут жеи «детская площад ка» — д вери барака открывались прямо на территорию автобазы, и главными игр ушками детей водителей иремонтни ков были машины . Росли, кончали шко лу и шли на базу — в одителямиире м онтниками . И что там сыновья ! Старшая дочь , А ннушка , и та — т окарь , секретарь комсомольской организации, п отом — водитель... Виктор оживился , к огдазадержалсяяукнижныхполок . М опассан , Роллан, Чехов, Есенин, Ш олохов — полные собра ния. — Недавно на Салтыкова-Щедрина подписались. — И после паузы : — Это мы когда с Аннушкой поженились, решили, что дети наши должны быть лучше нас, о бразованнее , к ультурнее . М ы сидели и пили чай. — Д ед , — так Виктор называет тестя, — р асскажи , к ак ты МГУ строил. — Строил! Скажешь тоже. Помогал. А что первыйковш грунта вмоюма шину пошел , так то — случайность. — А Чайковский , . — перебивает Викт ор , — т оже случайность? Виктор знает, что сЧайковскиму тестя отношенияособые : что «дед» д аже , к ак он самговорил , «в гостях утого побывал»; ехал мимо Клина со срочным грузом, не удержался — остановился посмотреть , к акжил Петр Ильич-то, да... За время своей тридцатишестилетней работы на автобазе И. Е. М астрюкову посчастливилось быть участникоммно гих, ставших уже историей, с обытий :строительства станций метрополитена, ВДНХ, К ремлевскогоДворца съездов... Но самое памятное — это. — Ч айковскогояоднажды вез. Д а . На своей машине. Памятник. Д а вы знаете — тот, к оторыйпередконсервато р ией стоит. М ухина со мнойрядомси дела. И палочку егодирижерскую на коленях держала . Боялись, что разобь ется она вкузове . А дирижерская эта палочка дли-инная, — разводит руки, показывает, — с метр, наверное. И все времякончикоммоей ноги касалась. И какой - т о трепет меня пронизывал. Еду, в руль вцепился, б оюсьмашину качнуть. Вспотел весь. М ухина что-то говорит. А я ее не слышу. Слышу только — м узыка где-то играет, д алеко - д алеко , и тихо так. Да... — А вот скажи , дед, за что тебя чести такой удостоили? — г оворит Виктор. Иван Егорович молчит. И кажется , что он сейчас не с нами, не здесь, а где-то неблизко. М ожет быть музыку опять слышит.,. Виктор говорит, что давно уже пытается доказать «деду», что был тот передо в иком , что ипервыйковш грунта при строительстве МГУ , и Чайковский — все это не случайно. Но никак ему это не удается. К аждый раз в ответ: работал как все, как требовало время , как мог . — В иктор , а вас за что орденом Труд овой Славы наградили? — с прашиваю . — О ткудаязнаю , — плечами пожи мает. — Работал как все. Вдруг умолкает, смеется. К огдая спросил у Виктора, давно ли он на автобазе, тот ответил, чуть ли не извиняясь: «Недавно, всего восемнадцать лет». П отомужесообщили на предприятии , что каждый шестой рабо тает у них от 20 до 48 лет. Гордится автобаза своимилюдьми . И людигордятся своей автобазой. — Нас машиныдругих ведомств на перекресткахвпередпропускают . Уваж ают . Д а , — г оворитмне И. Е. М астрю ков, — м ы — р овесники революции. Д еньтранспортника по нашей автобазе отмечают — в октябре . Д а . Не знали? Как по первомуномеру «Правды» — Д ень печати. Как по первому полету в космос — День космонавтики. Я возражал: этого не может быть, если ровесники , то должны праздновать вноябре , по новому стилю. — Это по - н овому , — т вердоговорит Иван Егорович , — а по-нашему — в октябре. Так у нас на базе все считают. И ничегодругого там не говорите . Не надо. Д а . Я уходил. Виктор задержал меня в дверях. Ш епнул : — Теперь язнаю , что дедув этом го ду подарить на Деньтранспортника . Пластинку Чайковского . Д изели сверлили воздух, и он дрожал , к акжеле . Было раннее утро , к огдаявпоследнийразпришел на автобазу. — Автобаза выезжает на линию , — г оворил Ю. Биткин. — У нас одна линия — с тройки . А знаете, что у нас 1300 машин — и все дизели? А знаете, что у нас четыре филиала? — Ю ра тор опился снабдить меняинформацией . — А знаете... Кстати, знаете, что Деньтранспортника — это по нашей автобазе? -— Д а . З наю , — ответил я.А. Л ОСКУТОВ7