16
17
КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛЬ171Пожары относятся к той категории бедствий, о которых постоянно помнят только аварийные службы, в данном случае — пожарные. Дома мы вспоминаем о них в исключительных случаях, а в автомобиле — и того реже. Может быть он не горит, и поэтому мы не встречаем машины с подпалинами так часто, как с вмятинами на кузовах? Увы, просто сгоревшие машины быстро убирают с дороги, а владельцы не очень любят рассказывать о своей причастности к уничтожению. Учитывая скромность «погорельцев», мы решили рассказать об источниках пожаров, методах борьбы с ними и предоставляем слово члену технической комиссии Федерации автомобильного спорта СССР Н. В. РАЗИНЧЕВУ. Нужно отметить, что именно автоспорт может служить примером в организации противопожарной безопасности на дорогах.О ПОЖАРЕ НЕ ЗВОНИТЕКазалось бы, • в автомобиле есть все необходимое для возникновения пожаров — бензин, искры электрических разрядов, мощные токи, способные расплавить изоляцию электропроводки, и масса горючего материала. Редко в нем можно встретить только одно — средство пожаротушения. Место для него не предусмотрено конструктором. Хотя огнетушитель и обязателен по требованиям Правил дорожного движения, редкий автолюбитель приобретает его по доброй воле. А вместе с тем... Происходило это в декабре прошлого года во время ралли «Русская зима». Перед началом соревнований каждый участвующий в них экипаж должен был на техническом осмотре предъявить все средства безопасности, которыми оборудуются автомобили. Здесь и каркасы безопасности, и выключатели бортовой электросети («массы»), и аптечки, и сигнальные фонари, и треугольные знаки аварийной остановки, и ремни безопасности, и, конечно, огнетушители. Необходимо было убедить судей в том, что багажник чист, а находящиеся в нем запасное колесо и инструмент надежно закреплены. От перевозки канистр с бензином спортсмены отказались, довеверившись дозаправкам в пути. Столько предосторожностей для одной всего-навсего тысячекилометровой поездки по зимней дороге, которая, как, может быть, помнят наши читатели, для всех участников ралли закончилась благополучно. Во время самих соревнований мне довелось, проезжая по трассе, наблюдать такую картину. Недалеко от Загорска по пути в Переславль-Залесский на обочине стоял почерневший остов «Москвича—427». Сгорел он, по-видимому, совсем недавно, и его владелец еще не успел убрать «останки». Трудно сказать, сколько людей и чем пытались потушить этот пожар. Да и не в этом дело. Озадачивает другое — как случилось, что машина, постоянно находящаяся в эксплуатации (даже зимой!), была доведена до воспламенения и почему она сгорела дотла? К сожалению, это далеко не единственный из известных мне случаев. Ежегодно Госстрах выплачивает изрядные суммы владельцам сгоревших машин. Не нова эта проблема и на зарубежных дорогах. В США, например, каждый год в горящих автомобилях погибает от 500 до 750 человек, и национальное управление безопасности движения всерьез озабочено внедрением автоматических систем пожаротушения в конструкции массовых автомобилей. Большие исследования проведены пожарными службами ФРГ. Эксперты этой высокоразвитой в транспортном и дорожном отношении страны пришли к выводу, что большая часть пожаров происходит из-за технических неисправностей. По статистике, только в 11,7% случаев автомобили загораются из-за повреждений бензобаков в дорожно-транспортных происшествиях, а в остальных 88,3% причиной служит невнимание автомобилистов к системам питания и электрооборудования. Мне кажется, что «короткая экскурсия» по местам возникновения пожаров в автомобиле будет полезна всем автолюбителям. Начнем с моторного отсека. В его небольшом объеме сконцентрированы узлы и агрегаты, преобразующие и передающие все виды энергии от химической до механической. Вде эти источники и преобразователи энергии находятся в самой тесной взаимосвязи. Чтобы понять опасность такого соседства, достаточно ЕСПОМНИТЬ, что: в аккумуляторе хранится запас энергии, достаточный, чтобы расплавить и сжечь обычный провод — такое случается при неумелом «прикуривании» от чужого аккумулятора проводом малого сечения; по проводам высокого напряжения к свечам подается до 18 000 вольт, способных при повреждении изоляции или наконечника свечи пробивать голубой искрой довольно большой воздушный промежуток; при зарядке аккумулятора из вентиляционных отверстий в крышках банок выходит водород, образующий в смеси с воздухом взрывоопасный гремучий газ; неплотный контакт в разъемах электрических цепей может вызвать искру при включении прибо-16 ров; при работе двигателя выпускной коллектор нагревается до 500—600°С, а на отдельных режимах и до более высоких температур; температура воздуха под капотом даже зимой выше 60°С, а в таких условиях подтекающий в любом месте бензин немедленно испаряется и образует легковоспламеняющуюся бензовоздушную смесь; бензин подается к карбюратору насосом под давлением, и малейшая неплотность или слабая посадка шлангов системы питания на штуцерах приводят к вытеканию его на двигатель; точно так же течет бензин из соединений карбюратора при неплотной подгонке его разъемов или при неисправности запорной иглы поплавковой камеры; из подтекающего моторного масла при нагревании, как и из бензина, получается хорошее пламя. Все перечисленное позволяет сделать для себя несколько выводов и сформулировать на их основе несложные правила ухода за своим автомобилем. Можно начать, например, с того, что находится под капотом. Здесь все соединения электропроводки должны быть плотно закреплены, а случайно поврежденные провода необходимо сразу же изолировать и при первой возможности заменять новыми. Клеммы на выводах аккумулятора должны быть всегда чистыми, плотно посаженными на штыри и хорошо закрепленными посредством болтов и гаек. Вентиляционные отверстия в крышках банок должны быть прочищены, а перед работой с аккумулятором подкапотное пространство предварительно проветрено. Разбирать карбюратор приходится далеко не каждый год, но если уж такое произошло, то, собирая в пути или в гараже этот прибор, самым тщательным образом нужно очистить его разъемы и предельно аккуратно обращаться с прокладкой поплавковой камеры. Винты крепления должны быть полностью затянуты по всему периметру соединяемых деталей. Обычно после сборки и установки карбюратора во впускной коллектор попадает излишнее количество бензина. На «жигулях» он вытекает через специальную трубку, но на двигателях других марок этого приспособления нет. Поэтому при первом после чистки карбюратора пуске двигателя нужно действовать очень осторожно — есть опасность обратной вспышки во впускной коллектор, и, если еще не установлен воздушный фильтр, пламя может остаться под капотом. Из деталей системы питания только бензобак находится не под капотом, а в багажном отделении или, как это сделано у «запорожцев» последних моделей, в салоне за задним сиденьем. Заливная горловина выведена за пределы кузова, но на самом баке, тем не менее, есть место, за которым нужно следить. Это фланец датчика указателя уровня топлива. Он расположен на верхней части бака, и нередко при полном уровне бензин подтекает из-под прокладки или через винты крепления датчика. Слабую течь в пути можно устранить, затерев ее место кусочком хозяйственного мыла, но при первой же возможности надо воспользоваться более основательным уплотнителем, например клеем ПВА, продающимся в хозяйственных магазинах. Существует еще категория «салонных» пожаров. Тут две разновидностипричин. К первой относятся все те же неисправности в проводке и короткие замыкания в электроцепях, вторая имеет чисто «поджигательское» происхождение. Безусловно, речь идет не об умысле, ибо трудно представить себе нормального человека, сидящего в автомобиле и поджигающего его изнутри. В интерьере современного автомобиля используется множество синтетических материалов, которые относительно легко поддаются воспламенению. Достаточно одного окурка, чтобы зажечь подушку сиденья или напольный ковер. Существенную помощь возникновению пожара могут оказать пропитанные маслом и бензином куски ветоши, с которыми по каким-то непонятным причинам не желают расставаться и которые хранят под сиденьем. Кажется невероятным, но тем не менее пожары случаются и из-за окурка, выброшенного через переднее окно и вернувшегося в салон через открытое заднее. Курильщикам не следует забывать о том, что в автомобиле специально сделаны пепельницы. Зимой, глядя на владельцев «жигулей», начинают ездить и владельцы машин других марок, в том числе старых, давно снятых с производства моделей. С декабря по март во многих районах это неизбежно связано с предварительным подогревом двигателя перед пуском. Что греха таить, по утрам паяльные лампы гудят под автомобилями, прогревая масло в двигателе и мосту. Не однажды приходилось мне наблюдать пылающие под моторами консервные банки с бензином. Тут уж до беды один шаг. О том, что можно зажечь автомобиль при помощи сигареты и канистры с бензином ЕО время заправки, многие знают, а большинство Еодителей даже не курит при этом. Но есть еще одна опасность, которая известна не всем. Полиэтиленовые канистры. От трения бензина об их внутреннюю поверхность на них скапливаете? довольно большой заряд статического электричества. Достаточно поднести канистру к заливной горловине бака, как между ними может проскочить искра электрического разряда, подобная той, что мы часто наблюдаем, снимая с себя одежду из синтетики. Для воспламенения паров бензина ее бывает достаточно. Поэтому, собираясь в летнее путешествие, не лишне будет подумать о качестве и количестве емкостей для бензина. Есть Еещи, о которых даже и писать как-то неудобно, так часто о них говорят даже безотносительно к автомобилю. Речь идет об использовании бензина и легковоспламеняющихся жидкостей для мытья двигателя и других агрегатов. В этой связи могу только привести случай из серии «очевидное—невероятное» — пожар, возникший при мойке от... упавшей трубочки пластмассовых бигуди. Крошечного электрического разряда, образовавшегося от трения пластмассы и волос, хватило, чтобы зажечь банку с ацетоном. Не думаю, что мне первому пришла в голову мысль зафиксировать на бумаге то, что люди давно знали о пожарах и автомобиле. И, тем не менее, они горели, горят и еще, увы, будут гореть при неудачном стечении опасных обстоятельств. Но что же в таком случае делать? Не торопитесь искать телефон-автомат. К тому времени, когда приедут пожарные, машина уже догорит. В такой ситуации могут помочь только собранность и хороший огнетушитель. Прежде всего выключите зажигание и остановите двигатель, если огонь появился под капотом. Откройте капот. Направьте струю углекислого газа (если у вас углекислотный -огнетушитель) непосредственно на очаг пожара. Не выпускайте сразу все содержимое баллона. Сделайте паузу, чтобы не просмотреть другие места горения. Не направляйте струю гасящего газа против ветра. Если загорелась электропроводка, оторвите пучок проводов, не давая распространиться огню в салон, и отсоедините «массовый» провод от аккумулятора. В том случае, если капот не открывается или раскалился так, что за него нельзя ухватиться, можно направить струю газа через декоративную решетку или снизу между мотором и колесными нишами. Правда, в этом случае невозможно точно нацелить ее в центр пламени. Работая порошковым огнетушителем, необходимо сыпать его содержимое точно в зону огня. Небольшие углекислотные огнетушители, обычно это ОУ-2 с двухкилограммовым запасом газа, срабатывают в течение короткого времени и могут быть полезны только при точных действиях в начальной стадии пожара. Если огнетушитель пуст, а огонь еще не уничтожен, можно накрыть его куском брезента или, в крайнем случае, одеждой, чтобы прекратить доступ воздуха к месту горения. Можно сбивать пламя песком или землей. Вода при горении бензина не поможет. Он легче и, всплывая, горит на ее поверхности. Только очень сильной струей можно сбить пламя с горящего топлива. И, конечно, нельзя забывать о неписаном законе коллективной помощи при пожаре. Пусть не очень умелые, но дружные действия нескольких человек всегда эффективнее единоличной борьбы с огнем. Большую помощь в таких случаях могут оказать водители-профессионалы автобусов и большегрузных автопоездов. Эти машины всегда оборудованы огнетушителями большого объема, а сами водители обучены правилам пользования ими. Прежде чем поставить последнюю точку, я из любопытстЕа обошел несколько гаражных кооперативов и стоянок и поинтересовался количеством огнетушителей, находящихся в распоряжении автолюбителей. О результатах этого «исследования» не хочется даже говорить. Может быть их нет в продаже? Или прекратились пожары? И то и другое есть. О пожарах мне сообщили в инспекции Госстраха СССР, а огнетушители стоимостью 4 руб. 50 коп. лежат в автомобильном магазине. По сравнению с ценой автомобиля, даже возмещаемой при определенных условиях по страховому свидетельству, затраты на красный баллон с порошком совсем не выглядят непомерно высокими. Если в вашем автомобиле есть огнетушитель, держите его «под рукой», в легкодоступном месте и закрепленным так, чтобы в любой момент им могли воспользоваться не только вы, но и помощник.17