На призы ,,3а рулем"Хотя чемпионат и состоялсяУ каждого соревнования есть детство, юность, пора зрелости и возмужания. Это особенно хорошо представляешь, когда речь идет о состязании нам очень близком. Идея организовать всесоюзные старты владельцев личных мотоциклов вынашивалась в редакции давно. В стране миллионы владельцев двухколесных машин. В подавляющем большинстве своем • это молодые люди, для кото— рых спорт, состязания в скорости, мастерстве вождения просто естественная потребность. Вот и хотелось дать выход этому спортивному началу, заложенному уже в самой езде на мотоцикле, путем организации доступных ив то же время привлекательных для мотолюбителей соревнований. А заодно и укрепить фундамент мотоспорта — его массовость. Детство этих соревнований проходило в Богуславе и Марганце. Еще не было четкой программы, не определилось содержание, которое делало бы их жизнеспособными. В те годы пробовались различные варианты многоборья: владельцам личных мотоциклов предлагался и спринт, и соревнования на регулярность движения, и простейший кросс, и даже «медленная езда» — и все это в сочетании либо со стрельбой, либо с гранатометанием, либо ис тем и другим вместе. Что-то прививалось, что-то отвергалось. В становлении нового вида соревнований, имевшего, по нашему глубокому убеждению, большое будущее, приняли активное участие Федерация мотоциклетного спорта СССР и Центральный автомотоклуб ДОСААФ СССР. В Крымске Краснодарского края и Минске впервые была опробована новая система — так называемый мотоциклетный биатлон, включающий в себя несколько элементов. Это состязания на старте, где спортсмены на время должны пробежать короткую дистанцию и запустить двигатель мотоцикла, упрощенный кросс на трассе, именуемой большим кругом, стрельба, гранатометание, где каждый неточный выстрел или слабый бросок «наказывается» малым, штрафным, кругом кросса. Динамичная, интересная для участников и зрителей программа в конце концов привилась. Пору зрелости соревнований ознаменовал тот факт, что они получили ранг чемпионата СССР с вручением победителям и призерам малых золотых, серебряных и бронзовых медалей и новое название — комплексное военизированное многоборье на личных мотоциклах на призы журнала «За рулем».Мы вспомнили историю этих соревнований не только для того, чтобы показать трансформацию их программы. С одной стороны, мы с удовлетворением констатируем, что старты владельцев личных мотоциклов стали регулярными. Первенства в республиках, краях, областях, в некоторых городах и районах прочно закрепились в спортивных календарях. Так, почти все команды, прибывшие на минувший чемпионат СССР в Тернополь (а их было 13), имели в своих составах победителей и призеров республиканских соревнований (по непонятным причинам отсутствовали лишь представители Армении, Эстонии, Таджикистана и города Ленинграда). Значит, основное назначение многоборья — приобщение владельцев личных мотоциклов к спорту более или менее успешно выполняется. Но стало ли оно базой, своего рода резервом большого спорта? Вряд ли. Нам что-то неизвестны факты, когда бы тех, кто успешно выступает в этих соревнованиях, привлекали в ряды кроссменов, мотомногоборцев, гаревиков. Скорее наоборот. Среди участников финалов немало бывших кроссменов, даже со спортивными разрядами. Более того, пока мы не можем назвать ни одного мотоциклиста, который благодаря успешным стартам в мотобиатлоне был бы рекомендован в сборную команду на комплексные международные соревнования спортсменов социалистических стран «За дружбу и братство», программа которых практически не отличается от военизированного многоборья. А ведь достойных претендентов здесь, видимо, можно найти. К сожалению, ныне в отличие от того, что было в пору детства мотобиатлона, он не избалован вниманием, прежде всего со стороны ЦАМКа. Мы еще вернемся к вопросу о внимании. А пока о том, что происходило в Тернополе. Трасса чемпионата была проложена на окраине города, в районе деревни Петрики. Ожидалось, что затяжные дожди сделают кроссовые круги тяжелым испытанием для участников. Но накануне соревнований выглянуло солнце, и вскоре трасса стала жесткой, даже скоростной. В результате умение быстро преодолевать спуски, подъемы, повороты было главным козырем в достижении победы. Даже промахи на огневом рубеже, за которые приходилось отправляться на штрафные круги, сравнительно легко отыгрывались лидерами на кроссовой трассе. Для команд Москвы, Литвы, Киргизии, Молдавии и Азербайджана неприятности начались еще на старте. Некоторые их участники слишком долго не могли завести двигатели. Как и ожидалось, собранно вступили в борьбу основные соискатели призов — коллективы Украины и Российской Федерации. В классе машин 350 м3 вновь разгорелся жаркий спор между В. Ворониным (УССР) и В. Мамоновым (РСФСР). Они примерно равны по силам, и чашу весов в пользу первого склонил единственный промах его соперника на огневом рубеже. Это небольшое преимущество закрепили участники сборной Украины, выступавшие на машинах класса 175 см 3 . В итоге хозяева чемпионата одержали победу, опередив своих основных конкурентов более чем на четыре минуты. Третьимипризерами стали спортсмены Белоруссии. Особо следует отметить выступление представителей Хабаровского края. Кстати сказать, они были в числе лучших и на первенстве РСФСР в Крымске, но в сборную своей республики почему-то не попали и выступали в Тернополе в личном зачете. Будь тренеры России подальновидней, им не пришлось бы огорчаться по поводу упущенной победы. Хабаровчанин С. Назаренко стал чемпионом СССР в классе 3 350 см , а его земляк В. Полищук — 3 серебряным призером в классе 175 см . Если приплюсовать еще и результат третьего участника из Хабаровского края В. Троянского (четвертое место), то получится, что их суммарное время, затраченное на прохождение всей дистанции, значительно лучше, чем у команды-победительницы. А теперь еще раз о внимании. Хотим напомнить известную истину: проведение чемпионатов СССР — высокая честь, которой удостаиваются не все, а только те, кто облечен большим доверием, кто имеет возможности провести соревнования высшего ранга на высшем уровне. Организовать их — дело, бесспорно, хлопотное, трудоемкое и очень ответственное. К великому сожалению, это понимают не все организаторы, а иные вообще воспринимают почетное поручение как наказание, некую повинность. В этом нам пришлось убедиться в Тернополе. С первого телефонного разговора, в котором сообщалось -о приезде корреспондента, почувствовалось: организаторы меньше всего хотят видеть у себя представителей прессы. Дальше больше. Утром накануне соревнований случилось ЧП : из закрытого парка, о надежной охране которого не позаботились, исчез мотоцикл одного из предполагаемых лидеров соревнований. У двух других были сняты карбюратор и аккумулятор. Поиски результатов не дали. Настроение было испорчено. Соревнования начались с большим опозданием, причем командный зачет решили вести не по четырем, а по трем участникам. На фоне этого слабая реклама чемпионата и отсутствие зрителей на трассе, недочеты в организации питания спортсменов выглядели уже мелочью. Мы невольно сравнивали тернопольское первенство с теми, что проходили несколько раз в районном центре Рожище Волынской области при великолепной организации, и нам было стыдно за председателя тернопольского обкома ДОСААФ товарища Лихоузова и его помощников, которые так, скажем прямо, несерьезно отнеслись к серьезному и почетному делу. Е. КОВРИЖЕНКО, спецкор «За рулем» г. Тернополь Результаты соревнований Личный зачет. Класс 175 снЗ: 1. Я. Орбиданс (Латвийская ССР): 2. В. Полищук (РСФСР); 3. Ю. Юрченкович (Украинская ССР); 4. А. Ларин (Грузинская ССР); 5. Н. Кривошеев (Киргизская ССР); 6. Н. Шабала (Украинская ССР). Класс 350 смЗ; 1. С. Назаренко (РСФСР); 2. В. Воронин (Украинская ССР); 3. В. Мамонов; 4. В. Троянский: 5. В. Евстигнеев (все — РСФСР); 6. В. Малюков (Узбекская ССР). Командный зачет: 1. Украинская ССР; 2. РСФСР; 3. Белорусская ССР; 4. Латвийская ССР; 5. Грузинская ССР; 6. Узбекская ССР.31