выки, появилась возможность выполнять на СТО не весь комплекс работ, предусмотренный пробегом машины, а выборочно — только те, которые самостоятельно делать они не решаются. Думается, что для многих это новшество покажется выгодным. Таким образом завод ответил на многочисленные просьбы подобного рода со стороны автолюбителей. — Каково ваше отношение к идее допуска владельца машины в зоны ремонта и обслуживания на СТО? — Одной из важнейших особенностей деятельности вазовских СТО и САЦ мы считаем четкий производственный ритм, технологичность всего процесса обслуживания и ремонта, из которых автоматически вырастает качество работы и сокращение сроков ее выполнения. В этих условиях присутствие в цехах и на участках многочисленных владельцев машин вносит дезорганизацию, отвлекает специалистов от работы, создает нездоровый моральный климат и ничего, кроме вреда, автосервису не несет. Четкий труд специалистов на участках, четкий контроль ОТК, гарантия качества, кстати, она в нашей системе самая высокая по стране, и безоговорочное исправление за счет СТО и САЦ допущенных оплошностей — это на сегодня наши главные задачи. Хочу огорчить недоверчивых владельцев «жигулей»: в наших центрах и станциях, я исключаю зоны срочного ремонта и самообслуживания, специально созданные для работы в присутствии клиента, будет и впредь со всей строгостью соблюдаться заводской режим. В. ВЛАУВЕТ, начальник отдела труда и зарплаты производственного управления «АвтоВАЗтехобслуживание» — Каков смысл с точки зрения производства во введении новых регламентов и цен на обслуживание и ремонт автомобилей? — Каждому автомобилисту известно: чем старше машина, тем труднее ее обслуживать. Затрачивается больше времени и требуется более высокая квалификация специалиста, чтобы сохранить или восстановить ее работоспособность. Пока наши «жигули» были новыми, мы не сталкивались с этой проблемой, но сегодня в стране свыше миллиона вазовских автомобилей, эксплуатируемых уже более пяти лет. Жизнь заставляет нас учитывать этот фактор и вносить естественные поправки в существующие документы. По этой причине в прейскурант введен пункт, утверждающий, что при ремонте автомобилей или агрегатов, срок эксплуатации которых находится в пределах от пяти до восьми лет, к обычной цене приплюсовывается 10-процентная надбавка. Возраст машины свыше восьми лет оценивается надбавкой в 20%. Предприятия «АвтоВАЗтехобслуживания», да и других систем, .расположены на громадной территории. Среди них есть и такие, которые находятся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним, в высокогорных и жарких районах,, где в зарплате применяются коэффициенты. Естественно, что в этих районах к ценам, действующим, например, в Москве или в Тольятти, приплюсовываются соответствующие доли от номинала. Для Крайнего Севера — это 50%, для районов, приравненных к нему, — 25%, а в остальных местах с коэффициентами — 10%. В прейскуранте есть одцо новшество, которое отвечает интересам автовладельца, его праву потребовать какой-то части работы с машиной. Например, нужно только снять или, наоборот, только установить на автомобиль агрегат или деталь. По старым правилам, такого разделения работ не предусматривалось. Теперо же есть четкое указание о скидке в 50% от общей суммы за снятие — установку данного узла (детали). Упорядочено и определение жестяницко-сварочных и малярных работ, что дает возможность клиенту определить с достаточной точностью свои расходы на восстановление поврежденной или состарившейся машины. Известна сезонная пульсация загрузки СТО и САЦ ремонтными делами. Как правило, зима — это время отстоя в гаражах и на стоянках большинства автомобилей, нуждающихся в ремонте. Весна же — сезон, когда труднее всего попасть на ремонт. В интересах автолюбителей руководителям предприятий дано право в период спада спроса на техническое обслуживание и ремонт снижать их цену на 20 %. Все большее разнообразие моделей «жигулей» требует и дифференцированной оценки в стоимости сервиса. У части автолюбителей существует неправильное представление о цене обслуживания по новым регламентам сервисной книжки и прейскуранта, будто бы зависящей от цены машины. Это в корне неверно. Простой пример: необходимо отрегулировать фары на модели ВАЗ—2101 и то же самое сделать на ВАЗ—2106. Прежде эта операция оценивалась в 80 копеек, хотя на «шестой» модели четыре фары, а не две и добраться до них сложнее. Теперь же для ВАЗ—2101 осталась старая цена, а для ВАЗ—2106, так же, кстати, и для ВАЗ—2103, она равна 1 рублю. Думается, это справедливо. Ну а если работа не изменилась ни качественно, ни количественно, как, например, при балансировке колеса, — цена 80 копеек сохранилась для всех моделей. Новый прейскурант пока не коснулся самой последней модели — ВАЗ—2121. До тех пор, пока наши предприятия не накопят достаточного опыта в обслуживании и ремонте автомобилей «Нива», останутся действовавшие ранее временные цены и объемы работ, утвержденные ВАЗом на эту модель. Я не имею возможности полностью прокомментировать содержание новых документов — для этого требуется слишком много времени. Думаю, что специалисты автосервиса должны на страницах вашего журнала рассказать о их преимуществах. Кстати, прейскуранты и новые сервисные книжки есть на любой нашей СТО, в каждом вазовском спецавтоцентре, и автолюбитель, пожелавший с ними познакомиться, сможет без труда это сделать. Я твердо уверен в том, что хорошая информированность владельца «Жигулей» обо всех работах и ценах укрепит его доверие к нашей системе обслуживания. г. ТольяттиПАМЯТИ ТОВАРИЩАВ предыдущем номере читатели, без сомнения, обратили внимание на «Актуальную колонку». Это был последний из многих материалов Юлия Абрамовича Клеманова (Клейнермана) — одного из старейших наших авторов, в течение ряда лет работавшего заместителем главного редактора «За рулем». Тяжелая болезнь оборвала его жизнь на 64-м году. Ю. Клеманов стал журналистом в довоенные годы, после окончания Московского автодорожного института. Он возглавлял отдел в газете «Машиностроение», и уже тогда автомобильная тема стала для него ведущей, а его имя часто появлялось на страницах «За рулем». В годы Великой Отечественной войны Ю. Клеманов в действующей армии. Был награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды и медалями. Вернувшись с фронта, работал в системе Министерства автомобильного транспорта, а когда было возобновлено издание «За рулем», стал заместителем главного редактора. Свои знания инженера, способности литератора, публициста, опыт организатора Ю. Клеманов отдавал автомобильному делу, воспитанию молодежи в оборонном Обществе, развитию автомотоспорта — всему тому, чем жили журнал и его читатели. В последние годы он сосредоточил внимание и силы на литературной деятельности, но остался верен теме, любовь к которой пронес через всю жизнь. Его перу принадлежат широко известная среди автомобилистов и не раз издававшаяся повесть «Москвичи на «москвичах», книга «Гонщики», он был одним из авторов сценария художественного фильма «Гонщики», множества журнальных публикаций. До последних дней Юлий Абрамович активно сотрудничал с нашей редакцией, с полной отдачей выполняя каждое поручение. Мы сохраним о К). Клеманове, душевном, отзывчивом человеке, нашем товарище по общему делу, самую добрую память.По письму приняты мерыСудя по письмам читателей, еще нередки случаи, когда на СТО клиентам отказывают в ремонте машин на том основании, что они не хотят одновременно провести обслуживание автомобиля по талонам сервисной книжки. В такое положение попал и В. Бобков из Кинешмы (Ивановская область), обратившийся на местную станцию. Его письмо редакция на правила для рассмотрения в верхневолжское территориальное транспортное управление. И. о. начальника управления В. Косякин сообщил, что, согласно «Правилам предоставления и пользования услугами станций технического обслуживания системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР», подобный отказ в ремонте машины неправомочен. За эти действия руководству производственного объединения «Ивоблавтотехобслуживание», которому непосредственно подчиняется кинешемская СТО, снижен размер кврртальной премии. Кроме того, руководителям объединения и станции указано на необходимость строгого соблюдения Правил, утвержденных Минавтотрансом РСФСР. Управление принесло автолюбителю свои извинения.• • »Читатель журнала В. Распопов из Североморска обратился в редакцию с жалобой на организацию работы в ленинградском спецавтоцентре ВАЗа. Управление «АвтоВАЗтехобслуживание» провело расследование жалобы В. Распопова. Его претензии признаны справедливыми. «За нарушение правил предоставления услуг, — сообщил редакции начальник бюро писем «АвтоВАЗтехобслуживания» А. Гусев, — заместителю главного инженера центра В. Озерову объявлен выговор, а начальник БДк В. Фомичев строго предупрежден. Письмо автолюбителя обсуждено на совещании инженерно-технических работников и на партийном собрании. Принят ряд организационных мер по наведению должного порядка в работе предприятия».37