ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАБыстро растет автомобильный паркМосквы . Все сложнее решать связанные с этим естественным процессом проблем ы , и прежде всего самуюглавную — к ак обеспечить достаточно высокие скорости движения без ущерба для его безопасности. Ж изнь показала, что сегодня без широкого применения счетновычислительной техники , т елемеханики , а втоматикиидругихтехнических средств регулирования транспортных потоков эта задача просто неосуществима. Каж ется , не такуж давно в столице было опробовано первое счетно-программное решающее устройство для автоматичес кого регулирования движениятранспор та, а вот уже на такомпринципе работ ают 11 сложных узлов на магистралях города. Что это за принцип? Он заклю чается впоиске разрыва втранспорт ном потоке , выборе наиболее благоприя тного момента для пропускадвижущих ся сдругих направлении. К ак это происходит? Ультразвуковые детекторы, подвешенные над каждой полосой на проезжей части дороги , фиксируют, с какой плотностью по времени подходят к перекрестку машины, и посылают эту информациюв счетно-решающее устрой ство. Осмыслив все, ЭВМ дает команду светофорам, увеличивая или сокращая фазы их сигналов. В течение ближайших двух лет такойавтоматикой будут оборудованы еще 15 пересечений. Однако СПРУТ, т ак называется эта си стема, управляет движением на изолированном пересечении. В нашей жепракти ке более широкое применение нашли системы согласованного управления светофорами целой группыперекрестков , по всей магистрали . Такая «зеленая волна» сейчас действует на 35 направлениях по трем программам . Она учиты вает и периоды спада вдвижении , и часы пик . «Зеленая волна» — это не тольк о безопасность, у лучшение условий труда водителя, но и большой экономиче с кий эффект от сокращениязадержектранспорта . Специалисты подсчитали, нап ример , что только на одной магистрали — шоссе Энтузиастов, где эта система была внедрена в прошлом году, он составил за год 705 тысяч рублей. К 1980 году мы планируем «зеленую волну» на главных артериях Олимпиады. Счетно-решающие приборы , разумеетс я , не видны водителям, но многие нов инкив арсенале технических средств организациидвиженияони , без сомнен ия , заметили и оценили. Промышленность наладила выпусклегкихи долг овечных светофоров из пластмасс, с улучшеннойоптикойиувеличенными до 330 мм линзами . У основных светофоров появились дублеры — минисветофоры, размещаемые пониже , на уровне глаз водителя, что очень удобно для тех из них, к то остановился в первой шеренгеСПРУТ,минисветофоры и многое другоеНовые технические средства организации движения на магистралях столицым ашинуперекрестка . В них дополнительная информация для всех участниковдвижения . Замечу, что этому направлен июв последние годы вообще стало уделяться больше внимания . На улицах стол ицы появилось немало дистанционно управляемыхдорожныхзнаков со сменн ыми символами. Такие знакипомогают более гибкои оперативно менять режимыдвижения , в зависимости от складывающейся обстановки. К Олимпиаде-80 ими предполагается оборудовать 50 перекрес тков . П ривычныезнаки «Место стоянки » дополнены теперь во многих случаях предварительными указателями со свет ящимися стрелками — п рямо , налево или направо. Горящая стрелка указывает водителю, куда следовать на стоянку , где есть свободное место. И приезжие , и московские водители, к онечно , у жепривыклик системе нумер ациистоличных дорог, которая облегчает ориентирование втаком огромном городе. Этому послужати большие светящиеся транспаранты на арочных опорах или консолях , к оторыеукажут водителям и направления движенияк главн ымгородским магистралям, и расстояние до них . Указатели эти хорошо заметны — и хможнопрочитать за 200 — 400 метров. Исполком Моссовета принял решение установить их на всех крупныхтранспортных узлах и Кольцевой автомобильной дороге. А проектировщикиуже разработали следующуюгруппу средств информации . Новый ГОСТ дал смысловуюнагрузку цвету таких указателей. Пока все они , к ак известно, голубые, но завтра... Указатели зеленого цвета будут обозначать магистрали непрерывного движ ения , то есть трассы без светофоров, с пересечениями всех транспортныхипешеходных потоков вразныхуровнях , голубые — остальные автомобильные маг истрали , и, наконец, белые сообщат вам названия объектов, к которым ведут обычные городские улицы . П. Р УШЕВСКИЙ , н ачальник отдела организации движения идорожного надзора Управления ГАИ МосгорисполкомафМиниатюрный дублер основного светофора облегчает водителям наблюдение за его сигналами . в В новых пешеходных светофорах не очень легко читаемые надписи заменил понятный всем символ — к расныйи зеленый силуэты , з ажигающиеся поочередно. ф Такой указатель информируетотом , где есть свободные места на автостоянках. Ф ото В. Егорова, Ю. Тихонова и В. Ш иршова