не всегда рационально организованы маршруты перевозки грузов, допускаются нарушения периодичности технических осмотров и регулировочных работ на автомобилях и двигателях. Все это в конечном счете влечет за собой немалые дополнительные издержки. Нуждается в серьезном улучшении работа системы технического обслуживания легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан. Во-первых, она все еще весьма сложна в организационном отношении и не имеет единой административной подчиненности. Во-вторых, ремонтные пункты и предприятия, за редким исключением, испытывают нужду в современном оборудовании и приборах, не обеспечены в достаточном количестве нужными запасными частями. В еще более сложном положении находятся владельцы мотоциклов. Техника эта год от года становится сложнее, требует квалифицированного обслуживания и ремонта. Между тем авторемонтные предприятия неохотно выполняют заявки любителей-мотоциклистов, а подчас и не имеют для выполнения таких работ квалифицированных специалистов. Задачи повышения благосостояния населения, одной из примет которого являются возрастающие объемы розничной продажи автомобилей и мотоциклов, обязывают плановые органы и соответствующие хозяйственные организации изыскать возможности и принять дополнительные меры по укреплению базы обслуживания этой техники. Как показывают результаты неоднократных проверок, серьёзного улучшения требует организация хранения и отпуска нефтепродуктов на базах ив пунктах заправки автомобилей. Из-за перемешивания топлива и масел разных сортов, попадания воды в емкости для хранения преждевременно выходят из строя системы топливоподачи и смесеобразования двигателей, увеличиваются отложения нагара в них, быстро изнашиваются трущиеся и наиболее нагруженные детали. Устранить эти недостатки, повысить требовательность к персоналу нефтесбытовых организаций — дело первостепенной важности. Новым задачам в области двигателестроения, которые вытекают из стратегического курса партии на повышение эффективности общественного производства, должен соответствовать более высокий уровень руководства этой отраслью, особенно в проведении единой технической политики, развитии специализации и унификации. Государственный комитет СССР по науке и технике призван здесь определить главные направления технического прогресса, на которых в максимальной степени должны быть сосредоточены усилия научных организаций, конструкторских бюро, материальные ресурсы. Партийные и профсоюзные организации моторостроительных предприятий и научно-исследовательских институтов должны создать в трудовых коллективах обстановку высокого творческого настроя, вести непримиримую борьбу с техническим застоем, инициативно поддерживать ценные начинания. В короткий срок решить выдвинутые на совещании в ЦК КПСС первоочередные задачи по повышению технического уровня двигателей внутреннего сгорания — значит сделать новый вклад в ускоренное развитие всей нашей экономики.В организациях ДОСААФРазговор был мужской, откровенный. Так говорили с ним в первый раз. И, наверно, поэтому Валька (назовем его так) чуть кокетничал своим горем, будто на пьедестал его возносил и разглядывал со всех сторон. — Был бы я сейчас единственным на все село студентом этой громадины — московского университета. На двадцатый этаж ввинчивался, кабы не этот English проклятый. Юрий Иванович Котляров, главный бухгалтер колхоза, председатель местной организации ДОСААФ, согласно кивает. — На двадцатом, кажись, никто ив районе не учится, — говорит он, откладывая огрызок яблока. И, считая, вероятно, свою миссию по выражению сочувствия законченной, добавляет: — Что дальше делать будешь? У нас тебя на кого записывать — комбайнера, тракториста, водителя? — В Дом культуры меня звали. English этот весь год зубрить надо. Так что прости, Юр-Ваныч... Я ив школе все эти масленки-шестеренки не больно уважал. Мое дело — психология, психфак. Насколько будущий психолог Валька презирал всякую технику, настолько был влюблен в нее инструктор райкома комсомола Иван Федорович Тимохин. О страсти Тимохина хорошо знали в райцентре. Добродушно посмеивались над его мечтами — весь район от мала до велика за баранку да за штурвал посадить. Тем более удивительно это выглядело, что по количеству механизаторов «на душу населения» Целинский район был жестокой целиной в области. И когда решили привить здесь уважение к технике, активизировать деятельность ДОСААФ, то более удачного человека, чем Иван Тимохин, сыскать было трудно. — Глядишь, через год у нас все грудные младенцы мотоциклистами заделаются... Но младенцами Иван Федорович заниматься не стал. Он хотел посадить на машины только трудоспособное население. И поэтому, получив в небольшой комнатке стол и два стула, сейф и печать — все имущество райкома ДОСААФ, почти перестал бывать там к великой радости представителей еще трех учреждений, деливших с ним эту самую комнату. Очень быстро новый председатель понял: слишком велик район, чтобы сразу взяться за всех. Но отступать не хотелось. И тогда предпринял он шаг первый: создал спортивно-технический клуб в селе Сладкая Валка. Почему именно здесь? Может потому, что с механизаторами в колхозе «Заветы Ильича» было хуже, чем у соседей. А может быть потому, что импонировал ему председатель первичной организации ДОСААФ в этом селе, избранный почти одновременно с ним, ветеран войны Юрий Иванович Котляров, который полностью разделял его мечты: в XX веке — ни одного человека без знания техники.ШАГТеперь в районе их Тимохин и Котляров. стало двое — Разговор был мужской, откровенный. И короткий, потому что собеседник Котлярова Николай Иванович Лазовой — мужик серьезный, водитель со стажем, цену себе знает. На предложение главбуха освоить еще и комбайн только хмыкнул. — Работа у меня чистая, как теперь говорят, ги-ги-еничная. И на заработки не жалуюсь, — он потряс стопкой нарядов, принесенных в бухгалтерию. Назавтра, только Лазовой подъехал к комбайну «Колос» и пшеница полилась из бункера в кузов его видавшей виды машины, будто случайно оказавшийся здесь Котляров окликнул шофера из кабины комбайна: — Как остановишься, лезь сюда! Лазовой забрался на эту верхотуру, как к племяннику в городе на пятый этаж. Дверца захлопнулась, и он оказался один на один с множеством кнопок и тумблеров. А вокруг-то — мать честная! У племянника такого вида из окна нет — все домами задвинуто. А здесь... И шум моторов вроде на эту высоту не доносится. А скорее всего, герметика... — Ну как гигиена? — участливо спросил Котляров. — Что твой космолет, — бросил Лазовой, направляясь к своему грузовику. Вместе с Лазовым овладел тогда комбайном опытный тракторист Виктор Емельянович Гринько. Его трактор на время уборочной передали молодому механизатору. — От добра добра не ищут, — взвилась хозяйка дома Ольга Васильевна Гринько, когда ик ним заглянул Котляров и повел с ней беседу на ту же тему. — Нешто я колхозу свою силушку в доярках не отдаю?! К сорока годам — да на трактор! А коров доить ты пойдешь? — Нет, — серьезно отвечал Котляров. — Как была ты дояркой — так и останешься, а на трактор только в самую страду... Будешь, словом, механизатором запаса. С молодыми было легче. Эти сами тянутся к технике. Да вот беда, насилуют ее порой, удаль свою показать желают. Главный экономист колхоза Михаил Николаевич Иванов, ведущий занятия по экономике с курсантами спорттехклуба (здесь сверх программы введен такой курс), точно знает, у кого какой расход горюче-смазочных материалов. Как-то после занятий задержал он Виктора Алтухова: — Сколько твоя «Татра» грызет солярки? Сорок два литра? А по норме — тридцать шесть! Давай раскидаем пасьянчик... Сидели, колдовали, считали, строили графики. И недавно друг друга поздравили: за полугодие сэкономил Виктор изрядную сумму на горючем. Нет, с молодыми легче. Теперь уже Алтухов колдует сам с ребятами, дает советы по бережливости.6