14
15
Старожилы утверждают, что одним из первых мотоциклистов в Калуге был Константин Эдуардович Циолковский. Говорят, когда он завел мотоцикл, чтобы совершить первый выезд, на треск двигателя бежал, задыхаясь, городовой. Блюститель порядка, видимо, принял неизвестные ранее для его слуха звуки за работу адской машины, могущей сокрушить устои губернской власти. Однако великий калужанин и его «адская машина» никаких актов насилия не замышляли. Ни в тот день, ни после. Больше того, прежде чем выехать на улицы, владелец мотоцикла регулярно испрашивал у городской управы специальное на то разрешение. Что и говорить, необыкновенной щепетильностью, душевным благородством наделена была натура ученого. Не из страха, не из угодничества перед тогдашними властями соблюдал он порядок — прежде всего из уважения к себе, к окружающим людям. Его примеру и сегодня следуют тысячи и тысячи калужан, в руках которых находится куда более современная техника. Но в семье не без урода, как говорили встарь. Некоторые потомки знаменитого земляка, сегодня с быстротой молнии мчащиеся по улицам и дорогам, и не думают вовсе о соблюдении предписанных правил. Не думают ио последствиях, к которым приводит неуважение к себе и окружающим.ки в чехлах, подсачник. Сомнений нет — возвращаются с рыбалки. Поднимаем жезл, просим остановиться. Не тут-то было. Мотороллер поворачивает вправо, отчаянно дребезжа и хрипя, устремляется к Пятовскому. — Гнаться не будем, — решает один из нас, участников рейда, организованного редакцией «За рулем», начальник ГАИ области Николай Сергеевич Ткачев. — Грехов у них, видно, немало. Будем догонять — еще разобьются сдуру. Пусть живут. От наказания все равно не уйдут. В этом есть резон. Но и нам наука. В такой рейд надо ехать не на одном автомобиле, а хотя бы на двух, для подстраховки. И тут, словно по мановению волшебной палочки, появляется на своей машине районный госавтоинспектор А. Дыров. Он едет по делам в село Льва Толстого и обещает присоединиться к нам через полчаса. Встреча вторая. Пожилой водитель на мотоцикле «Урал» останавливается по первому знаку. Он в застегнутом шлеме, одет добротно, по-дорожному. Документы лежат в полиэтиленовом мешочке. Держится с достоинством, спокойно. Все у него в порядке, комар носа не подточит. И мы с удовольствием желаем ему счастливой дороги. — Видите, — улыбаясь говорит Ткачев, — сама совесть на колесах... Однако улыбка сходит с лица Николаямужчина в ватнике и сапогах. На бензобаке у него ребенок лет трех, на заднем сиденье — лет шести. Пробуем его остановить. Куда там! Прибавляет «газ», поворачивает на тропинку, за кусты — и был таков. Даже мысль о погоне не приходит нам в голову. С ужасом думаем о том, что каждую минуту этот «папаша» может покалечиться сам и убить детей. Одного случайного падения для этого достаточно! Анатолий Иванович Дыров (он присоединился к нам) на вопрос, кто этот человек, дерзко удравший от нас, нехотя отвечает: «Да мой сосед. Недавно вернулся из заключения, вроде, стал исправляться. «Права»? У него их нет. Ездит так — и все». Время — 11 часов. Мотоциклист на «ИЖ—Планете» с пассажиркой останавливается неохотно. На лице недовольство, озабоченность. Знакомимся. Виктор Александрович Мельников. Едет с огорода в гараж, поставить мотоцикл. Водительского удостоверения нет. Владеет этим мотоциклом уже шесть лет. — Ну как же так, Виктор Александрович, — удивляемся мы. — Вы человек серьезный, в возрасте. Разве не знаете, что без документов нельзя выезжать? — Знаю, — хмуро говорит Мельников. — Да яи не езжу никуда. Вот на огород да обратно, и вся езда. Подумаешь, нарушение... Смотрим техпаспорт. Отметка о про-Впрочем, прибегнем к фактам и протоколам милиции. Учащийся ГПТУ-8 Калуги В. Морозов, не имея водительского удостоверения, в нетрезвом состоянии колесил по городу на мотоцикле, развивая при этом недозволенные скорости. Наскочив на бордюр, вылетел из седла. Результат — сотрясение мозга, перелом ключицы... Из другого училища — торгово-кулинарного — С. Левин, тоже без водительских прав, на мотоцикле 43-350 столкнулся с самосвалом. Последствия печальные. Пьяный А. Борисов, токарь людиновского тепловозостроительного завода дважды задерживался за нарушение правил движения. Наконец, против -него возбудили уголовное дело. Учиться на курсах мотоциклистов Борисов не захотел, зато обожал лихую езду после возлияний, надеясь, что и без водительского удостоверения можно обойтись. Да вот не обошлось! Таких, как Морозов, Левин, Борисов и иже с ними, на калужских дорогах немало. В чем же тут дело? ...После нескольких дождливых дней воскресенье выдалось солнечным и тихим. Не спеша едем по дороге КалугаМедынь. Вот ответвления в сторону поселков Пятовского и Товарково. Делаем остановку. Наш автомобиль «Иж-комби» с удмуртскими номерами никого не настораживает. Мимо пробегают грузовики, легковушки, мотоциклы. На часах — 10 утра. К развилке приближается мотороллер. Водитель и пассажир — без шлемов, в телогрейках. За спинами удоч1ЛСергеевича, когда перед ним появляется другой мотоциклист — владелец ИЖа. Просим предъявить удостоверение на право управления мотоциклом. Парень достает листок бумаги. Поочередно читаем: «Справка. Выдана Добрину Юрию Алексеевичу в том, что он обучается на курсах мотоциклистов при райсовете ВДОАМ, ему разрешается проезд от дер. Каравай до товарковского лечебнотрудового профилактория на занятия. Председатель Дзержинского райсовета ВДОАМ Тюняев. 5 июня 1978 г.». — Филькина грамота, — заключает Ткачев. И внушает парню, чтобы он до получения водительского удостоверения не выезжал на дорогу. Отпускает Юрия «с миром», а справку изымает. Не успеваем прийти в себя от чтения одного «документа», как в руках у нас появляется второй, отпечатанный на папиросной бумаге: «Выдана настоящая курсанту кондровской автошколы ДОСААФ Калинину Александру Борисовичу в том, что он действительно обучается в кондровской автошколе в группе по подготовке водителей транспортных средств категории «А» с 20 мая по 15 июля 1978 года. Справка дана для проезда Товарково — автошкола (в Кондрово) — автодром. Начальник кондровской автошколы С. П. Генералов». А до Кондрово от Товарково — ни много ни мало 24 километра дороги республиканского значения. И автобусы туда ходят регулярно. Оставим выводы «на потом». Продолжим наши знакомства с мотоциклистами. Вот едет на ИЖе пожилой небритыйхождении технического осмотра только одна, и та пятилетней давности. Районный госавтоинспектор старается не встречаться с нами взглядом. Но мы и на этот раз не делаем выводов. Только спрашиваем у Мельникова напоследок: — Может быть, вы не можете поступить на курсы мотоциклистов? — Отчего же. У нас висят объявления. ДОСААФ набирает группу, — неохотно отвечает он. Еще один нарушитель, Его зовут Сережа Климов. Сереже только пятнадцать. Папа разрешил ему покататься возле дома. А он поехал и поехал. Все это происходит в Товарково. Том самом, где живет районный автоинспектор Дыров. 12 часов 10 минут. Едем к Пятовскому. Навстречу нам — двое парней на «Ковровце». Просим их остановиться. Они минуют нас и прибавляют скорость. Но мы уже ученые — сзади в трехстах метрах идет машина инспектора Дырова. Она и «прижимает» ребят к обочине. У этих тоже нет «прав». Точнее, они у водителя, Коли Маркова есть, но он их не взял. Почему? Оказывается, приятели попросили «быстренько смотаться» за вином в магазин. Он и поехал, не сумел отказаться. Теперь казнится, расстроен. Просит Дырова: «Только папе не говорите!» Но как тут не скажешь! Дыров составляет протокол, просит «завтра в десять» явиться с отцом к нему. » Потом были еще встречи, К трем часам дня мы задержали 16 нарушителей. У 10 из них не было «прав». Пятеро — это ребята, не достигшие 16-летнего воз- раста. У троих на руках оказались справки. Д военикак не могли объяснить отсутствие документов . П озже мь\ встретились еще соднимрайонным госавтоинс пектором , А. Ивановым, у же из Думиничского района. Он грустнопризнал ­ ся, что около 90% м отоциклистов , п ро ­ ж ивающихв деревнях района, ездят без документов . Не верить ему нельзя, он лицо официальное. А цифра внушает тревогу.» • #Понятно, что Калужская область — это лишь малая часть територии страны. Вероятно, о прометчиво было бы вывести нечто глобально обобщенное на осно ­ вании тех немногих встреч, к оторыесо ­ стоялись у нас, участников рейда, с «бесправными» м отоциклистами на отдельных участках сельских дорог . И все жемыпришликвыводам , к оторые , на наш взгляд, представляют не толькои не столько местный интерес, Первое. В городах , где есть автошко ­ лы, СТК, в крупных поселках, где суще ­ ствуют достаточно крепкие комитеты ДОСААФ , обучение водителей категор ий «А» и «В» налажено. Пусть не изжи ­ ты еще очереди , но рано или поздно поступить на курсыможно . И, как правило, там мотоциклисты без водительских удостоверений встречаются сравнительно редко . Иное — маленькие села, д еревни , отстоящие от райцентров на десятки и десятки километров. Здесьпридерживаться существующего полож ения , к оторое разрешает, к ак известно, р егистрациюучебныхгруппв 30 именее человек, желающих обучаться. Н арушение этого положения отдельны- , ми работниками ГАИ и приводит ктаким недоразумениям, которое произошло в колхозе «Коммунар». Полагаем, что сегодняшнееотношениек так называемому экстернату, к само ­ стоятельной подготовке , существовавшей ранее, следует для сельской местности пересмотреть . Подходить не «вообще», а конкретноккаждому району, селу, д е ­ ревне, поселку, к каждому человеку в отдельности. Если человек грамотен в правилах движения , технике, уверенно управляет машиной , п очему бы не при ­ нять у него экзамен? Н аконец , в работе экзаменационных комиссий ГАИ нужношире пользоваться передвижнымирегистрационно - э кза менационными пунктами, оборудованным и на автомобилях (см, «За рулем», 1977, № 9). Как нам стало известно, более ста РЭПов на колесах уже действуют. Надо надеяться, в ближайшеевремя их будет больше. Это приблизит экзаменационные комиссиикжителям села. Д умается , только эта группапредло ­ ж ений , если им последовать, даст воз ­ м ожностьнамного сократить число «бесправных» и потому опасных для движе ­ ния, з доровьяижизнилюдей владельцев личного транспорта.всего, не только вКалужской области. Напрашивается обращениеикторгу ­ ю щим организациям: почему бы им в интересах общего дела не выработать простейшую форму оперативной информации районных, г ородских органов Госавтоинспекции о проданных мотоциклах суказанием адресов покупателей. Сейчас в той жеКалужской области ГАИ не знает о сотнях и сотнях обладателей двухколесных машин, не желающих их регистрировать. По стране же таких наберется, вероятно, миллион, а то и больше. Они-то и наносят поройнепоправи ­ мый вред дорожному движению. Третье. Раз ужнеобходимо дать воз ­ м ожность (в порядкеисключения ) отд ельным владельцам личноготранспор ­ та на селе готовиться к сдаче экзаменов самостоятельно (не будем закрывать глаза на действительное положение дел), то нужно позаботиться ио выпуске необходимых учебных пособий , к о ­ торых сегодня издается до обидного мало, — о небольших по объему популяр ­ ных учебниках, б рошюрах по устройству машин , о задачах, у пражнениях по правилам движения , о другой литературе, к оторая стала бы советчиком , наставник ом , н адежнымпособиемв освоении техники и ее правильной эксплуатации. Четвертое. Все мы знаем, как моло ­ д ежь , и в городах ив селах, любит технический спорт, с какимазартом следит за мотоциклетными, автомобильнымид вухколесный транспорт, п ожалуй , более необходим . М отоцикл приобретает чуть ли не каждая семья. И на них ездят независимо от того , удалось получить право на управление или нет. Не удается же часто не по вине владельца транспорта. Принятое не так давно решениеотом , что получить «права» м ожно , т олько обучившись на курсах, во многомопередило время. В нем, правда, с одержитсяоговорка , п озволяю ­ щая исполкомам местных Советов нар одных депутатов допускать сдачу экза ­ менов экстерномв тех местностях, где еще не созданы достаточные условия для обучения всех желающих . Но в этом деле явно перегибают палку — п ракти ­ чески чуть ли не повсеместно экзамены от « с амоподготовщиков » п росто не при ­ нимают. Обучать желюдей не вездевозможно — не набирается группа в 30 человек, т рудностиспомещениями , материальной базой, Пример. Летом 1978 года была отказано в регистрации группы в колхозе «Коммунар» Сухиничс кого района, так как там набралось лишь 12 человек, ж елающих обучаться. Если суммировать эти факты, м ожно прийти кследующему заключению. Учебным организациям ДОСААФ , которые несут основнуюнагрузку по подго ­ т овке водителей категорий «А» и «В», надлежит более гибко строить работу, расширять курсовую сеть, настойчивее внедрять ужезарекомендовавшие себя передвижные классы ( с м . «За рулем » , 1977, № 3 и 1978, № 10). Но дело не тольков этом. При фор ­ м ировании курсов на селе надо строгоВторое. М ы хотим обратиться икдо ­ р ожномунадзору . О том , что надо ре ­ шительно вылавливать «бесхозных», пор ой бесшабашных мотоциклистов , сломя головуносящихся по проселкам , пашн ямисельским улицам, с пору нет. Вопрос — как это делать? У ГАИ в районе, н апример , нет ни сил, ни средств, чтобы ккаждомуперекрестку приставить своего сотрудника . Выход проверенный : опираться на широкуюобщественность — на комсомол , активистов общества автом отолюбителей , лучших водителей кол ­ хозов, совхозов, создавать добровольные дружины , о бщественные посты ГАИ, с пособные поставить заслон всякогоро ­ да нарушителям, в осседающим за рул емтранспортного средства. Хорошо зарекомендовавший себя опыт Оренбургской области, где действует уже более ста общественных по ­ стов, наглядно показывает, что такой заслон организовать можно . Добровольные помощники ГАИ помогут выявлять владельцев машин , у клоняющихся от их регистрации итехническогоосмотра , будут вести широкую разъяснительную и воспитательную работу на селе. Наш рейдубеждаетивтом , что отдельным госавтоинспекторам, несущим службу на селе, следует проявлять больше принципиальности, требовательности. Как может тот же А. Д ыров , зная, что владелец мотоцикла В. М ельников шесть лет ездит без водительского удостовер ения , не представляет машинук техо смотру . с покойно наблюдать за вопи ­ ю щимбезобразием ? П одобные случаи, к сожалению , не единичны . И, с кореег онками , сама пробует силы вскорост ­ ной езде. И тут для комитетов ДОСААФ , обществ автомотолюбителей — ш ирокое поле деятельности по привлечениююно ­ ш ейв спортивные секции . Это ещеодин верный шаг ксокращению числа «бесправных» водителей, Истина проста: хочешь быть Моисеевым , К адыровым , Кав иновым — п режде всего получил води ­ тельское удостоверение , учись умело, мастерски управлять машиной .Разумеется, м ы не исчерпали всех проблем , связанных сулучшениемпод ­ г отовки водителей мотоциклов , с ограж ­ д ением наших дорог от злостных или несознательных правонарушителейв лице « г онщиков » без водительскогоудо ­ стоверения. Надеемся, что читатели вы ­ с кажут на этот счет свое мнение . Н ашимрейдоминекоторыми выводами из н £ го мы хотели еще раз подчеркнуть , что проблемы существуют и их надо безотлагательно решать. Этого требуют интересы безопасности на дорогах , интересы сохранения здоровьяижизнилюдей . Бригада «За рулем»: Н. ТКАЧЕВ, начальник ГАИ УВД облисполкома, майор милиции; Ю. СОЛЯНИКОВ, заместитель редактора калужской областной газеты «Знамя»; Л. М ИЛЕНУШКИН , корреспондент областной молодежной газеты «Молодой ленинец»; Б. Д ЕМЧЕНКО , спецкор «За рулем» К алужская область15