24
25
Кодекс хорошего водителяВождение автомобиля совсем не легкое дело, и чтобы выполнять его безопасно, надо постоянно совершенствоваться: ведь условия движения не остаются неизменными, и обстановка на автомобильных дорогах все усложняется. Не исключено, что вы уже чувствуете себя безупречным, овладевшим всеми премудростями водителем. Тогда проверьте, совпадают ли ваши представления об основных слагаемых мастерства с теми ответами, что дали на поставленные 10 вопросов люди, наездившие сотни тысяч километров без аварий. Может быть, этот коллективный опыт вам будет полезен. Итак: 1. Какие навыки являются наиважнейшими для вождения автомобиля? Их два. Первый — это высокое техническое умение провести машину из пункта Ав пункт Б. Второй заключается в умении схватывать все, что происходит вокруг, и предвидеть ситуации, которые несут с собой потенциальную опасность. Чтобы стать действительно хорошим водителем, необходимо овладеть обоими навыками и уметь применять их одновременно. 2. Что важнее для водителя — физическое или психическое здоровье? Эти вещи нельзя противопоставлять или отделять одну от другой. Быстрота реакции водителя на дороге зависит не только от силы его мышц, но ив не меньшей степени от того, как скоро он осознает необходимость предпринять то или иное действие. 3. Существует ли какая-то особая техника вождения автомобиля, которую можно было бы считать лучше других? Наилучшую технику вождения можно назвать «оборонительной», а чем более спокоен и внимателен водитель, тем лучше и безопаснее его езда. Что такое оборонительный стиль? Представьте себе, что ваш автомобиль окружает нечто вроде овального купола, и следите, чтобы эта «капсула» всегда оставалась ненарушенной. Тогда вы всегда сможете избежать столкновений. Конечно, придерживаться оборонительной позиции при интенсивном движении удается с трудом, но если постараться.... 4. Какую же тогда дистанцию следует сохранять по отношению к другим автомобилям? Расчет такой: одну длину автомобиля на каждые .-15 км/ч скорости. Но есть способ лучше и проще — по времени. Вас должен разделять промежуток в две секунды, а это столько, сколько надо, чтобы. произнести вслух или 4 про себя: «Тысяча сто один, тысяча сто два». Заметьте какой-нибудь ориентир, мимо которого проследовал «лидер», и если вы минуете-ега-раныне чем через две секунды, значит дистанция недостаточна. 5. Какое положение рук на рулевом колесе считать правильным? Часто учат, что наилучшим положением является такое, когда, если представить рулевое колесо в виде часового циферблата, левая рука находится на «десятке», а правая — на «двойке». Однако позиция «десятка» и «тройка» предпочтительнее, ибо обеспечивает большую свободу, маневра и меньше нагружает мышцы,, рук, что особенно важно при езде на ' дальние расстояния. 6. А какое положение водителя позволяет сохранять состояние готовности» в течение многих часов управления автомобилем? Наилучший способ сохранить состоя-" ние готовности цысли — это поддерживать состояние готовности тела. Сидеть за рулем надо не сгибаясь и «слушать» автомобиль всем телом, а неДымок от папиросыМного уже писалось о том, что не следовало бы курить за рулем. Против курения приводились весьма убедительные доводы. Прикуривая, водитель неизбежно на несколько секунд переводит взгляд на огонек зажигалки, отвлекаясь от наблюдения за дорожной обстановкой. Еще сложнее, если он пользуется спичками: не так просто манипулировать коробком, не отпуская руля. А эти секунды движения почти вслепую в напряженной дорожной обстановке могут обойтись очень дорого. Вспоминались нередкие по этой причине аварии. В одном случае прикуривавший водитель наезжал на пешехода, в другом, — наклонившись за упавшей сигаретой, сталкивался со встречной машиной. Все это весьма наглядно и неоповержимо, но иллюстрирует лишь одну сторону дела. Получается, если бы курение не отвлекало внимание водителей, то и претензий к нему никаких бы не было. А в действительности все гораздо сложнее и серьезнее. Нельзя забывать о вредном влиянии табачного дыма на здоровье водителя и его работоспособность. Общеизвестно, что курение никогда и никому не приносило пользы. Оно наносит существенный ущерб здоровью, даже если курящий между затяжками вдыхает чистейший лесной воздух. А в закрытой кабине или салоне автомобиля условия для дыхания далеко не так безупречны. Вот некоторые иллюстрации к этому. Подсчитано, что автомобиль, пройдя 15 тысяч километров, «выдыхает» в среднем 3 250 кг углекислого газа, около 93 кг углеводородов, 27 кг окислов азота. Токсичность выхлопных газов особенно велика при неисправном двигателе, плохой регулировке системы питания, во время запуска и прогрева двигателя. И в практической работе весьма трудно избежать, чтобы какая-то часть вредных веществ не попадала в легкие водителя.Автомобилисты привыкают к запахам отработавших газов и паров бензина, считают их естественном спутником профессии. А если не совеем в порядке изоляция кабины и ее вентиляция, то атмосфера в ней до опасных пределов насыщается угарным газом, соединениями свинца, в ней накапливаются углеводороды типа бензпиренё, альдегиды, ненасыщенные углеводороды. Сходные отравляющие вещества ; содержат и токсические компоненты табачного дыма: никотин, угарный газ,/аммиак, синильная кислота, бензпирен', 'бензатрацен. Таким образом, вредное воздействие на организм человека табачного дыма, запахов бензина и отработавших газов может суммироваться, усиливая отравление. В результате работоспособность курящего может быть серьезно нарушена там, где некурящий не почувствует и легкого недомогания. • , ;* Как видим, курение'вредно не только потому, что оно отвлекает внимание водителя. Табачный .дым, да еще сдобренный «автомобильными» запахами, расслабляет, притупляет .бдительность, создает порой, пусть ни короткое время, благодушное настроение, в результате чего водитель ослабляет самоконтроль,§##®@#е#ф©#©©©©Ф©е®#ВЕНГРИЯ. Начато строительство автодороги М-5, составной части трансконтинентальной магистрали Е-75 между Лондоном и Стамбулом. Первый отрезок ведет из Будапешта в Кечкемет, Сегед и доходит до границы с Югославией. Максимальная скорость движения здесь — 120 км/ч. ГДР. В последнее время в республике значительно снизилось число дорожнотранспортных происшествий. В первой половине 1978 года общее количество их сократилось на 7.6% по сравнению с тем же периодом 1977 года. На 7,5% уменьшилось число ДТП. в которых пострадали дети. ПОЛЬША. В телепередачах несколько постоянных программ для водителей. Каждую неделю выходит «Авто-журнал» по всем проблемам автомобилизации. Есть и «Телевизионная академия водителей», которая помогает профессиональным шоферам и автолюбителям совершенствовать мастерство. В летнее время ежедневно выходит в эфир передача для автотуристов. Подготовкой всех этих программ занимается недавно созданная специальная автомобильная редакция. ЧЕХОСЛОВАКИЯ. В Праге введена в строй так называемая безаварийная магистраль «Юг — Север», которая связала южные и северные районы столицы и помогла разгрузить ее центр. АВСТРИЯ. Недавно правила движения дополнены требованием к водителям двухколесных транспортных средств двигаться в любое время суток с включенным ближним светом фар.. Запрещена перевозка детей на мотЬциклах и мопедах. В автомобилях детей, до 12 лет можно перевозить на переднем сиденье, лишь пристегнув их ремнями безопасности. БРАЗИЛИЯ. Согласно официальным статистическим данным' на каждые 10 000 зарегистрированных -машин здесь ежегодно приходится 26. случаев гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях. Всего в минувшем году в Бразилии было зарегистрировано 400 000 ДТП. в ко-24 только ушами. Слишком круто взятый поворот ощущается сначала бедренными мышцами, а уходящий из-под контроля автомобиль ~т-. ладонями и предплечьями. Поэтому сидеть надо в удобной позе, но не так «комфортно», чтобы не иметь возможности ощущать сигналы, которые подает'нам автомобиль. 7. Всегда ли максимальная скорость, установленная знаками или общими правилами, является . безопасной скоростью? Нет. Ограничения скорости на дорогах всегда устанавливаются для оптимальных условий, а-Цри интенсивном движении, в темноте или при плохой погоде ехать, разумеемся, надо медленней. Но не слишком-, чтобы не создавать помех другим водителям. Лучше всего ехать в том темпе, в котором движутся другие автомобили, или близко к этому. 8. Как безопаснее выполнить левый поворот на загруженном перекрестке? Поворачивая налево, не следует спешить с поворотом руля. Пока вы пропускаете встречных водителей, оставьте колеса в положении прямолинейного движения. Это тоже элемент оборонительной тактики. Почему? Потому что, если при вывернутых влево колесах вас ударит сзади другой автомобиль, вы вылетите на полосу встречного движения, и неприятностей не избежать. Кроме того, встав наискосок, вы займете на дороге больше'.места, чем нужно, и увеличите опасность и помехи другим водителям.9. Как избавиться от автомобиля, который «висит на хвосте»? Не надо резко тормозить, пробуя напугать его водителя. Он может среагировать не так быстро, и произойдет столкновение. Но не позволяйте, чтобы другой водитель вынуждал вас ехать слишком быстро. Лучше сбавьте чутьчуть скорость и дайте себя обогнать. Если другой водитель действительно торопится, он непременно воспользуется такой возможностью. 10. Что делать, если автомобиль перед вами едет на слишком малом расстоянии? Да, бывает, едешь за кем-либо на безопасной дистанции, а он слишком уменьшает ее. Ты снижаешь скорость и увеличиваешь дистанцию, а другой водитель снова ее уменьшает. Как быть? Попробовать сбавить скорость еще раз. Если этого не сделать и рискнуть ехать «на хвосте», увеличится опасность столкновения. Не теряйте головы. Никогда не допускайте, чтобы эмоции брали верх над здравым смыслом. Чтобы действительно быть хорошим водителем, суммируя сказанное, надо придерживаться принципа «три К » : кооперация — дорога не гоночный трек, и на ней нельзя устраивать спортивные состязания; будь любезен и вежлив с другими водителями; помогай им; вполне вероятно, что и тебе самому вскоре понадобится их помощь; коммуникация — не изолируйся; пользуйся сигналами и информируй других водителей о том, что собираешься сделать; концентрация — думай о том, что делаешь, это самое важное; помни, что вождение автомобиля — нелегкая работа; хороший водитель — это безопасный водитель. Когда решишься сесть за руль, принеси «Присягу хорошего водителя». Вот она: 1. Я всегда буду любезен и вежлив с другими водителями, буду по-товарищески сотрудничать с ними. 2. Всегда и прежде всего буду думать о безопасности езды. 3. Всегда буду чувствовать полную ответственность за тех, кто едет со мной. 4. Всегда буду сохранять за рулем спокойствие и внимание. 5. Особо бдителен буду по отношению к пешеходам. 6. Всегда стану оказывать помощь всем водителям, которые в ней будут нуждаться. 7. Никогда не забуду, что дорога принадлежит также и двухколесным машинам. 8. Никогда не буду забывать о необходимости постоянного контроля за техническим состоянием автомобиля. 9. Никогда не сяду за руль в нетрезвом состоянии или после приема опасных для управления автомобилем лекарств. 10. Всегда буду строго соблюдать все правила дорожного движения. По материалам зарубежной печатибеспечнее относится к возможным опасностям на дороге с оживленным движением. с меньшим вниманием следит за предупреждениями дорожных знаков и показаниями приборов, может превысить допустимую в данной ' обстановке скорость. Дело усугубляется и тем, что само по себе увеличение скорости усиливает это состояние, создает упоение высокой скоростью движения. В - результате по. вышается вероятность того, что водитель может стать виновником опасной дорожной ситуации и даже происшествия. И не только нарушением эмоционального равновесия опасно .воздействие табачного дыма. Попутно ' ухудшаются и другие возможности, водителя: нарушается точность движений,-.ухудшается глазомер, притупляется оперативная память. Кроме того, никотин и угарный газ ухудшают цветовосприятИе, ослабляют остроту зрения, нарушают процесс приспособления глаз к изменению интенсивности света. Все это затрудняет ориентировку в сложных условиях движения. Многие считают такие воздействия весьма незначительными. Так ли это? Советские психологи.:предложили максимально ограничить "применение красного цвета в рекламе на оживленныхмагистралях. Оказывается, воздействие побочных источников красного света притупляет восприимчивость водителя к запрещающим сигналам. Следовательно, в обеспечении безопасности движения нет второстепенных мелочей. Тут важно все. И даже нерезко выраженное ослабление остроты зрения, адаптации к перепадам освещенности, другие отклонения под влиянием табачного дыма могут привести к печальным последствиям. Особенно, если автомобиль движется в сложных условиях, например в гололед, под дождем, в тумане. Особенно опасно для здоровья курение в салоне или кабине автомобиля при дальних многочасовых поездках. Тем более, если в автохозяйстве не налажена служба контроля токсичности отработавших газов, если на линию выпускаются машины с неотрегулированными двигателями, с недостаточно герметичными бензобаками и бензопроводами, неисправными выхлопными трубами, недостаточно защищенными от проникновения газов стенками кабины или салона. Не случайно когда-то родился даже термин — «лимузинная болезнь» — для обозначения чувства недомогания, усталости, тошноты, головных болей под влиянием паров бензина и угарного газа, проникающих в кабину или пассажирский салон. Курение значительно усиливает проявление «лимузинной болезни». Курение многим кажется самым безобидным посягательством на собственное здоровье. Ведь оно не возбраняется водителям, которым строгие Правила дорожного движения категорически запрещают и малейшие дозы спиртного перед работой за рулем. Конечно, курение менее катастрофично по своим последствиям в сравнении с алкоголем, однако и оно может серьезно ухудшить состояние здоровья и работоспособность водителя, отразиться на его надежности. Поэтому в ряде стран курение за рулем запрещено. Не в моей компетенции ставить об этом вопрос у нас, но предупредить о большом вреде табачного дыма для здоровья водителей и пассажиров, особенно в дальних поездках, — мой прямой долг. И я надеюсь, что среди водителей — профессионалов и любителей — найдется немало моих единомышленников, которые сами откажутся от папиросы или сигареты за рулем и посоветуют сделать это другим.Г. БЛИНОВ, психиатр•#BlCieiriOIICIBIEITIAСША. Официально установленный предел максимальной скорости автомобилей на дорогах — 55 миль в час (88 км/ч). Однако придерживаются его далеко не все. Наблюдения показали, что даже в наиболее «благополучных» штатах эту скорость не превышают лишь 70% водителей. ФРАНЦИЯ. Чтобы нарушить монотонность езды по шоссе без риска слишком отвлекать внимание водителей, участок автострады между Шалоном-на-Марне и Сент-Менегулем протяженностью 30 км решили «разбить» цветом и геометрическими фигурами. У поворотов, на извилистых участках дороги будут установлены круги и шары, на спусках и подъе-•••••торых ранено 150 000 ^человек и погибло 16 500. Материальный ущерб, причиненный происшествиями', увеличился за последние пять лет примерно на миллиард долларов. ИТАЛИЯ. Превысившие, установленную скорость водители нередко ссылаются на неточность спидометров, для которых нормальными считаются- некоторые отклонения в показаниях от истинной скорости. Чтобы устранить эту причину конфликтов с дорожной полицией и вовремя предостеречь водителей, ФИАТ с ноября прошлого года- начал выпускать спидометры с «резервом». Они показывают скорость немного выше истинной.мах — треугольники и пирамиды: вблизи городов — теплых тонов, в сельской местности — холодных. После испытаний предполагается распространить этот опыт на всю автостраду. ФРГ. Проведенные здесь исследования показали, что в темное время суток видимость дороги в лучах фар на светлом и сухом покрытии может достигать при дальнем свете 200 м, при ближнем 50 — 80 м. а в сильный дождь или при ослеплении светом встречных автомобилей она не превышает 20 м. ШВЕЙЦАРИЯ. Каждому, кто на горных дорогах игнорирует знак «Цепи противоскольжения обязательны», грозит штраф 30 франков.25..-••..-