16
17
АВТОЛЮБИТЕЛЬ §Два новеньких автомобиля. Всем они одинаковы: и маркой, и моделью, и даже годом изготовления. Но почемуто один сразу оказался «удачным» — резвостью и экономичностью превосходит своего «тупого» и «прожорливого» близнеца. В чем же дело? Возможно, просто в водителе и нечего пенять на технику? Разобраться в причинах непохожести характеров одинаковых внешне машин нам поможет инженер А. Б. ГУРЬЕВ.НЕПОХОЖИЕ БЛИЗНЕЦЫВ мире уже более 350 миллионов автомобилей. Невероятно большая цифра. И она растет с каждым днем. Но попробуйте найти два совершенно одинаковых. В 1977 году ВАЗ выпустил 230 тысяч машин только модели «2101». Сейчас они эксплуатируются вовсю. Есть ли среди них два абсолютно одинаковых? Маловероятно. Почему? Тут разные причины, которые можно разделить на несколько груп^ 1-я группа. Уже с завода автомобили выходят не совсем одинаковыми: каждый со своим характером. Возьмем двигатели; по мощности, крутящему моменту, приемистости и другим показателям они отличаются один от другого. При изготовлении большой партии одинаковых деталей основная часть их имеет некоторые отклонения в обе стороны от номинального размера, а несколько процентов получаются с довольно значительными. Поэтому детали сортируются на группы, охватывающие определенные диапазоны размеров. При сборке стараются подобрать сопрягаемые детали (например, юбку поршня и гильзу цилиндра) одной группы, чтобы обеспечить требуемый зазор. Но, чтобы выдержать все зазоры с очень высокой точностью, необходима индивидуальная подгонка каждой пары. А в условиях массового производства это невозможно. Поэтому зазоры в трущихся парах у одного двигателя несколько иные, чем у другого. Значит, иные и потери на трение, влияющие на эффективную мощность двигателя. При массовом производстве трудно выдержать идентичными не только размеры деталей, но и их массы. Поэтому поршни и шатуны делят еще на весовые группы. А силы инерции, как известно, определяются ускорениями и массами движущихся деталей. Таким образом, двигатели, в цилиндрах которых стоят поршни и шатуны разных весовых групп, будут незначительно различаться силами инерции, а следовательно, силами, поворачивающими коленчатый вал, и мощностью. Кроме того, неравномерность величин массы даже в пределах одной весовой группы деталей вызывает различие сил инерции в разных цилиндрах, и у двигателя ухудшается равномерность работы, теряется некоторая доля мощности. Ну а величина неравномерности у каждого двигателя своя, и по этой причине различны потери мощности. Известно, что залог эффективной работы любого двигателя внутреннего сгорания — правильно организованный процесс сгорания, который зависит отформы, размеров камеры, степени сжатия и ряда других условий. Технология производства головок блока не позволяет получать отливку с очень высокой степенью точности. Поэтому камеры обрабатывают, и при этом неизбежно получаются разные размеры. На практике отклонения в объемах камер сгорания и степени сжатия по разным цилиндрам могут достигать нескольких десятков долей единицы. А если различна степень сжатия, то различна и мощность, получаемая в разных цилиндрах. Причем может подобраться такое сочетание, когда у одного двигателя во всех цилиндрах степень сжатия чуть выше, чем в соответствующих цилиндрах у другого. Кроме того, и по этой причине, как ив случае с силами инерции, может возникнуть некоторая неравномерность работы цилиндров, приводящая к потере мощности. Чтобы обеспечить хорошее наполнение двигателя свежей смесью и удаление из цилиндров отработавших газов, необходимо внутренние поверхности впускного и выпускного трубопроводов выполнить как можно более гладкими. А практически? Из-за разброса размеров в пределах поля допуска коллектор, прокладка и головка иногда образуют в месте стыка уступ или впадину. В результате растет сопротивление потоку смеси или газов, так как в этом месте происходит его завихрение, и падает мощность. Несколько слов о термостатах. Наивысшая мощность достигается только при оптимальном тепловом режиме, то есть когда температура охлаждающей жидкости около 90°С. Однако в эксплуатации у одинаковых, казалось бы, двигателей могут оказаться различные отклонения температуры от оптимальной, поэтому каждый из них «недодает» больше или меньше мощности. Причина — в термостатах, которые тоже не бывают одинаковыми. Разные автомобили, как мы уже выяснили, сходят с конвейеров даже в одно и то же время. По мере естественного износа оборудования разброс увеличивается. Поэтому машины одной модели, выпущенные заводом в разное время (крайний случай — на новых станках и накануне их ремонта), различаются еще сильнее. Конечно, индивидуальные особенности имеют не только двигатели, но мы ведем речь прежде всего о них, потомуРассвет» сохраняет аккумулятор«Наверное, не все автолюбители знают, что даже во вполне исправном аккумуляторе идет непрерывный саморазряд, который за месяц стоянки машины способен израсходовать до 20% емкости батареи. Разряд возможен ипри эксплуатации автомобиля из-за неполадок или перегрузки генератора (особенно если он старого типа). А систематический недозаряд и длительное пребывание аккумулятора в полуразряженном состоянии ведут, к ак известно, к преждевременному выходу его из строя. Для рекомендуемой периодической подзарядки батареи очень удобно новое устройство «Рассвет», в котором объединены все лучшие качества современных выпрямителей и подзарядников. О нем рассказывает инженер А. С. СМИРНОВ. «Рассвет» подключается к сети с напряжением 220 В. Он имеет два выхода: «12/6» и «9». На первом можно получить постоянное стабилизированное на-16 что в остальных агрегатах меньше трущихся пар. Сейчас Волжский автозавод устанавливает на ВАЗ—2101 и ВАЗ—21011 шины двух типов: диагональной конструкции модели И-151 и такого же размера ис таким же рисунком протектора радиальные. Модель «2102» снабжали диагональными М-130А (сейчас ВАЗ их не применяет) и радиальными ИЯ-170 одинакового размера. Радиальные имеют ряд преимуществ перед диагональными. Отметим только те из них, которые связаны с темой нашего разговора: меньшее трение в зоне контакта с дорогой, меньшие потери на внутреннее трение, меньшая на 5—10% масса. Первые два преимущества снижают затраты мощности двигателя на качение шины по дороге, третье — уменьшает моменты инерции колес и тем самым улучшает разгон автомобиля. На двух автомобилях из одной и той же партии могут быть в пределах допусков чуть меньше или чуть больше затянуты подшипники колес и главной передачи. В результате — различный «накат». Несколько различающиеся регулировка тормозов, балансировка колес и шин тоже могут сказаться. И неудивительно, что одна машина, сошедшая с конвейера, окажется немного более «живой», чем «средний» экземпляр, а другая чуть более «вялой». В целом все автомобили, сходящие с заводских конвейеров, одинаковы. Они и должны быть одинаковыми, как это предписывают технические условия. Но сами ТУ допускают небольшие отклонения тех или иных параметров, как раз в расчете на то, что «близнецы» не могут не быть чуть-чуть непохожими. И не потому, что, как иногда думают, на одном заводе ОТК жестче, чем на другом, — совпадение крайних допустимых отклонений возможно на любом предприятии, производящем массовую продукцию. 2-я группа. В процессе эксплуатации автомобиля в нем происходят изменения, заметно влияющие на динамику. Возьмем для примера цепь, приводящую во вращение распределительный вал на двигателях «Москвич» или «Жигули». Она удлиняется, изнашиваясь в шарнирных соединениях звеньев, и обе ветви цепи провисают. Но ведомая тут же выпрямляется под действием натяжного устройства. Начнем поворачивать коленчатый вал. Пока не выберется слабина ведущей ветви, распредели-тельный вал вращаться не будет. А значит, он станет несколько отставать от коленчатого вала по углу поворота. Следствие — небольшое изменение фаз газораспределения, а в результате — снижение мощности двигателя. Уменьшившийся по причине износа диаметр покрышки чуть-чуть снижает приемистость автомобиля. Понемногу набирающиеся и другие отклонения от нормы тоже вносят свой «вклад» в ухудшение динамики. 3-я группа. Владельцы автомобилей сами во многом определяют их «прыть». Второй закон Ньютона утверждает: чем больше масса предмета, тем меньшее ускорение он может развить под действием одной и той же силы. Масса эксплуатируемой машины во многом зависит от того, насколько «запаслив» ее владелец. Что же может утяжелить автомобиль сверх обычного снаряжения? Это ненужные для езды по городу топор и лопата, канистры с бензином, нестандартный инструмент, оставшиеся с зимы цепи противоскольжения, автомобильные холодильник и магнитофон с колонками возле заднего стекла. И не приходится говорить о хорошей динамичности, когда в колесных нишах иу гнезд под домкрат собираются увесистые ледяные наросты и колеса при ходе подвески на неровностях дороги перерабатывают их в воду. Кстати, грязь, налипшая на колесах и карданном валу, увеличивает момент инерции трансмиссии и тем самым несколько понижает ускорение автомобиля. Некоторые автолюбители обожают виниловые крыши, хоть они и снижают максимальную скорость примерно на 5% из-за больших завихрений потока воздуха. Никак не способствуют улучшению аэродинамики наружные багажники. Нередко можно увидеть «жигули», у которых на щетках стеклоочистителя установлены подкрылки. Нужны ли они? Только в особых случаях. Когда спортивный автомобиль движется в дождь со скоростью 200 км/ч и более, поток воздуха, поднимающийся вверх по лобовому стеклу, отжимает от него щетки. А с какой скоростью ездите в дождь вы? Между тем подкрылки отбирают свою, хоть и не очень заметную, долю аэродинамических качеств. Так мы бросаем на ветер с помощью всех этих излишеств «лошадиные силы» и литры бензина. А сколько он сто-ит, хорошо помнит каждый автомобилист. 4-я группа. Последняя по счету, но по значению, пожалуй, первая. Речь о своевременности и качестве технического обслуживания. Своевременное означает — в соответствии с сервисной книжкой. Какие же операции ТО влияют на динамику автомобиля? На «Москвиче—2140», например, сервисная книжка рекомендует регулировать тепловые зазоры в приводе клапанов через 10 тысяч километров. Из опыта подконтрольной эксплуатации больших партий машин этой модели известно, что перед ТО тепловые зазоры могут достигать 0,18—0,19 мм, а если пропустить одно обслуживание, то перед следующим — 0,21—0,23 мм (по инструкции — 0,15 мм). Такое изменение зазора вызывает нарушение фаз газораспределения и снижает мощность двигателя. Есть в сервисных книжках и такая операция — промывка карбюратора и прочистка жиклеров. Для чего? В любом бензине содержатся смолы. Они постепенно отлагаются на деталях системы питания, снижая проходные сочетания жиклеров и каналов. В результате ухудшается состав горючей смеси, нарушается работа двигателя. Опустимся от карбюратора ближе к дороге. Поговорим о давлении в шинах. Советуем в этом вопросе строго придерживаться требований инструкции. Наши чехословацкие друзья определили, что при недокачке шин легкового автомобиля на 20% срок их службы сокращается примерно на 30%. а при перекачке на такую же величину — на 10%. Так что, если уж делаете это на глазок, то лучше немного перестараться, тем более что тогда снизится сопротивление качению. Не меньший убыток владельцу машины приносят неправильное схождение колес и другие отклонения от рекомендуемых норм. И чем легкомысленнее вы отнесетесь к их соблюдению, тем больше ваш автомобиль станет отличаться от соседского. Количество объективных и субъективных факторов, влияющих на динамику, велико. Действие многих из них в отдельности настолько незначительно, что заметить его нелегко даже при помощи приборов. Но в совокупности они могут встретиться в самых различных сочетаниях на автомобилях одной и той же модели и сделать их характеры непохожими.пряжение, регулируемое от 12 до 17 В при токе до 5 А. Именно таким максимальным током специалисты НИИ аккумуляторов рекомендуют заряжать батареи всех отечественных легковых автомобилей. На этом же выходе можно получить и регулируемый ток от 0,1 до 3А для зарядки 6-вольтовых аккумуляторов, который контролируется по встроенному амперметру. Устройство оснащено электронной защитой. После короткого замыкания или обратного по полярности случайного подключения к аккумулятору достаточно кратковременно отключить нагрузку — и «Рассвет» вновь готов к работе. По мере заряда аккумулятора ток выхода «12/6» автоматически снижается вследствие стабилизации выходного напряжения. В «Рассвете» оно почти не реагирует на изменение тока в сети от 180 до 242 В. Благодаря этому автолюбитель может поставить аккумулятор на автоматический подзаряд при длительном хранении.В таком режиме «Рассвет» и аккумулятор могут находиться практически неограниченное время. За сутки при этом электроэнергии израсходуется менее чем на 2 коп. А выключение напряжения сети не приведет во время подзаряда к заметному разряду аккумулятора, поскольку утечки через прибор практически не будет. От выхода «12/6» «Рассвета» можно также питать любые применяемые в автомобиле электронные и электромеханические приборы с номинальным напряжением 12 Ви потребляемым током до 5 А. Это радиоприемник, портативный магнитофон, электробритва, электрочасы, переносная лампа, насос «Малютка» для мытья автомобиля. Таким образом, вы получаете возможность пользоваться автомобильными электрорадиопринадлежностями и дома, не перенося с машины аккумулятор. Для подключения их в конструкции прибора предусмотрены и «жигулевская» и «москвичовская» розетки. На втором выходе с маркировкой «9»получается стабилизированное напряжение для питания 9-вольтовой аппаратуры током до 0,3 А. Им можно пользоваться независимо от того, требуется ли вам одновременно выход «12/6», для питания портативных радиоприемников. Применение «Рассвета» продляет срок службы автомобильных аккумуляторов в среднем в полтора раза, а сухие элементы позволяет использовать 10 — 12 раз. Даже одно это быстро окупит затраты на приобретение устройства. Прибор сохраняет работоспособность при температуре окружающего воздуха от —30 до 4- 40° С. Он снабжен шнурами для подключения к сети ик кислотным аккумуляторам. Шнуры убираются в отсек в корпусе устройства. Габарит «Рассвета» ЗООу 180x110 мм, масса — 4,5 кг. Заказы от торгующих организаций принимает Горьковская оптовая база Роскультторга. а от отдельных лиц — горьковская база Посылторга, адрес которой: 603099, Горький, С-99, ул. Федосеенко.17