26
27
Думаем, все согласятся, что во всемогущую силу правил движения слепо верит разве лишь тот, кто недавно переступил порог автошколы. Хоть немного поездивший за рулем быстро убеждается в том, что безопасность движения зависит не только и не столько от самих Правил. Ведь они устанавливают общие принципы, рассматривают типические условия движения. Какими бы совершенными и обстоятельными ни были Правила, всегда есть и будут возникать на дорогах и такие ситуации, выход из которых должны находить сами водители. Их благоразумие, предупредительность друг к другу, взаимопомощь — вот что не должно дать вспыхнуть искре конфликта в неожиданно осложнившейся обстановке. В такой, скажем, к ак внезапное сужение проезжей части из-за какого-то препятствия. Причин тут может быть много: повреждение покрытия дороги, выпавший груз, поваленное дерево, сломавшийся автомобиль и т. п. Такую ситуацию мы и решили смоделировать. Перекапывать дорогу или валить деревья, разумеется, не стали. Взяли последний случай — остановившийся изза неисправности автомобиль. Бывает ведь: шел, шел — и сломался. А съехать. с дороги невозможно. Двигались машины в два ряда, а тут вдруг надо всем встать в один. Кто кому должен уступить дорогу? Как водители будут решать эту задачу?не возникало. Но вот движение стало плотнее, дистанции сократились, и картина резко изменилась. Включив сигналы поворота, вереница автомобилей в правом ряду замерла. Попытки встать в левый ряд удавались далеко не всем: соседи, видимо, твердо веря в свою непогрешимость, не собирались сдавать позицию. Атмосфера накалялась. «Силовые приемы» следовали один за другим. Как ив хоккее, верх брал чаще тот, у кого вес больше. ...Вот водитель тяжелого КамАЗа, устав, наверное, ждать просвета, резко взял влево и, мягко говоря, потеснил «Жигули». ...Вот обратная картина: не выдержали нервы у водителя РАФа, который было вознамерился объехать препятствие на пути, но в последний момент резко затормозил, опасаясь столкнуться с приближавшимся автопоездом, нагруженным стройдеталями. ...Вот движение на время вообще прекратилось. Почти уткнувшись радиаторами, остановились УАЗ и ЗИЛ — 1 30 . Открыв дверцы, водители что-то кричат ДРУГ другу, отчаянно жестикулируя. Хотя звукового сопровождения на нашем телеэкране нет, но смысл их речей понять нетрудно. Победил, разумеется, ЗИЛ. Он тяжелее. В общем, конфликты вспыхивали то и дело, и только сухой асфальт да исправные тормоза машин спасали положение,Все наше внимание было приковано к телемонитору. Хотелось не упустить ни единой детали в событиях, которые должны были сейчас развернуться на экране. Вот дежурный инспектор поста ГАИ на 107-м километре МКАД — московской кольцевой автомобильной дороги Ф. Гребенюк нажал одну из кнопок на пульте, и телекамера, установленная на высокой мачте метрах в пятистах отсюда, пришла в движение. Промелькнул на экране один ряд машин, другой, затем травяной газон разделительной полосы, путепровод, экскаватор, работающий на обочине... Инспектор чуть «поправил рамку». Стоп! Вот он, в кадре. На правой полосе (а МКАД имеет в этом месте всего две для каждого из направлений движения), чуть развернувшись к обочине, где велись какие-то дорожные работы, остановился УАЗ — 4 69 , перегородив путь тем, кто двигался за ним следом. Судя по красному треугольнику позади, остановка его была вынужденной, вызвана какой-то поломкой, неисправностью. А мимо неслись машины. Водители спешили, старались как можно быстЙее объехать неожиданное препятствие. м было некогда. Они, разумеется, не могли знать, что помеха на их пути — дело наших рук, а сами они стали участниками небольшого эксперимента. Но все было так. Для чего же понадобилось нам «ломать» свой редакционный УАЗ?Теперь, когда цели нашего теста всем ясны, вернемся на 107-й километр МКАД, на пост ГАИ, откуда благодаря телевизионной технике ситуация видна как на ладони. Вот она — на первом снимке нашего репортажа. Предвидим возражения читателей, когда они будут это фото разглядывать. Мол, такая ситуация Правилами оговорена: загляните в пункт 86-й. Тот, кто -перестраивается, должен пропустить движущихся по соседней полосе в прямом направлении. Знаем, заглядывали. Но такой способ решения задачи годится, согласитесь, в обстановке довольно свободной езды: задержался малость — и трогай дальше. На это Правила и рассчитывали. А как быть, если полос для движения всего две, а интенсивность его так высока, что по свободной полосе идет непрерывный поток машин? Стоять перед препятствием и ждать, пока все проедут? Тан ведь можно простоять и час, и Два... Нет, тут что-то не так. Мы уж не говорим о том, что в веренице застрявших машин тоже могут находиться спешащие люди и срочные грузы. Просто нельзя признать нормой заторы на дороге, правилом — закупорку какой-либо из полос движения. Правда, в нашем случае этого не произошло. Но каждую минуту возникали реальные угрозы безопасности движения. Пока в потоке машин по левой полосе было достаточно «окон», конфликтовне давая этому неумному состязанию нервов закончиться аварией. Скажем откровенно, не выдержали нервы и у. нас: через некоторое время мы решили убрать помеху с проезжей части. Очень уж было неспокойно на душе при виде постоянно возникающих критических ситуаций. Продолжать опыт становилось все опаснее. Да, собственно, и такуже было ясно: чувства такта, просто логики участникам нашего эксперимента явно не хватало. Ведь через какой-нибудь час каждый двигавшийся в левом ряду и демонстрировавший свое преимущество мог попасть в положение тех, кто оказался в правом. Вас, читатели, конечно, интересует, как объясняли свое поведение в сложившейся ситуации сами водители. Мы беседовали с ними. Первым, кого остановили у поста ГАИ, был Геннадий Тимонин. Это как раз он так решительно двинул свой КамАЗ в левый ряд, что «Жигули» прямо присели от торможения. — А чем другие лучше меня? Им, значит, надо ехать, а мне нет! Сам не полезешь — никто ведь не пропустит, хоть до вечера стой! Приблизительно теми же словами оправдывались А. Никишин, И. Фетисов И многие другие. Александру Лыскову в такой же обстановке просто показалось, что до машины в левом ряду еще Дале-26 ко. О том, к ак «далеко», можно судить уже по тому, что он даже не успел включить указатель поворота. Вообще-то понять этих водителей можно, но не оправдать, разумеется. Ведь, действительно, редко кто протягивал руку помощи. Разговаривали мы ис теми, кто Двигался по свободной полосе и, вроде бы, действовал по правилам. И вот что интересно. Обнаруживалось вдруг, что, видимо, натерпевшись когда-то от невнимания других водителей, многие нередко сами становятся глухими к просьбам тех, кто оказался в затруднительном положении. И впрямь, дурной пример заразителен. В самом деле, тем, кто ехал левее остановившегося УАЗа, ситуация была предельно ясна. Хвост машин за собой они тоже не могли не видеть. Так притормози же, выпусти из ловушки одиндва автомобиля. Что значат для тебя нет сколько лишних секунд в пути. Так нет же! Потороплюсь, поднажму, но не поступлюсь своим правом ни на йоту. — Когда я оказываюсь в таком положении, меня тоже никто не пропускает, — откровенно объяснил нам свою позицию Александр Капитанов, который призвал себе на помощь «авторитет» своего ЗИЛ — 1 30 , чтобы не уступить дорогу. Иван Сенюшкин объяснил свою непреклонность тем, что он, мол, уже поров-курсантам, которые в скором времени будут держать экзамен на получение водительских прав. Представьте себе, что ответ был тот же . Почему же на практике наши слова порой расходятся с делом? С этим вопросом мы и обращаемся ко всем, кто прочтет этот материал в журнале. Когда на дороге будет полный порядок} Когда каждый из нас будет действовать за рулем так, как он хотел бы, чтобы другие водители поступали по отношению к нему самому. Старая истина. И мы не видим причин, которые мешали бы провести это хорошее правило в жизнь. Как говорится, стоит только захотеть. К этому мы всех еще раз и призываем. Кстати, кроме ответа на наш вопрос, курсанты автошколы предложили еще и «математическое обоснование» задачи. Возможно, оно для некоторых читателей явится еще одним аргументом. Давайте порассуждаем: если принять во внимание, что для объезда препятствия (в нашем случае стоящего автомобиля) даже самому малоопытному водителю требуется не более 10 секунд, то при непрерывном поочередном проезде пропускная способность дороги окажется минимум 360 машин в час. В нашем же эксперименте, а мы специально считали, в результате сутолоки и постоянных закупорок за два часа препятствие смогли преодолеть лишь 380 автомобилей. Как говорится, комментарии излишни.выше. Да, в целом может быть и так. Но ведь в другом ряду, к ак мы уже говорили, тоже спешащие люди, тоже срочные грузы. Да и, в конце концов, все участники движения равноправны. А чтобы это равноправие осуществить на практике, не обойтись без взаимной тактичности и благожелательности. С одним вопросом считаем долгом обратиться к Главному управлению ГАИ МВД СССР. Дело в том, что авторам репортажа не раз приходилось видеть, к ак решаются такие ситуации на Дорогах у наших зарубежных друзей. Совершенно однозначно, по принципу «по одному из каждого ряда». Мы думали, что это неписаный закон. Поинтересовались, оказалось — писаный. Скажем, в новых Правилах дорожного движения ГДР он сформулирован тан: «При появлении препятствии или уменьшении числа полос движения водители должны дать друг Другу возможность перестроиться». Так, может, и у нас не стоит пускать это дело на самотен, а включить такое требование в Правила?Бригада «За рулем»: Г. ЗИНГЕР, В. ПЕТРУХИН, А. БАРБАШОВ, В. КНЯЗЕВ (фото)ХОТЕЛ УСТУПАТЬнялся с соседом справа, а потому тормозить вроде было поздно. Владимир Разуваев просто не заметил ничего опасного на дороге, н, когда мы поназали ему уже на телеэкране место, которое он только что проехал, удивлению его не было предела. Поразительно, но сталниваешься еще с такой невнимательностью за рулем. Да, на грустные мысли наводит увиденное и услышанное. Как же разрешать подобные ситуации, чтобы никому не было обидно, так сказать, по справедливости? Мы, конечно, задавали такой вопрос нашим собеседникам. Часть водителей предлагала самое простое — устранить помеху на пути, то есть остановиться и отбуксировать неисправную машину по крайней мере о ближайшей площадки для стоянки. онечно, мы были бы рады, если бы нашелся такой альтруист, хотя это и скомкало бы эксперимент. Однано не нашелся. А большая часть водителей, не задумываясь, ответила: надо проезжать такой участок поочередно — один из одного ряда, второй из другого. Как видите, «ларчик» открывался просто. Но, может быть, до таного могут Додуматься только очень искушенные, многоопытные водители? Ничего подобного. На следующий День мы побывали в автошколе ДОСААФ Киевского района Столицы и предложили эту же задачу И все же не в одних этих цифрах дело. Возможно, кто-то и возразит, дескать, если непрерывным потоком будет двигаться только левый ряд, пропускная способность дороги в целом окажется Вот такую ситуацию решили мы смоделировать.Пока на левой полосе было достаточно «окон», конфликтов не возникало...ЙНо вот картина резко изменилась...И «силовые приемы» за другим...последовалиодинКак видите, «ларчик» вался!простооткры