20
21
Редко проходит день, чтобы почта не принесла писем с одной и той же просьбой: расскажите подробнее о багги. Ее высказывают и те, кто хочет заняться постройкой спортивно-кроссового автомобиля, и те, кто просто полюбил этот новый для нас и такой увлекательный вид автомобильного спорта. Для тех, кто интересуется багги, мы помещаем статью-обзор инженера В. АРКУШИ, подготовленную по итогам минувшего спортивного сезона. Где бы ни оказался автомобиль багг и — в районе соревнований, на выставке, просто на улице, он тут же обрастает толпой любопытных. Необычные по своему виду автомобили всегда попадают в центр внимания. Но, что греха таить, в порывах энтузиазма порой появляются на свет автомобили, при взгляде на которые остается лишь пожалеть о времени и силах, затраченных на постройку. Причин тому достаточно: незнание технических требований (с ними порой просто негде познакомиться), отсутствие конкретной информации о багги, наконец, недостаточная компетентность отдельных «конструкторов» в сочетании с самонадеянностью, основанной на неверном представлении о простоте этого типа автомобилей. Оговоримся сразу: в- вопросе о принципиальном подходе к багги автор полностью присоединяется к предупреждениям, которые были в свое время высказаны авторами статей, опубликованных в журнале о багги («За рулем», 1978, № 7 и 9). Всякий, кто берется за постройку спортивно-кроссового автомобиля, должен четко представлять себе его назначение, требования к нему, ибо специфика машины определяет и особенности ее конструкции. За годы развития багги у нас создано немало если не совершенных, то близких к этому автомобилей, на которых достигнуты высокие спортивные результаты. Думается, что обзор наиболее рациональных технических решений станет подспорьем для начинающих баггистов, поможет им избежать ошибок и разочарований ив то же время будет небезынтересен любителям автомотоспорта. Перейдем к обзору конкретных конструкций. Начнем с компоновочных схем. При всем их разнообразии заметно преобладание одноместных автомоj билей, у которых двигатель размещен в • пределах базы — за сиденьем гонщика перед задними ведущими колесами. Какизвестно, аналогичную схему имеют все современные гоночные автомобили («формулы»). Это родство особенно зримо проявилось, в частности, в багги эстонских кроссменов М. Виллемсона и О. Аасны. По такой схеме выполнены машины и запорожских спортсменов, а также братьев Гуржеевых из Московского автомобильно-дорожного института, багги чемпиона СССР 1978 года И. Резевскиса из Латвии и его земляка, призера чемпионата В. Ванагса. Основное достоинство этой схемы — равномерное распределение нагрузки по осям, что положительно сказывается на устойчивости и управляемости автомобиля. Кроме того, он получается очень компактным, рама и кузов имеют минимальную ширину. Другую разновидность схемы «двигатель в пределах базы» представляют автомобили, у которых силовой агрегат — двигатель со сцеплением и коробкой передач — также установлен перед задней осью, но развернут коробкой передач вперед. От выходного конца вторичного вала коробки (ставшего в этой схеме передним) вращение передается через цилиндрический редуктор на карданный вал и главную передачу. По такой схеме выполнена серия машин, разработанная на Волжском автозаводе под руководством инженера-конструктора В. Губы. На фото 1 автомобиль этой серии — багги Е. Звягина. На такой же машине Л. Рева стал чемпионом СССР 1978 года вШ классе. По аналогичной схеме построены багги на Камском автозаводе, а также интересный автомобиль литовского спортсмена Д. Пашкявичуса. Весомым аргументом в пользу схемы с двигателем в пределах базы является и то, что по ней выполнено 9 из 11 автомобилей, на которых-завоеваны призовые места в двух чемпионатах СССР. Гораздо реже встречается заднеприводная схема с расположением двигателя вне базы (позади задней оси). Ее основной недостаток —неравномерная нагрузка на оси. Из-за перераспределения масс передние колеса часто теряют сцепление с дорогой, что ухудшает управляемость. Большую группу составляют багги так называемой классической компоновки — с двигателем, расположенным спереди, и приводом на задние колеса. Здесь мы прежде всего имеем в виду машины, разработанные и изготовленные в лаборатории спортивных и гоночных автомобилей (ЛСГА) транспортного управления ВАЗа, а также вСП0РТ*СП0РТ*СП0РТОБЛИКШ1Обзор конструкций спортивнокроссовых автомобилейобъединении «АвтоВАЗтехобслуживание» (фото 2). Для них характерна четкая ориентация на максимальное использование «родных» узлов и агрегатов «Жигулей». Пожалуй, для спортсменов завода и связанных с ним организаций это наиболее рациональный путь, позволяющий свести к минимуму трудоемкую работу по приспосабливанию «чужих» и изготовлению нестандартных деталей. Сокращаются сроки постройки машин, упрощается проблема запчастей, спортсмены получают возможность сосредоточиться на тренировках и участии в соревнованиях. Но это, повторяем, относится прежде всего к гонщикам, опирающимся на мощную заводскую материальную базу. В небольших коллективах чаще всего разрабатывают собственные решения, исходя из имеющихся возможностей. Этот момент практически играет первостепенную роль при выборе общей компоновки и разработке конструкции. В нашей стране багги появились и получили развитие как спортивно-кроссовые автомобили, не предназначенные для дорожного движения. Этим и объясняется несколько упрощенный подход к нх оборудованию. Здесь не нужны1. Багги, построенный на ВАЗе: номпоновна — двигатель в пределах базы; двигатель ВАЗ; подвеска всех колес — независимая; масса — 600 кг .2. Б агги , построенный спортсменами «АвтоВАЗтехобслуживания»: номпоновна — к лассическая ; двигатель ВАЗ; передняя подвеска — независимая; задний мост — ВАЗ; база — 2200 мм; колея — 1350/1350 мм; масса — 450 кг . приборы освещения, может не быть запасного колеса. Перечень контрольных приборов ограничивается необходимыми для наблюдения за состоянием двигателя на дистанции. Это тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости и давления масла, амперметр. А вот чему надо уделить особое внимание — так это требования, касающиеся безопасности автомобиля. Рабочий тормоз должен иметь привод на все четыре колеса ив случае повреждения системы обеспечивать торможение двух колес. Обязательно наличие стояночного тормоза. Спортивно-кроссовый автомобиль оборудуется двумя дополнительными стоп-сигналами, чтобы они были хорошо видны на пыльной трассе. Рекомендуется применять фонари легковых автомобилей или секционные грузовых и автобусов последних моделей с включением всех ламп в режиме стопсигнала. Круглые фонари грузовиков выпуска прошлых лет имеют малую площадь и яркость, поэтому их следует устанавливать попарно — по два с каждой стороны. На багги обязательны два зеркала заднего вида — с обеих сторон, а также звуковой сигнал. Особое внимание следует уделить противопожарной защите. Чтобы предотвратить загорание проводки, нужен главный выключатель «массы» с четко обозначенными положениями «включено» и «выключено». Он должен быть доступен как с места водителя, так и снаружи автомобиля, расположение его обозначается красной молнией на фоне синего треугольника со стороной 12 см, имеющего белую окантовку. Автомобиль следует оборудовать системой пожаротушения. Ее действие должно одновременно распространяться на место водителя, двигатель и топливный бак. В качестве огнегасящего компонента используется состав ВС (фреон 12В1), однако не возбраняются и обычные углекислотные огнетушители. Как и выключатель «массы», рукоятка привода системы пожаротушения должна быть доступна ис места водителя и снаружи, поэтому ее рекомендуется располагать на основной дуге безопасности, обозначив буквой Е. Кокпит, или «клетка» водителя, должен отделяться от двигателя металлической противопожарной перегородкой высотой не менее 42 см от пола. В нем нельзя размещать бензобак, емкости для масла и охлаждающей жидкости. Как и трубопроводы, эти емкости следует располагать так, чтобы при утечке жидкость не накапливалась в одном месте и не создавался электролитический контакт между электропроводкой и окружающими предметами. В этих же целях необходимо обеспечить защиту топливопроводов и трубопроводов гидравлической системы от механических повреждений. Топливный бак должен находиться не ближе чем в 400 мм от двигателя. Вак и место водителя разделяют несгораемой перегородкой. Узлы топливоподачи располагают на расстоянии не менее 100 мм от выпускной системы двигателя. Таковы общие технические требования для всех спортивно-кроссовых автомобилей. Заметим, что эти требования предусматривают два основных ограничения: первое — автомобиль может иметь только одну пару ведущих колес (колесная формула 4X2); второе — двигатели, устанавливаемые на багги, должны быть серийными. Остальные узлы и агрегаты могут быть как серийного производства (в любых сочетаниях, с изменениями, усилениями и т. п.), так и индивидуального изготовления. Обратимся теперь к отдельным элементам. Рама багги — пространственная несущая конструкция. Опыт показал, чтоприменять в качестве несущего основания пол серийного автомобиля (как это делается за рубежом на багги туристского типа) не следует, так как он обладает недостаточной жесткостью на кручение и деформируется. Рама должна сочетать высокую прочность и жесткость с минимальной массой. Последнее особенно важно: именно конструкция рамы (при данной компоновке) содержит важнейшие резервы уменьшения массы, ведь в отношении агрегатов заводского изготовления возможности конструктора багги скромнее. Отсюда первое условие: тщательно продумайте конструкцию. Каждый элемент рамы должен быть функционально оправдан. Второе условие: не пытайтесь создать «запас прочности» применением труб большего диаметра и толщины, чем это необходимо. Укажем, что баггисты запорожского автозавода использовали для рам своих багги трубы размером 28x2,8 мм (сталь 35), 25X1,6 мм (сталь 20), 16X1,6 мм. Важнейший элемент рамы — каркас безопасности. У открытого спортивного автомобиля, каким является багги, он должен состоять из двух дуг. Способы и размеры соединений элементов каркаса подробно оговорены в технических требованиях; необходимые размеры приведены здесь на схеме. Материалом для изготовления каркаса (дуг) служат холоднотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734—58. Минимальные размеры трубы: наружный диаметр 45 мм, толщина стенки 2,8 мм. В случае применения труб из легированных сталей допускается уменьшение их диаметра и толщины стенок при условии равнопрочности. В заключение этого раздела укажем еще на одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство: в автомобиле упрощенной конструкции рама вместе с каркасом безопасности несет едва ли не основную эстетическую нагрузку, определяет внешний облик автомобиля. Примерами конструкций, в которых удачно сочетаются высокие технические и эстетические качества, могут служить багги (фото 3), построенный на Камском автозаводе (художник-конструктор С. Екимов), уже упоминавшийся (см. фото 1) багги ВАЗа (конструктор В. Губа). Четкость линий отличает силуэт спортивно-кроссового автомобиля, построенного молодым спортсменом Д. Пашкявичусом (фото 4).Окончание — ш следующем номере3. Б агги , построенный на КамАЗе: к омпоновка — двигатель в пределах базы; двигатель ВАЗ; подвеска всех колес — независимая; база — 2100 мм; колея — 1350/1500 мм ; масса — 5 20 кг. . -.4. Б агги , построенный Д. П ашкявичусом (СТК «Экранас», г. Паневежис): к омпоновка — двигатель в пределах базы; двигатель ГАЗ —24; подвеска всех колес — независимая; база — 2060 мм ; колел — 1400/1400 мм; масса — 620 кг .