он там и сейчас. Приключилась тогда с ним такая история. Директор Николай Гаврилович Тимошенко посылает его в одну из бригад, которая получила новые тракторы Т—75. Выходит тракторист из кабинета, а тот вдруг узрел: хромает человек. Спрашивает, что с ногами. Новые, говорит, ботинки купил, жмут. А некоторое время спустя обман обнаружился: после смены тракторист крепко спал, а рядом стояли протезы. Директор, бывший фронтовой летчик-истребитель, потом рассказывал: «Сердце облилось кровью, да как же он провел на мякине меня, старого воробья? И для чего? Проснувшись, Леонид попросил прощения: у ж очень хотелось работать на тракторе. Обнял я тогда этого мужественного парня. Может быть с моей легкой руки его и стали называть у нас целинным Маресьевым». Долго еще длилась наша беседа. Коечто об этих побратимах целины, ее первопроходцах знали и раньше, многое уз нали в тот вечер. О том, например, что Леня Картаузов, потеряв родителей, был сыном полка в 185-й стрелковой дивизии, связным, ходил в разведку. На войне лишился ног. Что, приехав на целину, в тридцатиградусный мороз ставил палатки, работал плотником, рубил в карьере камень, пока наконец не добрался до самого главного, о чем мечтал, — д о техники, до трактора, комбайна. Узнали о том, как Иван Иванович Иванов не один год подряд убирал по полтысячи гектаров зерновых, как однажды его без сознания от переутомления с окровавленными голенями увезли в больницу. Какими большими государственными делами занимаются герои целины, выполняя почетные обязанности депутатов Верховного Совета СССР. Обязанности эти столь же трудны, сколь и почетны. Надо постоянно помнить о наказах избирателей и следить за их выполнением. Там затянулось строительство клуба — необходимо помочь; там обещал поделиться опытом с молодыми механизаторами, а там приглашают побеседовать с «трудными» подростками. Люди постоянно обращаются, кто за советом, кто с предложением, а кто за помощью. И по делам государственным, и по общественным, и по личным. Обильна почта депутата, и ни одно письмо не должно остаться без ответа. Во все надо вникнуть, другой раз в нескольких организациях побывать, настойчивость проявить. И каждый шаг — ответственность: ведь депутат действует от имени государства. Прощаясь со знатными хлеборобами, мы вспомнили вот эти строки из книги Леонида Ильича Брежнева: ...«Есть героизм момента. Есть героизм тяжелых периодов в жизни всего народа — примером может служить война. И есть героизм будней, когда сознательно и добровольно люди обрекают себя на тяготы, зная, что в другом месте их могло и не быть. Считаю, что люди целины показали себя героями. Они выдержали все трудности быта первой поры и годами терпеливо и стойко обживали эту совсем не ласковую землю». Иван Иванович Иванов и Леонид Ми хайлович Картаузов лично причастны к обоим периодам — героизму войны и героизму целинных будней. Беседу записали А. БАБЫШЕВ и И. БУТИН Фото В. КнязеваГАРАНТИЯУкрепление кадров ДОСААФ и улучшение работы с ними играет важную роль в борьбе за повышение эффективности и качества работы по всем основным направлениям деятельности оборонного Общества.Из постановления III пленума ЦК ДОСААФ СССР «0 состоянии и мерах по улучшению работы с кадрами и общественным активом в организациях ДОСААФ» Этот пленум состоялся на исходе минувшего года. В докладе председателя ЦК ДОСААФ СССР, маршала авнации А. И. Покрышкина, выступлениях участников пленума, принятом постановлении подведены итоги сделанного, проанализированы недостатки, намечены конкретные меры по улучшению, дальнейшему. совершенствованию всей военно-патриотической деятельности оборонного Обты, за высокое качество подготовки каждого курсанта, каждого выпускника, к о торому доверяется руль автомобиля. Разумеется, мы стремимся к тому, чтобы отстающие учебные организации подтягивать до уровня передовых, используем в этих целях критику, как проверенное средство движения вперед, строго требуем с нерадивых работников, конечно, оказываем надлежащую помощь, учим на опыте лучших. А такого опыта немало среди учебных организаций республики. Сошлюсь еще на тираспольскую образцовую автомобильную школу. Ее коллектив возглавляет уже много лет коммунист Л . Л . Ройзен. Что характерно в стиле деятельности этого коллектива? Верность слову, взятым обязательствам, единые усилия в их выполнении. На III пленуме ЦК ДОСААФ красной нитью проходила мысль: ни,что не наносит такого ущерба воспитанию кадров, осуществлению поставленных задач, как разрыв между словом и делом, принятым решением и его исполнением. Кстати сказать, тираспольцы) как правило, берут повышенные социалистические обязательства. И за много лет не было случая, чтобы их не выполнили. На базе этой школы мы нередко проводим методические сборы руководителей, преподавателей, мастеров автошкол, спорттехклубов, учим их не только тому, как оборудовать классы, как внедрять новое, передовое в практику подготовки водителей, чего немало у тираспольцев, но и тому, как воспитывать людей, сплачивать коллектив на основе ленинских принципов подбора, расстановки и воспитания кадров. А известно: сплачивать, воспитывать большой или малый коллектив — это искусство, требующее умелого использования моральных и материальных стимулов. О б этом на пленуме ЦК ДОСААФ также разговор шел. Скажем, в тираспольской автошколе действует твердый порядок: передовиков поощряют, недобросовестных наказывают. Ф ормы поощрения самые, разнообразные. Только в 1978 году за рационализаторство, изобретательство, направленные на улучшение материально-технической базы автошколы, ЦК ДОСААФ республики по представлению руководства школы наградил одиннадцать преподавателей и мастеров дипломами и премиями. Всего же за истекший год люди получили 140 поощрений — благодарности, дипломы, вымпелы, нагрудные знаки ДОСААФ, денежные премии.РАВНЕНИЕ НА ЛУЧШИХВ. ШМАРОВ, председатель ЦК ДОСААФ Молдавской ССР Кто из нас, руководителей комитетов, не мечтает о том, чтобы довести дела всех наших организаций до уровня вот той, самой, самой передовой, самой лучшей в республике. И ходил бы ты тогда в передовиках, забот бы поубавилось, критиковали бы тебя меньше. Словом, облегчилась бы жизнь, а главное вся оборонно-массовая работа круто пошла бы в гору. Мечтать, конечно, никому не возбраняется, да вот только на деле достичь этого пока не удается. Потому что все зависит не столько от желаний, сколько от людей — руководителей и исполнителей, а люди-то разные. Есть, например, у нас в Молдавии две автошколы — липканская и ниспоренская. Обе располагают добротной материально-технической базой, обеспечены квалифицированными кадрами преподавателей. Ниспоренская даже оснащена получше — имеет новое учебное здание, общежитие для курсантов. Обязательства она тоже берет посильные. А доходит дело до их выполнения — начинаются недоразумения: методическая, политико-воспитательная работа в коллективе, посещаемость, успеваемость обучаемых, а отсюда и качество подготовки водителей для армии и народного хозяйства на значительно более низком уровне, нежели в липканской автошколе. Когда аппарат ЦК ДОСААФ республики провел 'углубленную проверку и тщательно проанализировал деятельность ниспоренской школы, то убедился, что во многих упущениях повинны руководитель коллектива Г. Е. Круду и его ближайшие помощники. Слабая организаторская работа, в том числе и по социалистическому соревнованию, недостаточная требовательность к людям, попустительство, нарушение дисциплины — все это не могло не повлиять отрицательно на учебный процесс ив итоге на знания и умение, с которыми курсанты выходят из стен школы. И наоборот, успехи липканской автошколы, которой руководит А. М. М ос кальчук, объясняются тем, что там коллектив действует сплоченно, люди слов на ветер не бросают, каждый относится к делу с чувством высокой ответственности, душой болеет за свой участок рабо-2 УСПЕХАщества. Пленум цк ДОСААФ еще и еще раз подчеркнул: чтобы претворить в жизнь решения XXV съезда, ноябрьского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС, положения и выводы, вытекающие из выступления на Пленуме товарища Леонида Ильича Брежнева, из его книг «Малая земля», «Возрождение», «Целина», необходимо коренным образом улучшать работу с кадрами, их подбор и воспитание, Поощрения — это свидетельство внимания к людям, чуткого отношения к тем, кто старается выполнять порученное дело с высокой ответственностью, кто инициативен, умел, напорист. Коллектив тираспольской автошколыодин из самых передовых среди учебных организаций ДОСААФ республики, но не единственный. Умеют держать слово, с честью выполнять взятые на себя обязательства коллективы кишиневской объединенной технической школы, которой руководит А. Б. Лекарь, слободзейского спортивно-технического клуба, возглавляемого Ф . И. Котельным, детской юношеской спорттехшколы (директор Н. Г. Косолапое), многих других. Распространение их опыта, дальнейшее улучшение работы с нашими кадрами во всех звеньях, решительное устранение имеющихся недостатков, улучшение стиля руководства — вот на это и нацеливают нас решения III пленума ЦК ДОСААФ. постоянно заботиться о людях, о создании дружных, трудоспособных коллективов. В этом залог успехов, Сразу после пленума корреспонденты журнала встретились с его участникамируководителями двух республиканских организаций ДОСААФ и попросили их поделиться мыслями о месте и роли кадров, общественного актива в оборонно-массовой работе. создаются федерации, коллегии судей и другие общественные спортивные институты, а спортивными делами все равно занимается несколько штатных работников — актив игнорируется. И результаты соответствующие: ни массовости, ни мастерства. Опора на общественность, всемерное участие ее в руководстве спортом, в обеспечении его массового развития сами по себе предопределяют доверие, уважительное отношение к активу, умение поддержать его инициативу, его начинания. На это нам еще и еще раз указывают решения III пленума ЦК ДОСААФ СССР. Выступая на пленуме, я рассказал, как все эти важнейшие принципы работы с общественностью мы стараемся обращать на благо развития спорта, а значит и на выполнение тех задач, которые поставила' партия перед оборонным Обществом. В среднем у нас на каждую первичную организацию приходится по 50 человек, занимающихся техническими видами спорта. Иными словами, каждый четвертый член ДОСААФ в Эстонии — спортсмен. За пять лет мы подготовили 254 мастера спорта (из них 96 по автомотоспорту), 804 кандидата (из них 620 по автомотоспорту), и, что, наверно, самое примечательное, эти спортсмены высшего класса воспитаны во всех шести городах республиканского подчинения и tfo всех 14 районах Эстонии. Это говорит о многом, и прежде всего о действительно широком, повсеместном привлечении молодежи к спорту. А такую работу, с учетом крайне небольшого штатного аппарата, просто немыслимо вести без сотен, тысяч добровольных помощниковактивистов, отдающих свое свободное время любимому делу. Как организована их деятельность, лучше всего показать на примере автомотоспорта. Начнем со спортивных федераций Эстонии. В состав их президиумов входят авторитетные представители комсомольских и профсоюзных организаций, спортивных обществ и ведомств, занимающихся автомотоспортом. При президиумах работают комитеты по отдельным видам соревнований (например, при Федерации автомобильного спорта — по кроссу, картингу, кольцевым гонкам, многоборью, ралли), тренерский и технический советы, коллегия судей. Дело у нас поставлено так, что президиумы федераций, а не работники аппарата ЦК ДОСААФ республики или республиканского клуба готовят предложения по составам сборных команд республики и ихстарших тренеров, по организации учебно-тренировочного процесса. Федерации и их актив ведут учебно-методическую работу: организуют занятия и семинары с тренерами и инструкторамиметодистами, разрабатывают и распространяют методические рекомендации, поддерживают контакты с советами тренеров всесоюзных федераций, направляют своих представителей в города, районы, особенно сельские, для оказания консультативной, организаторской и другой помощи на месте. Президиумы республиканских спортивных федераций возглавляют авторитетные, знающие и любящие спорт люди: автомобильного спорта — ответственный работник аппарата Совета Министров ЭССР Юло Ярв, мотоциклетного спорта — ответственный работник Президиума Верховного Совета республики Лео Кяпа. Большую роль отводим мы советам тренеров федераций, которые состоят в основном из лучших общественных тренеров (на каждого из них приходится четыре-пять кандидатов в сборные команды республики) и судейской коллегии. В небольшой нашей республике насчитывается более 3900 судей, регулярно принимающих участие в судействе соревнований по военно-техническим видам спорта. Наших судей часто приглашают для выполнения обязанностей главного судьи, его заместителей или главного секретаря всесоюзных и международных соревнований по автомотоспорту. В этом факте — оценка работы эстонской коллегии судей, возглавляемой заслуженным деятелем спорта ЭССР Харри Мойковым. Нам удалось создать такую атмосферу, когда выполнение тренерских и судейских обязанностей рассматривается в республике как почетное и ответственное дело. Так и должно быть: ведь тренеры и судьи не только активно содействуют пропаганде спорта, но и самым непосредственным образом влияют на воспитание советских спортсменов в духе коммунистической морали. Они призваны вести непримиримую борьбу со всеми случаями недисциплинированности, грубости и нетактичности. Центральный комитет ДОСААФ ЭССР с большим уважением и вниманием относится к их благородной работе, стремится широко поощрять, содействовать признанию их заслуг перед спортом. Только за последние пять лет почетные звания «Заслуженный деятель спорта Эстонской ССР» и «Заслуженный тренер Эстонской ССР» присвоены 11 общественным деятелям в наших видах спорта. Разумеется, не все еще нас удовлетворяет, не везде дела идут так, как этого требуют решения III пленума ЦК ДОСААФ СССР. В ряде районов и городов республики руководители комитетов еще не наладили прочных контактов с общественным спортивным активом, не проявляют должной заботы о повышении его квалификации и вследствие этого не обеспечивают широкого фронта спортивной работы, не выращивают спортссменов высокого класса. Близятся очередные старты VII летней Спартакиады народов СССР, включающие соревнования по военно-техническим видам спорта. И это обязывает нас еще больше расширить границы и масштабы спортивной работы при активнейшем участии общественности — нашей опоры, нашей силы,НАША ОПОРА, НАША СИЛАЮ. РАУДСЕПП, председатель ЦК ДОСААФ Эстонской ССР Сказать, что автомотоспорт в Эстонии одно из самых любимых и почитаемых увлечений, — это повторить давно известное. Далеко за пределами республики наслышаны о наших трассах, чемпионах, гоночной технике. И потому, стоит только зайти разговору о наших успехах в ралли или на «кольце», как сразу услышишь: «Так это же Эстония! Что вы хотите», словно само название республики уже предопределило нам и любовь к моторам, и рождение спортивных дарований, и многое, многое другое. А на самом деле это не так. То, что сделано для развития автомотоспорта в Советской Эстонии (а сделано, действительно, немало) — плод многолетних усилий досаафовских, спортивных организаций, неустанного труда армии общественников, которых принято у нас в стране называть гордым словом «энтузиасты», ЦК ДОСААФ Эстонской ССР всегда считал развитие военно-технических видов спорта одним из важнейших направлений массовой оборонной работы, а участие в ней широкого спортивного актива — обязательным, непременным. Что греха таить, бывает нередко и так: 1 *3