26
27
Рейд ,,3а рулем4А «ВАСЬКА»наподобие этакого детины, обросшего щетиной, с отмычками в руках, как любят изображать преступников карикатуристы, трудно. Да и причины, по которым люди, не задумываясь, подносили стакан или хрустальную рюмку ко рту, прежде чем сесть за руль автомобиля, признаться, нас занимали не в первую очередь. Больше волновал другой вопрос: почему они не побоялись появиться в таком состоянии на дороге, на что надеялись? Предположить, что кто-то не знает закона, невозможно. В чем же дело? Трудно даже представить себе, чтобы во время ночных авиаполетов диспетчерские и другие службы наблюдения за безопасностью воздушных рейсов не работали. Поверите ли вы в то, что на железной дороге ночью трудятся одни машинисты? Однако дорожно-патрульная служба с 24.00 до 8 часов утра несет свою вахту практически только на стационарных постах ГАИ. Есть, правда, передвижные милицейские группы других служб, но на ночной дороге все-таки не хватает инспектора ГАИ. Мы не случайно ввели в анкете графу «Время задержания». При подготовке этого материала дежурили на дорогах и днем, и вечером, и ночью. Днем — полный порядок. Бывало, весь день простоишь на тракте, а возвращаешься домой — ни одна анкета не заполнена. Ночью картина резко менялась. Мы встречали целые вереницы тракторов, водители которых все как один были пьяны, rope-шоферов, которые на ногах могли стоять, только держась за машину. Почти полная гарантия того, что в это время не попадешься на глаза инспектору ГАИ, — вот что устраняет барьер перед любителями хмельного. Не потому ли, отчасти, ночью иМы поставили «Москвич» на обочину и выключили фары. Выходить не хотелось. Слышно было, как в темноте ветер гнал по сырому асфальту последние листья осени. Звук напоминал ленивое шуршание метлы сонного дворника. Да и все вокруг, казалось, уснуло до утра. Но вот устало проурчал мимо нас автобус, везший рабочих с буровой. Вот пронеслось такси с какой-то припозднившейся компанией. Дорога жила своей жизнью. Вдалеке снова засветились верхушки сосен, и тут же, вынырнув из-за подъема, на асфальте распластался яркий луч. Судя по всему, машина шла небыстро, но как-то странно: фары ее попеременно освещали то правую сторону дороги, то левую, будто водитель то и дело объезжал какие-то препятствия. — Он! — уверенно говорит старший лейтенант Владимир Некрасов, инспектор ГАИ Удмуртской АССР и, захватив жезл, выходит из машины. «На большой скорости бортовой ЗИЛ—130 двигался в сторону Ижевска. На 14-м километре Боткинского шоссе, нарушив правила обгона, он вышел на полосу встречного движения и совершил столкновение с автобусом ЛАЗ—695. Оба водителя и 18 пассажиров отправлены в больницу...» Это — выдержка из протокола о ДТП, совершенном на этой же дороге А. Гульданяевым 11 мая 1978 года. Нет, к счастью, у нашей истории другое продолжение, но кто поручится, что ночной рейс остановленного нами ГАЗ—52 не закончился бы столь же трагически? Ведь, как и некогда Гульданяев, его водитель тоже был пьян. Для очередного редакционного рейда мы подготовили небольшую анкету. Увы, заполняли ее чаще всего не опрашиваемые, а я сам: те, чьи фамилии значатся в анкетах, порой просто не могли в этот момент держать в руках карандаш. Сейчас анкеты передо мной. Словно пасьянс, раскладываю листы бумаги, меняю местами, группирую, снова и снова вчитываюсь в каждую строку. Это занятие напоминает мне забытую игру детства. Кубики. Помните? Кусок лапы, хвост, часть туловища, а если сложишь все правильно, получится забавная картинка из доброй и веселой сказки. Увы, как я ни переставляю свои «кубики», ничего доброго, а тем более смешного не получается. В 1976 и 1977 годах в Удмуртской АССР было совершено 3697 ДТП, в которых был убит 731 человек и ранено 3279. 1250 ДТП совершили пьяные водители. Алексей Ложкин. С ним мы повстречались на дороге возле села Карашур. Ему 20 лет. Два месяца из них он «крутит баранку» УАЗ—452 84-39 УДН, принадлежащего комбинату бытового обслуживания поселка Кез. Водительского опыта еще ни капли, а безответственности — хоть отбавляй. Рискует садиться за руль «навеселе».— А что, другие не ездят, что ли? Ну выпил со слесарями, ремонтировал задний мост. А как же без этого? Анатолий Цыпленков. Водитель первого класса. По опыту и по возрасту не чета Ложкину. Однако если в устах последнего «а как же иначе» звучало еще с какой-то долей вопроса, то для Анатолия Ивановича, судя по воинственному тону в беседе с нами, это было делом давно решенным. Нет, он не ремонтировал задний мост. Его ЗИЛ—157 86-24 УДЗ был исправен. Выпил «без повода», просто так. — Ну что особенного? Правил не нарушил, не сбил пока никого! — криво улыбается он, дыша перегаром. Пока? Пока! За девять месяцев 1978 года на дорогах Удмуртской АССР было зарегистрировано 1361 ДТП, при которых погибло 229 человек и 1267 ранено. В 474 случаях водители в момент совершения ДТП находились в нетрезвом состоянии. Анатолий Попов. В Якшур-Бодинском районе его знают все: более десяти лет он руководит здесь колхозом. Ответственная должность, однако, ничуть не мешает ему разъезжать на колхозном «Москвиче», зарядившись стаканом водки. — Бывает, — со вздохом признается он, когда мы задерживаем его в обществе собутыльников. В то, что действительно «бывает», нетрудно поверить: недавно Попова уже лишали водительских прав за подобные прогулки. И тем не менее... Вновь и вновь я перечитываю анкеты, торопливо заполненные на дорогах. Разные люди, разные судьбы. Создать какой-то обобщающий портрет пьяницы,26 СЛУШАЕТ ДА... ПЬЕТслучаются самые тяжелые происшествия? Но... увы! Пока что дорога, живущая своей трудной и напряженной жизнью вв любое время суток, ночью, по сути дела, бесконтрольна. На это и рассчитывают, как мы убедились, любители «зеленого змия». Пьяному порой везет и тогда, когда ГАИ «открыта». Почему? Потому что процедура его медосвидетельствования, прямо скажем, трудоемка и несовершенна, Вот инспектор останавливает водителя, с которым, как ему кажется, не все в порядке. Каковы его дальнейшие действия? Прежде всего инспектору необходимо убедиться в том, что он не ошибся. Каким образом? Хорошо, если есть под рукой индикаторная трубка. А если нет? «А ну, дыхни!»? Дедовский метод? Но что делать, если инспектор, как правило, не вооружен сегодня приборами, позволяющими оперативно, на месте установить степень опьянения. Итак, методом «стаканной пробы» он определяет, что водитель «не того». Что делать дальше? Вот тут-то и начинается та самая процедура, которая порой может отбить охоту связываться с пьяницами даже у самых принципиальных работников ГАИ. Оставив свой пост, инспектор везет выпившего, простите, пока еще подозреваемого к врачу. К какому? А это уж как получится. Где примут. Через час, а то и два инспектор наконец удостаивается приема специалиста. Тут-то все и встает на свои места? Не всегда. Не знаю, было ли открытием для водителя К., что можно выпить стакан водки, сесть за руль, быть остановленным инспектором и... выйти сухим из воды, но меня поразило. Случилось это той самой ночью, с описания которой начинается репортаж. Задержанный не стал отрицать, что всего час назад распил «на троих». И что же? Через полчаса дежурный врач одной из больниц Ижевска, куда гль\ доставили горе-шофера для медосвидетельствования, установил у него всего лишь «остаточные следы опьянения». А такое состояние, как ни странно, не подпадает под понятие «управлял транспортным средством в нетрезвом виде» и посему не является основанием для наказания водителя. Неизвестно, то ли доктор оказался «добрым», то ли для того, чтобы подпасть под определение «легкая степень опьянения», этому водителю нужно было выпить еще стакан-другой, но, тем не менее, нам пришлось перед ним извиниться и отпустить с миром. Можно ли судить по одному примеру? По одному нельзя. Но такой же случай повторился в Москве, в приемном покое психиатрической больницы имени Соловьева. Водитель, доставленный туда ночью дружинниками, еле держался на ногах. Трубка Мохова—Шинкаренко буквально чуть не взорвалась. Однако и здесь доктор дал заключение о тех же «остаточных следах опьянения». С наукой обычно не спорят. И все же мы не удержались и спросили у врача: — Может ли такой человек, пусть даже с остаточным похмельем, управлять автомобилем? — Таких справок не даем. Да это и не наше дело, — ответил врач. Давайте теперь поразмышляем. Для чего, собственно, привозят к врачу водителя, подозреваемого в употреблении алкоголя? Чтобы услышать мнение, что он, мол, контактен? Что может без посторонней помощи держаться на ногах? Что ему не воспрещено пользоваться об-щественным транспортом? Или для того все-таки, чтобы получить заключение специалиста, может ли человек в данном состоянии управлять транспортным средством, не подвергая опасности окружающих? Однако именно такого заключения врач, освидетельствуя водителя, не дает, а фраза об остаточных следах опьянения, как мы убедились, весьма растяжимая формулировка, которая может быть применена ик тому, кто, действительно, выпил кружку пива, и к тому, кто только что выпил стакан водки. Вот и напрашивается вопрос: а совершенна ли наша методика экспертизы алкогольного опьянения? Не слишком ли добра она к любителям спиртного? Да и не пора ли наконец вооружить врача приборами, позволяющими не «на глазок», а вполне объективно определять степень опьянения? Жаль, что ответы на эти вопросы пока остаются открытыми. И все же не хочется, чтобы у читателя сложилось мнение, будто пьяница неуязвим. Да и опыт работы той же Госавтоинспекции Удмуртской АССР может послужить неплохим доказательством этому: только за последние три года было отстранено от руля более 20 тысяч водителей! Сама цифра говорит о том, что здесь ведется беспощадная борьба с пьяницами. Вдумайтесь, 20 тысяч горе-водителей не доехали до своего столба, до своей жертвы... Несколько лет назад здесь была создана специальная медицинская группа нештатных инспекторов ГАИ. Там, где она дежурит, инспектору не приходится кататься по больницам, чтобы найти специалиста, который бы освидетельствовал состояние водителя. Врача теперь часто можно было увидеть в экипаже патрульной машины ГАИ. Все делается быстро, да и автоинспектору не надо оставлять свой пост. Не исключено, что и это новшество сыграло свою роль в том, что в прошлом году при значительном росте государственного и индивидуального транспорта количество случаев пьянства за рулем в республике пошло на снижение. И все же радоваться рано. И сегодня треть всех ДТП совершается по вине пьяных водителей. Проблема пьянства имеет много аспектов, и прежде всего социальный. Автор не ставил целью затронуть здесь все. Материал рейда подсказал совершенно определенную, специальную тему. Никто не умаляет, конечно, роли общественности, пропаганды и воспитательных мероприятий по повышению дисциплины водителей, таких мер, как предрейсовый медицинский контроль в автотранспортных предприятиях. Но надо, как говорится, и власть употребить. Быть может, усилив дорожный контроль, упростив, усовершенствовав процедуру медицинского освидетельствования, вооружив как работников ГАИ, так и медперсонал современными приборами для определения степени опьянения, мы отобьем охоту выезжать на дорогу в нетрезвом виде? В. ПЕТРУХИН. спецкор «За рулем» Удмуртская АССР Редакция благодарит начальника ГАИ Удмуртской АССР Б. Д. Цаплина, всех работников ГАИ, оказавших помощь в проведении рейда.И днем и ночью дорога живет своей напряженной жизнью.Кажется, подозрения подтверждена дорогах Удмуртии часто можно увидеть рядом с работником ГАИ врача-автоинспектора общественной спецмедгруппы. Сегодня в рейд вместе с инспектором выехал хирург Ю. В. Перевощиков.Фото автора27