16
17
с—,Кубок дружбы вновь у советских раллистовОколо девяти месяцев продолжался автомобильный марафон, называемый Кубком дружбы социалистических стран по ралли. За это время спортсмены выступили в ГДР, Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии н Чехословакии. С самого начала главные роли в борьбе за победу играли сборные Советского Союза и Чехословакии. Наши спортсмены на всех этапах выступали ровно, делая ставку на командный успех. Однако ив личном зачете, в отличие от прошлых лет, советские экипажи не раз оказывались в числе лучших, а дважды занимали первые места. Перед последним соревнованием — ралли «Русская зима» наша команда лишь на два очка опережала чехословацких автомобилистов (30, против 28). Последний этап сложен не только тем, что, кан правило, именно здесь решается судьба Кубка, но и тем, что это единственная гонка, проходящая в зимних условиях, на снежных и обледенелых дорогах, причем легенды на скоростные участки вручаются спортсменам перед самым стартом. Национальную сборную Советского Союза представляли двукратные победители «Русской зимы» инженеры-испытатели ЗИЛа Николай и Игорь Больших («Москвич —2140»), экипажи АЗЛК — Анатолий Козырчиков — Михаил Титов («Москвич—2140»), «Ижмаша» — Константин Антропов — Вячеслав Куковякин ( И Ж — 2 125 ) , Владимир Гольцов — Сергей Штин ( И Ж — 4 12 ) и спортсмены ВАЗа Николай Елизаров — Сергей Гогунов на «Ладе —1600» (под таким названием зарегистрированы эти «жигули» в ФИА). В личном зачете выступило еще несколько пар: Сергей Вукович — Арвидас Гирдаускас, Хеикки Оху — Тоо-мае Диенер, Райнис Решетнике — Андрис Звингевиц, другие известные наши раллисты. Некоторые шли на автомобилях ВАЗ — 2 1011 , подготовленных в производственном комбинате ЦК ДОСААФ Эстонской ССР «Вихур». Все машины были «обуты» в шины «НИИШП-ралли», отлично зарекомендовавшие себя за последние два года. Сборные Болгарии, Венгрии и один польский экипаж стартовали на наших «ладах—1600». Впервые на «Русской зиме» выступал экипаж на малолитражке «Польский ФИАТ-126П». Сборная ЧССР приехала на великолепно подготовленных «шкодах-130РС». Эти автомобили при малом весе (760 кг) снабжены мощным двигателем (140 л. с ) , В летних гонках это дает неоспоримое преимущество, но на зимних трассах с участками гололеда и снежными заносами оно не так значительно: здесь определяющим является мастерство экипажа. Как ив прошлые годы, торжественное открытие соревнований состоялось на московском ипподроме. И здесь же — первое дополнительное испытание — трековая гонка. Перед трибунами становятся в ряд пять сильнейших наших экипажей. Отмашка стартера — и пять машин устремляются к первому повороту. Перед входом в него Антропову удается опередить соперников. За ним Больших, Козырчиков и Гольцов одновременно, синхронно ставят машины боком. Даже неискушенный зритель понимает, какое нужно мастерство, чтобы удержать на снежном повороте ипподрома автомобили, идущие со скоростью около 100 км / ч , вплотную один к другому. На третьем круге Козырчиков довольно рискованно перемещается на второе место. Ничем не оправданный шаг — он мог вывести из соревнования сразу три экипажа нашей сборной. Такое просто недопустимо в командных соревнованиях, тем более столь сложных, полных неожиданностей, и еще на первых километрах. А выиграл этот заезд Константин Антропов. Его время не удалось улучшить потом ни одному участнику. Снежная гонка в Тушино, на территории аэродрома. Экипажи еще не выехали за пределы Москвы, а сюрпризы уже начались. Один из них устроила природа, так что перед ним все оказались в равном положении. Накануне была осенняя слякоть, термометр показывал плюс 2, а в день старта резко похолодало. Мороз с каждым часом крепчал ик вечеру достиг почти 30-градусной отметки. Нелегко спортсменам было сра-Автомотоспорт и его мастераДва юбилея Владимира ЦыброваПрошло уже четыре года, а тот день я помню, словно это было вчера. Финал личного чемпионата мира 1975 года по мотогонкам на льду. Еще слышится ликование переполненных трибун московского стадиона «Динамо» в честь нового триумфа советских спортсменов, а герои соревнований ужев пресс-центре. Молниями сверкают блицы фотоаппаратов, стрекочат кинокамеры, сыпятся вопросы. Остроумно отвечает на них сияющий Сергеи Тарабанько — новый чемпион мира. Весь в улыбке Сергей Казаков — дебютант сборной команды, бронзовый призер. На этом праздничном фоне как-то странно выглядит Владимир Цыбров. Всегда общительный, веселый, он сейчас непривычно тих и, пожалуй, грустен. И это-то в день рождения, к которому Владимир сам себе преподнес дорогой подарок — серебряную медаль чемпионата мира. Мы думали тогда, что не оправился еще вице-чемпион мира от болезни: он тяжело простудился за неделю до финала, и мало кто из людей, причастных к этим гонкам, верил, что Цыбров сможет выйти на старт. Только спустя год я узнал истинную причину: в тот день всеобщей радости Владимир Цыбров решил занончить биографию гонщика. И сдержал данное самому себе слово, к ак выполнял раньше все, что задумывал. За исключением одного: шестнадцать лет, таких долгих и коротких, трудных и счастливых, он стремился к заветной цели — стать чемпионом мира. Долгожданная победа таки не пришла, хотя Цыбров ее с полным правом заслуживал. ...Чаще всего болельщики, отправляясь на соревнования, хотят увидеть не только захватывающее зрелище, но и своего кумира. Знаю многих, нто с особым интересом ждал выхода на лед Владимира Цыброва. Высокий, прямо-такимогучего сложения, с открытым мужественным лицом, он выделялся ив бонсах и на ледяной арене. В его манере держаться, говорить с собеседником, вести бой на дорожке — во всем была какая-то основательность, уверенность в себе. Не показная, которая зачастую скрывает недостаток мужества и воли, а естественная, идущая от твердого мужского характера. Этим качеством его природа не обидела, а еще более закалили те испытания, которые выпали ему на пути к спортивным вершинам. Володя познакомился с мотором поздно для гонщика — в 19 лет, когда иные уже добиваются спортивной известности. Было это в маленьком подмосковном городе Луховицы, где даже мотосекции нак таковой не существовало. Здесь он получил в автомотоклубе ДОСААФ водительские права и начал работать на грузовом автомобиле в опытно-производственном хозяйстве. Вскоре опять появился в автомотоклубе — захотел получить еще и права мотоциклиста, потому что решил заняться спортом. Не автомобильным — тогда в Луховицах это было нереально, а мотоциклетным. Какникак в клубе стоял один ИЖ — 5 7и числилось еще два разобранных М — 7 2 . Через два года о Цыброве уже заговорили. Началось с курьезного случая. Проводился товарищеский кросс с участием известных в то время Ю. Матвеева из Серпухова, С. Ястребова из Рязани и других членов сборной команды страны. Выступали они на 500-кубовых чехословацких ЭСО. Допустили, вне конкурса, и Цыброва, а поскольку машина у него была класса 175 смз, стартовал он спустя 15 сенунд после начала заезда, чтобы не мешать маститым. Однако через три круга новичок обошел лидеров и выиграл соревнования. Кто знает, мож ет быть и стал бы со временем Цыбров ^В1ЕУДАЧАМзу же приспособиться к новым условиям, к внезапно появившемуся гололеду. Второй сюрприз постиг нашу сборную в лице экипажа братьев Больших. У жев Тушино, на втором скоростном участке появилось опасение, что на их автомобиле неисправен редуктор. Николай пробует машину, советуется со специалистами, но ничего выяснить не удается. И, выбрасывая на несколько метров шлейф розового в лучах заходящего солнца снега, автомобиль уходит на извилистую трассу. Гонка прошла нормально, редуктор после нее успели заменить, но на этом неприятности для Больших не окончились: вскоре — поломка шестерни полуоси. Т ак наша сборная осталась вчетвером. Беда одна не приходит: на второй машине АЗЛК появилась неисправность в системе питания. На высокое место Козырчикову с Титовым теперь рассчитывать не приходилось. А вереница автомобилей мчится дальше. Загорск, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль. Наконец кольцевая гонка в Каюровском карьере, снискавшая по прошлым ралли славу своей сложностью, изюминка «Русской зимы». На этот раз интерес к ней подогревался призом, который установил журнал «За рулем» участнику, который покажет абсолютно лучшее время на этом спецучастке. Старт здесь давался с хода, после разгонного круга. И вот завертелась карусель. Полоснув кинжальным лучом прожекторов по лесу, рванулся из-за поворота, закончив первый круг, автомобиль Козырчикова. Короткий разгон, эффектное торможение контрсмещением (машина ставится боком в сторону, противоположную повороту, а в самый последний момент водитель переставляет ее в нужном направлении). Для таного приема нужны тонкое чувство машины и Дороги и, конечно, отточенное умение.' Эти качества в полной мере продемонстрировал Козырчиков, ставший обладателем приза. У раллистов впереди еще большая часть пути, а мы возвращаемся в Москву, чтобы успеть встретить первых. И здесь узнаем еще об одной неприятности для нашей команды — выбыл из-за неисправности в коробке передач лидер соревнований экипаж Елизаров — Гогунов. Положение становится критическим: в национальный зачет идут результаты трех экипажей из пяти заявленных, ровно столько, сколько осталось на трассе у советсной сборной. Еще один сход — и все, что было достигнуто за восемь с половиной месяцев борьбы, пойдет насмарку. Сумеет ли Козырчиков дотянуть до финиша? Ждем. Первым подъезжает к KB возле гостиницы «Останкино» э кипаж Антропов — Куковякин. И сразу же за ним Козырчиков — Титов! А вот и Гольцов — Штин. Молодцы! Наперекор всем неудачам, которые начали преследовать нашу команду чуть ли не с самого старта, она сумела с честью выйти из трудного испытания и выиграть заключительный, седьмой этап (чего она добивалась все предыдущие годы), а с ним и почетный трофей — Кубок дружбы. Эта победа нуждается в послесловии. Отдавая дань мастерству, выдержке, сплоченности советской команды, в подготовке которой участвовали комбинат «Вихур», вильнюсский авторемонтный завод, хочется в то же время пожелать нашим ведущим в автоспорте заводам ВАЗу и АЗЛК оказывать большую помощь своим спортсменам в подготовке автомобилей, к ак это делает «Ижмаш». Условий и опытных специалистов у них для этого достаточно. После окончания соревнований членов сборной команды страны принял председатель ЦК ДОСААФ СССР, трижды Герой Советского Союза маршал авиации А. И. Покрышкин. Он тепло поздравил спортсменов с победой, пожелал им дальнейших успехов и вручил Почетные грамоты ЦК ДОСААФ СССР. О. БОГДАНОВ, спецкор «За рулем» Результаты соревнований Ралли «Русская зима». Командный зачет: 1. СССР: 2. ЧССР; 3. ГДР; 4. ВНР; 5. НРБ; 6. ПНР; 7. СРР. Среди клубов: 1. Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» (2-я команда); 2. ЦАМК (ЧССР); 3. Автоклуб «Волан» (ВНР). Среди заводов: 1. «Ижмаш»; 2. «Шкода»; 3. Автозавод в г. Эйзенах (ГДР). Личный зачет: 1. К. Антропов — В. Куковякин; 2. X. Оху — Т. Диенер; 3. В. Гольцов — С. Штин; 4. Р. Решетнике — А. Звингевиц; 5. Н. Фролов — А. Котляр (все — СССР); 6. В. Гавел — Я. Соукуп (ЧССР). Полные результаты (места, последующие за первым} Кубка дружбы поручено определить автоклубу «Волан» (ВНР). Они будут опубликованы позже. По предварительным подсчетам в национальном зачете места распределились так: 1. СССР — 37 очков; 2. ЧССР — 34: 3. ГДР — 22: 4. ПНР — 21; 5. НРБ — 17: 6. СРР — 9; 7. ВНР — 4 очка.нижних снимках: ' так начал на московском иппоме путь к победе в личном зачете пи «Русская зима» советский эки[ К. Антропов — В. Куковякин 32). жную гонку на аэродроме в Моск1едет чехословацкий экипаж И. Шеый — И. Янечек (№ 28). Фото В. Князевавторым Арбековым, только не тянуло его к кроссу. Вот трек — иное дело. Цыбров с благодарностью вспоминает начальника клуба Аркадия Богомолова, своих болельщиков и верных помощников с луховицкого завода, специалистов ВНИИмотопрома из Серпухова и, конечно, тренера московского обкома ДОСААФ Владимира Михайлова. Без них он вряд ли мог бы серьезно готовить машины к соревнованиям. И все-таки жизнь сразу приучила Владимира к самостоятельности. Ему негде было тренироваться, да и Михайлов жилв 100 километрах от Луховиц, а дома не у кого спросить технического совета. Приходилось до всего доходить самому, т ак что с первых же шагов Цыбров узнал, что победы в спорте — это прежде всего тяж елейший труд, суровое испытание. А таких испытаний выпало' на его долю столько, сколько хватило бы на несколько спортивных жизней. Если перечислять травмы, перенесенные им, честное слово, собьешься со счета. И, к ак назло, случались они в канун открытия зимних сезонов. Но он боролся за право остаться в спорте с неистовым фанатизмом, даже тогда, когда не верили врачи. На его счету девять побед в первенствах России, на ипподроме и ледовой дорожке, по три золотые, серебряные и бронзовые медали в первенствах СССР, три вторых и два третьих призовых места в чемпионатах мира по ледовому спидвею. Цыбров первым в 1968 году прервал продолжавшуюся целых семь лет серию побед уфимцев в чемпионатах СССР по мотогонкам на льду в классе «500». В том сезоне ему не было равных. Вероятно, к ак никто другой имел он тогда право на титул чемпиона мира. Но чьей-то нечестной рукой прекрасно подготовленный мотоцикл Владимираночью накануне первого дня соревнований был испорчен. Неисправность сцепления обнаружилась только в ходе заездов. В итоге — два схода. Оставшиеся три финальные гонки он упорно догонял Кадырова, однако, сравнявшись с ним по количеству очков, проиграл потом перезаезд и остался с «серебром». В 1974 году Цыбров снова близок к заветной цели. В решающем заезде с чехом Миланом Шпинькой на треке в Швеции он упустил победу, вынужденный объезжать внезапно упавшего гонщика. 1975 год. Финал чемпионата в Москве на стадионе «Динамо». Цыбров опять в отличной форме. В отборочных соревнованиях за рубежом установил несколько рекордов треков. А перед возвращением домой — эта злосчастная простуда и воспаление лицевого нерва. Он все же вышел на дорожку и боролся до нонца, но было уже поздно: в тот день в нашем мотоспорте взошла новая звезда — Сергей Тарабанько. — Цыброву, конечно, не везло, — говорит В. Беликов, долгое время бывший механиком нашей сборной, — хотя любой может позавидовать его спортивным наградам. Машина Владимира, я уж не говорю о технической подготовке, даж е по внешнему виду всегда была примером для других. К нему постоянно шли за советом, потому что знали — не отнажет. Сколько раз вместе со мной он оставался в боксах до позднего вечера, готовя машины товарищей, когда те давно уже отдыхали. Но, к ак ни странно, эта техническая одержимость не раз подводила Цыброва. Даже перед стартом, когда все работы давно закончены и пора настраиваться на борьбу, он продолжал возиться с мотоциклом: ему все казалось, что еще что-то можно улучшить, скорректировать.Да, чемпионом мира Цыбров не стал. Так уж бывает в спорте, когда даже самых достойных он не одаривает высшими наградами. Но Владимир ушел с трека вовсе без чувства обиды, ушел, чтобы остаться в том мире, который открыл для себя в гонках, в победах и поражениях. И мир этот прекрасен не только в минуты собственного успеха. Разве можно забыть транспаранты на том же «Динамо»: «Цыбров! Луховицы с тобой!» Это земляки, не пожалевшие полдня на дорогу, приезжали, чтобы поболеть за него. А разве меньше приносят радости удачи твоих учеников, с которыми связано столько труда и забот. Цыбров просто не имел права оставить в себе то, что приобрел за годы выступлений на треках. Это с его помощью не раз становился чемпионом В. Пржевальский, его мастерство в подготовке техники привело к победам А. Щербакова, Р. Ряженую и других гонщиков. И все это успел сделать Владимир еще будучи спортсменом. Теперь Цыбров тренер в луховицной автомобильной школе ДОСААФ, с которой связан уже 20 лет. Ровно столько же исполнилось нынешней зимой нашему ледовому спидвею, если вести отсчет его истории с первого чемпионата страны. И к этой дате Владимир имеет самое непосредственное отношение. Он один из тренеров сборной команды СССР по мотогонкам на льду. Свободного времени еще меньше, чем прежде. Луховицы стали городом спортивным. Здесь своя команда гаревиков, свой трек, сильная секция мотоциклистов. И во все это вложил душу Цыбров. Жизнь его в спорте продолжается, она по-прежнему щедро дарит ему радости. Б. ЛОГИНОВ Фото В. Горлова Московская область, г. Луховицым