20
21
ИСПЫТЫВАЕТ "ЗА РУЛЕМ"швы и выбоины на дороге. Не берусь ручаться за точность моих выводов, но похоже, что металлокорд в брекере, состоящий из тонких и гибких проволочек, при больших оборотах колеса, соответствующих скорости автомобиля свыше 60 км/ч, стремится под действием центробежных сил принять форму хоть и эластичного, но стального кольца, а потому и более остро воспринимает все неровности дороги и «эхо» от них передает через подвеску на кузов. Конечно,беззвучно шла даже на скорости 60 км/ч. Особенно " хорошо зарекомендовали себя новые шины зимой. Как-то, в один из тех дней, когда морозы спадают и дорога, будто потея, становится особенно скользкой, я ехал по набережной Яузы. Автомобили медленно двигались по ней в три ряда. А потом стали почему-то сбиваться влево. Я перестроился в правый ряд и увидел, что метрах в трехстах впереди на подъеме стоит «Ныса»В последней статье, посвященной автомобилю «ЙЖ-комби», который находится на редакционных испытаниях, речь шла о поведении автомобиля, о работе отдельных его агрегатов, узлов и, в частности, о шинах. Было это ровно год назад. Тогда же, в апреле по предложению НИИ шиннбй промышленности мы поставили на наш автомобиль экспериментальные шины модели МИ-166. Машина прошла с ними уже более 35 тысяч километров. И это дает право сделать некоторые личные выводы о состоянии и поведении шин. А также рассказать о результатах отдельных специальных испытаний. В конструкции МИ-166 радиальное расположение двух слоев нитей текстильного корда каркаса сочетается с двухслойным же металлокордом в брекере. Ее создание продиктовано все возрастающими требованиями к шинам со стороны автомобилестроителей. Мягкость и долговечность, меньшее сопротивление качению, высокие сцепные качества и уменьшение расхода топлива — вот основные задачи, которые решались при конструировании новой модели массовой отечественной шины. «Комби» получил новую «обувь», когда его спидометр показывал 82 тысячи километров. Первое, что бросилось в глаза после того, как шины установили на автомобиле: они постоянно кажутся приспущенными. Некоторое время я ловил себя на том, что слишком часто стал проверять давление в них. Желание напомнить мне об этом возникало иу некоторых водителей на улице, которые из лучших побуждений сигналили и показывали на колеса. Манометр убедил меня, что причины для беспокойства нет, постепенно я привык к такому виду шин и контролировал давление как обычно — раз-два в неделю. Повышенная эластичность боковины МИ-166 проявляется еще и качественно, что тоже замечаешь сразу, — шина заметно шире, она стоит на дороге плотно, уверенно, увеличивая площадь сцепления, или, как говорят специалисты, пятно контакта, и делая его по форме приближающимся к прямоугольнику, то есть к идеалу. Рисунок протектора у шины универсальный, глубиной около 8 мм. В нем сочетаются довольно крупные элементы, рассеченные мелкими углублениями с зигзагообразными дорожками для отвода воды. Первые километры на новых шинах были самыми любопытными. Автомобиль стал двигаться мягче. И в то же время, как бы в противоположность этим ощущениям, появились другие: «комби» стал тоньше «чувствовать» температурныеМИ-166новая отечественная шина с металлокордом37,8м{/Ж////////./// \МИ-1В6 41,3» ШШШШШШтиЯ-170 39,0мPJfJ МишленДлина тормозного пути985* штшшшшшшшшшшшю чя-поПуть свободного каченияникаких отрицательных для подвески и кузова последствий это не вызвало. Коль уж пошла речь о личных ощущениях, имеет смысл рассказать о них полностью. Автомобиль на новых шинах почти одинаково хорошо ведет себя как на сухом, так и на мокром асфальте. Удачная рецептура резины и большая Площадь контакта с дорогой обеспечивают хорошее сцепление, а рисунок протектора таков, что при дожде он исправно «выжимает» воду из-под колеса, не создавая водяного клина. Для проверки правильности своих ощущений я пробовал поочередно проходить крутые повороты на двух моделях шин: М-130, установленной на редакционном «Москвиче—2140», и МИ-166 на «ИЖ-комби». В первом случае уже при скорости 45—50 км/ч резина начинала «пищать», проскальзывала в пятне контакта, во втором —и отчаянно буксует. Ее-то заблаговременно и старались все объехать. Остановиться же никто не хотел, зная, что тронуться на подъеме будет трудно. Я подъехал, остановился метрах в пяти от буксующего микроавтобуса, подошел к нему, и оказалось, что усилия одной руки достаточно, чтобы «Ныса» сдвинулась и поползла вверх. Ряд стал свободным. «Комби» легко, без всяких осложнений тронулся и одолел подъем. А я мысленно поставил «плюс» в оценке шин. Были зимой и другие дни, когда дорогу заносила поземка или на ней налипал мокрый снег, — шины не подводили ни разу. Но все это эмоции, так сказать, «лирика». А автомобилисту нужны еще и цифры, доказательства. Есть и цифры. Получить их нам помогли испытатели НИИ шинной промышлен-SxW^Ш^Ш• ности. МИ-166 были испытаны в полном соответствии с существующими методиками. И результаты их испытаний мы сравнили с теми, что получили при испытаниях французских шин «Мишлен» (кстати, сегодня они считаются одними из лучших в мире колес, которые можно принять за эталон) и отечественных, хорошо знакомых владельцам «жигулей» модели ИЯ-170. Испытания показали, например, чтомую на шинах «Мишлен», принять за 100%, то с МИ-166 эта скорость снизилась на 1 % . Путь свободного качения со скорости 80 км/ч до полной остановки на французских шинах составил 1014 метров, а на МИ-166 — на 19 метров меньше. Путь же, пройденный на серийных ИЯ-170, был еще короче — 985 метров. Конечно, при этих испытаниях точность замеров обеспечивалась специальными регистрирующими приборами «путь — время — скорость», но толькоИЯ-170МИ-166«Мишлен»тормозной путь, такой важный для безопасности движения параметр, у МИ-166 короче на 3—5% по сравнению с французскими модели «ZX» и на 911% — с ИЯ-170. Влияние шин на устойчивость и управляемость автомобиля оценивается по тому, с какой максимальной скоростью, не сбивая ограничителей, можно сделать на мокром асфальтобетоне «зигзаг» в довольно узком проезде, имитируя обгон автомобиля. По этому показателю шины «Мишлен» и'МИ-166 оказались равноценны. Естественно, каждого автомобилиста интересует, а как же повышенная эластичность шин отражается на максимальной скорости автомобиля и его способности свободно катиться «на нейтрали», И на этот предполагаемый вопрос тоже получен ответ. Если наибольшую скорость, развивае-по ним и можно было определить какую-то разницу. Практически же можно считать, что МИ-166 ни в чем не уступали высокому эталону. Показатели топливной экономичности у МИ-166 оказались также на высоте. По сравнению с шинами «Мишлен» они заставляли двигатель расходовать топлива лишь на 2гс каждых 100 г больше. Но на 4г оказались экономичнее шин ИЯ-170. Наконец, есть еще один показатель, играющий не последнюю роль в вопросе о том, имеет ли шина право на жизнь. Этот показатель — долговечность. На нашем автомобиле, как уже было отмечено, шины прошли более 35 тысяч километров. Рисунок протектора еще свеж и глубок. Он изношен примерно наполовину. Если вспомнить, что по существующим нормам гарантийный пробег радиальных шин составляет 40 ты-сяч километров, а в эксплуатации они, как правило, работают несколько доль ше, то очевидно, что МИ-166 и эти нор ; шл перекроет с лихвой. Уверен, что ! шины отработают на «комби» еще не меньше 30 тысяч километров. Для тех условий, в каких эксплуатируются редак ционные автомобили (80% пробега езда по городу с непрерывными разгонами | • и торможениями), такая долговечность шин вполне приемлема. Надо думать она устроит самого взыскательного по требителя. В начальный период эксплуатаци (а это совпало с моментом, когда шин /У/, и дящий» задний мост был заменен «гу- Ц а «комби» стало тихо) показалось, что ны при движении накатом сильно шумят. Специальные испытания опровергли это ощущение. Уровень шума в салоне ав томобиля при движении со скоростью 80 км/ч на брусчатке- и на бетонном по крытии составил ровно столько, сколько и на шинах «Мишлен». Когда в редакции готовился этот ма териал о первом знакомстве с МИ-166 мы узнали, что специалисты шинной автомобильной промышленности закон чили весь цикл стендовых и лабораторно-дорожных работ, входящих в комплекс самых ответственных межведомственных испытаний этих шин, и принято решение о постановке их на опытнопромышленное производство. Это значит, что не за горами время, когда многие из наших читателей получат удовлетворение от езды на современных, надежных шинах, которым можно доверять любой дорожной обстановке. Тех, кому доведется ездить на МИ-166, хотелось бы предупредить о некоторых особенностях их эксплуатации Прежде всего — тщательно контроле руйте давление (оно должно составлять 1,6 кгс/см 2 для переднего и 1,9 кгс/см 2 для заднего колес). Внешний вид шин обманчив. Через несколько недель водитель привыкает к их «приплюснутому» виду и однажды может уехать на спущенном баллоне. А это чревато серьезными последствиями, поскольку мягкая боковина быстро «изжуется», и покрышку придется выбрасывать, Будьте осторожны при остановке У тротуара. Тонкая боковина легко ранима. Раз, другой, третий грубо «притретесь» к бортовому камню — и корд будет непоправимо испорчен. Конструкторы учли это обстоятельство: по боковой поверхности шины идет жесткий «буртик», своеобразное предохранительное кольцо, принимающее на себя ошибки водителя при подъезде к тротуару. Но лучше на это не надеяться и выработать привычку, ставить машину на некотором расстоянии от бордюра. В остальном следует руководствоваться существующими «Правилами эксплуатации автомобильных шин», которые полностью распространяются и на МИ-166. Б. ДЕМЧЕНКО, инженер Редакция благодарит отдел испытании Научно-исследовательского института шинной промышленности за помощь в проведении теста.'II "И Ш//Ж21