ШАГИ ПЯТИЛЕТОК1929-1979У всех свежо в памяти сообщение ЦСУ СССР об итогах выполнения Государственного плана экономического и социального развития СССР в 1978 году. В его скупых строках нашел отражение огромный труд советского народа, сделавшего еще один шаг по пути, начертанному XXV съездом КПСС на десятую пятилетку. Напомним основные цифры, характеризующие развитие автомобильной индустрии и транспорта. За 1978 год советская промышленность выпустила 2151 тысячу автомобилей, в том числе 1312 тысяч легковых и 762 тысячи грузовых; 1099 тысяч мотоциклов и мотороллеров. Изготовлено 59 миллионов автомобильных покрышек. Продано населению легковых автомобилей на 6% больше, чем в 1977 году, и на 2% больше мотоциклов и мотороллеров. Автомобильный транспорт общего пользования перевез 6176 миллионов тонн грузов, а его грузооборот составил 116 миллиардов тонно-километров. Мы привыкли мерять время пятилетками. Этой традиции полвека. Ровно 50 лет назад, в апреле 1929 года в Москве начала работу XVI партийная конференция, принявшая перспективный план развития всех отраслей социалистической экономики и культуры на 1928/29 — 1932/33 годы. Первый пятилетний план стал начальной ступенькой лестницы, которая повела народное хозяйство нашего социалистического государства к вершинам экономического и культурного прогресса. Коммунистическая партия и Советское правительство, закладывая плановую основу советской экономики, руководствовались программой строительства социализма, разработанной В. И. Лениным, исходили из объективных законов развития материальной жизни общества, из интересов народа. Программа создания фундамента социалистической экономики базировалась, к аки все последующие пятилетние планы, на научно обоснованном руководстве хозяйственным строительством. За годы первой пятилетки предстояло превратить страну из аграрной в индустриальную, расширить фронт социалистических форм хозяйства, создать индустрию, которая могла бы обеспечить современной техникой не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, Вооруженные Силы. Свое место в плане заняло автомобилестроение, главным принципом которого стало массовое производство. В исключительно короткие сроки был построен гигантский автомобильный завод в Горьком (ГАЗ), реконструирован московский завод АМО (ныне ЗИЛ), сооружен в Москве автосборочный завод имени КИМ (ныне АЗЛК), возведены предприятия по производству комплектующих изделий, шин, бензина. В стране было развернуто дорожное строительство, организовано снабжение сельского хозяйства автомобилями. Армия получила современную боевую технику, необходимую для воплощения в жизнь ленинских заветов по защите завоеваний социализма. Каждая пятилетка знаменовала новый этап движения страны пенинским курсом. На этой странице читатели найдут цифры, характеризующие процесс автомобилизации., являющейся неотъемлемой частью нашей экономики и социальной жизни . Цифры, связанные с ростом производства автомобилей, мотоциклов, развития транспорта, дорожного строительства, с обеспечением населения индивидуальными машинами. Они взяты из статистических сборников ЦСУ СССР «Народное хозяйство СССР за 60 лет» и «Народное хозяйство СССР в 1977 году» и отнесены либо к последнему году почти каждой из пятилеток, либо к другим важным рубежам. Некоторые расхождения в сравниваемых периодах по разным показателям обусловлены исходными данными официальных справочников. Производство автомобилей (тыс. Всего автомобилей 0,1 0,84 23,88 199,9 145,4 74,7 102,2 362,9 445,3 523,6 616,3 916,1 1964 2025 2088штук)автобусыIV пятилетка (1946 — 1950 гг.) Вступили в строй минский автомобильный (МАЗ) и павловский автобусный (ПАЗ) заводы. Реконструированы ульяновский (УАЗ) и ярославский (ЯАЗ) автомобильные заводы. Приступили к производству мотоциклов завод имени Дегтярева в Коврове, киевский мотоциклетный (КМЗ) и ижевский машиностроительный (ныне объединение «Ижмаш») заводы. V пятилетка (1951—1955 гг.) Вступили в строй автобусные заводы во Львове (ЛАЗ). Риге (РАФ), троллейбусный завод имени Урицкого (ЗиУ) в Энгельсе и кутаисский автомобильный завод (КАЗ). Начал производство мотоциклов минский мотоциклетный и велосипедный завод (ММВЗ). VI пятилетка (1956—1960 гг.) Приступили к выпуску автомобилей предприятия в Жодино (БелАЗ), Запорожье (ЗАЗ), Кременчуге (КрАЗ), Саранске (САЗ) и автобусов в Ликино-Дулево (ЛиАЗ) и Кургане (КДвЗ). Начали производство мопедов завод «Саркана звайгзне» в Риге и -Львовский мотозавод (ЛМЗ). Освоили выпуск мотороллеров вятскополянский и тульский машиностроительные заводы. V II пятилетка (1961 — 1965 гг.) Реконструирован Уральский автомобильный завод (УралАЗ) в Миассе. V III пятилетка (1966 — 1970 гг.) Вступили в строй волжский (ВАЗ), ереванский (ЕрАЗ), ижевский (ИжАЗ) автомобильные заводы. Начал выпуск автомобилей завод в Луцке (ныне ЛуАЗ). IX пятилетка (1971—1975 гг.) В Елгаве вступил в строй завод микроавтобусов имени XXV съезда КПСС. Реконструирован автомобильный завод АЗЛК в Москве. X пятилетка (1976 — 1980 гг.) Вступил в строй Камский автомобильный завод (КамАЗ) в Набережных Челнах.В том числе грузовые легковые 0,1 0,05 0,03 18,3 5,5 5,0 6,3 64,6 107,8 138,8 201,2 344,2 1201 1239 1280Годы1913 1928 1932 1937 1940 1945 1946 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1976 1977_0,74 23,75 180,3 136,0 68,6 94,6 294,4 328,1 362,0 379,6 524,5 696 716 734*0,05 0,1 1,3 3,9 1,1 1,3 3,9 9,4 22,8 35,5 47,4 67,0 70,1 74,6Производство мотоциклов и мотороллеров (тыс. штук): 1940 г. — 6,7; 1965 г.— 711; 1970 г. — 833; 1975 г. — 1029; 1976 г. — 1060; 1977 г. - 1090. Грузооборот автомобильного транспорта всех ведомств и организаций, а также колхозов (миллиарды тонно-километров): 1913 г. - 0,1; 1928 г. - 0,2; 1932 г. 1,1; 1937 г. - 5,9; 1940 г. — 8,9; 1945 г. 5,0; 1946 г. — 7,5; 1950 г. — 20,1; 1955 г.— 42,5; I 960 г. — 98,5; 1965 г. — 143,1; 1970 г. — 220,8; 1975 г. — 338,0; 1976 г.— 355,1; 1977 г. — 373,0. Пассажирооборот автомобильного транспорта (миллиарды пассажиро-километров): 1928 г. — 0,2; 1932 г. - 0,7; 1937 г.— 2,2; 1940 г. - 3,4; 1945 г. - 0,5; 1946 г.— 1,8; 1950 г. — 5,2; 1955 г. — 20,9; 1960 г.— 61,0; 1965 г. — 120,5; 1970 г. — 202,5; 1975 г. - 303,6; 1976 г. - 325,3; 1977 г. — 344,5. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (тыс. километров): 1913 г. - 24,3; 1940 г. - 143,4; 1945 г. — 155,3; 1946 г. - 164,6; 1950 г. - 177,3; 1955 г. — 206,8; 1960 г. — 270,8; 1965 г.— 378,3; 1970 г. — 511,6; 1975 г. — 660,5; 1976 г. — 689,7; 1977 г. — 713,1. Продажа населению через государственную и кооперативную торговлю (в том числе и комиссионные магазины) легковых автомобилей (тыс. штук) всего ив сельской местности: 1965 г. — 64 и 17; 1970 г. — 123 и 49; 1975 г. — 964 и 360; 1976 г. — 1021 и 390; 1977 г. — 1107 и 397. То же — мотоциклов и мотороллеров (тыс. штук): 1940 г. — 7 (всего); 1965 г. — 690 и 336; 1970 г. — 816 и 393; 1975 г. — 1033 и 492; 1976 г. — 1054 и 500; 1977 г . 1109 и 525.I пятилетка (1928/29 — 1932/33 гг.) Вступили в строй горьковский автомобильный завод (ГАЗ) и автосборочный завод имени КИМ (ныне АЗЛК) в Москве. Реконструирован завод АМО (ныне ЗИЛ). Приступил к производству мотоциклов завод «Красный Октябрь» в Ленинграде. II пятилетка (1933—1937 гг.) ЕжемесячныйЗа нашу Советскую Родину/4 # Апрель # 1979научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 годаНачали серийный выпуск мотоциклов ижевский мотоциклетный (ИМЗ), подольский механический (ПМЗ) и таганрогский инструментальный (ТИЗ) заводы. Ill пятилетка (1938 — 1942 гг.) Реконструирован завод имени КИМ . Приступил к производству мотоциклов московский мотоциклетный завод (ММЗ). В годы войны на базе эвакуированных цехов ЗИСа созданы уральский и ульяновский автозаводы.