12
13
«...в Калинине завершился первый командный чемпионат мира по мотоциклетным гонкам на льду. Семь стран — Австрия, ФРГ, Чехословакия, Нидерланды, Швеция, Финляндия и Советский Союз прислали в старинный русский город на Верхней Волге своих сильнейших мастеров ледяного спидвея. Он принес успех сборной СССР, победившей в состязаниях... Нельзя не отметить высокий уровень организации соревнований, четкое судейство» («Правда», 29 января 1979 г.). «Наши спортсмены продемонстрировали высокое техническое и тактическое мастерство, отличную физическую закалку, коллективизм, смелость» («Красная звезда», 30 января 1979 г.). «На редкость острая конкуренция развернулась за остальные призовые места. Лишь благодаря огромным усилиям опытным гонщикам Чехословакии удалось опередить команду ФРГ» («Социалистическая индустрия», 30 января 1979 г.). «Первый командный чемпионат мира по мотогонкам на льду, проведенный по инициативе Федерации мотоспорта СССР, доказал свою жизнеспособность...» («Комсомольская правда», 30 января 1979 г.). «— Мы выражаем большую признательность Федерации мотоспорта СССР за инициативу и организацию проведения первого командного чемпионата мира по мотогонкам на льду, — поделился своими впечатлениями... спортивный комиссар Международной мотоциклетвой федерации (ФИМ) К. Рингблум» («Советский спорт», 30 января 1979 г.). Город Калинин еще не знал такого нашествия спортивных журналистов. Два дня в этом областном центре трудилось свыше 80 представителей Центрального телевидения и радио, ТАСС, АПН, газет «Правда», «Красная звезда». «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Советский спорт», «Советский патриот», трех студий документальных фильмов, других центральных органов массовой информации, многочисленный отряд местных корреспондентов. Миллионы телезрителей в нашей стране и некоторых других государствах стали свидетелями событий, развернувшихся на стадионе «Центральный», а приведенные выше выдержки из газетных отчетов и репортажей — лишь малая толика того, что было передано по телетайпу, телефону журналистским корпусом в свои редакции. Да, первый командный чемпионат мира по мотогонкам на льду вызвал небывалый интерес. Стадион, рассчитанный на 30 тысяч зрителей, не смог вместить всех желающих. Толпы людей, не доставших заветного «билетика», два часа не покидали прилегающих к спортивной арене улиц и, слушая доносившийся сюда радиорепортаж, чувствовали себя соучастниками большого праздника, в который вылился первый командный чемпионат мира. И как тут не вспомнить: в прошлые годы всемирно известные стадионы Инцелля (ФРГ) и Ассена (Голландия) тоже задолго до начала ледовых гонок вывешивали аншлаги, так как были не в состоянии принять всех, кто стремился попасть на трибуны, — и земляков и туристов из других стран. Такие симпатии завоевали мотоциклетные гонки по ледяной дорожке у миллионов людей, что стали украшением любого зимнего спортивного сезона. Еще раз подчеркнуть популярность ледового спидвея уместно по той причине, что в нынешнем году Международная мотоциклетная федерация будет отме» чать свой юбилей. 75 лет назад усилия ряда стран в развитии мотоциклизма увенчались созданием руководящего и координирующего международного органа, с именем которого теперь связаны многочисленные чемпионаты мира и Европы по самым различным мотоциклетным дисциплинам, огромный прогресс в разработке и создании современной спортивной техники. Естественно, что в год юбилея ФИМ все национальные Феде- рации, являющиеся ее членами, оценивают свой вклад в развитие международного мотоспорта. ФМС СССР может с гордостью отметить, что по ее инициативе и ею предложенным регламентам были в £?.??. в Ремя проведены розыгрыши Кубка ФИМ, чемпионат Европы, а с 1966 года регулярно проходят личные чемпионаты мира по мотогонкам на льду. И вот теперь — первый командный чемпионат. высокое мастерство советских спортсменов, их триумфальные выступления на стадионах Европы не только стимулировали развитие этого вида спорта, но и увенчались созданием на чехословацком заводе ЯВА специального мотоцикла для гонок по ледяной дорожке, на котором ныне выступают все участники зимнего спидвея. Это всего один из штрихов, характеризующих заслуги нашей федерации перед международным мотоспортом, ее авторитет в ФИМ. Идея проведения первого командного чемпионата мира впервые обсуждалась на конгрессе в Каракасе (Венесуэла) в 1977 году и получила единодушное одобрение. Президент Международной мотоциклетной федерации особо отметил нонструктивность и демократичность предложенного ФМС СССР регламента, суть которого сводилась к тому, чтобы состав каждой команды был минимален. В противном случае наша страна получила бы неоспоримое преимущество, так нак располагает несравненно большим выбором равных по силам гонщиков. Через год конгресс ФИМ, состоявшийсякандидатура не вызывала сомнений: какой тренер не поставит под знамена сборной четырехкратного чемпиона мира? Двое других сравнительно недавно вошли в главную команду страны, но отлично зарекомендовали себя уже на прошлогоднем личном чемпионате мира, став призерами. Сильные команды прислали и наши соперники. В их составах наряду со специалистами зимнего спидвея были гонщики, имеющие большой опыт выступлении на гаревом и 1000-метровбм треках, на «кольце». Они, как показывает практика, очень быстро приспосабливаются к ледяной дорожке. 3. Кудрна из Чехословакии — бронзовый призер миоврго Л чемпионата 1977 года; шведы ам ЬСС0 К »* * Л , Д . а , . - Весглунд; Л. Освальд и X. Вебер (ФРГ); австрийцы брать? вартоихлеры — эти мастера не нуждаются в дополнительных рекомендациях. Все 42 заезДа чемпионата прошли на едином дыхании. Сборная СССР, которая постоянно варьировала составом, с каждым стартом наращивала преимущество. Но. очки давались нелегкой ценой. Не раз нашим ребятам приходилось демонстрировать все свое мастерство, хладнокровие и волю, чтобы опередить ушедших вперед соперников. Однажды это не удалось сделать даже С. Тарабанько: его атаки на позицию В. Вартбихлера так и остались безуспешными. И все же к середине заездов второго дня команда СССР обеспечила себе победу в чемпионате. А в итоге она набрала 59 очков, значительно опередив всех соперников. Исключительно острая борьба развернулась за серебряные и бронзовые медали. В первый день команда Чехословакии набрала 21 очко, ФРГ — 20, Австрии — 18 и Швеции — 17. Львиную долю в командные копилки внесли их лидеры — 3. Кудрна (14), Л. Освальд (16), В. Вартбихлер (14) и К. Самуэльссон (9). Было ясно, что в заключительный день исход соперничества этой четверки во многом будет зависеть от поддержки вторых но* Сборная команда СССР — чемпион мимеров. Такую поддержку получил Кудрна в лице И. Иероута, добавившего к очера (слева направо): Анатолий Гладышев, редным 14 очкам Зденека свои весомые Сергей Тарабанько и Анатолий Бондасемь. А вот Освальду пришлось сражатьренко. ся практически в одиночку: он сделал все * Один из первых заездов чемпионата: возможное, заработав еще 16 очков, но зрители, до отказа заполнившие трибуны добавка (3) со стороны X. Вебера оказастадиона, в предвкушении захватываюлась недостаточной для серебряных мещей борьбы. далей. Но в конце концов усилия Леонарда Освальда окупились: он буквально * С особым подъемом на калининском вырвал бронзовые медали у шведов, смельду выступал А. Вондаренко. Он с одило и чисто обойдя обоих на последнем наковым успехом брал на себя роль ликруге, и в итоге завоевал самые горячие дера и прикрывал товарищей по комансимпатии доброжелательных и объективде от атак соперников. Анатолий один ных зрителей. Находившиеся на трибуне показал оригинальную технику прохожтуристы из ФРГ были поражены поддения поворотов по большому радиусу. держкой, которую оказывали их земляку калининские любители мотоспорта. * Главный «возмутитель спокойствия» на Что ж, Леонард ее заслужил: не пропучемпионате западногерманский гонщик стив ни одного старта, он набрал наиЛ. Освальд (№ 11) в борьбе со шведом большую сумму очков среди всех участК. Самуэльссоном {Hi 4). Этот поединок ников — 32 и показал притом красивую закончился в пользу западногерманского и остроумную езду. спортсмена и вывел его команду на пьедестал почета. Итак, первый командный чемпионат стал историей. Советская команда, проявив мастерство, вдохновение, коллективизм, завоевала золотые медали. Наши в польском городе Познани, окончательспортсмены приумножили список побед, но уточнил все детали предстоящего чемдостигнутых в международных мотогонпионата: к участию в нем допущено семь Этот успех особенно дорог команд, каждая сборная состоит из трех ках на льду. пришел в год, когда советпотому, что спортсменов, принцип гонок — парный ский спидвей — летний и зимний отме(в заезде встречаются две команды, от каждой по два гонщика), причем по усчает свое 20-летие. Бригада «За рулем»: мотрению тренера третий участник моБ. ЛОГИНОВ, А. ДУН, жет заменять своего товарища в любом Е. КОВРИЖЕК КО, В. КНЯЗЕВ (фото) из заездов. В течение двух дней провог. Калинин дится 42 заезда, где все команды встречаются между собой по два раза. Результаты соревнований: 1. СССР Древний город отлично подготовился к (А. Гладышев, С. Тарабанько, А. Вондаприему гостей. Невозможно назвать все, ренко) — 59 очков; 2. ЧССР (3. Кудрна, что было сделано к началу соревнований, и всех, кто вложил труд и выдумку в их И. Иероут, С. Дик) — 42; 3. ФРГ (Л. Освальд, X. Вебер, А. Штигль) — 39; 4. подготовку. Партийные, советские органы Швеция — 38; 5. Австрия — 34; 6. ФинКалинина и области, обком ДОСААФ преляндия — 28; 7. Нидерланды — 12. дусмотрели, кажется, каждую мелочь в этой труднейшей и ответственной работе. Особенно большая нагрузка легла на коллектив калининской объединенной техниРедакция журнала «За рулем», отвеческой школы ДОСААФ, отвечавшей за организационную и спортивную часть чавшая в Калинине за создание пресссоревнований. Уровень подготовки прецентра чемпионата и обеспечение его взошел самые смелые ожидания, это отработы, благодарит заместителя предсемечали все, кто побывал на чемпионате в Калинине. дателя Калининского облисполкома Сложную задачу пришлось решать B. Курова, заместителя председателя старшему тренеру сборной команды СССР горисполкома А. Голика, начальника объС. Старых, в данном случае «от богатства». В его распоряжении было не менее единенной технической школы ДОСААФ десяти кандидатов, пришедших к чемпиC. Рускола, заведующего отделом газеонату в высокой спортивной форме. Неты «Калининская правда» Б. Спасского просто назвать троих из них. самых дои других товарищей, оказавших помощь стойных. Выбор пал на С. Тарабанько, А. Вондаренко и А. Гладышева. Первая журналистам в освещении соревнований.К13