24
25
3. ОСИЛИТ ЛИ ЩИЙ!ДОРОГУЕДУЛюблю пословицу «дорогу осилит идущий». Есть в ней вера в успех, энергия: пусть будет трудно, говорит она, пусть далеко, пусть узкая каменистая тропа, круто вьющаяся в гору, если у тебя ясная цель, мужество и упорство, то пространство ты одолеешь. Что касается идущего, то здесь все ясно. Для едущего на современном автомобиле дело обстоит гораздо сложнее. Кроме ясной и привлекательной цели, мужества и упорства, ему нужно по крайней мере еще одно непременное условие — наличие проезжей дороги. Отдадим должное старушке телеге: из всех видов колесного транспорта она была, пожалуй, наиболее проходимой и наименее привередливой к дорогам. Но современный автомобиль может быть использован аффективно и безаварийно лишь в том случае, если ему будет обеспечена столь же современная во всех отношениях (от качества покрытия до ширины и технического обустройства) дорога. Сегодня надежная дорога и автомобиль составляют почти такое же неразрывное целое, к ак поезд и рельсы. Ог того, к ак соответствующие организации и работники относятся к порученной их попечению дороге, зависят два важнейших аспекта нашей современной жизни. Первый из них — экономический. То, что в республиках Прибалтики производительность автотранспорта выше, чем во многих других регионах, прямой результат заботы о дорогах. И второй (не по значению) — человеческий. По данным ГАИ Молдавии, с июня 1977 года по июнь 1978 года на территории республики из-за неудовлетворительных дорожных условий и недостатков в обустройстве дорог и улиц случилось более трехсот происшествий, часть из них с трагическим исходом. Вот одна из тех причин, по которым автомобиль, без вины с его стороны, превращается в бедствие века. Наше общество с этим не мирится. Не раз принимались.важные решения по дорожному строительству. Их выполнение привело к большим сдвигам. Сравниваю записи и фотоснимки, сделанные на одних и тех же дорогах летом 1973 и осенью 1978 годов — небо и земля. И тем не менее поводов для тревоги остается достаточно. Начнем с информации. Отсутствие единообразия в обустройстве дорог вызывает у водителей больше всего нареканий. Есть старинная поговорка: язык до Киева доведет. Полагаю, что придумали ее не ведавшие грамоты и не умевшие читать карту чумаки. Они никуда не торопились и запросто могли себе позволить роскошь да и немалое удовольствие порасспросить встречного доброго человека о дороге, попутно почесав языки приятным разговором «за жизнь». У современного автомобилиста, наметившего на день маршрут в несколько сот километров, даже самая короткая остановка для расспросов вызывает невосполнимые потери времени, не говоря ужо нервотрепке. Да и общее движение это сбивает с ритма, нередко создавая пробки и аварийные ситуации. Пожалуй, лучше всего это поняли в самом Киеве, где соответствующие организации не поскупились на указатели. Огромный малознакомый мне город я проехал в нескольких направлениях, ни разу не испытав нужды в остановке и расспросах о дороге. Четкие указатели толково вели меня и по Риге. А вот в сравнительно небольшом городе Черновцах пришлось-таки поплутать. Случилось так, что в Черновцах мне понадобилось заехать в аэропорт. В город я въехал со стороны Сторожинца. Местные жители подсказали: держитесь указателей на Кишинев, там увидите аэропорт. Сначала все шло хорошо (я знал, что где-то должна быть развилка). Потом вдруг Кишинев пропал с указателей, остался один Киев. Не проскочил ли развилку? Оказалось, что она за городом, а здесь просто небрежность: Кишинев не вписали. Потом я уперся в «кирпич» — часть магистрали ремонтировали, ее закрыли для проезда, а указатель объезда на Кишинев поставить не сочли нужным. Наконец я добрался до какой-то развил-ЧТОБЫ БЛАГО СТАЛО БЛАГОМЗаметки об автотуризмеки с четким указателем: направо — тупик, налево — Киев и Кишинев. Проехав несколько километров, снова вынужден был приступить к расспросам. — Та вы же далеко проехали, — сказали мне добрые люди. Оказывается, свернуть надо было... в тупик. В селе Нагирнянка Тернопольской области скорость на дороге была ограничена до 20 км/ч в связи с ремонтными работами. По этой же причине ив Захаровне Молдавской ССР она ограничивалась до 30 км/ч. Водитель сбавляет скорость, теряет время и, преодолев этот путь, убеждается, что дороги здесь прекрасные, широкие, ремонтные работы уже не ведутся, просто дорожники не сняли знаки. К сожалению, подобное нам довелось наблюдать не раз. «Мелочь». Но из-за этого не только затрачивается лишнее время на дорогу, но и притупляется бдительность водителя. Нелепая игра с указателями, уеы, явление довольно распространенное. Добавим к этому неимоверное разнообразие их форм и размеров. В Прибалтике это, как правило, огромные щиты, которые легко читаются на любой скорости, В некоторых местах Витебской, Брестской и ряда других областей — небольшие дощечки, размером со школьную тетрадку. На скорости их и не заметишь, а если заметишь, не прочтешь без остановки. Еще хуже, когда на развилке дорог на месте указателя стоит большущий щит, который предлагает: «Сей лен, получишь миллион!» Водитель, разумеется, ничего не имел бы против такого призыва, если бы увидел, его в более подходящем месте.ЙОкончание. Начало — в № 3Вселяют надежды новые ГОСТы, о котоых нас проинформировал «За рулем». о принятие стандарта, как известно, не конец, венчающий дело, а только его начало. Если изъяны в «информации к размышлению» доставляют неудобства и убытки, го в информации, которую водитель получает через знаки и разметку дороги, они совершенно нетерпимы. Приведу такой пример. От Сторожинца до Черновцов всего лишь 23 километра. Но ни одного метра ровной дороги: едешь точно на качелях — в гору да с горы. Однако нашелся же такой грамотей, который весь путь расчертил по оси прерывистой линией 1.5. Согласно пункту 42 правил движения, это значит, что на всем протяжении дороги выезд на встречную полосу не запрещен. Водитель, обгоняющий идущую впереди машину вблизи вершины горы, принимает прерывистую линию как гарантию, что, если на встречной полосе появится транспорт, он его увидит на достаточном расстоянии и успеет принять меры. Потому что водитель знает: именно с той точки, откуда обзорность снижается до опасного предела, по оси дороги наносят сплошную линию, запрещающую выезд на встречную полосу движения. В данном же случае этим правилом пренебрегли и устроили водителю ловушку. Как устроили ее на 26-й дороге на территории Молдавии, разметив под уклон две полосы движения, а в гору — одну. Впрочем, я перестал удивляться ошибкам в разметке после беседы с начальником ГАИ МВД Молдавии В. А. Коханенко. — Понимаете, у дорожников свои трудности, — сказал Василий Анисимович. — Нет краски, размечать нечем. Ну и практики мало. Что верно, то верно: из тех почти 10 тысяч километров дороги, которые я проехал осенью 1978 года, примерно тысяч семь не знакомы с разметочной машиной. И уж чего я почти совсем не видел — так это разметки по краям дорог, широкой сплошной полосы 1.2. Важнейший источник информации, особенно в ночное время, для водителей утерян. Не видя края дороги, они жмутся к середине и порой врезаются во встречный транспорт. Пора наконец спросить с тех работников промышленности и снабжения, которые обязаны производить и поставлять эту краску, — на их совести немало трагедий, развертывающихся на дорогах. Во многих селениях большая дорога союзного значения, на которую государство затратило огромные деньги для обеспечения быстрых и безаварийных перевозок, утратила свое главное назначение, превратилась в дополнительное асфальтированное удобство сельского быта. Утки, гуси, куры преграждают путь автомобилю. На дороге изощряются в спортивном мастерстве велосипедисты школьного и дошкольного возраста, гуляют в обнимку влюбленные, судачат о житье-бытье почтенные старики и старухи. А в Закарпатье ранней осенью порой дорога запружена сельскими свадьбами. Вам преграждают путь красочные шествия с музыкой и танцами, радушные добрые люди вас останавливают и предлагают стакан вина за здоровье молодых. Все это трогательно, красиво и... опасно. То, что мы привыкли считать красивым и трогательным, вступает в противоречие с суровым статусом современной автомобильной дороги. По пути из Черновцов в Кишинев мы чуть ли не через каждые десять километров видели большие щиты: «Ореховые насаждения — гордость дорог Молдавии». На Украине ив Прибалтике тоже гордятся прекрасными аллеями деревьев, высаженных по обочинам. Действительно красиво, но опасно. Малейшее неосторожное движение, занос на повороте, который зачастую намного круче дозволенного, неудачный обгон или разъезд — и ты врезаешься в дерево. А какие шутки в этих условиях играет с водителем солнце! Ранним утром и вечером перед закатом от деревьев- стелются длинные тени, дорога становится полосатой, как зебра. В глаза водителя, едущего по такой «зебре», с частотой примерно 10 ударов в секунду бьют светлые и темные полосы. Водитель от этого шалеет, его способность реагировать на дорожную ситуацию снижается в несколько раз. Нет, дорогие товарищи, если мы хотим, чтобы многочисленные пожелания счастливого пути, которыми так Щедро сейчас оснащают дороги, сбывались, давайте откажемся от «тележной психологии». И сделаем это самым решительным образом. Пусть для кур будут курятники, для гусей — гусятники, для влюбленных — скверы, для свадеб — дома бракосочетания, для ореховых насаждений — парки... Современная дорога должна служить только в одном качестве — для передвижения быстроходного автомобильного транспорта. Это нужно всеми средствами пропаганды разъяснять. Этого нужно всеми средствами закона требовать. Дорога дело ответственное. И не только для водителя.24 4. СКАЖИТЕ НАМ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!»Не одной дорогой пользуется в путешествии автотурист. Немаловажное значение имеют и другие моменты. Захватить с собой продукты на все время Дви. жения, конечно, нельзя. Приходится пользоваться столовыми, кафе общепита. За последние годы при дорогах построено немало современных столовых, кафе и ресторанов, где и порядки строгие, и кормят хорошо. Есть такие ив Подмосковье, и в Прибалтике, в Закарпатье, и в Молдавии. И все же во многих местах, особенно в придорожных столовых, основное внимание уделяется- не качеству, а выполнению плана пусть даже за счет спиртного. Полагаю, не надо напоминать, что щедро предложенная водителю рюмка, помогая выполнить план товарооборота, нередко становится причиной больших бед на дорогах. Но если со своим собственным питанием автотуристы еще как-то оборачиваются (на длительных стоянках они, к ак правило, готовят сами), то питание автомобиля порой ставит их просто в тупик. За последние годы в стране построено большое количество первоклассных или хотя бы удовлетворительных заправочных станций, в них вложены немалые средства. По крайней мере в европейской части страны их сейчас в основном достаточно для того, чтобы обеспечить безостановочное движение. Однако всегда ли можно беспрепятственно заправить автомобиль, добравшись до АЗС? К сожалению, утвердительного ответа на этот важный вопрос пона дать нельзя. Почему-то именно в воскресенье, когда автомобилистов-любителей больше всего на дорогах, водители бензовозов получают выходной день. Из Котовска в Киев и дальше к Москве я ехал в воскресенье. Около жашковской АЗС скопилось много автомобилей, горючего — ни грамма. — На базе бензина полно, — говорит дежурный заправщик Анатолий Гранатюк, — но Подвоза нет и сегодня не будет. Одна машина сломалась, на второй шофер выходной. Вертиевская АЗС — положение то же . Ананьевская АЗС — без изменений. Козелец: виноватые глаза дежурного заправщика, бензина нет... Сотни людей в дождливый день пережили немало неприятных часов на этой трассе. ругой вариант, почти «райкинский». а сторожинецкой АЗС бензина хоть отбавляй, но талонов в городе не продают уже несколько недель, а за наличные не заправляют. Та же картина на нескольких АЗС Витебской области. На мой взгляд, с заправкой по талонам органы нефтеснаба здорово осложнили жизнь своим клиентам. Даже в Москве на одних АЗС тебя заправят только за наличный расчет, на других — только по талонам, на третьих — и так и эдак... Но вот автотурист заправился и спокойно едет до вечера. Пора и на ночлег. Где. как? Еще несколько лет назад съехать с дороги в лес было почти невозможно — запреты встречали вас повсеместно. С тех пор положение несколько изменилось к лучшему. В республиках Прибалтики, на Украине, в Молдавии, на Орловщине, Брянщине появились знаки: стоянка через столько-то километров. И, конечно, обозначения самих стоянок — заасфальтированных площадок, к которым проложены хорошие подъезды. К слову, довольно часто встречаются эстакады, на которые легко вкатить автомобиль любой марки для осмотра. В хорошую погоду экипированный путешественник с ночлегом сейчас практически не знает забот. Ну а если погода скверная иу тебя ни прицепа, ни палатки? Тогда, скажет непосвященный, обращайся в кемпинг. В самом деле, если взглянуть на карты последнего Атласа автомобильных дорог, то они пестрят условными обозначениями кемпингов, мотелей, гостиниц. Можно было бы только радоваться все растущему числу таких заведений, если бы они... отвечали своему назначению. Вот факты. Под Брестом в Муховце, в проливной Дождь мы последовали гостеприимному знаку, обещавшему ночлег, и свернули с дороги. Это оказался филиал брестского кемпинга. Дежурной на месте не было, отлучилась по личным делам. — А чего и сидеть-то, — хмуро бросила горничная, — мест нет и не будет...ЙЯ позвонил дежурному администратору главного кемпинга В. П. Терескевич. — Точно, — подтвердила она, — ни одного места. — И бойко сообщила: — Все для организованного туризма. На 360 мест прибыло 66 человек из Смоленска, 33 из Хмельницкого, две группы из Киева, столько-то из Таллина и т. д. и т. п. И себя, конечно, не забыли, поселили 66 спортсменов из области, приехавших на соревнования. Точно такое положение в черновицком кемпинге: часть мест (и немалая) отдана под здешние мероприятия, часть—группам туристов, приезжающим по путевкам. Вдруг около одного из аккуратных домиков я увидел знакомый силуэт «жигуленка». Ну, думаю, хоть один собрат все же устроился с комфортом. А дело-то оказалось хитрое. Инженер из Харькова Н. И. Сологуб, страстный автомобилист, выехав в путешествие с семьей и зная, что устроиться будет трудно, взял в своем профсоюзе путевку на групповую поездку. Только группа поехала автобусом, а он следом в своем- «жигуленке». Согласитесь, не каждому по возможности такое путешествие. И опять всплывает все та же коммерческая проблема: благородное дело туризма втиснули в коммерческие рамки, кемпинги буквально поставили на конвейер — чтоб ни одна койка ни единого часа не пустовала. Потому автотуристу — ноль внимания. Даже мойки для автомобиля во всех Черновцах ни в кемпинге, ни на СТО не предусмотрены. Правда, в целом с техническим обслуживанием в пути за последние годы стало намного лучше. В Риге и Клайпеде, в Бресте, Черновцах и Кишиневе установлен твердый порядок: транзитники обслуживаются вне очереди. Станции ВАЗа в техническое обслуживание внесли и продолжают вносить немало улучшений. Но и эту бочку меда Портит ложка fienn; дефицитом некоторых запчастей на станциях. Причем грошовых: тормозных шлангов, крестовин, тормозных колодок... И, что уж совершенно невероятно, смазочных материалов, ТОСОЛа. Пустяковая поломка, малейшая течь в одной из систем ставит автомобилиста в труднейшее положение. — Иной раз берем грех на Душу, какнибудь замотаем вышедший из строя шланг, — делится своей бедой генеральный директор черновицного автоцентра Василии Макаровский. — Пожалеешь человека, а сам потом дрожишь: а ну как авария у него в пути случится? — С поставками запчастей просто беда, — заявляет молодой главный инженер кишиневского автоцентра Григорий Котляр. — Поставляют их нам в конце квартала, вот сейчас, на исходе сентября, когда поток автомобилистов схлынул, получили целый вагон. А все лето маялись. Выходит, что и милый нашему сердцу ВАЗ, посадивший нас, автомобилистов, в свои машины со Знаком качества, не так уж рьяно заботится о том, чтобы бегали они по высшей категории. Красивый фасад «Вазовского» автосервиса пока еще не всегда отвечает истинному его содержанию. Многих из этих огорчений могло и не быть, если бы сама организация автотуризма была поставлена на более высокий уровень. По существу сейчас разработкой и осуществлением широкого комплекса мер по совершенствованию автотуризма в стране никто всерьез не занимается. Он стал мелким филиалом так называемой индустрии туризма, которой руководит Центральный совет по туризму и экскурсиям. Не густо внимания ему уделяет и общество автомотолюбителеи, у которого тоже на первом плане хозрасчетная деятельность. Прошу прощения у организаторов коммерческого направления — отлично понимаю экономическое значение вопроса и не хочу никого обидеть. Но нельзя допускать, чтобы экономика становилась самоцелью. Ее назначение — быть орудием для достижения цели: всемерного роста благосостояния и культурного уровня жизни народа. Так нужно ив данном случае, как обычно в нашей хозяйственной практике, использовать это орудие на благо людям. Пусть автотуристу всюду, куда он обратился, не формы ради, а от души скажут «Добро пожаловать!» Для этого есть и достаточно оснований, и достаточно возможностей. А. КОМАРОВСКИИ, кандидат экономических наук, автотурист 1-го разряда Фото Г. НикитинаIЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, на 4-й стр. вкладки.помещенныеПравильные ответы — 1, 4, 7, 8, 11, 14, 15, 17, 22, 24. I. Знаки, указывающие на то, что поворот налево разрешен на этом перекрестке с третьей и четвертой полос движения, не говорят о невозможности разворота. Обязательные направления движения вводятся только предписывающими знаками. Так как водитель на рисунке занял крайнее левое положение на проезжей части, он может в показанной ситуации и развернуться (пункты 30 и 87). II. Водители грузовика и легкового автомобиля пересекают главную- дорогу. То, что она заканчивается тупиком, положения не меняет. Стало быть, первым проезжает мотоциклист, вторымтот, кто движется прямо, и последним поворачивающий налево (пункты 110 и 114). III. В этой ситуации водителю самосвала нельзя было идти на обгон, так как занимать крайнюю левую полосу он может только для поворота (пункт 79). IV. Дорога на рисунке одна, но проезжих частей у -нее несколько. При отсутствии знаков «Одностороннее движение» водители вправе считать каждую из них предназначенной для движения в обоих направлениях (пункты 9и 33, 4.9). V. Правилом «правой руки» на равнозначных перекрестках руководствуются между собой и водители трамваев. После них движутся нерельсовые транспортные средства, причем водитель легкового автомобиля, хотя и начинает движение раньше мотоциклиста, обязан,' завершая разворот, пропустить его (пункты 111 и 113). VI. Мотоциклист сигнализирует о том, что он будет перестраиваться вправо. В такой ситуации обгонять его справа нельзя (пункты 69 «б» и 92). VII. В этом месте стоянка запрещена, но Правила не считают таковой остановку транспортного средства на срок более 5 минут, если это вызывается необходимостью посадить или высадить пассажиров, погрузить или выгрузить грузы (пункты 9и 26, 2.23). VIII. Показанный предписывающий знак не запрещает повороты направо во дворы ик тому же действует только на то пересечение проезжих частей, перед которым он установлен. Так что ни тот, ни другой маневр водителю не запрещен (пункты 30, 3.1а и 32). IX. Раньше опознавательный знак автопоезда водитель обязан был включать при движении в темное время или в других условиях недостаточной видимости. С •января этого года пункт 177 получил новую редакцию. Теперь он предписывает включать такой знак всегда, независимо от условий видимости. X. На специализированных автомобилях, конструкция которых не приспособлена для перевозки людей, они могут находиться только в кабине машины (пункт 151 «а»).