12
13
ВАЗ-2101 ВАЗ-2102 ВАЗ-2103 ВАЗ-21011 «Москвич- 407» «Москвич408» «Москвич412» ЗАЗ-965 ЗАЗ-966 ЗАЗ—968 ГАЗ—21 ГАЗ-24ШШ 3,7 Mi, В Ш 2,2ШШ*17 ШШ 40,4 ШШ 32,0ШШ14,е вШШШИШШЙ14.( ШШШШШ is,e• Р,8ШШг,4 ШШ 9,3ИИВ'8,8• 7,4 • 7,8 ШШШШ 8,1 ш\8,0 8,0 8,4ВИНИ», 9ШШШе,2 ШШз,610,0 3,3 5,8ИНН \Щ8ШШШШ 6 о,е ИВ 36,265,0 50,1 30,0ШШШШШЛ w,o6,5 8,5*,*H i 4,9111,3И НИН 1109,3ШШШ 48,4Шм ШШШШШШШШ 1з,еСредний годовой пробег (тыс. км)•НИ 8,1ТЯШШШШШШШ 8,9Средний возраст машины (лет)Средний общий пробег (тыс. нм)Продолжительность эксплуатации (месяцев в году)2. Основные характеристики и СПОЛ1 •зования автомобилей. 1. Доля отдельных моделей автомобилей в общем количестве обследованных (проценты): 1 — ВАЗ—21011 (4,6); 2 - ВАЗ-2103 (10,1); 3 ВАЗ-2102 (3,6); 4 - ВАЗ-2101 (37,9); 5 — «Моенвич—407» (2,6); 6 — «Москвич—408» (8,1); 7 — «Москвич—412» (14,8); 8 ЗАЗ-968 (5,8); 9 ЗАЗ-966 (3,3); 10 - ЗАЗ-965 (2): 11 _ ГАЗ-21 (4,9); 12 - ГАЗ-24 (1,3); 13 - прочие (1). Анкета, о которой пойдет речь, была важным звеном в целой цепи работ, смысл которых — изучение условий эксплуатации индивидуальных автомобилей, спроса на запасные части и их расхода в интересах дальнейшего развития сервиса, снабжения запасными частями СТО и магазинов. Оценивая полученные данные, надо иметь в виду, что они отражают положение на период с октября 1976 года по март 1977 года. На анкету откликнулись 8115 подписчиков, что составляет небольшой процент читателей журнала. Тем не менее их ответы дают право сделать заключе«запорожцев» — 7,5 года. Очень важны данные о структуре парка по моделям и маркам. Они представлены диаграммой 1. Основные характеристики использования этих машин (средний возраст, средний общий пробег, средний годовой пробег, продолжительность эксплуатации) содержат диаграммы под номером 2. В среднем машина находится в эксплуатации 8,8 месяца в году. Такая высокая продолжительность использования в значительной степени объясняется большим числом «жигулей», которые хорошо зарекомендовали себя в условияхЭтому животрепещущему вопросу, сложному и противоречивому, была посвящена анкета, опубликованная в октябрьском номере нашего журнала за 1976 год. Подготовил ее филиал Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ), чтобы, опираясь на статистические данные, представить условия, определяющие потребность в запасных частях среди наших автолюбителей. Анкета позволяла попутно выявить и некоторые сведения относительно состава парка автомобилей индивидуального пользования, характера их эксплуатации. С выводами, полученными при анализе ответов, знакомят нас сотрудники института кандидаты технических наук Е. П. БЛЮДОВ, В. К. ТОЛКАЧЕВ, инженеры Б. Г. СКУНДИН и В. Б. УРЛАНИС.АВТОМОБИЛЬ Иния с достаточной степенью достоверности и распространить их на всю массу автолюбителей. Основание: сопоставление с результатами другого проведенного нами обследования (ответами автолюбителей на опросные листы с помощью ГАИ и ВДОАМ) и применение так называемого неслучайного способа отбора единиц наблюдения. Обработку ответов мы провели на электронно-вычислительных. машинах, по специально подготовленной программе расчета. Проанализировали мы и многочисленные письма, присланные читателями с анкетой, сами по себе уже служащие свидетельством интереса к затронутой проблеме. Обратимся к цифрам. Из общего числа ответивших на вопросы анкеты 22,8% — автолюбители из крупных городов (с числом жителей свыше 750 тысяч человек), 39,5% — из средних городов (от 50 до 750 тысяч человек) и 37,7% — из малых городов и сел (менее 50 тысяч человек). Средний водительский стаж их — 8,2 года. Наибольший имеют, обладатели «волг» — 10,5, далее идут владельцы «москвичей» — 8,6, «жигулей» — 7,9, «Жигули» гооруь «Москвичи» холодного климата. Анкета определила, что «жигули» эксплуатируются на полтора месяца в году (на 16%) дольше машин других марок. Из всех показателей, характеризующих условия эксплуатации, наиболее важный — годовой, пробег, поскольку он отражает интенсивность использования автомобиля. Он составил в среднем 11 тысяч километров. Дорожные условия при эксплуатации оценивались по доле пробега на хороших дорогах, то есть асфальтовой, бетонной, гравийной без неровностей, грейдерной. Ответы показали, что она мало зависит от марки машины. В среднем 69% пробега приходится на хорошие дороги. В зависимости от места жительства владельца пробег по хорошей дороге меняется: в крупных городах — 78%, в средних — 72%, в малых и на селе — 61%. На потребность в запасных частях влияет и интенсивность движения, проявляющаяся в доле пробега, сопряженного с частым переключением передач, торможениями, разгонами. В таких ус«Запорожцы» «Волги»Но, прежде чем предоставить им слово, хотим вернуться на 11 лет назад. В майском номере *3а рулем» за 1968 год были опубликованы итоги анкеты, в целом ряде позиций схожей с нынешней. Тогда машин в индивидуальном пользовании было раза в четыре меньше, а служба сервиса как система только начинала складываться. Думаем, что небезынтересно привести для сравнения некоторые данные той анкеты. Состав парка индивидуальных автомобилей по маркам: «москвичи» — 53%. «победы» и «волги»-—26%, «запорожцы» — 20%. Распределение машин,по населенным пунктам: крупные города (Москва, Ленинград, столицы союзных республик) — 30%, областные и районные центры — 55%, поселки городского типа и сельские поселения — 15%. Доля годового пробега по асфальтированным, бетонным, гравийным дорогам, а также грейдеру — 27% при среднем пробеге 8825 километров. А теперь — результаты последнего исследования./« "8ЮОруб-№138ГЫ(,.т5югозо5югозоsюгозоsюгозо4. Годовые расходы (руб.) на запасные части в зависимости от годового пробега автомобиля.12 «Жигули»«Москвичи»«Запорожцы»«Волги»(85 Шц5Щ И» Й5КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"OIL.гОы 1гз45 в-й1 г345В 7-йI ! 3 < S «М/ 2 34567 - й3. Годовые расходы (руб.) на запасные части в зависимости от возраста автомобиля.шины всего на 2,3 дня в году. По «Запорожцу» те же 100 рублей дают сокращение простоя на 5,8 дня. Хранение запчастей на большую сумму нецелесообразно, поскольку лишь незначительно сокращает общее время простоя из-за отсутствия необходимой детали в нужный момент. Однако большинство автолюбителей продолжает держать порядочное количество запчастей. Не имеет их только 13,3% опрошенных. Остальные же хранят на сумму: до 100 рублей — 63,1%, 100200 — 15,0%, 200—200 — 5,1%, более 300 рублей — 3,5%. Общая цена этих деталей в среднем составляет 67 рублей, причем у владельцев «жигулей» она наименьшая — 57, «москвичей» — 77, «запорожцев» — 62. «волг» — 137 рублей. Цена хранимого запаса составляет в зависимости от марки автомобиля от 53 до 84% годовых фактических затрат на эксплуатацию. При этом по мере старения машины она возрастает, что видно на диаграмме 5. Если психология владельцев индивидуальных автомобилей +акова, что многие хранят у себя запас более или менее дефицитных деталей, то любую ли они готовы купить? Анкета выявила, что узлами и деталями стоимостью до 10 рублей желают запасаться более 10% общего их числа, а детали дороже 20 рублей в запас купят около 1% (исключение составили всего лишь три детали: лобовое стекло. аккумулятор и карбюратор). Возможно, сейчас конъюнктура складывается несколько по-иному. — все-таки положение с запчастями улучшается, тем не менее охотников создавать запасы еще достаточно. Одной из задач анкеты было' изучение спроса на запасные части по предложенной номенклатуре (138 наименований). Туда входили как наиболее ходовые детали, так и пользующиеся средним и малым спросом, но необходимые при аварийных ремонтах. И что же? В среднем автолюбители хотели бы приобрести запчасти 45 наименований. Среди них — прокладка крышки головки блока (42% желают иметь в запасе), лобовое стекло (38%), колпак колеса (38%), оптический элемент фары (34%), диафрагма бензонасоса (31%), указатели поворота (26%), рассеиватель подфарника (21%). Эти цифры показывают, что относительно большая- доля владельцев машин склонна приобретать детали достаточно широкой номенклатуры. Удовлетворить такой спрос на практике трудно. И не случайно во многих странах определение потребности и планирование производства запчастей к индивидуальным автомобилям ведутся только в расчете на замену отказавшей детали запасной. Попутно отметим, что повышенный спрос на некоторые узлы и детали отражает ситуацию, сложившуюся в системе снабжения запасными частями, Так, временные перебои в поставках лобовых стекол для «жигулей» сразу же повысили спрос. Недоработка конструкции или технологии изготовления отдельных деталей оказывает на спрос такое же влияние. В частности, отмечавшиеся в прошлом случаи повышенного износа распределительных валов на «жигулях» выразились в желании 20% их владельцев иметь эту деталь в запасе. Для сравнения укажем, что аналогичное стремление выявлено только у 6% владельцев «запорожцев» и 5% — «москвичей». Анкетное обследование дало материал о спросе и расходе запасных частей. Его результаты доведены до сведения автомобильных заводов и предприятий, которые выпускают комплектующие изделия и запчасти. Данные анкеты будут полезны им для более обоснованного планирования производства. Кроме того, итоги анкеты разосланы во все республиканские организации «Автотехобслуживания» и помогут нм правильнее, с учетом интересов автолюбителей составлять заявки. В заключение хотим поблагодарить всех, кто откликнулся на нашу анкету.ловиях владельцы «жигулей» совершают 68% пробега, «москвичей» — 78%, «запорожцев» — 55%, «волг» — 58%. Это объясняется тем, что «жигули» и «москвичи» чаще эксплуатируются в крупных и средних городах и пригородных зонах. Существенно влияет на расход запчастей и количество механических повреждений автомобиля как во время движения, так и при обслуживании, ремонте, хранении (помятое при зимней стоянке крыло, разбитое стекло и т. п.). Доля машин, вообще не имевших на протяжении эксплуатации повреждений, составляет для «жигулей» — 70,9%, «москвичей» —развитие сети автосервиса все еще отстает от роста парка индивидуальных машин, а с другой — многие по-прежнему < предпочитают ремонтировать и обслуживать их сами, причем немалая часть запасается деталями впрок (об этом мы поговорим особо). А как соотносятся необходимость в запасных частях и годовой пробег автомобиля? Расход запчастей в зависимости от его величины (диаграмма 4) представляет наибольший интерес непосредственно для автолюбителей, в то время как предыдущие сведения — в основном для работников автомобильной промыш-ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ66,7%, «запорожцев» — 66,6%, «волг» — 57,3%. А среднее число повреждений на одну машину в год для «жигулей» — 0,14, «москвичей» — ОД, «запорожцев» — 0,11, «волг» — 0,08. Здесь «жигули» выглядят несколько хуже, что можно объяснить их большим среднегодовым пробегом. Зная все факторы, правильно их учитывая, мы можем теперь обратиться к разделу анкеты, характеризующему годовой расход запчастей. Как видно из диаграммы 3, затраты на них в рублях (данные относятся к 1976 году) со старением машины растут, и весьма значительно: за семь лет почти вдвое. Каковы же затраты владельца на запчасти, приобретенные на СТО ив магазинах? Для ВАЗов они составили соответственно 47,9 и 60,2 рубля, для «москвичей» — 44,9 и 74,8, для «запорожцев» — 44,4 и 72,2 и для «волг» — 41,8 и 120,2 рубля. Таким образом, по данным участников анкеты, через магазины получено в среднем в полтора раза больше запчастей, чем на СТО. Тут могли сказаться два фактора. С одной стороны, то, что ленности и торговли. Как согласуются диаграммы 3и 4, нет ли в них противоречий? Нет. Дело в том, что последняя содержит данные для «средних» возрастов машин. Так, в частности, среди «волг» на модель ГАЗ—21, выпуск которой прекращен в 1970 году, приходится 80% затрат, и это естественно, поскольку возраст их семь лет и более. Анкета осветила и вопрос, на какую сумму в среднем владелец машины хранит в запасе нужные ему детали. Эта проблема крайне важна при определении и потребности в запчастях. Дело в том, что немалая часть владельцев машин всегда покупает детали впрок, на случай выхода из строя. Одна из причин этогодефицит на запасные части. Причем возникает обратная связь: к ак только намечается дефицит по определенной детали, сразу же автомобилисты стремятся приобрести эту деталь про запас, что, в свою очередь, только усиливает дефицит. . Расчеты показывают, что для «жигулей» запас деталей на сумму в 100 рублей уменьшает среднее время простоя ма-«Жигули»200руб..«Москвичи»«Запорожцы»tOOptf,88 8Ь 8456 38 3653годы 1гТТs Т-аi гз4sв7 8-йi гз4sв7 в-йi гз45в7 7-й5. Цена (руб.) запасных частей, хранимых владельцами автомобилей в зависимости от возраста машины.3. «За рулем» Ml 513