28
29
Поводом для сегодняшнего разговора послужило письмо из Ворошиловграда, в котором водитель Д. (фамилию он свою просил не называть) рассказал о дорожно-транспортном происшествии, участником которого оказался. Однажды осенью он вел автобус ПАЗ—672 по трассе Ворошиловград — Волкодаево. В салоне было двадцать девять пассажиров. Сухой асфальт и хорошая видимость позволяли двигаться со скоростью 60—60 км/ч. Учитывая это обстоятельство, водитель выдерживал дистанцию до идущего впереди ГАЗ—53 метров 50, чего вполне достаточно, чтобы затормозить в случае внезапной остановки грузовика. Казалось бы, дорожная обстановка не давала повода для* беспокойства, и автомобили продолжали двигаться в прежнем режиме. И вдруг ГАЗ—53 начал уходить от края дороги к центру, а затем резко снизил скорость и остановился. Водитель автобуса тоже притормозил, но, когда до автомобиля оставалось 25 — 30 метров, он вместо того, чтобы остановиться, направил машину на обочину. В письме Д. объяснил это так: «Я решил остановить автобус не на проезжей части, а на обочине, как этого требует 96-й пункт ПДД».Однако, выехав на обочину и убедившись в том, что она свободна и ширина ее позволяет объехать.стоящий автомобиль справа, водитель сбросил ногу с педали тормоза и нажал на«газ». Тут-то и произошла трагедия: выскочивший из-за грузовика пешеход попал под колеса автобуса. Схема ДТП показана на рисунке так, как ее изобразил сам автор письма. «В данный момент я отбываю наказание, но меня все время мучает вопрос, в чем же я виноват и как следовало поступить в этой ситуации», — пишет водитель Д. в редакцию. В самом деле, почему суд признал водителя виновным? А не действия ли самого пешехода привели его к собственной гибели? Да и мог ли водитель автобуса предвидеть, что очутившийся за стоящей машинойлешеход ринется под колеса? Давайте поразмышляем. Как известно, Правила дорожного движения (пункт 76) обязывают водителей в зависимости от скорости выбирать такую дистанцию, которая позволяет избежать столкновения с внезапно затормозившим впереди транспортным средством и своевременно остановиться, не рассчитывая на объезд, так как возможность объезда не всегда представится. Разные причины могут заставить резко тормозить водителя идущего впереди автомобиля. И, к сожалению, они не всегда ясны тому, кто едет сзади. Например, внезапно выбежавшего на проезжую часть пешехода можно не заметить из-за кузова грузовика. В этом случае только торможение, только остановка, а не объезд позволит другому водителю избежать происшествия. Как видно из письма, Д. оказался именно в такой ситуации. И, обратите внимание, при движении он соблюдал дистанцию, вдвое больше необходимой для экстренной остановки перед затормозившим впереди автомобилем. Казалось бы, у водителя было достаточно времени, чтобы принять правильное решение. Но что сделал водитель? Он продолжал движение по обочине и теперь ссылается на пункт 96 Правил. Ну хорошо, предположим, автор письма действительно не совсем правильно истолковал. этот пункт, который ,требует перед преднамеренной остановкой с какой-то определенной целью, например для посадки или высадки пассажиров, перестроиться и остановиться у тротуара или на обочине. Но даже в этом случае, коль скоро водитель ре-За рулем личного автомобиля или мотоцикла можно увидеть сегодня людей самого разного возраста. Ни у кого не вызывает удивления и водитель в очках. Конечно, не каждый, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, имеет право быть водителем. Медицинские комиссии дают разрешение лишь тем, кому требуемую для такого дела • остроту зрения обеспечивают очки или контактные линзы не более 6,0 диоптрий (при астигматизме — не более 3,0). Однако не надо думать, что с приобретением очков все проблемы исчерпаны, и человек по своим водительским качествам стоит вровень с теми, кто обладает хорошим зрением. Водителям в очках об этом надо помнить и некоторые особенности своего зрения учитывать. Ro-первых, утомление и зрительное перенапряжение н работающим в очках приходит раньше и паузы для отдыха, скажем, в дальней дороге им надо делать почаще. Во-вторых, надо проявлять особую осторожность в условиях плохой видимости. Конечно, острота зрения при этом изменяется даже у вполне здоровых людей. В светлую безлунную ночь она падает до 50%, а в темную — до 5% дневной. После 40 лет ослабляется не только светочувствительность глаз и сумеречное зрение, но и способность приспосабливаться к переходам от света к темноте и обратно, хотя все эти качества зависят от индивидуальных особенностей. Наконец, замечено, что острота зрения и светочувствительность почти всегда ухудшаются в условиях кислородного 1 голодания — на высокогорной дороге, при табачном дыме или жаре в ка-НАВЕНГРИЯ. Автомагистраль от Будапешта до Секешфехервара оборудована автоматической связью. Через каждые 2—3 км на дороге установлены колонки с кнопками для вызова технической и медицинской помощи. ГДР. В стране развернулась широкая пропагандистская кампания за применение ремней безопасности на легковых автомобилях. С 1980 года это требование обретет силу закона. АВСТРИЯ. В программы радиостанций включены передачи, посвященные безопасности движения и повторяемые несколько раз в день, с 6 до 23 часов. В них информация о погоде и обстановке на дорогах, заторах, анализ причин дорожно-транспортных происшествий, сообщения о ремонте дорог и т. п. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Огромные средства были потрачены автомобильными фирмами в попытках создать радиолокатор для автомобилей, который помог бы водителям избегать столкновений при плохой видимости. Но все системы оказывались непомерно дорогими: порой радар стоил больше самой машины. Недавно, однако, фирма «Лоуренс Электронике оф Брэдфорд» предложила сравнительно дешевую (по ее заявлению — не дороже первоклассных автомобильных радиоприемников) систему на основе микроволновой техники. Миниатюрный передающий и принимающий прибор, получивший. название «волновой разведчик», прикрепляется к капоту автомобиля и связан со специальным устройством на щитке приборов, за 300 м оповещающим водителя о препятствии, как неподвижном, так и движущемся.щиВЕЛИКОБРИТАНИЯ. «Дорожный плюш»— так назвали материал из смеси пластифицированного полихлорвинила и очень твердого гравия. Изготавливается он в виде рулонов длиной 10—20 ми шириной от 50 до 110 см и предназначен в качестве покрытия на перекрестках и других опасных местах, где надо улучшить сцепление шин с дорогой. КЕНИЯ. Шесть африканских государств подписали договор о строительстве трансафриканской автомобильной дороги. Протянувшись с востока на запад на несколько тысяч километров, она свяжет известный кенийский порт Момбаса со столицей Нигерии Лагосом. Дорога, строительство которой начнется в этом году, имеет большое экономическое и политическое значение для всего Африканского континента.28 Вот так показал сам автор письма путь пешехода и автобуса в описанном дорожном происшествии.шил съехать на обочину, он должен был все же остановиться, убедиться в безопасности дальнейшего движения, выяснить причину остановки шедшего впереди транспортного средства, а уж затем продолжать путь. И, возможно, если бы руководствовался в своих действиях именно такими соображениями, трагедии бы не произошло. Но водитель автобуса поступил иначе. Еще не поровнявшись со стоявшим на проезжей части грузовиком, он, не задумываясь, переключил передачу и, понадеявшись на случай, продолжил движение. В письме Д. сообщает, что сначала хотел объехать остановившийся грузовик слева, но сделать это ему помешал встречный автомобиль. Ну что ж, давайте «переиграем» эту историю и предположим, что полоса встречного движения свободна. Следует ли из этого, что можно, не задумываясь, объезжать стоящий автомобиль слева, не рискуя при этом попасть в аварию? Наверное, нет. Принимая во внимание то, что причиной внезапной остановки может быть повреждение проезжей части, выскочивший на дорогу пешеход, начинать объезд транспортного средства, не выяснив, почему оно стоит, по меньшей мере неразумно. А теперь вернемся к нашему водителю. В письме он называет основным виновником происшествия пешехода, нарушившего, по его мнению, 20 и 21 пункты Правил. Однако этот довод представляется нам необоснованным. Если в данной обстановке пешеход и действовал не в соответствии с требованиями пункта 20, то он тем самым создал помеху только водителю ГАЗ—53, но отнюдь не водителю автобуса. В то же время, когда пешеход попытался выполнить требование пункта 21, то есть освободить проезжую часть и вернуться на обочину, водитель автобуса помешал ему это сделать, так как, предприняв рискованный маневр, сам создал условия, в которых уже не имел технической возможности предотвратить наезд. Таким образом, анализ показывает, что в создавшейся обстановке водителю следовало действовать в соответствии с требованиями пункта 73 Правил, а именно, принимать меры к снижению скорости и полной остановке, а не, понадеявшись на авось, объезжать грузовик, даже не задумавшись о причине его остановки. В. МАЛАХА, заместитель заведующего лабораторией ВНИИ судебных экспертизПАЗ•672{7~т//// / ,~ ^ < ^ Место «. столкновениябине. А у людей с пониженным зрением (у близоруких — особенно) легче наступает ослепление фарами встречных автомобилей, медленнее восстанавливается видимость дороги. К тому же при сильной близорукости люди хуже ориентируются среди окружающих предметов именно в сумерках и ночью. Ведь при ночном освещении даже привычные детали пейзажа приобретают порой фантастические очертания, трудно становится определять взаимное расположение предметов и расстояние до них. Поэтому наш совет таким водителям: воздерживайтесь по возможности от ночных поездок, а заметив расстройство адаптации к темноте, обращайтесь к врачу. К ак показала практика, ночное зрение можно улучшить и самому, включая в рацион пищу, богатую витаминами АиБ, — печень, молоко, красный перец, петрушку, шпинат, красные помидоры, смородину, апельсины и др. Зимой и ранней весной следует принимать препараты этих витаминов. Казалось бы, излишне учить, к ак правильно носить очки. Но все-таки напомним: в рецепте врач указывает не только силу оптических стекол, но и расстояние между их центрами, что соответствует расстоянию между центрами зрачков. приобретая очки, не отступайте от этого требования в погоне за модой или понравившейся оправой. Дело в том, что величина преломления наибольшая в центре стекла. Таким образом, если центры зрачков и линз очков совпадают, острота зрения повышается. В противном случае вы не только будете видеть близкие предметы расплывчато, но и быстрееутомитесь в пути, почувствуете головную боль и недомогание. Следите также, чтобы при езде очки не сползали с переносицы: в этом случае ваш взгляд не будет проходить через центр стекол. Не старайтесь приспособиться к очкам, которые вам неудобны в чем-то. Лучше проверьте еще раз зрение у врача. Советуем всегда иметь в машине запасные очки. В пути всякое может случиться. Известно, что грязное ветровое стекло автомобиля ухудшает видимость и усиливает ослепление. То же самое можно сказать ив отношении очков. Поэтому следите за их чистотой. Помните, что хорошее зрение водителя — залог безопасности движения. Г. РУДИНСКАЯ, кандидат медицинских наукВ СЕГОС BIEIT АФРАНЦИЯ. Здесь запатентована специальная пряжка для ремней безопасности. Она остается замкнутой в момент удара автомобиля о препятствие, но открывается автоматически, как только пристегнутый ремнем человек возвратился в исходное положение. ФРАНЦИЯ. За год в стране было угнано около 150 тысяч автомобилей. Устанавливаемые на машинах противоугонные устройства нередко оказываются недостаточно надежными. ФРГ. Исследования показывают, что ослепление водителя на прямых участках дорог может наступить при дальнем свете фар с 700 м, а при ближнем — с 500 м. На мокрых дорогах опасность ослепления возрастает. К тому же в темное время суток, как известно, глаза водителей адаптируются медленнее. ФРГ. По мнению специалистов, самый небезопасный период в биографии водителей — третий и четвертый годы после получения удостоверения на право вождения автомобиля. На первом и втором годах они, как правило, ездят медленно и осторожно. Критический момент наступает тогда, когда человеку начинает казаться, что он знает о вождении уже все. ШВЕЙЦАРИЯ. В конце минувшего года в Люцерне отмечался необычный юбилей: десять лет назад был учрежден почетный титул «Рыцарь дороги». За это время такое звание было присвоено 124 автомобилистам, которые проявили благородство в поведении на дороге, готовность прийти на помощь пострадавшим, скромность, предупредительность.США. Главный производитель надувных подушек, предохраняющих автомобилистов от травм при столкновениях машин, корпорация «Итон» отказалась от их дальнейшего выпуска, придя к заключению, что ремни безопасности являются достаточно надежным средством. США. По вине водителей, управляющих автомобилями в нетрезвом состоянии, ежегодно совершается • около миллиона ДТП. 8000 из них заканчивается смертельным исходом. ФИЛИППИНЫ. Панфилиппинская автострада протяженностью свыше 2000 км, котбрую начали строить восемь лет назад. близка к завершению. Достопримечательностью трассы является мост длиной 2100 метров через морской пролив между островами Самар и Лейте.29