23
24
Двигатель оаиsа I Фs оо £ о ОяО Е-SМодельистрана5 «в 2ч_а вm 1° ЬоС О 2" Ч О. оо ГАЗ—66-02 (СССР) ДАК-665Т (СРР) З ИЛ — 1 31 (СССР) З ИЛ — 1 57К (СССР) ИФА-Г5 (ГДР) ИФА-В50ЛА/А (ГДР) К рАЗ — 2 55Б (СССР) М АЗ - 5 37А (СССР) «Прага-ВЗС» (ЧССР) «Робур-ЛО 2002А» (ГДР) «Стар-660М2» (ПНР) «Стар-266» (ПНР) «Татра-813» (ЧССР) У АЗ - 4 52Д (СССР) « У рал — 3 75Д » (СССР) «Чепель-Д566» (ВНР)соо2,0 5,0 3,5 2,5 3,5 3,0 7,515,0Йя оЯ$Й( £ СФОС КSЕГИ° 5 чя«в1 S ОФ оо s Q.0 о 4254 10344 5996 5555 9036 6560 14860 38880 7412 3345 4678 6842 17640 2445 6959 10350 36 о . йч 115 215 150 110 120 125 240 525 98 75 105 150 250 75 175 200 Ч а)Я ф STBя я ЧЙ 4S 5655 7570 7040 6922 7175 6160 8645 9130 6910 5400 6527 6800 8800 4460 7366 7100я aXо Sи о«s2322 2500 2500 2315 2500 2500 2750 2885 2310 2370 2400 2400 2500 2044 2674 25003 s-о аXЕ «с ОX 315 390 330 310 255 480 360 500 100 265 285 325 380 220 400 4659 о° &£ аЗЙЯ o»i щЧ йя ая --В «о о от и * о 1976-7 1973—8 1969—2ф ЛФ4X4 6X6 6X6 6X6 6X6 4X4 6x6 8X8 6X6 4X4 6x6 6X6 8x8 4X4 6X6 6x63,64 9,946,7 5,87,85 11,95 22,5 5,356,410,0 30,02,0 4,0 4,0 2,5 5,0 5,0 5,0 2,0 3,5 3,53,0 2,0 2,5 3,5 8,0 0,8 4,5 5,03,4 6,87,35 13,8 1.6715,0 0,858 686648 12 6446 12 48,39,225,0 5,0и в4X2 6X2 5X2 5X2 5 5x2 5X2 3X2 4X2 5x2 5x2 5X2 5x4 4x2 5X2 6X22440 2820 2480 2360 3090 2850 2940 2880 2510 2780 2875 2640 2780 2070 2980 2740''ЛКЦ ДКЛЦ ЛЦ ЛЦ БДЛ БДКЛРЦ ДЛЦ БДКЛН БДЛР КЛ БКЛ БДКЛЦ БДКЛНЦ К ЛЦ БДКЛНЦ1968—10 1971 — 7 1974—21975-2 1970—8 1973—10 1973—6 1976-3Обозначения: Б — блокируемый или самоблокирующий дифференциал; Д — дизель; К — кабина над двигателем; Л — лебедка; Н — независимая подвеска колес; Р — колесные редукторы; Ц — центральная система регулирования давления в шинах. Масса буксируемогоприцепаигрузоподъемностьуказаныдлядвижения по грунтовой дороге.и экономичное направление — это зависимая подвеска на продольных полуэллиптических рессорах. Другое направление — более сложныеконструк ­ ции снезависимой подвеской колес (МАЗ—537А, «Чепель-Д566», «Татра813»), и меющиепреимущества по про ­ х одимости на трудных участках. Сама по себесложная конструкция того или иного узла, н есмотря на пре ­ имущества, к оторые она дает, порой оборачивается трудностью обслуживания иремонта , не говоряобудорожа ­ нии производства. П оэтому специалисты тщательно взвешивают все «плюсы» и «минусы» с амоблокирующихдифферен ­ циалов, автоматических трансмиссий, колесных редукторов , м ежосевыхдиф ­ ференциалов, шариковых карданных шарниров угловых скоростей . В особо тяжелых условиях движения немалую пользу приносят блокируемые принудительно или самоблокирующие дифференциалы . А если все жемаши ­ на не справится сбездорожьем , на выр учку придет лебедка . Она предназна ­ чена не толькодля подтягивания грузов, но и для буксировки застрявших машин , для самовытаскивания. Н емалую роль вповышениипроходи ­ мости играет дорожный просвет ( к ли ­ренс). Чтобы увеличить егопри зависимой подвеске, иногда применяют колесные редукторы , к оторыепозволяютпод ­ нять над грунтом балку ведущегомо ­ ста. Военные автомобили предназначены для работы врезко различающихся дорожных условиях. Соответственно, м ашинеповышеннойпроходимости нуж ени очень широкий диапазон передач (то есть передаточных чисел) в трансмиссии. Раздаточную коробку , установл енную за коробкойпередач , в этих целях делают снесколькимидополни ­ тельными понижающими ступенями, к оторыепозволяют удвоить, а поройи утроить число передач и, главное, увеличить тяговое усилие на ведущихко ­ лесах. Устройство армейскихмашин имеет целый ряддругихособенностей . Наряду сочевидными элементами, т акими , к акмаскировочная световая сигнализац ия , обязательное наличие буксирного устройства, э кранированноеэлектрообо ­ р удование для подавления радиопомех , защитная матовая окраска, откидные решетчатые скамьивкузове , они обладают повышенной надежностью и прочностью. Естественно, что армейскиема ­ шины для обеспечения высоких тактико -технических характеристик оснащаются узламии агрегатами оригинальнойкон ­ струкции. Так, на «Татре-813», «Робур е - Л О 2002А» и «Праге-ВЗС» двигатель имеет не жидкостное , а воздушное охлаждение, МАЗ—537А оснащен гид ­ р омеханическойтрансмиссией , на «Чепеле-Д566» применены герметичные дисковыетормоза колес, у «Татры-813» и МАЗ — 5 37А две передние пары колес сделаны управляемыми , а на ЗИЛ — 1 31 , КрАЗ—131, МАЗ—537А, «Старе-266», «Татре-813», «Чепеле-Д566», «Урале375Д» установлены усилители рулевого управления. Чтобы как следует познакомитьсяскаждым из автомобилей, к оторые несут службув армиях стран социалистического содружества, нужны, конечно, отдельные, обстоятельные материалы. О некоторых из упоминавшихся здесь моделей «За рулем » у же рассказывал (ссылки на годиномержурнала даны в таблице). П ериодическизнакомятчи ­ тателей с такими автомобилямии жур-; налы братских стран; « А утомобил » и «Свет мотору » (ЧССР), «Крафтфарцойгтехник» (ГДР), « М отор » (ПНР), «АвтоМото-Свят» (НРБ) и другие . В. ГУСЕВ, кандидат технических наук23 I. В какой последовательности эти транспортные средства!проедутперекресток1 — мотоцикл, автобус, грузовик 2 — мотоцикл, грузовик, автобус II. По какому пути можно въехать в арку дома! 3 — по любому 4 — по пути БIIII. Могут ли эти водители повернуть на пересекаемую дорогу! 5 — могут 6 — не могут 7 — только мотоциклист IV. Разрешена ли остановка в этом месте! 8 — разрешена 9 — не разрешена V. Кто должен уступить дорогу! 10 — водитель автобуса 11 — водитель грузовика VI. Можно ли развернуться в этом месте! 12 — можно 13 — нельзяVII. Разрешен ли Правилами такой обгон! 14 — разрешен 15 — не разрешен 16 — разрешен, если скорость троллейбуса менее 30 км/ч VIII. Какой путь движения не противоречит Правилам! 17 — только А 18 — А иБ 19 — любой IX. Когда на буксируемом транспортном средстве надо включать габаритные огни! 20 — в темное время суток 21 — в любых условиях недостаточной мости 22 — в любое время видиX. Можно ли перевозить детей на мотоцикле без коляски! 23 — нельзя 24 — можно, если ребенок старше 12 летОтветы — на стр. 28