26
27
~&Ь ~£*&ЭДШШшта>к>гРейд,,3арулем'«ПРОШУ ПОМОЩИ!»будут волноваться родные, и растревоженное воображение начнет рисовать картины дорожных происшествий,.. С моста выкатывается очередной автомобиль. Человек, в который раз, пробует попытать счастья.* Он уже не очень надеется и больше рассчитывает на случай. И вот... Да, тот самый случай. Машина тормозит, останавливается, из кабины выскакивает водитель: — Что случилось, приятель? — Коробка полетела, будь она неладна.* Потяни до Крыловской, будь другом, а то ведь ночевать на дороге придется. — Ну о чем речь. Со всяким бывает, Давай цепляйся! И через несколько минут по трассе неспешно, но верно вели свои машины два счастливых человека. Один был счастлив потому, что дождался все-таки помощи, и чувство благодарности переполняло его. Уже забыта обида, которую испытывал, глядя вслед уносившимся автомобилям. Другой был счастлив оттого, что, как сказал еще древний философ: «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость». Хотя сам он вряд ли думал об этом. Так, в общем, благополучно закончился один из эпизодов редакционного рейде, который нам любезно помогла провести Госавтоинспекция Краснодарского края. И таких эпизодов было немало. Немало водителей откликались на зов о помощи. Прекрасные примеры участия в судьбе попавшего в беду человека показали водители А, Брежнев из Краснодарского края, Ш. Богдасаров из Еревана, И. Афанасьев из Воронежа, и не они одни. Останавливались, чтобы предложить свои знания, опыт, свои руки, поделиться бензином, инструментом, запасными частями. Если этого было недостаточно, то предлагали отбуксировать машину до ближайшего населенного пункта. Естественно было их поведение, и даже неудобно как-то было спрашивать о мотивах, побудивших водителей делать это, но мы все же задавали наш «служебный вопрос». Вот что ответил на него Борис Петрович Линник из Ростова: «А как же можно не остановиться? Вижу — машина на обочине, водитель «голосует», просит помочь. Если я мимо проеду, другой проедет, третий, что же тогда будет? Да и как потом смотреть в глаза тому, кто остановится возле меня, когда буду «голосовать». А такое ведь с каждым случается — водительское дело, сами знаете какое. Машины теперь, конечно, надежнее стали, но от поломок и других неприятностей в пути никто не застрахован. Помогать друг другу это наш первейший долг. И водительский и человеческий». Отлично сказано! Но, к сожалению, далеко не все дума-1245-й километр автотрассы Баку—Ростов. Дорога спускается в ложбину и, перескочив по небольшому мосту через овраг, уходит на довольно затяжной подъем. До жилья не близко. От станицы Павловской, что в сторону Баку, около 60 километров, от Крыловской, это к Ростову, километров 20. Метрах в пятидесяти за мостом у самого подъема стоит грузовик. Рядом водитель. Как только на мосту показывается машина в сторону Ростова, он поднимает руку. Человек просит помощи. По тому, как в другой руке у него зажат конец буксирного троса,' понятно: что-то случилось с машиной. А здесь, вдалеке от жилья, кто же поможет? Только свой брат водитель. На него вся надежда. Потому снова и снова тянется вверх рука. Перед мостом водители снижают скорость и, выходя на подъем, отлично видят и одинокий ГАЗ—52, и знак аварийной остановки, и человека, взывающего о помощи. Но натужно гудят моторы, набирая обороты, и уже на скорости машины проносятся мимо. Проносится мимо еще одна надежда, и водитель на обочине опускает руку. Солнце валится к горизонту, еще час — и на дорогу сползет холодная мартовская темнота. Тогда уже вообще никого не остановишь, и попавший в беду человек внутренне готов к тому, что ночевать придется в кабине. А дома ждут, и чем ближе к полуночи будет забираться часовая стрелка, тем больше26 Эти фото запечатлели несколько эпизодов из нашего рейда.ют и поступают таким образом, далеко не все считают своим долгом помочь товарищу в беде. Кто они? Выяснить это было целью рейда, тему которого подсказали письма читателей. Вот одно из них. «Дорогая редакция! — писал из Воркуты Д. Тимоненков. — Не дай бог никому испытать то, что довелось пережить мне на дороге в Черкасской области. Встал мой автомобиль. И я никак не мог определить, что случилось. Опыт у меня небольшой. Стал «голосовать» и просить помощи, но она пришла ровно через 8 часов от проезжавшего таксиста из Кременчуга, А за это время мимо меня проскочил не один десяток машин». С трудом верится, правда? Чтобы среди бела дня, на оживленной трассе человек часами маялся в ожидании помощи, Но такие письма в редакцию приходят. И, откровенно говоря, не так уж редко. Поднимите еще раз вопрос о взаимовыручке на дороге, о солидарности водителей, просят их авторы. Неужели у всех тех, кто отказывает в помощи, есть какие-то чрезвычайной важности срочные дела? Неужели не понимают, что завтра сами они могут оказаться в таком положении и что при определенном стечении обстоятельств и пустяковая с виду ситуация может обернуться бедой?.. Два дня провели мы на трассе БакуРостов. Два дня на 1245-м километре наши помощники «попадали в бедственные ситуации». «Отказывал двигатель», «летела коробка передач», «кончался бензин», «пробивало шину»... Менялись и автомобили: новенькие «жигули», видавший виды грузовик, «Запорожец» с ручным управлением. А мы, расположившись в километре от «неожиданно отказавшего» автомобиля, приготовились беседовать с теми, кто не притормозил, чтобы справиться хотя бы, в чем нуждается человек, там, где это сделать был обязан. Напряженно работает трасса. Идут и идут автомобили с номерными знаками разных городов и областей. Водители отлично видят стоящий на обочине автомобиль и взывающего о помощи водителя... Не хотят дать немного бензина Г. Выдров из Могилева и В. Толстиков из Бобруйска, А. Кандалов из Ростова. Почему? Выясняется странная закономерность: все они в один голос утверждают, что у самих бензина в обрез, толькотолько, мол, до заправки дотянуть.Не тормозят, чтобы подсобить водителю, у которого «отказал двигатель», С. Петров из Загорска, В. Шамшура из Батуми, Ш. Мустафин из Татарии,.. Не могут заставить себя осадить своих железных коней. Даже на просьбу женщины. Даже на сигнал о помощи инвалида, опирающегося на костыль. Хотя вряд ли можно было остаться безучастным. Останавливаем водителей. Разговариваем. В общем, люди как люди, Чуть уставшие в пути, но еще сохранившие достаточно сил. Красиво говорят о взаимопомощи, о долге каждого водителя выручить оказавшегося в беде. Рассказывают о случаях из жизни, когда сами приходили на помощь. Утверждают, что поступают так всегда. Оказывались ли сами в такой ситуации? Конечно. До сих пор помнят место и время, где это случилось, потому что спасителя пришлось ждать ох как долго: не все, мол, водители еще сознательные, Но они не такие. Так, может, мы ошиблись? Может, не они несколько минут назад оставили человека в беде? Да нет, все так и есть, именно они. Почему? Оказывается, одни спешили, другие устали. Третьи не поняли о чем речь: «Стоит себе, руку подняв, то ли помощи просит, то ли загорает. Поактивнее надо!» Четвертых, наоборот, пугала излишняя активность: «Скачет, как заяц, пьяный, небось. Остановись, а он тебя из машины». Смешно? Да не очень. Скорее грустно. Грустно потому, что не можем мы принять всерьез их объяснения. Был в нашем рейде эпизод, когда помощи просила симпатичная девушка, и за три часа ни одна машина не проехала мимо. Останавливались все. Грузовые и легковые. Следующие в Ростов и из Ростова. Предлагали свои услуги молодые водители и пожилые, профессионалы и любители. Меняли колесо, демонтировали покрышку, копались в моторе, готовы были отбуксировать машину. А мы, отдавая должное этому рыцарству, вспоминали другие эпизоды нашего рейда, и сопоставление само собой навело на несложную мысль: усталость, спешка, какие-то заботы — не помеха. Остановиться можно, и нужно. Независимо от того, кто просит помощи. В процессе рейда пришлось нам встретиться ис откровенными лицемерами. Послушали бы вы темпераментную речь В. Тевосяна, рассказывавшего о том, как только что помог инвалиду. Он говорил о нашем непреходящем долге перед теми, кто защищал страну, поминал всуе немало дорогих для всех нас понятий. Но мы-то знали, что не помогал он инвалиду. Даже не остановился. И неприятно было смотреть в глаза взрослому человеку, который, обманывая, видимо, и не чувствовал угрызений совести. Но такие встречались редко. Большей частью мы беседовали с нормальными, все вроде бы понимающими людьми. И горько было видеть, что за их спокойными, обтекаемыми ответами на наши вопросы явственно проглядывало равнодушие. Не будем утверждать, что это их жизненная позиция. Но не будем и относить их безразличие к безобидным слабостям характера. Откровенно говоря, мы надеялись, что примеров нарушения цеховой, что ли (речь, конечно, идет не только о профессионалах, обо всех водителях вообще), взаимопомощи на дороге будет куда меньше. Известная мысль: чтобы понять беду человека, надо пропустить его горе через свое сердце. Так кто же как не водители, накрутившие тысячи трудных километров, могут понять тоску ожидания помощи на обочине. На трассе Баку—Ростов ее пришлось ждать в среднем около часа. Пусть не покажется кому-то скоротечным такой отрезок времени. Интенсивность движения здесь была довольно высокой. А в иных условиях при таком отношении друг к другу можно, наверное, ждать куда больше. Подумайте ио том, что в критической ситуации и этот час бывает роковым. И остановившийся может оказаться уже не спасителем, а свидетелем трагедии. Так давайте не успокаивать себя речами и воспоминаниями о когда-то совершенном благородном поступке, а будем всегда и везде откликаться на первый же сигнал о помощи, Бригада «За рулем»: В. ПАНЯРСКИЙ, В. КНЯЗЕВ (фото) Редакция приносит благодарность начальнику отдела ГАИ Краснодарского крайисполкома А. Власенко, сотрудникам отдела В. Тарасову, В. Карпову, а также общественному активу ГАИ за содействие в проведении этого рейдв.27