За десятилетнюю историю участия сборной команды СССР в розыгрышах Кубка Европы по мотоболу нынешний оказался самым трудным, напряженным и драматичным. Прежде случалось, что в предварительных матчах наши спортсмены уступали соперникам (например, в 1976 году проиграли французам 1 : 2 ) , но проблемы выхода в финал для нас не существовало. Ее неизменно решали между собой только команды ФРГ и Франции. Мы же , всегда уверенно одолевая остальных претендентов и имея наибольшее количество очков, лишь ожи дали, кто будет нашим соперником в решающем поединке. Нынешний турнир, впервые проходивший в Голландии, развивался по иному сюжету. С самого начала советская сборная оказалась в роли догоняющего. Каждый гол добывался с огромным трудом. И до последних минут заключительных отборочных матчей никто не мог назвать финалистов. Была еще одна особенность v этих соревнований. Дело в том, что Федерация мотоспорта Голландии отмечает 75-летие, и к юбилею здесь приурочено множество международных , мотоциклетных встреч, в том числе моторалли ФИМи Кубок Европы по мотоболу, проходившие одновременно. Финальный матч наблюдало свыше 1300 участников ралли из 15 стран, многие видные деятели ФИМ . Для большинства из них это было знакомство с мотоболом. И нужно было видеть, с каким восторгом разноязычная публика реагировала на каждый удачный прорыв форварда, на каждый забитый гол. Да и на совместной торжественной церемонии награждения победителей мотоболистам, особенно советским, досталась такая же бурная овация огромного зала, к аки лауреатам моторалли. Таким образом, выбор страны и времени для проведения Кубка Европы оказались удачными: мотобол приобрел новых друзей. И все же , несмотря на юбилей голландской федерации, нельзя не высказать в ее адрес несколько замечаний. Даже если сделать скидку на неопытность местных организаторов в мотобольных вопросах, странным, например, выглядело отсутствие на всех матчах машины медицинской помощи — непременного атрибута любого мотоциклетного соревнования, к ак это записано в Кодексе ФИМ . За пять дней турнира, проводившегося в пяти разных городах, участникам Кубка Европы пришлось преодолеть почти полторы тысячи километров. Времени для сна, отдыха и ремонта мотоциклов практически не оставалось. Было множество и других ежедневных проблем, усложнявших и без того трудные будни мотоболистов. Большой сбор поклонников мотоспорта и мототуризма неизбежно превратился в смотр мотоциклетной техники. Наши ребята выступали на новых специальных мотобольных машинах с 250-кубовым двигателем от кроссовой модели, изготовленных ковровским заводом имени Дегтярева. В целом их следует признать удачными. Однако, к ак выяснилось, у них очень сильная вибрация, из-за которой в каждом матче отрывались глушители, а в ряде случаев и ломались рамы. Но особенно много хлопот доставляло электронное зажигание, из-за отказов которого нашей сборной то и дело приходилось играть в меньшинстве. Любому ясно, что надежность техники, ее мощностные показатели — основа, на которой зиждется успех в каждом мотоциклетном соревновании. А наши соперники все ощутимее превосходят нас именно в этом компоненте. Французские мотоболисты впервые применили австрийские кроссовые КТМ, а в качестве запасных привезли испанские «Бультако». Команда ФРГ использовала отечественные «Майко». Таким образом, критические замечания по качеству наших машин уместны еще и потому, что в международном мотоболе на игровом поле сейчас идет принципиальный и далеко не безразличный для нас спор: что лучше — «Ковровец» или прославленные зарубежные модели? Пусть это спор лишь «мотобольный», но выиграть его мы обязаны. И каждый забитый в ворота соперников гол, каждая победа в матче идет и на пользу советскому мотоциклу, советской промышленности. Очень хочется. чтобы ковровчане стали активнее в той нелегкой борьбе, которую вот уже десять лет ведет наша мотобольная друж инас отлично оснащенными противниками.ла голландцев — 8 : 0 . Игра западногерманских мотоболистов произвела большое впечатление высокими скоростями, хорошо разученными комбинациями. На следующий день в Дордрехте нам предстояло на себе испытать их силу. История полностью повторилась. Мы, вновь на первых же минутах пропустили мяч и долгое время не могли наладить комбинационные действия. Под занавес, когда казалось, путь в финал для нас закрыт, команда взорвалась атаками, прижала соперников к воротам и неутомимый Кузыченко забил ответный гол. Скромный счет матча Франция — Голландия ( 3 : 1 ) оказался сюрпризом и еще больше запутал турнирную ситуацию. В ход пошла арифметика. Хотя лидером перед последним туром стала команда ФРГ (3 очка, разница пропущенных и забитых мячей 9 — 1 ) , шансы на выход в финал сохраняли сборные Франции (3 очка, 4 — 2 ) и СССР (2 очка, 2 — 2 ) . Нашим соперникам предстояла встреча между собой, /причем западногерманских мотоболистов устраивала ничья, поскольку в этом случае путевку в финал они получали по лучшей разности, французам нужна была победа. Нам же требовалось выиграть у сборной Голландии, причем с перевесом не менее чем в три мяча. Ровно столько мы и забили, хотя и имели множество выгоднейших моментов. На редкость драматичным оказался матч Франция — ФРГ, который проводили советские арбитры К. Котельников и Т. Мурадов. Победы заслуживали обе команды, но счастье улыбнулось французам, забившим единственный гол. И вот финал: СССР — Франция. Такого напряженного, драматичного матча еще не было в истории Кубка. 80 минут основного времени не дали преимущества никому. В первом тайме Ж . Паттиньон забил гол в Ворота отлично игравшего Данилина. Беда, к ак говорят, не приходит одна — получил травму ноги Кузыченко, которого пришлось отправить в больницу, повредил руку ветеран полтавчанин Ю. Алексинский, но поля не покинул. В этот трудный момент отлично проявили себя наш капитан Н. Анищенко, А. Резников и молодые С. Часовских и А. Белоусов. Огромным напряжением воли они сумели перехватить инициативу, и за восемь минут до конца основного времени Белоусов отлично забил долгожданный гол. Тут же на поле выехал привезенный из госпиталя Кузыченко. Он вступил в борьбу, хотя колено было в гипсе. На последней минуте мы могли вырвать победу, но Часовских не попал в пустые ворота. Пришлось арбитам назначать дополнительное время. увствовалось, что силы французов иссякают, советская же сборная наращивала мощь атак, и только невезение не позволило добиться успеха. Впервые в истории Кубка победителя пришлось определять посредством пенальти: по четыре в каждые ворота, пробиваемые разными игроками. И тут нервы наших соперников не выдержали: бьет мимо Паттиньон, Блан попадает в штангу, а один удар отлично парирует Данилин. Наши мастера были хладнокровны: Кузыченко — мяч в сетке, Резников — вратарь лежит в одном углу, мяч — в другом, и, наконец, Анищенко ставит победную точку — А: 2 в пользу сборной СССР. Кубок Европы в девятый раз (а не в десятый, к ак сообщалось в прессе) вручен нашим спортсменам. Под звуки Гимна Советского Союза зрители долгой овацией приветствуют измученных, но беспредельно счастливых ребят в алых футболках. Вернувшись в Москву и прочитав в газетах отчеты о выступлении наших мотоболистов в Голландии, я чаще всего встречал слово мужество. Все правильно. Но не только мужеством была достигнута такая трудная победа. Немужественным людям вообще нечего делать в мотоболе, как, впрочем, и в других военно-технических видах спорта. Было у наших ребят еще огромное сознание долга перед советским спортом, перед страной, которую они представляют. Школа воспитания, совершенствования мастерства, полученная в клубах ДОСААФ, помогла им с честью выйти из трудного испытания, а затем во время турне по Франции и ФРГ вновь продемонстрировать эти качества в товарищеских играх с клубными и сборными командами, где они одержали семь побед, проиграв лишь одну. Б. ЛОГИНОВ, руководитель спортивной делегации Голландия — Франция — ФРГ — МоскваНо вернемся к Кубку. Предварительный однокруговой турнир с участием хозяев соревнований, команд СССР, Франции и ФРГ предусматривал матчи по укороченной программе — два тайма по 20 минут каждый. В этих условиях любая случайность могла оказаться непоправимой. Понятно, с каким волнением выходили на поле мотоболисты, к акая собранность требовалась от каждого участника. У же перед началом турнира советская делегация одержала, важную победу. На совещании руководителей, тренеров команд и арбитров, продолжавшемся более четырех часов, нам удалось настоять на советской трактовке одного из важнейших пунктов правил, согласно которой игрок, владеющий мячом, мож ет обходить соперника с любой стороны. В том, что этот важный для зрелищное™ мотобола пункт был принят (отныне он будет применяться во всех национальных и международных встречах), несомненная заслуга советских спортсменов, их авторитета. Добившись разумной и привычной для нас трактовки правил, мы, однако, в первом же матче в городе Бреда с французской сборной оказались в крайне тяжелом положении. На полях с великолепным травяным покровом покрышки «Барум» с обычным дорожным рисунком протектора явно не подходили. Излишняя пробуксовка, низкая стартовая скорость, неустойчивость при разворотах, приводившая к падениям, оборачивались обидными потерями мяча. К тому же весь первый период ведущие игроки Н. Аиищенко и В; Кузыченко бились с отказывавшим зажиганием и ничем команде помочь не могли. В эту двадцатиминутку команда Франции выглядела очень мощно, особенно ее лидер Ж . Паттиньон. В поте лица трудился наш дебютант вратарь А. Данилин из подмосковного города Видное, одну за другой срывали атаки соперников опытный А. Резников (Элиста) и впервые выступавшие за рубежом С. Часовских (Видное) и А. Белоусов (Вознесенск). И все же на 15-й минуте со штрафного французам удалось открыть счет. Второй период прошел ужев непрерывных атаках наших мотоболистов ив конце концов вернувшийся на поле Кузыченко восстановил равновесие. В итоге ничья — 1 : 1 . К сожалению, матч был омрачен грубыми действиями некоторых французских спортсменов. Особенно в этом преуспевал Ж . Блан. Сначала он умышленно сбил В. Кравцова, а затем таким же приемом заставил лететь по воздуху добрый десяток метров С. Часовских. Сергеи отделался ушибами, а вот Кравцова со сломанной ключицей пришлось отправить в больницу. Перед этим сборная ФРГ легно одоле26