14
15
ТЕСТ ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕПерейдем к «Москвичу». Одновременно с включением секундомера открываем крышку багажника и на его дне среди вещей, обычно там присутствующих, находим мешок с инструментом. Перевернув его вверх дном, высыпаем содержимое в багажник. Вместе с деталями домкрата оттуда высыпаются ключи, монтажные лопатки, насос и т. п. Взяв в одну руку увесистую рейку домкрата, а в другую пяту-опору и монтажную лопатку, подносим их к колесу и кладем последние на землю (хорошо, что сейчас срлнечная погода и сухо). Чтобы вставить откидной рычаг в гнездо, нужно переместить суппорт по рейке вниз, так как он после предыдущего пользования, как правило, сползает по рейке выше. Для этого, повернув рычажок собачки на суппорте в положение «Вниз», несколько раз опускаем и поднимаем качающуюся часть его, кудаВо время установки «москвичовского» домкрата мы ощутили, что он заметно тяжелее «жигулевского». Взвешивание показало, что даже без рычага (монтажной лопатки) разница составляет почти 2 кг (см. таблицу). Водителям, которым приходится ездить не только по асфальту, домкрат нередко помогает вытащить застрявшую машину. Как проявляют себя домкраты в этих ситуациях? Для испытаний не будем выезжать за город и «сажать» машину в глубокой колее грунтовой дороги. Основное условие — разместить колеса ниже уровня земли, где придется устанавливать домкрат, — мы выполним, подъехав к тротуару, а все дополнительные «прелести» работы на' раскисшем грунте, под дождем или снегом водителю нетрудно себе представить. Итак, надо вывесить заднее колесо, чтобы ' подложить под него камни, ветки или надеть противобуксовочное приспособ-.о, v оN \$ N N ч> N х ^ N \| ^ N XVX § о NSNNvX ^ \ § о N ^ х ^ S S; о SS ^ S, \ ^ X v ^ N vоNvлNvЬ >! ^ N NvNNОN \ о КNлхSоNхN ^ N SJ V куСреди множества читательских писем, затрагивающих безграничную тему эксплуатации, обслуживания автомобилей, встречаются и такие, которые содержат нарекания на домкраты, прилагаемые к «москвичам» и «запорожцам». «Почему даже последняя модель АЗЛК «Москвич—2140» унаследовала от прапрадедушки — «Москвича—402» такой неудобный, громоздкий инструмент, в то время как уже почти десять лет в стране выпускается более совершенный подъемник для «жигулей»?» — задает вопрос харьковчанин Н. Водовозов. «Когда мне приходится менять колесо на служебном «Москвиче», — пишет водитель Н. Старкова из Ставрополья, — и мучиться с его домкратом, я недобрым словом поминаю завод. А ведь на личных «жигулях» эта работа не доставляет таких хлопот». Подобные «комплименты» содержатся ив письмах владельцев «запорожцев». Особенно обижены инвалиды, которым бывает весьма трудно работать с реечным домкратом. Чем же он. так провинился? Может быть авторы писем субъективно оценивают его качества? Ведь не зря, наверное, конструкторы, меняя модели автомобилей, оставляют неизменным домкрат. Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили провести небольшие сравнительные испытания (все познается в сравнений!) «москвичовского» домкрата, представляющего реечную конструкцию, и «жигулевского», в основу которого положен винт, приводимый парой конических шестерен. Домкрат, прилагаемый к «запорожцам», идентичен с «москвичовским», за исключением рычага, подводимого под машину, а современный домкрат для «Волги» работает по тому же принципу, что и «жигулевский». Итак, приступим. Надо поднять машину для замены заднего колеса с проколотой шиной. Обращаться к инструкции нет нужды, так как даже у начинающих водителей есть представление, как это делается, — видели на улице или им показывали в автошколе. Начнем с «Жигулей». Включаем секундомер. Открываем ключом крышку багажника, поднимаем ее, отстегиваем резиновую ленту, прижимающую запасное колесо и домкрат, вынимаем колесо, затем домкрат. Вращая его рукоятку, поднимаем суппорт из нижнего положения (в котором он фиксировал откидной рычаг) на несколько сантиметров и вставляем рычаг до упора в предназначенное для него гнездо возле ниши заднего колеса. Продолжая вращать рукоятку в том же направлении, другой рукой отводим головку домкрата от кузова на 10 — 15 сантиметров, чтобы при верхнем положении суппорта она не касалась двери, и поднимаем машину до отрыва колеса, плюс сантиметров пять, учитывая, что диаметр накачанного колеса больше, чем спустившего. Останавливаем секундомер и определяем затраченное время — 1 минута 32 секунды. Теперь динамометром замерим усилие на рукоятке, потребное для подъема машины в последний момент. Рукоятка начинает перемещаться, едва указатель на динамометре приближается к отметке 4кг.1. Рядом с небольшим, представляющим единое целое домкратом «Жигулей» «москвичовскии» домкрат, состоящий из трех частей, выглядит сложным и неудобным механизмом. 2. К моменту отрыва колеса от земли требуемое усилие рукоятки реечного домкрата достигает 14—15 нгс. 3. Хотя домкрат и удалось установить, но поднять машину при помощи штатного удлинителя (монтажной лопатни) не удается, так как он упирается в землю. 4. Площадь опоры «жигулевского» домкрата (круглый отпечаток) меньше, чем «москвичовского». На мягком грунте эту разницу приходится ликвидировать дополнительной подкладкой.ВАШ ПОМОЩНИК ДОМКРАТвставляется монтажная лопатка. Каждому такому двойному ходу соответствует перемещение суппорта на один зуб рейки. Иногда находится такое положение собачки, когда суппорт скользит по рейке, не цепляясь за ее зубья. Теперь, вставив откидной рычаг в гнездо под кузовом, переводим рычажок в положение «Вверх» (почти как переключаем передачи в автомобиле!) и, снова нажимая на качающуюся часть суппорта рукой, опускаем рейку, подводим под нее пяту-опору так, чтобы верхний конец рейки отклонился от кузова, как иу «Жигулей». Когда рейка упрется в опору, можно начинать поднимать машину, вставив в суппорт монтажную лопатку. После каждого нажима на нее испытываем отдачу, как от огнестрельного оружия. По мере подъема машины к лопатке-рычагу приходится прилагать все большее и большее усилие. Наконец колесо вывешено. Время? 1 минута 44 секунды. Сам подъем занял не более 10 секунд, все остальное время ушло на подготовку. У домкрата «Жигулей» наоборот. А усилие? Динамометр показал около 14 кг1 Возвращение домкратов в багажник у обеих машин занимает тоже примерно одинаковое время — около минуты, но во втором случае остается еще мешок рассыпанного ин-. струмента. ление. Выполнив, как ив предыдущем" случае, подготовительные операции и найдя подкладку под пяту домкрата, пытаемся вставить его откидной рычаг в гнездо под кузовом. На «Жигулях» это удается сделать, а затем начать подъем, если глубина колеи достигает 100 мм (без подкладки под пяту). А вот на «Москвиче» все значительно хуже. Во-первых, установить домкрат можно при глубине колеи всего 60—70 мм, а, вовторых, начать подъем машины с применением штатной монтажной лопатки не удается, так как ее конец упирается в землю, не совершив требуемого хода вниз. В этом случае используем сначала какой-нибудь более короткий рычаг, например толстую отвертку (в прилагаемом к машине инструменте такой отвертки нет). При большей глубине колеи для установки домкрата надо копать ямку под его пяту. Но если для «Жигулей» этим дело ограничивается, то для «Москвича» приходится копать еще и канавку, чтобы в нее при подъеме мог опуститься удлинитель рычага — . монтажная лопатка. Коротким рычагом-отверткой в таком случае создать необходимое усилие не удастся. В этих сопоставлениях, как видим, большое значение имеет такая характеристика домкрата, как высота началаI подъема (высота подхвата). У «жигулевского» она составляет 100 мм, а у «москвичовского» около 140 мм (кстати, у первого ее можно еще уменьшить, если снять пластмассовый вкладыш, вставленный поверху опоры). Рассмотрим еще такие важные качества домкратов, как надежность и долговечность. Определить их редакционным тестом невозможно, поэтому обратимся к опыту автомобилистов. Он показывает, что если домкраты собраны как положено и правильно эксплуатируются, долговечность их примерно одинакова. Что же касается надежности, то больше отказов отмечено у реечных. В большинстве случаев бывает виновата пружина собачки, не обладающая достаточной прочностью. Нередки случаи, когда из-за низкокачественной сварки гнездо для рейки отрывается от опоры (такое произошло однажды иу нас на редакционЙ2 ном «Москвиче—2140»). К сожалению,Подведем теперь итоги наших испытаний. Удобство пользования. Реечный домкрат состоит из трех -частей, которые собираются во время установки. Перед подъемом или опусканием суппорта надо переводить рычажок собачки в соответствующее положение. Обе операции требуют затрат времени, а главное навыков, чтобы не прищемить палец или не ударить по ноге скользящей в суппорте рейкой. Кроме того, из-за длинного рычага поднимать машину невозможно, если суппорт находится в крайнем нижнем положении. Винтовой домкрат свободен от этих недостатков — он представляет собой единое целое, значительно проще и быстрее устанавливается в рабочее положение.Усилие при подъеме и опускании.Чтобы вращать рукоятку винтового дом-встречаются небрежно собранные и «вазовские» домкраты. В них смазка, предназначенная для пары конических шестерен, в положенном количестве оказывается на крышке. Разумеется, такой домкрат прослужит недолго. Напрашивается совет: при первом удобном случае снимите крышку с головки домкрата (она с небольшим усилием удерживается своими пазами на выступах головки) и хорошенько смажьте шестерни ЛИТОЛом-24. Что касается его конструкции, то желательно было бы увеличить площадь опоры пяты, которая иногда заметно углубляется даже в асфальт. На грунте же под нее, как правило, приходится ставить подкладку. Кроме того, случается, что стопорная шайба на конце вала рукоятки выпадает или ломается. Оценивая домкраты, стоит принять во внимание еще одно обстоятельство — возможность использования их в качестве лебедки для вытаскивания буксующей машины. Легко и просто удается приспособить «вазовский» домкрат. Один конец троса закрепляем узлом на суппорте, другой — на опоре. Вращая рукоятку, перемещаем машину за один установ на 300—400 мм, чего бывает достаточно для вызволения ее из ямы или колеи. Реечный домкрат для этих целей просто непригоден.крата, достаточно приложить к ней силу около 4 кгс, в то время как на рукоятку (рычаг) реечного домкрата приходится нажимать с силой около 14 кгс. Для опытных, физически сильных водителей эта разница не очень существенна. А вот для женщин или пожилых людей прилагать усилие в 14 кгс не так-то просто. Если к этому добавить довольно сильную отдачу рычага, становится очевидным несовершенство реечного домкрата. Масса. Реечный домкрат почти на 2 кг тяжелее винтового, что отрицательно сказывается на удобстве его установки. Если эту величину помножить на выпуск московских и ижевских «москвичей», а также «запорожцев», увидим, сколько металла выбрасывается в багажники автомобилей, которые покорно возят этот груз, расходуя лишнее горючее. Надежность и долговечность. Реечный домкрат имеет большее количество деталей, чем винтовой. Все они открыты, а будучи смазанными маслом, быстро загрязняются и изнашиваются. Из-за этого, а также по причине высоких нагрузок на опорную поверхность зуба, которая во много раз меньше площади рабочих витков резьбы на винте, реечный домкрат чаще выходит из строя. Вывод. Он очевиден. По всем показателям винтовой домкрат превосходит реечный, поэтому производство реечных должно быть прекращено. Наши легковые автомобили — «запорожцы», «москвичи» и «жигули» обладают сравнимой массой, и целесообразно снабжать их одинаковым или универсальным винтовым домкратом. Для этого достаточно унифицировать гнезда и места их расположения на автомобиле. У многих водителей «москвичей» возникает желание применить «вазовский» домкрат. К. сожалению, без переделки он не подходит. Дело в том, что внутренние размеры гнезд под домкрат у «Москвича» больше, чем у «Жигулей», да и находятся они дальше от борта машины. Кроме того, угол между рычагом и стойкой у этих домкратов разный. Из-за этого рычаг «вазовского» домкрата при подъеме мнет порог «Москвича» и разрушает гнездо. Иногда среди сопутствующих товаров к автомобилю можно увидеть и другие типы домкратов. Это упорные винтовые (один винт выворачивается из другого), параллелограммные с горизонтальным винтом, гидравлические подъемники. Все они имеют небольшую верхнюю опорную площадку и служат в основном как вспомогательные приспособления при ремонте и обслуживании машины (когда надо сжать пружину подвески, приподнять двигатель и т. п.). Использовать их в качестве основного домкрата не рекомендуется, если на верхней опоре нет скобы для фиксации на гнезде под кузовом: машина может соскользнуть с опорной площадки. В заключение от имени сотен тысяч владельцев московских и ижевских «москвичей», «запорожцев» мы хотели бы обратиться к Министерству автомобильной промышленности: как можно скорее наладить выпуск современных домкратов. Ныне, когда все отрасли народного хозяйства, все предприятия борются за повышение качества своей продукции, автомобилестроители должны уделить внимание не только самим машинам, но и прилагаемому к ним инструменту.Б. СИНЕЛЬНИКОВ, А. ГУРЬЕВ, инженерыОсновные характеристики домкратовПринадлежность к автомобилюТипМасса, кгУсилие Высота на рукоПлощадь Грузоначала ятке до опорной подъемподъема, отрыва пяты ность, кг мм колеса, (CM ) кгсS«Москвичи» всех мореечный делей (кроме «401»)4,32 (без рукоятки) «Запорожцы» всех мореечный 3,0 делей (кроме «965» и (без руко«965А») ятки) 2,60 «Жигули» всех модевинтовой лей500 500 500140 120 10014—15 12—13 4.5256 16978Ж