КОРОТКОВ МИРЕ МОТОРОВ43 ДЕРЖИТ ШАГВ последние годы обострилась борьба в соревнованиях по мотокроссу, особенно в классе 250 смз. Сегодня добрых два десятка фирм в разных странах выпускают такие мотоциклы для клубных гонщиков. Технические показатели машин значительно сблизились, и конструкторам приходится практически ежегодно обновлять спортивные машины. Чехословацкий завод 43 на 1979 год включил в свою производственную программу усовершенствованную модель «977.3». Изменения по сравнению с известной у нас машиной 43-980 коснулись выпускной системы, передней и задней вилок, расположения спиц в колесах, натяжного устройства цепи, тормоза переднего колесаНедавно компания «Форд Мотор» (США) сообщила, что ее экспериментальный двигатель «Проко» прошел лабораторную стадию и начата подготовка к его производству. Она займет, по расчетам компании, не меньше трех лет, а может быть и больше. Название «Проко» расшифровывается как сокращение английских слов «проуграммд комбасчен» («запрограммированное сгорание»). Дело в том, что по рабочему процессу этот двигатель является как бы гибридом моторов, построенных по циклам Дизеля и Отто, со сложной организацией сгорания в различных по составу слоях смеси. Приводятся следующие преимущества «Проко». Возможна степень сжатия до 11 (вместо обычных 8,0—8,2) для работы на бензинах с октановым числом 91, что должно повлечь экономию (8%) расхода топлива. Может быть достигнута и экономия в 10%, но для этого потребуется некоторое усложнение системы питания для поддержания наивыгоднейшего (в отношении сгорания) состава смеси. Дополнительные 2% можно получить работой на ультрабедных смесях при средних нагрузках, когда в цилиндры поступает через рециркуляционное оборудование большое количество отработавших газов. Итого «Проко» на 20% экономичнее современных фордовских карбюраторных двигателей и расходует не больше топлива, чем сравнимые дизельные. Электронное управление впрыском не является сегодня уже проблемой даже при массовом выпуске автомобилей. «Форд» же пока озабочен возможностью наладить производство в миллионных масштабах сверхточной аппаратуры впрыска, требования к которой, видимо, превосходят уровень, достигнутый в дизелестроении. В настоящее время создается специальный моторный цех в Дирборне. Если и серийные «Проко» будут обладать экономичностью прототипов, то для «Форда» жесткие стандарты среднего расхода топлива 1985 года окажутся выполнимыми.•••С 1967 года английский завод гоночных двигателей «Косворт» изготовил 324 мотора «Форд-Косворт-ДФВ» для автомобилей формулы I. За 12 лет их мощность выросла с 400 л. с. при 9800 об/мин до 500 л. с. при 10 900 об/мин.• ••Двигатели с оппозитным расположением цилиндров применяют в настоящее время на легковых автомобилях заводы: «Альфа-ромео» (Италия), «Гурхель» (Бразилия), «Лянча» (Италия), «Ситроен» (Франция), «Субару» (Япония), «Феррари» (Италия), «Фольксваген» (Бразилия), «Штейр» (Австрия).• ••На седельных тягачах «Мак-Вестерн» (США) для магистральных перевозок применяются рамы с лонжеронами из алюминиевого сплава.• ••Шестьдесят лет назад французский завод «Ситроен» приступил к выпуску своей первой модели автомобиля «10 л. с » . 4 июня 1919 года машина № 1 обрела своего покупателя. Сегодня «Ситроен» по производству автомобилей занимает во Франции второе место (после «Рено»).• ••Под девизом «Машины с 1885 по 1979 годы» в г. Гайсен (ФРГ) прошла пятая международная выставка мотоциклов, где широко были представлены модели прошлых лет. Ее экспонаты — 220 мотоциклов из 12 стран.• ••На магистральных грузовиках «Волво НЮ» и «Волво Н12» (Швеция) трубопроводы системы пневматического привода тормозов выполнены из стеклопластика на полиамидной основе. Они легче, эластичнее металлических и не подвержены коррозии.. Техническая характеристикаОбщие данные. Масса — 102 кг. Ба8а — 1420 мм. Дорожный просвет — 160 мм. Высота седла — 870 мм. Емкость бензобака — 8 л. Двигатель. Число цилиндров — 1. Рабочий объем — 246 смз. Топливо — бензин с октановым числом 96. Степень сжатия — 11,0. Мощность — 32 л. с. при 7600 об/мин. Максимальный к РУтящйй момент — 3,3 кгс.м при 6200 об/мин. Карбюратор — «Ийков-2934» со смесительной камерой диаметром 34 мм. Трансмиссия. Сцепление ' многодисковое. Число передач — 4. Передняя передача — шестеренчатая, задняя—цепная. Ходовая часть. Рама — трубчатая одинарная с раздвоенной подмоторной частью. Ход передней вилки — 220 мм, задней — 100 мм. Размер шин: спереди 3,00-21", сзади - 4,75-18".СПОРТИВНЫЕ СЕАТЫСамый крупный автомобильный завод в Испании СЕАТ выпускает легковые машины по лицензии итальянской фирмы ФИАТ. Основанный в 1950 году, он изготовил более четырех миллионов автомобилей. Сегодня на нем работает около 25 тысяч человек, и в 1978 году СЕАТ выпустил 350 тысяч машин. На базе агрегатов тех моделей, кото§ые сходят с конвейера предприятия в арселоне, созданы собственные конструкции. Производство двух из них, спортивных купе «СЕАТ-1200 спорт» и «СЕАТ-1430 спорт», начато в нынешнем году. Это машины с передними ведущими колесами, четырехместным двухдверным кузовом. Обе модели, однотипные по конструкции, очень компактны (длина — 3670 мм). Первая оснащена двигателем рабочим объемом 1197 смз (67 л. с), вторая — 1438 смз (75 л. с). Максимальная скорость составляет соответственно 155 и 160 км/ч, а разгон с места до 1000 км/ч — 14,5 и 11,7 с.КОРОТКО• ••Автомобильный завод в г. Питешти (СРР) начал оснащать свои легковые автомобили «Дачия» двигателями увеличенных 3 рабочего объема (с 1300 до 1400 см ) и мощности (с 54 до 60 л. с ) .САМОСВАЛЫ «КОМАТСУ»Японская фирма «Коматсу», специализирующаяся на производстве тяжелых гусеничных тракторов, дорожно-строительных машин, а также внедорожных автомобилей, приступила к производству карьерных самосвалов, самых крупных в стране. «Коматсу-ХД460» оснащен двенадцатицилиндровым дизелем (635 л. с.) с турбонаддувом, автоматической трансмиссией, гидропневматической подвеской колес. Интересной особенностью новой машины (ее снаряженная масса — 37,5 т, а грузоподъемность — 46 т) являются многодисковые тормоза с масляным охлаждением. Длина самосвала — 8900 мм, ширина — 4050 мм, скорость — 65 км/ч.•••Мировое производство легковых автомобилей в 1978 году составило 31,5 миллиона. Лидером является США — 9415 тысяч. Далее идут: Япония (5747 тысяч), ФРГ (3822 тысячи), Франция (3013 тысяч), Италия (1580 тысяч), СССР (1312 ть'Ьяч), Англия (1137 тысяч), Канада (1124 тысячи).an