Установка приспособления на двигатель: 1 — и ндикатор ; 2 — винт 3 — держат; > мм; 7 — болт Материал всех деталей Ст. 3.Вот и выходит, что с обеих сторон штанга должна иметь сферические поверхности, а на кулачок распределительного вала опираться через толкатель, движущийся по строго вертикальному гнезду. Если проследить всю цепочку взаимосвязанных деталей системы газораспределения, то получится- пять пар трущихся поверхностей, влияющих на величину зазора у одного клапана: кулачок — толкатель; толкатель — штанга; штанга — коромысло; коромысло — ось; коромысло (регулировочный винт) — колпачок клапана. К ним можно смело добавить поверхности тарелки клапана и седла, которые от постоянных соударений изнашиваются, что в итоге приводит к уменьшению регулируемого зазора. Износ опорных шеек распределительного вала и его подшипников также влияет на величину зазоров, но уже не у одного, а сразу у всех клапанов. В конце концов все эти износы, увеличивающие и уменьшающие зазор между клапаном и регулировочным болтом, частично взаимно нейтрализуются. Но только частично. Регулировать зазоры приходится обязательно. Чем старше становится двигатель," тем чаще и сложнее. Причина этой сложности в том, что классический щуп бессилен исключить погрешность измерения зазора, возникающую от точечной выработки в паре регулировочный болт — наконечник клапана. Есть у плоского щупа и еще два недостатка: он является мерой только одного единственного и труднодостижимого значения измеряемой величины, и очень сложно на поработавшем и изношенном моторе обеспечить строго нормированное защемление щупа, не искажающее регулируемого зазора. Именно поэтому на «москвичовских» моторах метод регулировки зазоров при помощи индикатора еще более эффективен, чем на «жигулях». Разработанное и испытанное мной на практике приспособление состоит из держателя (который, в зависимости от того, какую пару клапанов необходимо регулировать, крепится на одну из поперечных планок в лючках крышки клапанного механизма), кронштейна и малогабаритного индикатора часового типа. Установка приспособления с индикатором на двигатель ясна из рисунка. Здесь есть тонкость. Она заключается в совмещении оси ножки индикатора и регулировочного болта. Сам процесс регулировки ничем не отличается от предложенного заводом, но делать это предпочтительней на холодном двигателе, чтобы исключить влияние неравномерного теплового расширения алюминиевой головки цилиндров и стальных деталей клапанного привода, самого клапана и чугунного блока цилиндров, в котором помещен распределительный вал. И конечно, надо помнить, что индикатор требует деликатного обращения. Ножку его на выступающий конец регулировочного винта надо устанавливать с запасом хода вверх на один-два оборота стрелки (1—2 мм). При такой установке появится возможность принять за исходное любое — верхнее или нижнее — положение регулируемого конца коромысла. А полный ход его, зафиксированный показанием индикатора, и будет собственно зазором без всяких переводных действий.©ТО>• сбаритьг©© ©?»т1* JfbIS$(О&\сварить 1мб „ бrfe*«7*»,ЖЩт40l-oja"i-iмоделей «402», «407», «403», «408», «2138» и их модификаций. Предоставляем ему слово. Конечно, режимы работы «москвичовских» моторов среднего поколения несравнимы с режимами «жигулевских». Они намного легче. Да и сама конструкция клапанного привода иная. Распределительный вал внизу в блоке цилиндров, клапаны — вверху в головке цилиндров. Их главные, «рабочие» движения прямо противоположны: клапан открывает проход для Смеси или выхлопных газов ходом вниз, а управляющий его движением кулачок идет в это время вверх. Без коромысла, качающегося на оси посередине, между клапаном и распределительным валом, при такой конструктивной схеме не обойтись. Но если коромысло одним концом, в который встроен регулировочный болт, опирается на наконечник клапана, то от другого до кулачка расстояние в полмотора по высоте. Прямой связи не может быть. Необходима длинная штанга. Кинематика ее работы тоже непроста. Помимо движения вверхвниз, повторяющего профиль кулачка, верхний конец ее, связанный с коромыслом, совершает еще и колебательные движения в поперечной плоскости. Конец коромысла-то, в который упирается штанга, перемещается по радиусу.МЕЖДУ КЛАПАНОМ И КОРОМЫСЛОМРазговор о правильной регулировке клапанных зазоров, начатый статьей инженера А. Соколова «Секреты распределительного вала» в апрельском номере журнала, продолжил московский автолюбитель А. Вайсман. Его статья «Восемь одинаковых зазоров», посвященная двигателю «Жигулей», помещена в июньском номере. Автолюбитель В. И. СТЕПАНЦЕВ из Душанбе разработал приспособление, позволяющее при помощи индикатора регулировать зазоры между клапанами и коромыслами у моторов «москвичей»14