у грузовичков и того меньше — 1840 мм. Колея передних колес — 1210 мм, задних — 1185 мм. Длина микролитражки — 3190 мм, что на целых 540 мм меньше, чем у ЗАЗ—968. Ширина 1395 мм и высота 1300 мм — тоже меньше, чем у ЗАЗ. Несмотря на предельно минимальные размеры, салон «Сузуки» рассчитан на четырех человек, правда «малогабаритных» (ширина заднего сиденья всего 1170 мм). Для погрузки мелкого багажа в салон заднее стекло откидывается вверх и удерживается в открытом положении телескопическим пневмоцилиндром. Более крупный багаж и запасное колесо располагаются впереди под капотом. Масса автомобиля с четырехдверным кузовом — 555 кг, с двухдверным — 540 кг. Максимальная скорость — до 120 км/ч, а средний эксплуатационный расход топлива — 3,9 л/100 км.СТЕКЛОПЛАСТИК, ТУРБОНАДДУВgИсследования в этих областях ведет автомобильная фирма «Даймлер-Бенц» Для экспериментов она использовала реконструированный (уже в четвертый a3l) опытный автомобиль «Мерседесенц-Klll» («За рулем», 1978, М 11 иЬ 1973, № 7). Его оборудовали специальным кузовом с очень малым аэродинамическим сопротивлением (коэффициент обтекаемости 0,195), который оснащен антикрыльями, спойлерами и стабилизаторами. Испытания на скорости 400 км/ч позволили найти оптимальное соотношение параметров для этих элементов. Кузов выполнен из пластика на основе волокон соединений, содержащих углерод и бор. Эти материалы (углепластик и борон), широко применяемые сегодня в космонавтике и сверхзвуковой авиации, начали получать распространение благодаря высокой прочности и малой массе и на гоночных автомобилях. В частности, их кузова уже делают из кевлара, разновидности углепластика. Помимо кузова из нового материала на «Мерседес-Бенц-К111-IV» испытывался серийный двигатель с двумя турбонагнетателями. В ходе испытаний инженер фирмы Г. Либольд установил четыре международных рекорда скорости на дистанциях 10 км, 10 миль (16,1 км), 100 км и 100 миль (161 км) со стартом с места. Они составляют соответственно 283,101 км/ч, 282,673 км/ч, 316,484 км/ч и 319,835 км/ч. Эти результаты зафиксированы для класса «В» (рабочий объем — 3 до 8000 см ), а поскольку каждый из них является наивысшей скоростью, показанной на определенной дистанции, то одновременно они считаются (по правилам ФИА) и мировыми рекордами. Техническая характеристика. Д вига т ель . Расположение — перед задними колесами. Число цилиндров — 8. Рабочий объем — 6838 см3. Система питания — впрыск с механической подачей. Мощность — 500 л. с. при 6200 об/мин. Т рансмиссия . Число передач — 5. Передаточное число на высшей передаче — 1,82. Х одоваячасть . Независимая пружинная подвеска всех колес. Размер шин: спереди 20"/63—15", сзади 23"/67—15". О бщиеданные . Длина — 6200 мм. Ширина — 1715 мм. Высота — 1045 мм. База — 2720 мм. Колея — 1260 мм спереди и 1320 мм сзади. Скорость — 404 км/ч.За десять лет экспериментальный «Мерседес-Бенц-К111» претерпел три смены нузовов и был оснащен различными двигателями, в том числе роторным и дизельным. Оба антикрыла на « М ерседес-Бен ц- К111» оснащены торцевыми шайбами. На колесах — опытные шины «Мишлен» с очень малым сопротивлением качению.АВТОМОДЕЛИЗМ ВЗРОСЛЕЕТПо широте географии у нас принято судить о популярности того или иного вида спорта. На финальные соревнования автомоделистов по спартакиадной программе, которые проходили в Кишиневе, съехались представители всех пятнадцати союзных республик, Москвы и Ленинграда. Давно прошли времена, когда моделизм считали чем-то вроде детской забавы или уделом взрослых чудаков-одиночек. Мало того, этот вид спорта у нас за последние годы не только распространился «вширь». Наблюдается еще одна тенденция. Автомоделизм «взрослеет». Судите сами. Из всех прибывших на финалы лишь десять были моложе восемнадцати лет. Остальные — старше двадцати шести, а трети участников и вовсе за тридцать. — Все это так, — говорит главный судья соревнований В. Лазаренко. — Дело в том, что очень высоки стали требования к внешнему виду моделей, их скоростным показателям. Чтобы создать сейчас хорошую модель, надо быть и токарем, и слесарем, и конструктором, и чертежником... Понятно, на освоение этих специальностей уходят годы. Да. просто диву даешься, сколько мастерства надо вложить в это крохотное подобие автомобиля! И не только добиться внешнего сходства, но и заставить безукоризненно действовать все его механизмы. Сложно построить гоночную модель. Но еще труднее приходится создателям радиоуправляемых миниатюр. Ведь тут к перечню профессий, которыми должен овладеть автомоделист, прибавляется еще и электроника, умение безошибочно управлять в ходе состязаний сложной аппаратурой. Эти и многие другие качества настоящих мастеров своего дела продемонстрировали участники финала, состав которых был достаточно сильным. Ведь состязания явились своего рода репетицией перед чемпионатом Европы. Выступления членов сборной команды страны придали борьбе особую остроту. Автомоделисты, среди которых было четыре мастера спорта СССР международного класса, тридцать четыре мастера и тридцать два кандидата в.мастера, яростно сражались за спартакиадные медали. И недаром результаты соискателей медалей были близки предельно. Для примера взглянем на скорости, показанные призерами в классе 1,5 см 3 на дистанции 500 м: Ю. Степанов (Москва) — 178,571 км / ч , Э. Черников (РСФСР) — 176,817 км / ч , В. Кригер (РСФСР) — 169,491 км/ч. Что касается рекордов, которых всегда ждешь от участников на крупных, подобных финалам Спартакиады соревнованиях, то на этот раз автомоделисты не порадовали зрителей. Здесь есть свои причины. Сразу же вслед за решающими спартакиадными стартами нашим ведущим мастерам предстояли выступления в ряде ответственных международных соревнований. И, конечно, никому не хотелось исчерпать моторесурс своей модели. Но даже не это главное. У многих наших кордодромов неважная дорожка, в том числе ив Кишиневе. Ведь до сих пор у нас не разработаны точные рекомендации по составу покрытия кордодромов. Нужно изучить опыт строительства автомодельных дорожек в Одессе и Ленинграде, пользующихся доброй репутацией у спортсменов, и составить «типовой рецепт», который можно было бы рекомендовать всем. С. СМИРНОВА г. КишиневТРИ ДЕТРОЙТЦАТринадцать лет назад увидел свет переднеприводный автомобиль неслыханных размеров и мощности — «Олдсмобиль торонадо», а через год родилась его копия, названная «Кадиллак-эльдорадо». Теперь в автомобильной промышленности США уже третий год наблюдается тенденция к уменьшению размеров «стандартных» автомобилей. Прошлой осенью корпорация «Дженерал Моторс» начала выпускать модели «Олдсмобиль-торонадо», «Кадиллак-эльдорадо» и «Бюик-ривьера», пришедшие на смену крупногабаритным. Но все три имеют привод на передние колеса. Создание этой унифицированной по кузову и подвескам троицы стало серьезной инженерной проблемой, так как ездовые качества надо было сохранить на прежнем уровне, несмотря на укорочение базы на 200 мм. Это удалось благодаря независимой подвеске задних колес, заменяющей зависимую у переднеприводных машин«Кадиллак-эльдорадо».1678 года, а также торсионной подвеске передних колес. Особого внимания заслуживает система автоматического регулирования положения кузова посредством пневмоэлементов, которая имеет датчик на задней поперечине рамы, воздушный компрессор и задние амортизаторы с полостями, наполняемыми сжатым воздухом от компрессора. Двигатели устанавливаются разные. У «Олдсмобиля» 5,7-литровая «восьмерка» в карбюраторном или дизельном варианте, у «Кадиллака» тот же двигатель, но с электронной системой впрыска. «Бюик» имеет свою 3,8-литровую «шестерку» с турбонаддувом. Еще в 1978 году часть «кадиллаков» снабжалась дизелями, а некоторые «бюики» — восьмицилиндровыми карбюраторными двигателями. У моделей 1979 года дизельные двигатели пускаются за 6с при температуре —15°; годом раньше это потребовало бы около минуты. Техническая характеристика («Торонадо» с карбюраторным двигателем). Число цилиндров — 8. Рабочий обем — 5735 см3. Степень сжатия — 8,0. Клапанный механизм — OHV. Мощность — 165 л. с. Число передач — 3 (автоматическая трансмиссия). База — 2896 мм. Длина — 5222 мм. Снаряженная масса — 1748 кг. Скорость — 185 км/ч.Результаты соревнований Личный зачет. Гоночные модели. Класс 1,5 см3: 1. Ю. Степанов (Москва) — 178,571 км/ч; 2. Э. Черников; 3. В. Кригер (оба — РСФСР). Класс 2,5 см3: 1. А. Гаркушин (Казахская ССР) — 208,816 км/ч; 2. В. Попов; 3. А. Парфенов (оба — РСФСР). Класс 5 см3: 1. В. Пикуль (Украинская ССР) — 229,299 км/ч; 2. Н. Тронов (Ленинград); 3. В. Якубович (РСФСР). Класс 10 см3: 1. С. Глумов (РСФСР) — 252,808 км/ч; 2. М. Небиеридзе (Грузинская ССР); 3. В. Соловьев (Москва). Радиоуправляемые модели: 1. Г. Висоцкас (Литовская ССР); 2. В. Марченко (Украинская ССР); 3. В. Аркадьев (Ленинград). Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Ленинград; 3. Москва.25