19
20
Читатель ' продолжает разговорЧто случилось,ДРУГ?Автомобильная практика за многие годы выработала довольно обширную и точную систему обмена информацией между участниками движения. Дорожные знаки, светофоры, различные предупредительные сигналы и таблички сообщают о порядке езды по улицам и магистралям. При помощи световых приборов водители предупреждают друг друга о предполагаемых маневрах. Различные опознавательные знаки, например «ручное управление», «за рулем новичок», понятны и однозначно воспринимаются всеми водителями.Но есть ситуации, в которых эти средства общения, передачи информации оказываются бессильны. Скажем, если водителю или пассажиру требуется помощь. В городе в таких ситуациях особых проблем не возникает, таи как под рукой различные средства связи, да и вокруг люди, к которым можно обратиться. Если же неисправность автомобиля, отсутствие бензина, внезапное недомогание или просто потеря ориентира в незнакомом .месте застали вас на трассе, вдалеке от населенных пуктов, то рассчитывать приходится только на проезжающих водителей. В июльском номере журнала был напечатан репортаж «Прошу помощи!», из которого видно, что далеко не каждый водитель останавливался рядом с оказавшимся в беде коллегой. Хотя все прекрасно видели обращенные к ним красноречивые жесты. Кстати, там же говорится о том, что «аварийная» жестикуляция не всеми воспринимается одинаково, а некоторых даже и отпугивает. Мы отдаем себе отчет: отсутствие информации о том, что конкретно требуется человеку, вряд ли основная причина равнодушия. Но, думаем, если водитель, попавший в беду, сможет точно сообщить о характере необходимой помощи, то он получит ее гораздо быстрее, чем обращаясь малопонятными, хотя и традиционными жестами. Чтобы лучше понимать друг друга в таких ситуациях, мы предлагаем информационные таблички, представленные на рисунке. Они охватывают основные «виды» неприятностей, с которыми водитель может столкнуться в пути. Учитывая, что, находясь за рулем, современный водитель перегружен информацией, символы на табличках выбирали по возможности в соответствии с принятыми дорожными знаками. Использовать их можно как в сочетании со знаком аварийной остановки, так ив процессе движения, например если вы заметили какую-либо неисправность в чьем-то автомобиле (для этого случая предлагается табличка «Stop», кстати, как и «крест» — красного цвета). Таблички — 230x230 мм, что соответствует допустимым размерам, предусмотренным правилами движения для средств дополнительной информации. Они хорошо различимы на дороге. К каждому комплекту должно прилагаться одно установочное устройство. Использование подобных информационных табличек, на наш взгляд, будет способствовать повышению культуры отношений, созданию атмосферы товарищества и взаимопомощи на наших дорогах. Хотелось бы надеяться на то, что найдутся организации, которые наладят выпуск комплектов «аварийных» табличек по доступной цене. Отправляясь в дальнюю дорогу, многие водители с радостью возьмут их с собой. В. ГИТ, сотрудник НИИ автомобильного транспортаВ СЕ :г:о:C BIEITIAФРАНЦИЯ. Прошел первые испытания прибор, который измеряет степень усталости водителя и сигнализирует, если его внимание ослабевает. .Включаясь через определенные промежутки, он измеряет время реакции водителя на поданный сигнал. Если оно превышает определенный предел, прибор «бьет тревогу», а затем снижает скорость или останавливает машину. ФРГ. Более 19 тысяч детей от 6 до 15 лет ежегодно становятся жертвами ДТП. 86% из них, как утверждает статистика полиции, «сами виноваты». Примерно 7 тысяч получают тяжелые травмы или погибают при падении с велосипеда. Министерство транспорта в одном из своих бюллетеней просило родителей решить, должны ли их дети ездить в школу на велосипеде или ходить пешком. ФРГ. Одно воскресенье в году без движения — такое предложение было внесено в бундестаг. Согласно данным федерального ведомства по охране окружающей среды, загрязнение атмосферы выхлопными газами в такой день уменьшилось бы на 65—85%, не говоря о сокращении числа ДТП и экономии топлива. ФРГ. Протяженность ограждений, препятствующих выходу животных на автомагистрали, составляет сейчас 1300 км. ШВЕЙЦАРИЯ. К началу нового учебного года в Цюрихе на белые полосы пешеходных переходов вблизи школ и детских садов было нанесено синей краской 5000 надписей «Подожди, осмотрись». Это — первые слова из известного швейцарским дошкольникам .и школьникам призыва «Подожди, осмотрись, прими решение, беги». ШВЕЙЦАРИЯ. Правительство объявило о введении максимальной скорости движения 50 км/ч в одном регионе страны сроком на три года «с целью научного исследования» влияния этого мероприятия на безопасность движения. Общество охраны окружающей среды, поддерживая его, настаивает на том, чтобы эксперимент был распространен на всю территорию страны. ШВЕЙЦАРИЯ. Водители, нарушившие правила движения, обязаны повторить их на однодневных курсах, заплатив за урок 80 франков.США. Ассоциация работников автомобильной промышленности подготовила для Управленгя транспорта доклад, в котором утверждается, что ремни безопасности эффективнее надувных подушек, и предложила ряд мероприятий для перехода к обязательному пользованию ремнями. США. Ежегодно в стране регистрируется около 30 миллионов происшествии с пешеходами, в которых погибает около 8 тысяч человек. Это 1/6 всех погибших при ДТП. Половина таких происшествий приходится на детей от 5 до 9 лет. ФРАНЦИЯ. Когда три года назад сдали в эксплуатацию платную автомагистраль Париж—Страсбург, на нее возлагали большие надежды. Однако Акционерное общество «Восточная автомагистраль», эксплуатирующее дорогу, испытывает сейчас большие финансовые затруднения. Дефицит составляет 250 миллионов франков. Интенсивность движения по автомагистрали не превышает 6000 автомобилей в сутки, в то время как на расположенной южнее дороге более низкой категории достигает 12 000. Водители отдают ей предпочтение по вполне понятным соображениям — здесь проезд обходится дешевле.19 Каждый день миллионы людей садятся за руль. Ежедневно все мы в качестве пешеходов или пассажиров становимся «участниками дорожного движения». Как известно, моральный климат дороги, правильные взаимоотношения между всеми, кто пользуется ею или трудится на ней, многое значат для безопасности движения. В том числе между водителями и инспекторами дорожнопатрульной службы ГАЙ. На эту тему в нашей редакционной почте немало писем с самыми разными вопросами. Сегодня на них отвечает заместитель начальника Главного управления Государственной автомобильной инспекции МВД СССР полковник милиции Иван Степанович ХРАПОВ. Начать, вероятно, надо с тех писем, где читатели в той или иной форме спрашивают о том, каков круг обязанностей инспектора дорожно-патрульной службы, что главное в его работе! Многие полагают, что »то выявление нарушителей Правил и наказание их. С прошлого года, как известно, начало действовать новое Положение о Государственной автомобильной инспекции. Вот как в нем сформулирована главная задача ГАИ: совершенствование организации дорожного движения с целью обеспечения его безопасности и повышения эффективности использования автомототранспортных средств. Над ее решением трудятся все подразделения Госавтоинспекции. Основная цель дорожно-патрульной службы, в частности, обеспечить бесперебойное и безопасное движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, постоянный надзор за ним. Надзор здесь не надо понимать только как контроль за поведением водителей. Инспектор дорожнопатрульной службы должен выявлять и пресекать любые нарушения правил движения, а также других норм, касающихся его безопасности, в том числе и со стороны тех, кто обязан обеспечить наилучшие условия для работы транспорта. В необходимых случаях он сам оказывает помощь водителям, пассажирам и пешеходам, включая доврачебную, когда при дорожном происшествии есть пострадавшие. Конечно, к тем, кто нарушает принятый на дорогах порядок, инспектор применяет предусмотренные законодательством административные и другие меры воздействия. Кстати, в письмах читателей часто встречается один и тот же вопрос: предусмотрено ли за то или иное нарушение Правил свое, именно для такого случая наказание или инспектор сам решает, чего заслуживает провинив-ной наживы. В других случаях инспектор ограничивается предупреждением или штрафом. Компостерная просечка в талоне предупреждений делается только за перечисленные на его обороте нарушения. Перечень этих нарушений сейчас сокращен с семи до пяти и более конкретизирован. Понятно, что на какое-то время у водителей останутся на руках и старые талоны. Однако предупреждения в них должны делаться только за те нарушения, что указаны в талоне нового 'образца. В соответствии с новым Положением о Госавтоинспекции, инспектор дорожно-патрульной службы может оштрафовать водителя на сумму до 5 рублей. Штраф до одного рубля взимается на месте с выдачей соответствующей квитанции, больше —- по специальному постановлению через сберкассу. Начальники управлений, отделов и отделений ГАИ, командиры подразделений дорожно-патрульной службы и их заместители могут налагать штраф до 10, а ког- * да речь идет о должностных лицах, и до 30 рублей. В настоящее время рассматриваются предложения о едином для всей страны законодательстве об ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Можно с уверенностью сказать, что оно будет более совершенным и эффективным, будет более полно учитывать современный уровень дорожного движения. В нем, в частности, предполагается дальнейшее дифференцирование размеров штрафов за некоторые виды нарушений Правил. Для полной ясности замечу, что, выбирая меру наказания, инспектор дорожно-патрульной службы всегда должен учитывать, — и этот принцип сохраняется, — реальную степень опасности проступка, а также личность нарушителя. Индивидуальный подход в каждом конкретном случае совершенно необходим, так как никакие нормативные акты не в состоянии предусмотреть все возникающие в дорожном движении ситуации. А могут ли в качестве меры наказания снять номерной знак с автомобиля! Скажем, за нарушение правил стоянки. В редакционной почте есть письма, которые говорят о том, что такие случаи встречаются. Снимать номерные знаки, а значит и автомобиль с эксплуатации, можно только тогда, когда обнаружены технические неисправности, угрожающие безопасности движения. Запрещается также эксплуатация транспортных средств, конструкция которых не отвечает действующим нормативам и стандартам. По каким-то другим поводам снимать номерные знаки с машин нельзя. Есть письма, где читатели спрашивают, а правильно ли, что автоинспектор появляется на дороге порой неожиданно, как говорится, «из засады». Почему, мол, он не все время на виду! Что вы скажете на этот счет! В практике нашей работы применяются разные методы надзора за дорожным движением, в частности за соответшийся!В принципе такая регламентация существует. Скажем, инспектор обязан задержать удостоверение на право управления транспортным средством, если водитель находится за рулем в нетрезвом состоянии. Такой же шаг может быть им предпринят, когда водитель, имея в течение года одну или более отметок о нарушениях в талоне предупреждений, совершает новый проступок, а также в отношении тех, кто использует транспортное средство в целях личствием режима езды конкретным условиям. Основной из них — наблюдение в районе поста ГАИ или в зоне патрулирования. В этом случае инспектор должен быть виден как можно большему числу водителей. Само его присутствие на дороге, несомненно, дисциплинирует всех, удерживает от необдуманных и рискованных шагов. Поэтому при таком контроле за движением инспектор находится на автомобиле или мотоцикле со специальными опознавательными знаками ив любом случае заметен всем водителям и пешеходам. Однако для борьбы с теми, кто сознательно отступает от Правил, полагая, что сотрудники ГАИ это не видят, наиболее эффективен скрытый контроль. Для такого патрулирования мы используем обычные автомобили, и инспектор может быть даже в гражданской одежде. Уверен, что подавляющее большинство водителей на нас за это не в обиде. Такая форма работы не по нраву лишь той незначительной части их, которая, откровенно говоря, пренебрегает всякими правилами, когда инспектора нет поблизости. Что ж, пусть знают, что мь\ можем зафиксировать их неблаговидные поступки, когда они сами и ведать об этом не будут. При скрытом контроле, например, за скоростным режимом возникают иногда20