СОЧЛЕНЕННЫЕ МАШИНЫИллюстрации — на 2—3-й стр. вкладкиСегодня существует великое множество специальных вездеходных машин, выполненных по разным схемам и снабженных различными видами движителей. Большая часть — автомобили с жесткой рамой и приводом на все колеса. Это универсальные машины повышенной проходимости для работы в разнообразных дорожных условиях. Но не в любых. На особо тяжелой пересеченной местности с высокими вертикальными препятствиями и крутыми склонами такие автомобили практически непригодны. Для этих условий в последние годы стали применять специальные колесные машины с так называемой ломающейся рамой. Они состоят из двух или более шарнирно связанных между собой секций с ведущими колесами. Секции могут перемещаться одна относительно другой в одной или сразу в нескольких плоскостях. По этому признаку различают два вида таких вездеходов — шарнирные и сочлененные. Шарнирные имеют переднюю и заднюю полурамы, соединение которых обеспечивает их колебания лишь в каПрименяемость автомобилей повышенной проходимости, сочлененных машин и гусеничных транспортеров (слева направо) в зависимости от их грузоподъемности (по вертикали) и степени сложности дорожных условийкой-либо одной плоскости, горизонтальной или вертикальной. Такие машины наиболее просты, но из-за ограниченных возможностей мало распространены. К сочлененным же относятся машины, все секции которых имеют не менее двух степеней свободы, то есть обладают возможностью взаимного перемещения по крайней мере в двух плоскостях. Секций может быть две, три и более. Трехсекционные машины пока еще немногочисленны. Это главным образом экспериментальные образцы. Особенно распространены сейчас среди сочлененных машин двухсекционные вездеходы с «ломающейся» рамой. Конструкция ее (см. вкладку) позволяет использовать очень широкие шины, так как все колеса здесь выполняются неповоротными, а поворот происходит за счет изменения угла (на 28—40° в каждую сторону) между обеими частями рамы в горизонтальной плоскости. Обычное рулевое колесо приводит в действие систему гидроцилиндров, устанавливающих угол взаимного положения той и другой половин автомобиля (рис. 1). Применение шин низкого давления (0,2—0,4 кгс/см2) избавляет конструкцию от подвески — на скоростях до 40 км/ч большой объем воздуха в них обеспечивает машине необходимую амортизацию. Благодаря низкому давлению в шинах и большой опорной поверхности невелико и удельное давление машин на грунт. Каждая секция автомобиля в принципе может иметь, как уже было сказано, три степени свободы относительно своей «соседки». Возможен их относительный поворот в горизонтальной (рис. 1, а), вертикальной .поперечной (рис. 1, б) и вертикальной продольной (рис. 1, в) плоскостях. Большая часть маЩин этого типа ограничивается двумя степенями свободы — в горизонтальной и поперечной плоскостях, что необходимо для осуществления поворота и приспособления к поперечным неровностям местности. Три степени свободы имеют пока отдельные экспериментальные машины. Среди достоинств сочлененных автомобилей надо прежде всего отметить то обстоятельство, что на повороте их колеса прокладывают не две (как классические машины с поворотными колесами и жесткой рамой), а одну колею (рис. 2). В результате при движении по легко деформируемому грунту (грязь, песок, снег) у них меньше затраты мощности. «Ломающаяся» рама во время преодо30;Я 20!10 iшоссе и дороги с твердым покрытием проселочные и грунтовые дорогигрунтовые дороги с глубокими колеями, снег, песок глубокий снег, болото, бездорожьеления неровностей не подвергается скручиванию, и поэтому ее можно делать более легкой. А главное — она обеспечивает машине лучшую маневренность, поскольку позволяет передней секции поворачиваться на угол до 90° (рис. 3). Сферу применения сочлененных автомобилей наглядно представляет график (он приведен на этой странице), предложенный специалистами канадской специализированной фирмы «Формост». В сочлененных автомобилях есть своя сложность — в конструкции привода на ведущие колеса задней, обычно безмоторной секции. Самый распространенный и простой способ — посредством карданных валов. Но на некоторых малогабаритных машинах применяют гидростатический привод на каждое колесо, а в более крупных — электропривод. В последнем случае на передней секции устанавливается дизель-генераторная установка, питающая тяговые электродвигатели, встроенные в ведущие колеса. Впервые сочлененную конструкцию предложил итальянец Павези еще в 1913 году, а фирма ФИАТ взялась за ее реализацию. Как и современные машины такого типа, «Павези-ФИАТ» состоял из двух секций. Прогресс в области конструкции шин и гидравлических механизмов создал в наши дни предпосылки для ускоренного развития этого перспективного вида вездеходного транспорта. Типичные представители сочлененных машин — современные отечественные колесные тягачи с приводом на все колеса Т—150К и «Кировец» (рис. 4), секции которых имеют две степени свободы. Выпускаемые сейчас за рубежом модели широко применяются как в армии, так ив разных отраслях хозяйства. Познакомимся с наиболее интересными в техническом отношении. Пожалуй, самая компактная машина — вездеход «Пак-стар» (США). Как он ни мал, но по количеству колес (двенадцать) явно перегнал всех своих собратьев. У него двигатель мощностью 20 или 35 л. с, который приводит в действие гидронасос, подающий масло к гидромоторам, встроенным в ступицы всех колес. При собственной массе 460 кг «Пак-стар» способен везти груз в 676 кг. По трехсекционной схеме, где каждая секция имеет свой двигатель и независимую подвеску всех колес, выполнен американский сочлененный МАРВ (рис. 5) с тремя степенями свободы. Из двухосных моделей отметим швейцарский «Кроко» («За рулем», 1978, № 9) с двумя степенями свободы. Обратимся к сочлененным тяжелым машинам для работы в суровых климатических и почвенных условиях. «Волво» выпускает специальное шасси БМ-860-ТК (рис. 6), на которое монтируют различное строительное и лесозаготовительное оборудование. Две другие шведские фирмы, «Нордверк» и «Коккумс» изготовляют небольшими сериями трехосные вездеходные самосвалы грузоподъемностью 15—16 т, предназначенные для бездорожья.Окончание — на стр. 118