КЛУБ •АВТОЛЮБИТЕЛЬ"Инженеры Ю. ЗАРУДНЫЙ и Д. ГУРЕВИЧ продолжают рассказ о дополнительной антикоррозионной защите автомобильного кузова. Их очередная статья посвящена работам, которые не выполняются на СТО по причине их нетехнологичности, •Ряд поверхностей и мест на кузове автомобиля, требующих защиты, не может быть объединен ни по расположению, ни по конструктивному признаку, ни по совокупности воздействующих на них факторов при эксплуатации. Объединяет их, пожалуй, только то, что они не входят в номенклатуру антикоррозионных работ, которые выполняют СТО. Поскольку обработка этих мест малотехнологична и трудно механизируема, можно смело утверждать, что ив обозримом будущем она не будет включена в полной мере в деятельность сервисных предприятий. Речь идет о незагерметизированных швах точечной сварки, местах соединения деталей кузова болтами (кроме днища, колесных ниш и скрытых полостей), креплениях молдингов, накладок, кронштейнов, фальцевых соединениях, поверхностях пола в салоне и багажнике. Общие для этих мест условия, способствующие возникновению и развитию коррозии, характеризуются тем, что сюда легко попадает ее главный стимулятор — влага, да зачастую еще с солевыми составами, которыми обрабатывают зимой дороги. К тому же она здесь очень плохо сохнет и потому сохраняется долго. Пыль и грязь еще больше затрудняют высыхание и задерживают влагу, образуя нечто вроде компресса. По чисто внешним признакам поверхности, о которых мы расскажем, можно разделить на два основных вида: плоские — пол салона и багажника — и всевозможные щели на кузове. Для всех автомобилей они одинаковы, но мы разберем их на примере близкого нам «Москвича». Пол салона и багажника. Хотя в «москвичах» пол оборудован очень удобно для наблюдения за его состоянием н ухода, тем не менее многие их владельцы не пользуются этим преимуществом, допускают скопление там влаги. На пол салона вода попадает очень легко: через открытые стекла дверей при дожде, заносится ногами, натекает (иногда незаметно) через неплотности в заделке лобового стекла и даже из переполнившихся при сильном дожде порогов (когда последние не имеютЗАЩИЩЕННЫЙ«дренажных» отверстий). Нередко она попадает и под коврик багажника. Вода затем проникает через повреждения в защитном покрытии пола к металлу и начинает свою разрушительную работу. Это усугубляется тем, что пропитанные ею термошумоизоляционные войлочные накладки' под ковриками создают своего рода постоянный компресс, что само по себе способно разрушить защитные покрытия. Предотвратить эту беду нетрудно. Для начала надо постараться уплотнить все места, через которые вода попадает на пол, и по возможности не допускать затекания ее под коврики. Однако, памятуя о ее большой проникающей способности, необходимо постоянно следить за состоянием пола и термошумоизоляции, поднимая при всяком удобном случае коврики и ощупывая накладки. Обнаруженную влагу надо вытирать, а накладки высушивать. Не имеет смысла выбрасывать их, как делают некоторые автолюбители. Вода под ковриками так же опасна и без накладок, а отсутствие термошумоизоляции существенно ухудшает комфортабельность машины. Гораздо лучше выполнить небольшой объем работ, которые повысят защищенность пола от коррозии .и одновременно улучшат термошумоизоляционные качества кузова. Для этого предварительно надо снять все коврики, накладки и настилы в салоне и багажнике, вынуть сиденья, кожухи пола, обивочные и другие детали. После тщательной просушки и обезжиривания пол покрывают мастикой, которая использовалась для днища и колесных ниш. Очень неплохо нанести ее на поверхности крыльев и. задней стенки в багажнике, заполнив заодно «карманы» в нижней части крыльев, где имеет обыкновение скапливаться вода. Углубленные места пола салона можно покрыть двумя слоями мастики. Делать это надо так же, как при обработке днища. После высыхания целесообразно поверх мастики положить 2—3 слоя любой синтетической эмали (не обязательно автомобильной, но предназначенной для наружных поверхностей) с просушкой каждого слоя. Эмалевую поверхность легче убирать и чистить, а вкупе с мастикой она более надежно предохранит пол от коррозии в тех случаях, когда не представится возможным сразу просушить попавшую под коврики влагу. Поверхности, образующие щели. К ним относятся привалочные поверхности элементов кузова, собираемых на болтах до окраски, — передних крыльев, брызговиков облицовки радиатора, петель дверей и капота и других деталей. Сюда же можно отнести и многие швы точечной сварки и фальцевые соединения наружных и внутренних панелей дверей, капота, крышки багажника, да и практически всех кузовных деталей. Примеры таких соединений даны на рисунках. Случается, что в этих местах уже при сборке обнаруживается поврежденное лакокрасочное покрытие (в точках крепления декоративных и других деталей к окрашенным поверхностям кузова винтами, пистонами, подгибом). Для предотвращения развития в этих местах коррозии важно снизить их способность набирать и удерживать влагу и повысить защищенность от коррозии. Обе задачи решают сразу, если все щели тщательно просушить, как это рекомендовано в предыдущей статье, и «напитать», заполнить — запломбировать «Мовилем». «Мовиль» имеет хорошую способность, растекаясь, смачивать поверхности. Если вдоль любой щели капнуть «Мовилем», то он''будет уходить в нее, а подпитывая эту каплю до тех пор, пока она исчезает, можно заполнить щель до краев, предотвратив в дальнейшем проникание сюда воды. Подпитывают каплю заостренной палочкой или тонкой кисточкой. Если размер щели позволяет, то «Мовиль» вносят непосредственно кисточкой. Вертикальные и крутонаклоненные поверхности начинают обрабатывать сверху, пуская каплю и подпитывая ее по мере протекания вниз по щели. Горизонтальные — обрабатывают последовательно в каждой точке. Теперь о расположении на кузове «Москвича» основных, нуждающихся в обработке «Мовилем» щелевых поверхностей. По аналогии их можно отнести к автомобилям практически всех марок и моделей. Перед кузова: места соединения брызговиков облицовки радиатора, стоек фар, передних крыльев и других деталей, в зависимости от модели автомобиля. Капот и крышка багажника: все сварные швы и фальцевые соединения, связывающие детали-усилители между собой ис наружными панелями по периметру, места присоединения петель. Двери: все фальцевые соединения и сварные швы, связывающие внутренние и наружные панели по периметру. Дверные проемы: сварные швы, соединяющие стойки с порогами, вертикальный шов от присоединения передней части заднего крыла к кузову, места присоединения петель. Задок кузова: все сварные швы, соединяющие задние крылья, заднюю панель, полку панели (сверху и снизу), кронштейны номерного знака, кронштейны крышки люка номерного знака. Моторный отсек: места соединения на болтах передних крыльев и брызговиков передних крыльев, петель, замка; сварные швы угловые, соединяю-ОоО ©_ QОсновные виды соединений кузовных деталей, где образуются щели: а, б, в — разновидности швов точечной сварки; г — фальцевое соединение; д — болтовое соединение; точками показан нанесенный «Мовиль».