В тумане лучше виден автомобиль темного цвета, чем светлого.График показывает, с какого расстояния в плотном тумане, при метеорологической дальности видимости 35 м, становятся заметны световые приборы автомобиля.ДНЕМ ВОсень. Для водителя она обычно связана с мокрыми от обильных дождей дорогами, с первыми заморозками и первым утренним гололедом, с ночными и еще более частыми в осеннее и зимнее время дневными туманами. На страницах журнала уже не раз шла речь о том, как повысить безопасность движения в этих условиях недостаточной видимости. Однако все сказанное касалось в основном применения противртуманных фар ночью. В дневном тумане, к сожалению, эти фары, как и любые другие, положения не спасают, так как просто не в состоянии высветить дорогу и объекты на ней лучше солнечного и вообще естественного света. Многие водители уже поняли это. Однако не все сделали правильный вывод. По нашим наблюдениям, например, когда метеорологическая дальность видимости снижается днем до 300—400 метров и менее, приблизительно 70% водителей включают на автомобилях лишь подфарники, 20% — ближний свет, 6% — дальний, а остальные вообще считают, что включать осветительные приборы не обязательно. Между тем эксперименты показали, что в тумане средней плотности, когда автомобиль темного цвета примерно с расстояния 100 метров уже просматривается, его передние габаритные огни совсем не видны. Следовательно, большинство водителей напрасно расходуют энергию, полагая, что могут безопасно двигаться в тумане на подфарниках. В несколько лучшем положении находятся те, кто включает в это время противотуманные фары или ближний свет, так как они видны с расстояния 120—130 метров, когда контуры самого автомобиля еще неразличимы. Однако, каквыяснилось, наиболее безопасно в этой ситуации двигаться с дальним светом. Его все заметят уже с 200 метров. Опасаться ослепления не надо. Благодаря сравнительно высокой естественной освещенности дороги и ослабляющему действию тумана вероятность этого исключена. Именно дальний свет фар в плотных туманах помогает предотвратить столкновение со встречными транспортными средствами. Как видите, в этом случае на автомобиле не обязательны дополнительные осветительные приборы, а следует лишь рационально использовать стандартные, пусть только как сигнальные огни спереди. Но статистика свидетельствует о том, что 2/3 дорожных происшествий в туманах — это наезды на автомобили, движущиеся в попутном направлении. Порой такие аварии носят характер цепной реакции с участием нескольких машин — в основном из-за недостаточной эффективности в дневных туманах стандартной световой сигнализации. Поэтому наш совет тем, кому часто приходится ездить в таких условиях: оборудуйте свой автомобиль специальными противотуманными задними фонарями. Они не менее важны, чем противотуманные фары, и в первую очередь днем, когда интенсивность движения в пять—семь раз выше, чем в темное время суток, а расстояние, с которого можно увидеть обычные габаритные огни, как уже говорилось, при дневной яркости фона резко сокращается. По силе света противотуманные задние фонари превосходят габаритные огни автомобиля в десятки раз. Цвет у них красный, а размеры светящейся поверхности не превышают 140 см 2 . С такими светотехническими и спектральными характеристи-»ее##ееоомооооооое<ВНР. В 1981 году начнется реконструкция самого крупного в Венгрии Арпадского моста в Будапеште. Его длина927 метров. После реконструкции он станет шестиполосным и сможет пропускать свыше 3600 автомобилей в час. ГДР. В настоящее время 82% легковых автомобилей в стране снабжены ремнями безопасности. Новый пункт Правил движения об обязательном пользовании ими вступает в силу с1 января 1980 года. ЧССР. Чехословацкие специалисты разработали и опробовали систему автоматического определения состояния проезжей части дорог в зависимости от погодных условий. Специальные зонды, вмонтированные в дорожное покрытие, будут фиксировать температурные и влажностные показатели, наличие льда или снеге и по специальной связи передавать эти данные на центральный пульт. В первую очередь эта система будет внеВ IС ТЕ Г0B ETAями находится искусственная пленка толщиной 0,8 мм. Стекло такого типа более безопасно. ИТАЛИЯ. Предельно допустимая скорость здесь зависит от рабочего объема двигателя автомобиля. Например, автомобиль с двигателем объемом 600 см3 не может превышать скорость 80 км/ч на обычных дорогах н 90 км/ч на автострадах, а лимит скорости для автомобилей с двигателями объемом более 1300 см3110 км/ч на обычных дорогах и 140 км/ч на автострадах. США. Исследования американских ученых показали, что у человека после длительного пребывания у телевизора, в особенности цветного, временно, на период от одного до двух часов, может значительно (до 30%) снижаться острота зрения. С учетом этого водителям настоятельно рекомендуется не смотреть телевизионные передачи перед тем, как сесть за руль.дрена на основных транспортных магистралях Праги, а до 1985 Года ею намечено охватить и всю внутреннюю часть города с узкими улицами и переулками. АВСТРИЯ. С 1 декабря 1978 года здесь вошел в действие самый длинный автомобильный туннель в мире. Его длина — 13 972 метра. Для контроля за движением транспорта на всем протяжении установлены телевизионные камеры. Через каждые 212 метров размещены устройства для вызова аварийной службы, а через каждые 848 метров — ниши-стоянки, Как и по многим другим дорогам Австии, проезд по новому туннелю платный. ^имой поездка .обходится в 120 австрийских шиллингов, летом — в два раза дороже. АНГЛИЯ. Английская фирма «Триплекс» разработала новую конструкцию переднего стекла. Его наружный слой закален меньше, чем внутренний, а между сло26 ТУМАНЕЕще один пример: человек в темной одежде виден в тумане гораздо лучше, чем светлый «Запорожец».ВАЗ—2101 фонарем.сзадним противотуманнымками они увеличивают видимость автомобиля на 30—40%. Если, скажем, она составляет 100 метров, задние противотуманные фонари вы различите днем примерно со 130 метров, а ночью благодаря тому, что снижается естественная освещенность, яркость фона, — с 200 метров. Можно установить на автомобиль только один противотуманный фонарь слева. Этого вполне достаточно, так как по мере сближения машин уже становятся заметными габаритные огни. Но, конечно, эффект будет выше, если таких фонарей на автомобиле два. Разумеется, надо обращать особое внимание на правильность их установки. Рассеиватель фонаря должен быть строго перпендикулярным к плоскости дороги, а оптическая ось — параллельной продольной оси автомобиля. Располагаться он Должен не далее 160 мм от стоп-сигнала на высоте 400—1200 мм над дорогой. Может быть в будущем автомобили прямо с конвейера будут сходить с задними противотуманными фонарями. А сейчас они выпускаются некоторыми предприятиями как товары ширпотреба и бывают в продаже. Конечно, никакие фары или фонари не обезопасят вас при езде в тумане, если вы не научитесь правильно выбирать скорость. Поэтому необходимо, хотя бы кратко, коснуться и этой темы. Общее правило, наверное, помнят все: безопасна та скорость, при которой остановочный путь автомобиля меньше расстояния видимости дорожного объекта. Однако объект объекту рознь. Пешеход, как известно, габаритных огней не имеет, а потому, естественно, виден созначительно меньшего расстояния, чем какое-нибудь транспортное средство. И это обстоятельство водитель обязан учитывать. Именно из видимости несамосветящихся объектов он и должен исходить при выборе скорости. Но это еще не все. Исследования показали, что восприятие дорожной обстановки в атмосфере малой прозрачности несколько иное, чем при нормальной метеовидимости. Например, если обычно объекты светлых тонов лучше черных контрастируют с асфальтом, то в тумане, наоборот, они видны хуже, и расстояние, на котором их можно обнаружить, на 20 — 30% меньше, чем у объектов темных цветов. Следовательно, скорость движения в тумане нужно выбирать, ориентируясь на возможность различить светлые объекты. В заключение несколько обобщающих рекомендаций. Приближаясь к полосе тумана, надо снизить скорость до 30 — 40 км/ч, включить фары дальнего или ближнего света и задние противотуманные фонари. Как только вас окутает молочная пелена, постарайтесь побыстрее адаптироваться к условиям видимости объектов светлых тонов. Чтобы не сбиться с курса, ориентируйтесь на правую кромку проезжей части, которая лучше контрастирует с обочиной. Наконец, не меняйте в тумане полосу движения и воздерживайтесь от обгонов. Советы, как видите, просты, но, следуя им, мы уверены, вы существенно повысите безопасность движения в условиях плохой видимости. К. ЛЕВИТИН, заведующий отделом НИИавтоприборов В. ВОЛЫНСКИЙ, старший научный сотрудник ГипродорНИИ«•••^••ооееооооооо»США. По данным Мичиганского института, который занимается исследованием проблем транспортного травматизма, 10% погибших в результате ДТП остались бы живы, если кроме ремней имели бы еще н защитный шлем. ФИНЛЯНДИЯ. По решению городских властей Хельсинки в ближайшее время асфальтовое покрытие улиц в местах расположения школ и домов для престарелых будет не гладким, а ребристым, то есть иметь несколько выступающих вверх поперечных полос. Предполагается, что эта «новинка» заставит водителя, проезжающего по опасному участку, снизить скорость. ФРАНЦИЯ. Выступая на очередном заседании Комитета по борьбе с курением, известный парижский врач Поль де Кирни заявил, что курение за рулем опасно для жизни. Оно отвлекает внимание от доBICEГ 0СВ Е TIA<»роги, а дым папиросы, если курящий постоянно держит ее во рту, действует на глаза, вызывая слезотечение и тем самым ухудшая видимость. В зимнее же время, когда окна салона закрыты, дым опьяняет водителя. По сведениям страховых компаний, курение является причиной 5% ДТП. ФРГ. Эксперты по проблемам психологии дорожного движения после многолетних наблюдений и экспериментов пришли к выводу о том, что из десятка маневров, выполняемых водителями чаще всего, самое большое напряжение вызывают у ннх повороты и торможения, значительно меньше — обгоны и движение в потоке маши». ФРГ. Один автомобилист возле города Бад-Брюккенау был остановлен патрулем дорожной полиции и оштрафован на 10 марок за слишком медленную езду. Радар показал, что он двигался со скоростью 27 км/ч. Оштрафованный подал апелляцию, но ее отклонили, посчитав, что такая езда на автомобиле тоже может угрожать безопасности других. ШВЕЙЦАРИЯ. Для повышения мастерства водителей в Вельтхайме организован центр обеспечения дорожной безопасности. Здесь созданы все типы дорог, что позволяет имитировать любые ситуации. Инструкторы по специальной программе обучают желающих практическим навыкам, вождения автомобиля в сложных условиях — по снегу и льду, на поворотах, по мокрому грунту и т. д. Продолжительность таких занятий 8—9 часов. ШВЕЙЦАРИЯ. В 1978 году были лишены водительских прав 21 293 человека. Основные причины: нарушение правил движения (45,5%), управление автомобилем в нетрезвом состоянии (21%), болезни, поепятствующие вождению автомобиля (8,5%).ч*27