20
21
• ••••••••••a MJA ' A WaWAWAvJ• • « • • • • • • « • a a_a •<• a_» • • • • •.•J^*J*J*-*J***J4 • • • • • • • • a aaeaa •<*<*<* <*J*m •.•«•.•»•.•.•»•»•»•••-•,«ОРЛИЧАН Н13ЦХ» В МИРЕ МОТОРОВВ производственной программе крупнейшего в ЧССР завода автомобильных прицепов «Орличан» ныне главную роль играет рефрижераторный полуприцеп модели «Н1-ЗЦХ». Он рассчитан на перевозку 12,8 т скоропортящихся продуктов (мяса, фруктов) в паре с седельным тягачом «Шкода100.05», оснащенным 304сильным дизелем. Полный вес полуприцепа составляет 19 т, а автопоезда — 38 т.КОРОТКОПредприятие УАП (СРР) в ближайшее время расширит ассортимент выпускаемых им легковых машин. Наряду с семейством «Дачия-1300» (модель «Рено-12» по французской лицензии), оно будет изготовлять румынский «Рено-18». Объем производства удвоится.• •аНА БАЗЕ «ПОЛЬСКОГО ФИАТа»Завод «Црвена Застава» (СФРЮ) наряду с производством автомобилей «Застава» собирает из узлов, получаемых из ПНР, легковые машины «Польский ФИАТ-125П». На Познаньской ярмарке 1979 года югославский завод представил его медицинскую модификацию. За основу взят автомобиль с кузовом «универсал», у которого сделана надстройка из стеклопластика. Она существенно увеличила высоту салона. Одновременно была изменена и его планировка, в частности, запасное колесо «переселено» под пол кузова сзади. В результате удобнее стало вносить и выносить носилки с больным. Машина предназначена для использования в качестве кареты «Скорой помощи».• ••Среди гоночных автомобильных мото3 ров формулы III (до 2000 см на базе двигателя от серийной легковой машины) наиболее мощными являются «Альфа-ромео» (Италия) и «Тойота» (Япония) — 168—170 л. с. Максимальная скорость iopMyAbi III с таким мотором — 220 — 35 км/ч.t• ••Новая модель легкового автомобиля среднего класса, выпуск которой намечено начать в 1981 году на английском заводе «Триумф», будет разработана им совместно с японской фирмой «Хонда». Двигатели и трансмиссии планируется покупать в Японии.• ••Лабораторные исследования фирмы «Интернешнл Пэкинг корпорейшн» установили, что работа на бензино-спиртовой смеси может оказать весьма отрицательное влияние на узлы топливной системы автомобиля.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ТАКСИЭтот образец такси впервые был представлен--итальянской фирмой «Альфа-ро» мео» два года назад на выставке «Сити Кар програм» (типаж городских автомобилей), организованной в Нью-Йорке музеем современного искусства. Кузов разработала фирма «Итал Дизайн» под руководством д. ДЖуджаро. ) Такси рассчитано на пятерых пассажиров. Водитель отделен от них толстым стеклом. Справа от водителя — площадка для багажа. Салон довольно просторен — расстояние от спинки заднего сиденья до переборки отсека водителя составляет 1740 мм (только на 90 мм меньше, чём расстояние от пятой, торцевой двери до спинки переднего сиденья у ГАЗ—24-02). Довольно вместительное такси «Альфа-ромео» благодаря вагонной компоновке получилось достаточно компактным (длина — 4000 мм, ширина — 1750 мм). Однако высота автомобиля (1770 мм) по тем же причинам оказалась значительной (на 240 мм больше, чем у ГАЗ—24-02). Эта интересная экспериментальная машина экспонировалась летом 1979 года в Москве на выставке «Автотехника Италии-79».• ••На американских легковых автомобилях 1978 года в среднем степень сжатия составила 8,24 (против 9,39 в 1968 году), рабочий объем — 3884 см3 (в 1968 году — 4521 см3), мощность — 124,8 л. е. (в 1968 году — 240,2 л. с), частота вращения коленчатого вала — 3884 об/мин (в 1968 году — 4521 об/мин).&№передач четырехступенчатая, полностью синхронизированная, без прямой передачи. На четвертой, ускоряющей передаче с отношением 0,88 машина развивает по шоссе скорость до 100 км/ч. Жесткие ведущие оси подвешены к лонжеронной раме на продольных листовых рессорах и телескопических гидроамортизаторах. Все колесные тормоза барабанные, но по заказу впереди могут быть установлены дисковые. Легкий джип способен везти двух или четырех человек, груз до 250 кг и бук• ••Мопеды с передним ведущим колесом' выпускаются и поныне французской фирмой «Мотобекан», Модель «5000» (рабочий объем 49 см3) развивает мощность 0,56 л. с. при 2250 об/мин.МАЛОГАБАРИТНЫЙ ДЖИП «СУЗУКИ-РИМНИ*Самый маленький в мире джип производит японская фирма «Сузуки», более известная своими мотоциклами. Малютка джип с четырьмя ведущими колесами, получивший уменьшительное имя «Джимни», по конструкции- и проходимости не уступает своим старшим собратьям. Он выпускается с полностью открытым двухместным кузовом без боковых дверей, наподобие легкого спортивного автомобиля, или с закрытым цельнометаллическим трехдверным грузо-пассажирским кузовом. На последней модели «ЛЖ-55» установлен трехцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения рабочим объемом 539 см3 и мощностью 28 л. с. при 5000 об/мин. Чтобы понизить капот, блок цилиндров сделали наклоненным влево. Двигатель снабжен новой, высокоэффективной системой смазки, разработанной и запатентованной фирмой «Сузуки». В системе охлаждения помимо обычного радиатора есть дополнительный турбовентилятор, который надежно охлаждает жидкость, когда встречного потока воздуха недостаточно. Это особенно важно при длительном движенин на малых скоростях в гору или по пересеченной местности. Сцепление однодисковое сухое. Коробка сировать небольшой прицеп. Полная масса машины — всего 925 кг. База — 1930 мм. Длина — 3170 мм, ширина — 1395 мм, высота — 1690 мм. Дорожный просвет без нагрузки — 240 мм. При крайне малом расходе топлива (от 4 до 9л на 100 км в зависимости от условий движения) вездеход может на одной заправке пройти до 1000 км. Передние сиденья — спортивного типа с встроенными подголовниками, позади них могут быть установлены легкие складные скамеечки. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • я аяввявввяяя : • * • • • • • • • • • • • • • • • • в 1 « в вав « а аввввв • в вввм . • • • • • • « • • • • • • • • • • • • • • • в ввявавввв я_в ян,-.с<«^?х^:-х-х<чч-:-:-:-:ч::::::-ВСЕ ПОД РУКОЙФранцузские конструкторы нередко предлагают необычные решения. Особенно часто они встречаются на автомобилях «Ситроен». Так, на последней модели «Виза» («За рулем», 1979, № 1) панель приборов с кнопками и рычажками объ• единена в пульт, охватывающий рулевую колонку. В этом пульте на расстоянии всего нескольких сантиметров от обода руля, а следовательно, от пальцев водителя сгруппированы клавиши переключателей и контрольные лампы первостепенной в смысле безопасности движения важности. Пользоваться ими можно, не снимая рук с руля. Столь оригинальную компоновку органов управления многие специалисты считают перспективной. Пульт управления «Ситроена-виза»: 1 — включатель омывателя лобового стекла; 2 — барабан управления двухскоростным стеклоочистителем; 3 — контрольная лампа включения световых указателей поворота; 4 — контрольная лампа включения ближнего и дальнего света фар; 5 — кнопка включения звукового сигнала; в — клавиша включения световых указателей поворота; 7 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 8 — контрольная лампа работы подфарников: 9 — поворотный рычажок управления миганием фар; 10 — барабан переключателя света (ближний и дальний свет фар и подфарники); 11 — динамический регулятор положения фар; ^12 — кнопка воздушной заслонки карбюратора («подсос»); 13 — кнопка управления омывателем и очистителем ветрового стекла; 14 — замок зажигания; 15 — блок кнопок со встроенными контрольными лампами (слева направо: включения фонаря заднего хода, включения аварийной сигнализации, падения уровня тормозной жидкости, включения двухскоростного вентилятора, работы обогревателя заднего стекла); 16, 17 — рычажки управления работой очистителя заднего стекла и отопителя; 18 — спидометр, одометр, контрольные лампы падения давления в системе смазки и сигнализатор повышенного износа тормозных накладок; 19 — указатель количества топлива; 20 — часы с лампами, сигнализирующими о высокой температуре воды и разрядке аккумулятора.ОВЕРДРАЙВ ЭКОНОМИТ БЕНЗИННа современном серийном легковом автомобиле пятиступенчатая трансмиссия не редкость. Коробки передач «пять вперед» заводы применяют из соображений как динамики, так и экономии. Выло время, когда они отвечали только первому принципу и привлекали прежде всего конструкторов гоночных и спортивных машин. Но потом прижились и на серийных. Причем их устанавливают даже в качестве стандартного оборудования («Альфасуд», ФИАТ-132Д), а чаще за дополнительную плату взамен четырехступенчатой (БМВ-320И). Пятая передача, как правило, имеет передаточное число, равное единице или меньше, и часто монтируется в отдельном картере, примыкающем к обычной коробке. В этом случае ее называют «овердрайвом», что в переводе с английского означает «ускоряющая передача». Овердрайв в виде приставки к основной коробке передач монтируют обычно за дополнительную плату на заводе, в магазине или на станции обслуживания. Хотя такая комбинация получается несколько сложнее, тяжелее и дороже, чем пятиступенчатая коробка- передач, она с производственной и коммерческой точек зрения выгодна фирмам. Для включения каждой из двух передач (прямой и ускоряющей) овердрайва служит самостоятельный (чаще всего электрический) привод. Управляется он кнопкой, встроенной в верхнюю часть («набалдашник») рычага переключения передач, причем в большинстве конструкций для перехода на ускоряющую передачу и обратно не нужно выжимать сцепление — срабатывает полуавтоматика. На ряде моделей («Волво-244», «Хиллман-Эйвенджер» и «Плимут-воларе») овердрайв можно включить только на высшей передаче, на других — «Триумф-2500ТК» и «Триумф-2,5ПИ» — он работает как на четвертой, так и на третьей. Таким образом, количество передач в трансмиссии увеличивается здесь с четырех до шести. Разумеется, наличие передачи, промежуточной между «нормальными» третьей и четвертой ступенями (в коробке включена третья передача плюс работает овердрайв), позволяет полнее использовать мощность. Еще дальше пошла японская фирма «Мицубиси», которая применила на малолитражке «Мираж» четырехступенчатую коробку передач, работающую на всех передачах в паре с двухступенчатым овердрайвом («За рулем», 1979, № 9). У этой трансмиссии уже восемь передач: четыре в «скоростном» и четыре в «экономичном» диапазоне работы. Наличие в трансмиссии приставкиовердрайва или ускоряющей высшей передачи позволяет автомобилю достигать более высокой максимальной скорости и расходовать меньше топлива при движении с малой нагрузкой. Такие «экономичные» дополнительные передачи легковых автомобилей* нашли применение сравнительно недавно. Машина с овердрайвом, как правило, достигает максимальной скорости на четвертой передаче, которая служит и для движения с полной загрузкой в обычных условиях. В каких же случаях желательно использовать овердрайв? При движении на пологих спусках, не требующих эффективного торможения двигателем, на равнинных дорогах с неинтенсивным движением, исключающим быстрые и часто повторяемые обгоны, а также при неполной загрузке автомобиля. В результате сокращается число оборотов коленчатого вала двигателя на километр пути и, как результат, улучшается топливная экономичность, уменьшаются износы трущихся деталей двигателя. Сейчас трудно назвать автозавод, который не исследовал бы разные способы повышения экономичности своих машин. И хотя в нашем представлении легковой автомобиль — это нечто сформировавшееся, доведенное до высокой степени совершенства за почти SO лет непрерывной работы над конструкцией, резервы улучшения его показателей еще не исчерпаны. Сегодня не удастся поднять на новую качественную ступень какой-либо параметр автомобиля изменением только одной детали или узла. Многие задачи теперь решаются в комплексе. Это особенно относится к проблеме экономичности. Например, если обеспечить машине малую массу, придать ей хорошо обтекаемую форму, применить радиальные шины, современные сорта масел, поставить экономичный двигатель, то мы получим в итоге малый расход топлива. Именно в таком комплексе надо рассматривать и «экономичную передачу». Приобретая новую машину, будущий ее владелец на Западе в первую очередь интересуется сегодня расходом топлива. Именно из-за прожорливости престижные до сих пор автомобили в период энергетического кризиса выходят из моды. С ним связаны и жесткие скоростные ограничения в ряде западноевропейских стран ив США. Тут-то и оказались в выгодном положении машины с овердрайвами. В настоящее время такие передачи можно встретить на упоминавшихся здесь английском «Триумф-2500 ТК», шведских «Волво-262С», «Волво-244» и других моделях. Один из крупнейших производителей овердрайвов — фирма «Лэйкок» английского концерна ГКН. Ее продукция используется на английских и американских («АМК-Пэйсер») моделях. Проблема применения овердрайва актуальна сегодня как никогда. Ведь запасы нефти в земных недрах исчерпаемы, а количество автомобилей в мире непрерывно растет, и трудно рассчитывать, что в ближайшие годы все они будут заправляться из водопровода. Экономичная передача тем и хороша, что она позволяет сократить расход топлива, и ее все чаще можно встретить на современных автомобилях.Г. АЛЕКСАНДРОВКОРОТКОааа«Даймлер-Бенц» (ФРГ) и «Штейр-Даймлер-Пух» (Австрия) п риступилик производству объединеннымиусилиямиком ­ фортабельного джипа . Новый завод (площадь 4га , 800 рабочих) в г. Грац-торндорф (Австрия) будет ежегодно делать по 11 000 машин 40 модификаций . Из них 90% — м арки «Мерседес-Бенц» и 10% — «Пух».• ••Многие современные магистральные грузовикиоснащаютсярегулируемой рулевой колонкой . Так, на моделях «Волво» ( Ш веция ) рулевое колесо имеет диапазон регулировки 200 мм по длине и 40 мм по высоте.