Призеры первого любительского ралли «Россия» — команды московского областного совета ВДОАМ, челябинского областного совета, московского городского советаДостаточно произнести слово «ралли» — и многие сразу же представляют себе автомобили невообразимой раскраски, несущиеся с бешеной скоростью на опасных поворотах. А за рулем этих супермашин сидят суперводители — лихие ребята, для которых не представляет труда поставить автомобиль на два колеса, и такое же обычное дело, перевернув его раз-другой через крышу, поехать как ни в чем не бывало дальше. К сожалению, это мнение бытует не только в кругу автолюбителей, далеких от спорта, но и среди многих начинающих раллистов — они полагают, что главное в этом виде спорта — бесшабашный риск. В действительности же формирование спортсмена-раллиста — процесс долгий и сложный, требующий большой практики участия в соревнованиях, причем, как правило, форсировать его невозможно. И один из самых сложных элементов здесь — научиться подчинять себя (имеется в виду и водитель и штурман) строгой дисциплине сорев» нования. Создать опытным путем «шкалу ценностей», позволяющую отличать главное в гонке от второстепенного, показного, исключить всякое насилие над автомобилем. Такую школу прошли участники любительского ралли «Россия-79» — первого открытого чемпионата по авторалли ДОАМ Российской Федерации. От скульптуры «Рабочий и колхозница» перед столичной ВДНХ стартовало 79 экипажей, представлявших более 20 городов и областей республики, включая Красноярск, Хабаровск, Владивосток (последние приехали на соревнования после туристского пробега в 17,5 тысячи километров, посвященного героям Даманского полуострова). Можно было предположить, что ралли ДОАМ, в чьей программе не было основного вида дополнительных соревнований — скоростных участков, превратится в скучное катание от KB до КВ. К счастью, организаторам удалось найти такой вариант, в котором остались вся «соль», динамика и острота большого ралли при максимальной безопасности для его участников и сохранности их автомобилей. Трасса протяженностью более 500 километров, проходившая по дорогам Московской области, включала 27 дополнительных испытаний, для успешного прохождения которых требовалось и знание правил движения, и трезвый расчет раллиста, и отличное чувство машины. Что же касается функций штурмана, то его работа по сложности, пожалуй, не только не уступала уровню большого ралли, но порой оказывалась даже хитроумнее. В программе «России-79» было 11 дополнительных испытаний на регулярность движения, где от KB задавалась средняя скорость и участники не знали следующего пункта контроля времени. В любой точке этого участка судьи могли проверить, как штурман выдерживает заданный график движения, штрафуя экипаж за отклонение от заданной скорости. Резко возросшая интенсивность движения на наших дорогах, и особенно в крупных городах, многократно увеличила нагрузку на водителя. Стало очевидным, что навыков вождения, полученных в автошколах, недостаточно. Необходима какая-то дополнительная подготовка, вырабатывающая стереотип определенных действий в ответ на любую неожиданную ситуацию. Автомобильные соревнования, проводимые ВДОАМ, могут стать одним из удачных вариантов решения этой важнейшей задачи. Именно в условиях любительского ралли водитель получает возможность более тонко ощутить достоинства и слабости своей машины, усовершенствовать технику езды. Каждое дополнительное соревнование — «фигурка», слалом или скоростной подъем вырабатывает навыки и приемы нестандартной езды, помогает безопасно определить грань управляемости и устойчивости автомобиля, почувствовать его габариты, динамику торможения в различных ситуациях. Однако все это принесет должный эффект только в том случае, если организатор тщательнейшим образом продумает каждый вид дополнительных испытаний, исключит все возможные неожиданные исходы. Осуществимость такой подготовки доказали организаторы ралли «Россия-79». В то же время очень важно, чтобы меры безопасности при достаточно надежной страховке действий слишком азартных спортсменов не были навязчивыми. Лучшие тому примеры: финиш Д-7 (скоростного подъема) ограничивался четырьмя стойками, образующими прямоугольник, в пределах которого необходимо было остановиться; любой слалом заканчивался линией «Стоп» с обязательной фиксацией на ней передних колес. Думая о дальнейшем развитии любительского ралли, этого нужного и важного дела, надо еще раз обратить внимание организаторов будущих соревнований на необходимость как можно больше разнообразить его новыми элементами, повышающими водительское мастерство участников. О. БОГДАНОВ, спецкор «За рулем»Фото Г. ВоксовсногоДополнительное соревнование «Знаете ли вы Правила дорожного движения?» (слева); на трассе ралли.£вШ* *>«. "29