26
27
«На моей «Волге» ГАЗ—24 на ходу возникают вибрации силового агрегата, особенно при скорости 120125 км/ч, — пишет одессит С. Якимчук. — По-моему, тут виновата неудачная, на мой взгляд, конструкция карданного вала. Почему бы его не сделать трехшарнирным, как на «жигулях» или ГАЗ—21?» Отвечают инженеры горьковского автомобильного завода.ВИБРАЦИИ И КАРДАН НАЛ ПЕРЕДАЧАПрежде всего разберемся с вибрациями, о которых пишет С. Якимчук. Они отмечались на ГАЗ—24, выпущенных до 1976 года, до того, как стали устанавливать упругую резиновую муфту в удлинителе коробки передач (см. рисунок) и измененную заднюю опору двигателя. Это сделано с двоякой целью — чтобы уменьшить шум внутри автомобиля и чтобы повысить надежность его узлов. Исследования установили, что введение упругой муфты полностью исключило встречавшиеся раньше поломки деталей двигателя и трансмиссии — блока цилиндров, воздушного фильтра, карбюратора, бензонасоса, стартера, кронштейна и планки крепления генератора,Измененная конструкция удлинителя коробки передач ГАЗ—24: 1 — удлинитель; 2 — упругая резиновая муфта; 3 — фланец удлинителя; 4 — заглушка (вставляется на место вилки карданного вала при снятии коробки передач);.5 — сальники.картера сцепления, картера коробки передач и ее удлинителя, прокладки между картером коробки и картером удлинителя с появлением течи масла. Причиной этих поломок, как и повышенного шума, были сильные вибрации силового агрегата из-за резонанса, который возникал в режиме 38U0 — 4200 об/мин карданного вала или коленчатого вала двигателя при их несбалансированности. Особо сильные вибрации и шум ощущались при движении на высшей передаче со скоростью 120 — 130 км/ч или на промежуточных передачах с более низкой скоростью. Введение резиновой муфты изменило условия резонанса, который теперь иногда возникает в менее опасном диапазоне оборотов: 2600—2800. В результате почти вчетверо сократился уровень вибрации силового агрегата, а шум снизился до едва заметного. Поломки деталей двигателя и коробки передач прекратились, поскольку резонанс переместился в зону более низких оборотов, но при повышенном дисбалансе карданного вала или двигателя в салоне стала ощущаться хотя и безопасная, но не очень приятная умеренная вибрация при движении со скоростью около 80 км/ч. В настоящее время ГАЗ ведет работы по уменьшению дисбаланса карданного вала, возникающего при установке его на автомобиль, снижая биение посадочных мест у коробки передач и заднего моста в соответствии с ОСТ 37.001.053—74, а поставщик двигателей для «Волги» — заволжский моторный завод — по улучшению балансировки двигателей в сборе. Эти меры также будут способствовать полному изживанию неприятных вибраций. Владельцам «волг», у которых ощущается вибрация в салоне при движении со скоростью около 80 км/ч, можно рекомендовать перевернуть на 180° карданный вал относительно фланца заднего моста или поискать наилучшее угловое положение этого вала на шлицах вторичного вала коробки передач. Некоторые водители полагают, что это неприятное явление можно устранить, если заменить упругую муфту в удлинителе коробки передач специально выточенной металлической оправкой. Как следует из сказанного здесь, подобная переделка вредна, так как принесет с собой все упомянутые выше поломки деталей двигателя и коробки передач. Теперь о конструкции карданной передачи ГАЗ—24. Спрашивается, зачем заводу понадобилось переходить от трехшарнирной карданной передачи с промежуточной опорой, которая употреблялась на ГАЗ—21, к двухшарнирной на ГАЗ—24. Причин этому множество, и главная из них — малая долговечность трехшарнирной передачи, связанная с разрушением подшипника и отрывом резиновой вставки промежуточной опоры от металлической арматуры. Результат — повышенный износ шлицев карданного вала. Трехшарнирная передача также может быть возбудителем повышенных вибраций автомобиля, если ее компоновка не удовлетворяет определенным условиям и если промежуточная опора недостаточно упруга (а при достаточной упругости она порой оказывается непрочной). Ко всему прочему трехшарнирная схема дороже в производстве, более металлоемка и трудоемка. А как же у «жигулей» (вернемся вновь к вопросу читателя)? Прежде всего, это совершенно другой автомобиль. В его трансмиссии для смягчения передачи крутящего момента применена упругая муфта, которая не может устанавливаться без промежуточной опоры карданного вала. У ВАЗов короче и легче сами карданные валы, короче двигатель, что тоже имеет значение. Да и ресурс автомобилей ВАЗ втрое меньше, чем у «Волги», чью конструкцию в значительной степени определяет требование высокой долговечности при интенсивной эксплуатации в таксомоторных парках. Таким образом, на автомобиле класса ГАЗ—24 двухшарнирная передача является технически целесообразным решением. А. ТАРАСОВ, начальник бюро управления монстру нторско-энспери ментальных работ ГАЗа Б. ДЕХТЯР, начальник конструкторской группыОдной из важнейших систем каждого современного автомобиля является система энергоснабжения — генератор, регулятор напряжения и аккумулятор. Понятно, насколько важно водителю знать, что происходит в системе. При штатном электромагнитном реле контрольной лампы после пуска двигателя на «жигулях», когда генератор начинает вырабатывать ток, выпрямленное напряжение между клеммой «30» генератора и "средней точкой его обмотки в определенный момент достигнет величины, при которой срабатывает реле и гаснет контрольная лампочка. Принято считать, что если она погасла, то генератор функционирует нормально и происходит зарядка аккумулятора. На самом же деле контакты реле размыкаются, и контрольная лампа гаснет еще задолго до того, как напряжение на выходе генератора достигнет уровня, который действительно обеспечивает зарядку аккумулятора. Таким образом, когда на «жигулях» гаснет контрольная лампа, это означает лишь, что генератор возбудился и работает, при этом аккумулятор может заряжаться, а может и по какой-то причине не заряжаться. Например, изза пониженного напряжения в бортовой сети, вызванного нарушением в регулировке напряжения или слишком большого числа включенных потребителей (дополнительные фары и др.). Не исключен случай, когда в работающем генераторе возникла неисправ-Автомобиль поставил перед обществом, как известно, немало сложных задач. Одна, из них — нейтрализация отрицательного дейст-вия токсичности выхлопных газов, которой в последнее время уделяется самое серьезное внимание во всем\ мире. Но, помимо, так сказать, глобальных проблем, существуют каждодневные дела, и среди них защита от однократного воздействия на человека высоких концентраций выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания, касающаяся самым непосредственным образом прежде всего водителей. ...Сасаров В. Н., слесарь одного из научно-исследовательских институтов в Ярославле, пришел в гараж, чтобы достать из подпола хранившиеся там овощи. Было темно, поэтому он включил фары стоявшей машины. Опасаясь «посадить» аккумулятор, завел двигатель. Жена, обеспокоившись долгим отсутствием мужа, минут через 30 пришла в гараж. Сасаров был мертв. ...Семью Гончаровых в дальней дороге застала холодная осенняя ночь. Съехав26 ИЗОЛИРОВАТЬТак выглядит ПКЗА. Схема соединения ПКЗА с электрооборудованием автомобиля «Жигули»: 1 — цепь питания потребителей; 2 — электронное реле ПКЗА; 3 — контрольная лампа; 4 — предохранитель; 5 — включатель (замок) зажигания. Цифрами указаны индексы на клеммах и штеккерах, служащих для подключения прибора.ность, но он все же вырабатывает ток с напряжением более 3 В. При таком напряжении контакты реле должны разомкнуться, но, как всякий электромеханический прибор, оно сильно запаздывает с размыканием, и поэтому контрольная лампа не загорится, хотя потребители уже перейдут на питание от аккумулятора и начнут его разряжать. Практически контрольная лампа загорается при работающем двигателе лишь в случаях полного выхода из строя генератора или повреждения какой-либо цепи. Иными словами, она — сигнализатор серьезной неисправности, которая быстро приведет к разрядке аккумулятора. Чтобы водитель имел возможность более тонко контролировать процесс разрядки батареи, у нас разработано и уже освоено в производстве электронное устройство ПКЗА (прибор контроля зарядки аккумулятора). Оно заменяет реле РС702 и совершеннее его. В комплекте с прибором используется штатная контрольная лампа на щитке приборов. ПКЗА позволяет при всех случаях получить световой сигнал о моменте начала разрядки аккумулятора потребителями, а также немедленную информацию о неисправности в работе генератора Г221 и регулятора напряжения РР380. Принцип действия прибора состоит в определении разницы напряжения на выводах аккумулятора при заряде иразряде. Если за порог срабатывания его принять величину ЭДС аккумулятора при разомкнутой внешней цепи и регистрировать превышение этого уровня на выводах аккумулятора, то горящая ламца будет однозначно свидетельствовать о том, что идет разрядка аккумулятора. И наоборот, если лампа не горит, значит, величина напряжения в бортовой сети стала больше, чем ЭДС аккумулятора, то есть в этот момент батарея заряжается. На фотографии вы видите, как выглядит прибор, а по схеме представите себе, как ПКЗА соединяется с электрооборудованием автомобиля (показаны только цепи, относящиеся к прибору). Электронная схема ПКЗА выполнена полностью на кремниевых транзисторах и рассчитана на работу в интервале температур от —40 до +70°. Все элементы схемы размещены в пластмассовом корпусе, из которого выведены минусовой провод с наконечником и два штеккера: « + » и «КЛ». Установка нового реле на автомобиль очень проста. Нужно снять старое устройство и на его место, используя штатные болты, поставить ПКЗА, штеккерами вниз. Наконечник провода «массы» надо надеть на правый крепежный болт. Два наконечника, оставшиеся свободными (снятые со штеккеров «85» и «87» старого реле), надежно изолировать. Затем следует подключить к штеккеру « + » прибора наконечник оранжевого провода, снятый со штеккера «86» реле РС702, а к штеккеру «КЛ» — наконечник черного провода, снятый со штеккера «30/51». Теперь, все время получая информацию о текущем балансе энергии в бортовой сети автомобиля, вы можете контролировать и работу системы энергоснабжения в целом, и включение и выключение потребителей, и, косвенно, состояние аккумулятора. Поскольку ПКЗА дает информацию о неисправности непосредственно в момент ее возникновения, то имеющийся запас электроэнергии в аккумуляторе, как правило, позволяет водителю самостоятельно доехать до места устранения поломки. В случае, если контрольная лампа горит непрерывно, проверьте контакты всех штеккеров и наконечников проводов, идущих от генератора и нового реле. Если это не помогло — обратитесь на станцию техобслуживания. ПКЗА разработан в НИИавтоприборов. В настоящее время сарапульский электрогенераторный завод освоил его серийное производство для «жигулей». В 1979 году предполагается выпустить первые 5 тысяч приборов. Цена — 5 руб. 50 коп. В. ЯКУШЕВ, инженер Редакция не располагает сведениями о наличии в торговой сети этого прибора и поэтому не может давать справки о возможности его приобретения. ния, что и приводит к трагическим последствиям. В закрытом гараже при слабой вентиляции вообще не рекомендуется включать двигатель, так как в небольших объемах концентрация окиси углерода быстро достигает 3 мг на 1 литр воздуха и становится опасной. На открытых стоянках, особенно' при безветренной погоде, если у автомобиля работает двигатель и неисправна система удаления выхлопных газов, окись углерода тоже Может попадать в салон и привести к отравлению. Что и произошло с супругами Гончаровыми, о которых упоминалось выше. Обо всем этом необходимо знать каждому водителю. Инженеры по технике '^безопасности и врачи, обслуживающие автохозяйства, должны напоминать об этом водителям, выезжающим на линию. Обществам автомотолюбителей следовало бы взять на себя разъяснительную работу по этой проблеме среди своих членов. Вероятно, полезно включить соответствующие вопросы ив программу подготовки водителей на курсах ив автошколах.Б. ШУГАЕВ, кандидат медицинских наун г. Ярославльна площадку, они решили час-другой отдохнуть, а чтобы не замерзнуть, включили отопитель и оставили двигатель работающим. Когда рассвело, проезжающие водители обнаружили в машине мужчину и женщину без признаков жизни. Что же явилось причиной этих трагических происшествий? Продуктом отработки двигателя внутреннего сгорания является сложная газовая смесь, в которой основной компонент — окись углерода составляет в среднем 6,3%. Как известно, она является высокотоксичным газом. Попадая в организм человека через дыхательные пути, окись углерода связывается с оксигемоглобином крови и образует карбоксигемоглобин, который парализует основную функцию крови — переносить и отдавать кислород тканям. При концентрации карбоксигемоглобина в крови более 3040% У человека начинается тяжелое отравление и может последовать смерть. От окиси углерода в первую очередь страдает нервная система, человек какбы впадает в наркотическое состояние. У него развивается ощущение приятной истомы, слабости, опьянения, парализуется воля и наступает состояние оцепенения, поэтому пострадавшему сложно бывает самостоятельно выйти из такого состояния и покинуть опасную зону. Один водитель, перенесший такое отравление и спасенный товарищем по работе, рассказывал врачу: «Приятная слабость стала разливаться по телу, ощущение напоминало дремоту под южным солнцем. Шум работающего двигателя представлялся то как шелест леса. то как отдаленный плеск волн. Все, что я видел перед собой, постепенно уменьшалось в размерах и уплывало вдаль...» Очнулся он уже в больнице. Острое отравление выхлопными газами не всегда проходит бесследно даже после вмешательства врача. Последствия — ослабление памяти, головные боли, расстройства психики — могут проявляться месяцами и даже годами. Участившиеся в последнее время несчастные случаи, связанные с отравлением выхлопными газами, заставляют еще раз напомнить всем, кто связан с "автотранспортом — и профессионалам и любителям, — об этой опасности, которая не очень заметна и поэтому зачастую остается вне зоны нашего внима27