СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАКАЧЕСТВО БЕНЗИНА ПОД КОНТРОЛЕМ«Случается, что, заправив бак бензином одной и той же марки, но на разных автозаправочных станциях, ощущаем разницу в работе мотора. — пишет нам И. Григорьев из Магнитогорска. — Не может ли случиться так, что в емкостях АЗС будут смешаны бензины разных марок, и как проверить действительное качество топлива?» Такой же вопрос задают И. Славашевич из Солигорска, Н. Онищак из Черкасской области, другие читатели. Мы получили ответы из Госкомнефтепродукта РСФСР, Главнефтеснаба УССР, Белглавнефтеснаба. Технологический процесс приема и отпуска нефтепродуктов на АЗС исключает возможность случайного смешения бензинов разных марок. Бели же качество топлива вызывает сомнение, то можно обратиться на нефтебазу, которой подчинена данная станция. Руководство базы обязано проверить качество бензина или масла по паспортам заводов-изготовителей, приходно-расходным документам, а при необходимости — отобрать пробы для анализа в своей лаборатории. Пробы отбираются в присутствии должностных лиц непосредственно из резервуара или из раздаточной колонки. Затем они опечатываются и передаются на анализ. В отдельных случаях отбирать пробы для проверки могут также местные органы МВД и Государственные проверочные лаборатории Госстандарта Водитель имеет право также потребовать проверки бензо- и маслоколонок на точность отпуска. Для этой цели на АЗС есть специальные мерники.которым проверка должна проводиться на малых оборотах холостого хода и на холостом ходу при оборотах, составляющих 0,6 от максимальных. Содержание окиси углерода при этих режимах должно быть в пределах 3,5—2% для автомобилей, выпущенных до 1 июля 1978 года, и 2—1,5% — для изготовленных с1 июля 1979 года по 1 января 1980 года. С января 1980 года новые машины должны укладываться в еще более жесткие нормы — 1,5—1% СО. Проверку должен ежегодно проходить каждый легковой автомобиль в столицах союзных республик, городах-курортах и городах с населением свыше 300 тысяч человек. Проконтролировать ив случае необходимости отрегулировать состав выхлопных газов можно при обслуживании машины на СТО. Самостоятельно сделать это практически невозможно, так как требуются специальные газоаналитические приборы.ЗАВИСИТ ОТ КАТУШКИ«В книге «Ремонт автомобиля «моск4 " — 4 08 » (издательство «Транспорт», 1975 г.) указано, что зазор между электродами свечей зажигания надо устанавливать в пределах 0,91,05 мм. А в «Кратком автомобильном справочнике НИИАТ» (издательство «Транспорт», 1978 г.) для «Москвича — 408» рекомендованный зазор — 0,60,75 мм. Подобные разночтения можно встретить ив других книгах и инструкциях по эксплуатации машины. А чем надо руководствоваться?» — просит разъяснить горьковчанин В. Клюев. Вот что ответили редакции на автозаводе имени Ленинского комсомола.BЧЕМ ЗАМЕНИТЬ «ЛИТОЛ»?«Чем можно заменить «Литол-24» при смазке подшипников ступиц передних колес у «Москвича—2140»?» — спрашивает автолюбитель А. Коровин из Киргизии. Отвечают специалисты завода. В качестве основной для подшипников ступиц передних колес у «москвичей» моделей «2140», «2137», «2734», «2138» и «2733» инструкция называет литиевую смазку «Литол-24» (ГОСТ 21150—75. раньше выпускалась по ТУ 38-101-139.-71). Полноценная замена ее — тугоплавкая кальциево-натриевая смазка ЯНЗ-2 (ГОСТ 9432—60). Менее желательна, хотя и допустима, жировая смазка 1-13 (ГОСТ 1631—60).Автомобили «Москвич—408» раннего выпуска комплектовались катушкой зажигания Б1. При этой катушке зазор между электродами свечей надо было устанавливать в пределах 0,6—0,75 мм. Позже В1 была заменена новой катушкой Ь7-А с лучшими электрическими характеристиками. При этом зазор в свечах был увеличен до 0,9—1,05 мм, чтобы обеспечить бесперебойность искрообразования при работе двигателя на холостом ходу и во время пуска.УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ НЕВЫГОДНА«Нигде не могу найти объяснения, почему на современных мотоциклах за рубежом применяют две электрические машины — стартер и генератор, если их можно объединить в один агрегат — династартер, как это сделано на тульских мотороллерах»,— пишет веча редакцию А. Зеленцов. в ет ...?.Т заведующая лабораторией НИИавтоприборов Н. В. Якубик. Стремление снабдить мотоциклы электрическим пусковым устройством, занимающим минимальное место, Привело конструкторов в 50-е годы к созданию универсального агрегата (династартера), который может работать и как стартер и как генератор. Однако в 70-е годы в связи с необходимостью значительно повысить электрические параметры мотоциклостроители пришли к выводу, что обеспечить новые требования выгоднее применением двух отдельных агрегатов — стартера и генератора, Дело в том, что из-за разных требований к их характеристикам невозможно оптимально использовать активные материалы, особенно обмоточную медь, расход которой составляет более четверти веса всего устройства. На изготовление же двух раздельных агрегатов меди идет меньше. Кроме того, мотоциклетные династартеры являются сложными машинами и по конструкции ив производстве. Если к этому добавить, что при отказе династартера машина теряет сразу и электрический пуск и питание электрооборудования, становится очевидной нецелесообразность применения универсального агрегата.ПРОИСХОЖДЕНИЕ «ТАКСОМОТОРА»«Иногда приходится слышать слово «таксомотор», — пишет А. Сотников из Иркутска. — Хотелось бы узнать его происхождение». По сведениям, содержащимся в «Ежегоднике автомобилиста», выпущенном в 1911 году, петербургский предприниматель С. Фриде в 1909 году организовал акционерное общество для перевозки пассажиров на легковых автомобилях (или, как их тогда называли, «моторах») за определенную плату — таксу. На этих машинах были установлены счетчики, указывающие плату за проезд и стоянку. Фриде назвал свои автомобили «таксомоторами». Это название впоследствии получило широкое распространение наряду со словом «такси», которое пришло к нам из Западной Европы.«ЗАПОРОЖЕЦ» КАК НА ЛАДОНИС. Карнюхин, автолюбитель из Калужской области, и другие читатели журнала просят сообщить, где найти подробные сведения об устройстве ЗАЗ—968А: «рентгеновский снимок» машины, разрезы агрегатов, цветные схемы электрооборудования. Красочный альбом «Автомобиль «Запорожец» ЗАЗ—968А и его модификации» выпущен в 1978 году издательством «Машиностроение» (авторы С. А. Шейнин и Н. Н. Стрюк). В нем подробно и популярно описаны и показаны все агрегаты машины, ее модификации «968АБ», «968В2» и «968Р», предназначенные для инвалидов, приведены подробная техническая характеристика и рекомендации по техническому обслуживанию. Альбом содержит и схему электрооборудования, выполненную в красках, а также «рентгеновские снимки» как автомобиля в целом, так и его узлов. Цена альбома 4 руб. 30 коп. Сведениями о наличии его в тех или иных магазинах технической книги редакция не располагает, а также не имеет возможности приобретать альбомы и высылать читателям.ПРИВОД С ДЕМПФЕРОМ«В журнале «За рулем» я прочитал, что трубопровод привода сцепления «Москвича» имеет резиновую трубкудемпфер, — пишет В. Козярчук из Калуги. — Почему такой трубки нет на моей машине?» Вопросы, связанные с наличием и возможностью установки демпфирующего шланга в гидроприводе сцепления, задает и А. Дубинин из с. Куба-Таба Кабардино-Балкарской АССР. Отвечают специалисты АЗЛК. Со второй половины 1678 года на всех автомобилях «Москвич—2140», «2137», «2134» и их модификациях устанавливается привод выключения сцепления со стандартным гибким шлангом высокого давления, таким, как в приводе диско- вых тормозов. Это полностью устранило вибрационные нагрузки, возникавшие раньше в медной трубке, и исключило механические усталостные поломки гидропривода. Вначале усовершенствование коснулось небольших партий машин. Это было в 1976 году. А на вое выпускаемые автомобили новый комплект стали ставить с 1978 года. Владельцы автомобилей «2140» и «412» со старой системой привода могут сделать замену, приобретя специальный комплект 412-1602950, который включает шланг, переходники, уплотнительные шайбы, кронштейн, крепежные детали с применяемой инструкцией по монтажу.«ЛАМБОРГИНИ» И «МАЗЕРАТИ»«Увлекаюсь автомобилями и много слышал об итальянских фирмах, выпускающих спортивные модели, — пишет десятиклассник С. Даниленко из Северодонецка. — Но за последние годы нет никаких сообщений о Фирмах «Маэерати» и «Ламборгини». Выпускают ли они автомобили или уже прекратили существование?» Обе итальянские фирмы в разные годы испытывали финансовые трудности и даже прекращали производство автомобилей. В настоящее время «Мазерати» делает около 400, а «Ламборгини» — около 160 спортивных машин в год. Первая начала изготовлять автомобили в 1926 году и сегодня делает шесть моделей, вторая — в 1963 году и выпускает восемь моделей. Эти автомобили оснащены шести-, восьми- и двенадцатицилиндровыми двигателями мощностью от 170 до 350 л. с. Масса колеблется от 1065 до 1800 кг, а скорость — от 215 до 300 км/ч.НОРМЫ токсичностиМногих читателей интересует, каковы нормы содержания вредных веществ в отработавших газах автомобиля и нельзя ли самим как-то отрегулировать их состав. Отвечают специалисты НАМИ. В СССР для всех автомобилей с бензиновыми двигателями нормируемым параметром является содержание в выхлопных газах окиси углерода (СО). Нормы и методы определения количества СО заданы ГОСТ 17.2.2.03—77, в соответствии с