АВТОМОБИЛЬНЫЙ СПОРТ Финал Спартакиады и чемпионат СССР по авторалли Личный зачет. I класс (до 1300 смЗ): 1. Г. Штельмокас — Г. Машкаускас (Литовская ССР); 2. В. Сажин — И. Масляков (РСФСР); 3. И. Харитопуло — Р. Якштас (Литовская ССР). II класс (свыше 1300 до 1600 смЗ); 1. С. Брундза — А. Гирдаускас; 2. Л. Потапчик — Э. Повилайтис; 3. С. Алясюс — И. Грумадас (все — Литовская ССР). Ill класс (свыше 2000 до 2500 смЗ): 1. X. Мете — У. Мете (Эстонская ССР); 2. В. Ганин (Москва) — Т. Вуун (Эстонская ССР); 3. X. Салумяэ — Э. Сарап (Эстонская ССР). Командный зачет: 1. Литовская ССР; 2. Эстонская ССР; 3. РСФСР. Чемпионат СССР по кроссу на спортивно-кроссовых автомобилях (багги) 1 Личный зачет. Класс II (до 1300 см ): 1. А. Лось (Украинская ССР); 2. А. Зардыньш (Латвийская ССР); 3. Ю. Морозов (РСФСР). Класс III (свыше 1300 до 3 2500 см ); 1. Л. Рева (РСФСР); 2. В. Гуржеев (Москва); 3. А. Красотин (Украинская ССР). Командный зачет: 1. Украинская ССР; 2. РСФСР; 3. Латвийская ССР. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТ Финал Спартакиады и чемпионат СССР по мотокроссу Личный зачет. Юноши. 125 смЗ: 1. А. Сикк (Эстонская ССР); 2. А. Авдеев; 3. А. Морозов (оба — РСФСР). Женщины. 125 смЗ; 1. О. Плесовских; 2. В. Коноба (обе — РСФСР); 3. М. Гаже (Латвийская ССР). Мужчины. 125 смЗ; 1. Ю. Худяков (Москва); 2. П. Рулев (Ленинград); 3. В. Попенко (РСФСР). 250 см3: 1. В. Корнеев (РСФСР); 2. В. Кавинов (Украинская ССР); 3. В. Худяков (Ленинград). 350 смЗ: 1. А. Овчинников (Москва); 2. В. Кавинов; 3. В. Попенко. 500 смЗ: 1. В. Худяков; 2. Р. Паурис; 3. А. Ефимов (оба — Молдавская ССР). Командный зачет: 1. РСФСР; .2. Украинская ССР; 3. Ленинград. Финал Спартакиады и чемпионат СССР по кольцевым мотогонкам •Личный зачет. Юноши. 125 смЗ; 1. А. Муйжниекс (Латвийская ССР); 2. Е. Бичковский (Белорусская ССР); 3. А. Радзиньш (Латвийская ССР). Женщины. 175 см3: 1. Л. Тулл (Эстонская ССР); 2. Л. Кузнецова (Москва); 3. 3. Решетника (Латвийская ССР). Мужчины. 50 смЗ; 1. А. Смертьев; 2. А. Епифанов (оба — Латвийская ССР): 3. В. Молодцов (РСФСР). 125 смЗ: 1. И. Щеголенко'в (Молдавская ССР); 2. К. Ошиньш (Латвийская ССР); 3. А. Максимец (Белорусская ССР). 175 смЗ «Б»: 1. А. Максимец; 2. И. Нестеров (Ленинград);. 3. И. Антонов (РСФСР). 250 смЗ «А»: 1. Л. Тээсалу; 2. М. Рейнуп (оба—Эстонская ССР); 3. Ю. Раудсик (Ленинград). 350 емз «А»: 1. Л. Тээсалу; 2. Ю. Преображенский (Эстонская ССР)3. А. Галанский (Украинская ССР). 350 смЗ «Б»: 1. И. Блумфельдс (Латвийская ССР); 2. А. Московка (Москва); 3. Ю. Раудсик. 500 смЗ с коляской: 1. А. Серопов — Д. Сказин (Украинская ССР); 2. А. Мельников — В. Седов (РСФСР): 3. В. Меркушин — В. Зайковский (Молдавская ССР). 750 смЗ с коляской: 1. А. Серопов — А. Игнатьев (Украинская ССР); 2. Т. Темпель — Э. Кууск; 3. X. Рейтель — К. Неухаус (оба экипажа — Эстонская ССР). Командный зачет: республики — 1. Эстонская ССР; 2. Латвийская ССР; 3. Украинская ССР; ДСО и ведомства — 1. «Иыуд»; 2. Вооруженные Силы; 3. «Даугава».ЗАЩИЩЕННЫЙЭтим материалом Ю. Н. ЗАРУДНОГО и Д. Г. ГУРБВИЧА заканчивается цикл статей о защите кузова, начатый в № 9. Как и раньше, здесь сперва даются рекомендации, применимые к автомобилям любой марки, а дальше идет речь об особенностях «москвичей». После сварки автомобильного кузова между его отдельными деталями образуются «карманы» и «короба», доступ к которым затруднен или отсутствует совсем, К таким местам относятся пороги и поперечины пола, лонжероны, стойки кузова, двери, усилители днища и другие скрытые от наших глаз полости. На их внутренних поверхностях из-за температурных перепадов конденсируется влага. Кроме того, через щели сварных швов и неплотности соединений сюда попадают пыль, вода, грязь и дорожная соль. Плохая вентиляция способствует продолжительному сохранению их и создает здесь благоприятную среду для возникновения и развития коррозии металла. В отличие от доступных для контроля поверхностей кузова скрытые полости коррозия разъедает незаметно и проявляется, как правило, слишком поздно, чтобы спасать пораженную ею часть кузова. Поэтому важно предохранять внутренние поверхности от коррозии, постоянно держать их в состоянии повышенной антикоррозионной защищенности. Защита скрытых полостей является одной из наиболее важных и сложных задач в комплексе работ по продлению срока службы автомобиля. Созданы консервационные составы, длительное время уберегающие покрытые ими поверхности от коррозии. Наносят их распылением. В настоящее время многие СТО располагают необходимым для этого оборудованием и способны высококачественно обработать основные скрытые полости кузова.Принципиальная схема установки для воздушного распыления антикоррозионного состава в скрытых полостях, применяемой на СТО, показана на рисунке. Ей можно пользоваться ив домашних условиях. Для защиты скрытых полостей следует использовать выпускаемый в нашей стране автоконсервант порогов — «Мовиль», специально разработанный для этих целей ПКБ «Союзбытхим» и ВНИИНП. Он обладает хорошими антикоррозионными свойствами, легко проникает в щели и сварные швы, даже через слой сухой ржавчины, обладает влаговытесняющими свойствами. «Мовиль» образует светло-коричневую воскообразную пленку, устойчивую к температурным колебаниям. Еще несколько слов о необходимом для распыления «Мовиля» оборудовании. Основой его может служить краскораспылитель, снабженный гибкой удлинительной трубкой с распылительной форсункой на конце. Конечно, для получения сжатого воздуха лучше всего использовать компрессор с редуктором, обеспечивающим давление до 4—6 атм. Все оборудование, показанное на рисунке, включая бачок для консерванта, должно выдерживать такое давление. Оно гарантирует быструю и высококачественную обработку машины. Некоторые автолюбители успешно приспособили для нанесения автоконсерванта в скрытые полости садовые опрыскиватели, снабдив их гибкими шлангами с распыливающими наконечниками. Нужно иметь в виду, что для доступа к внутренней поверхности некоторых скрытых полостей «москвичовского» кузова понадобится сверлить отверстия. Диаметр их нужно выбирать так, чтобы через них проходил удлинитель с распылителем, а после обработки можно было закрыть пробками, хотя бы полиэтиленовыми, от бутылок. Особое внимание следует обращать на подготовку защищаемых поверхностей. Они должны быть чистыми и сухими, в небольшом количестве допускается пыль и сухая ржавчина, но совершенно противопоказано наличие мокрых пластов ржавчины и грязи, так как «Мовиль» не сможет проникнуть через них к поверхности металла. Покрыв сверху грязь и ржавчину, он будет препятствовать их высыханию и только ускорит развитие коррозии. Внутренние поверхности порогов пола, лонжеронов и дверей кузова для удаления грязи можно промыть струей воды, разрыхляя грязь ершиком или кистью. При этом снизу в порогах нужно вынуть пробки из отверстий, чтобы через них стекала грязная вода. Большое значение в подготовке поверхности имеет сушка. Сварные швы и места соединения отдельных деталей кузова, образующих скрытые полости, сохнут гораздо дольше, чем их внутренние поверхности. Поэтому потребуется еще некоторое время, чтобы скрытые полости тоже высохли. Для ускорения процесса можно использовать бытовые рефлекторы, калориферы и радиаторы. Но не следует нагревать кузов до температуры выше 70° С. На этом подготовка скрытых полостей заканчивается. Для нанесения «Мовиля» в скрытую полость вставляют через отверстия гибкий удлинитель (шланг) с распиливающей форсункой. Его вводят поочередно в каждую сторону., причем включают распыление, только доведя до конца полости. Форсунку продвигают вдоль полости, вытаскивая удлинитель так, чтобы на поверхности образовывалось сплошное покрытие. Давление воздуха и скорость перемещения форсунки отрабатывают предварительно. Факел распыления должен быть 150200 мм в диаметре, При необходимости загустевший «Мовиль» разводят до требуемой вязкости уайт-спиритом или бензином. Его можно наносить на поверхность, ранее покрытую нигролом или другим маслом, а также консервантами, применяемыми на автозаводах. Попавший на наруж-• ••••••СПАРТАКИАДЫ И ЧЕМПИОНАТОВ