Мотоциклы, мотороллеры и мопеды благодаря усилиям заводских дизайнеров становятся все более привлекательными. Они хорошо выглядят и на сельской и на городской улице. Теперь уже на фоне машин неважно смотрятся сами их владельцы. Что поделать, мотоцикл — не автомобиль, на него не сядешь в обычном костюме. Для мотоциклиста и солнце, и дождь, и ветер, да еще помноженные на скорость, постоянные условия жизни на колесах. А одежда для него, в некотором смысле, словно кузов машины для автомобилиста. Она должна быть прежде всего теплой и прочной, ну и, желательно, красивой. А в чем мы ездим сегодня? Да кто в чем. В сельской местности — это обычно кирзовые сапоги, рабочий ватник, иногда такие же брюки. В дождь надевают рыбацкий непромокаемый плащ. В городе — туфли, спортивная куртка, обычные брюки. Отправляясь в дальнюю поездку, приобретают брезентовый туристский костюм. Все это мало удовлетворяет требованиям безопасности, неудобно, не говоря уж об эстетике. Согласитесь, оставив машину на стоянке, не очень приятно вливаться в толпу пешеходов в этаких доспехах. Да и на самом мотоцикле хочется выглядеть хоть чуть элегантнее, под стать своей нарядной технике. Как же лучше экипироваться сегодня мотоциклисту, если специальных костюмов для него предприятия легкой промышленности не выпускают? Начнем все-таки не с того, как он смотрится, а с функциональных качеств обуви и одежды. Ноги мотоциклиста работают в опасной зоне, и обувь должна оберегать его от травм. Поэтому в любом случае высокие сапоги с толстой подошвой и твердым носком стоило бы предпочесть всему остальному. К сожалению, мотобот в продаже нет. Их можно, правда, сделать на заказ, но это обойдется недешево. Как показывает практика, приемлемы здесь и туристские ботинки.. Но опять-таки количество их и ассортимент в магазинах явно недостаточны. Годятся и обычные ботинки, но лишь для хорошей погоды. Брюки могут быть любыми, но под них в прохладную погоду приходится надевать еще одни, а сверху, от дождя, еще и водонепроницаемые. Думаю, что мотоциклисты были бы благодарны швейникам, если бы они освоили выпуск мотоштанов из капроновой ткани типа «болонья» на резинках. В свернутом виде они компактны, их удобно возить с собой и быстро надеть поверх основных брюк. Пока же можно сшить их и самим из доступной плащевой ткани. До последнего времени были модны широкие брюки, и с прилавков повсеместно исчезли зауженные спортивные, которые для поездок на мотоцикле, конечно же, удобнее. Но и широкие брюки годятся, если самому сделать специальные гетры из кожзаменителя. Быстро снимаемые и надеваемые поверх брюк и ботинок (они как бы заменяют голенища сапог), такие гетры защитят ноги водителя от грязи, воды, холода и возможных травм. Кстати говоря, освоить выпуск подобных изделий под силу любой кожгалантерейнои фабрике или мастерской.Сложнее обстоит дело с куртками. Необходимы именно куртки, никакие плащи не пригодны — они мешают при езде и забирают под себя лишний холодный воздух. Куртка должна быть приталенной, плотно облегать тело, желательно с поясом. Только в этом случае она будет меньше раздуваться и не оказывать лишнего сопротивления встречному потоку воздуха, держать тепло, поможет водителю дольше и лучше сохранять необходимую позу и осанку, внимание к окружающей обстановке. Таких курток владельцу мотоцикла нужно минимум две. Одна для лета, другая, с утеплением — для прохладной погоды. В обоих случаях верх должен быть из водонепроницаемого материала. В наших магазинах можно купить разные куртки, но, к сожалению, лишь немногие из них в какой-то мере подходят для езды. Поэтому часто видишь мотоциклистов в одежде, напоминающей воздушный пузырь. Из экипировки водителя на прилавках магазинов чаще всего встретишь шлем, однако почему-то одного-двух видов, отчего не каждый может купить себе наиболее подходящий. Все эти шлемы имеют толстые прокладки внутри возле ушей, сильно снижающие слышимость, а если надеть еще обычные мотоциклетные очки, то никак неотделаться от впечатления, что ты в загерметизированном скафандре. Утомляемость от пребывания в таком шлеме, особенно жарким летним днем, сильно возрастет. Тут есть над чем подумать производителям. Хотелось бы обратить внимание самих мотоциклистов на важность правильного выбора шлема по размеру. Он не должен сдавливать голову, но и лишняя свобода не на пользу. Несколько слов о мотоочках.. Те, что мы видим в продаже, годятся разве что для каких-то экстремальных условий. Не случайно их редко увидишь на лице мотоциклиста. А очки нужны — и от солнца, и от пыли, и от напора встречного воздуха. В производстве для защиты глаз используют очки типа «Прогресс» с ушными дужками. Такие очки большого размера и обтекаемой формы удобны и для мотоциклистов, которые были бы рады иметь их с набором из трех пластмассовых стекол: одного простого и двух светофильтров разной плотности. Конструкция оправы позволяет сменить стекла буквально мгновенно. Видимо, не представляет особого труда расширить их выпуск. И наконец, еще об одном, очень важном, на мой взгляд, предмете экипировки — перчатках. В продаже есть летние и утепленные мотоперчатки, отличающиеся от обычных только пришитыми крагами, но без защиты пальцев и суставов. Поэтому опытные мотоциклисты покупают перчатки для хоккея с мячом и сами пришивают к ним краги. При падении они очень хорошо предохраняют кисти рук от травм. Нельзя забывать ио другом важном качестве, которым должны обладать перчатки мотоциклиста. Правила дорожного движения предусматривают подачу предупредительных сигналов рукой в случае неисправности или отсутствия световых указателей. Для мотоциклистов подчас только это и приемлемо. Во-первых, многие мотоциклы прежних выпусков не оборудованы специальными фонарями, а на мопедах их не ставят вообще. Но и новые мотоциклы никак нельзя сравнить в этом отношении с автомобилями, где световой указатель всегда хорошо виден. В солнечную погоду, в напряженном транспортном потоке мотоциклетные «мигалки», меньшие по размеру и более слабые по яркости, чем автомобильные, могут быть не замечены. В этом случае куда лучше и надежнее действовать рукой. Так вот, краги ярких тонов и расцветок в этом случае играют хорошую вспомогательную роль подобно белым крагам регулировщиков движения. Все составляющее экипировку мотоциклистов — шлемы, куртки, обувь, — должно быть светлых, ярких цветов. Мотоцикл менее заметен в потоке транспорта, чем автомобиль, поэтому чем ярче одет его экипаж, тем выше безопасность всех участников движеА. КУЗНЕЦОВг. ЛенинградОт редакции. Автор публикуемой здесь статьи ленинградец А. Кузнецов затрагивает вопрос, представляющий интерес для очень многих советских людей, в основном сельских жителей, пользующихся мотоциклами как личным транспортным средством. Боль-19