12
13
ИСПЫТЫВАЕТ "ЗА РУЛЕМ"Сегодняшний автомобиль приспособлен ик жаре, и к холоду, и к дождю, и к снегу. В этом, безусловно, немалая заслуга автомобильной и нефтехимической промышленности. Но только этого для нормальной — удобной и безопасной — эксплуатации машины мало. Ее необходимо обеспечить соответствующей дорожным условиям «обувью». Известный шаг к этому сделан. С первым снегом парк таксомоторов и служебных «волг» частично переходит на зимние шины, производство которых у нас уже освоено. Целый ряд шиноремонтных заводов Всесоюзного промышленного объединения (ВПО) «Союзшина» восстанавливает 13- и 14-дюймовые покрышки наложением протектора с зимним рисунком. Получая вторую жизнь, эти шины при правильных нагрузках и уходе пробегают десятки тысяч километров по заснеженным дорогам. В январе 1978 года было принято решение об освоении и развитии производства «легковых» шин с зимним рисунком протектора для наиболее массовых у нас в стране автомобилей «Москвич» и «Жигули». А в декабре НИИ шинной промышленности, согласно договору о творческом содружестве, передал нам для редакционных испытаний комплект новеньких шин модели АИ-168. Одновременно финская фирма «Нокиа» предоставила «За рулем» возможность познакомиться с последними образцами ее продукции для зимнего использования на автомобилях. Марка этого акционерного общества хорошо известна в СССР. Она стоит на лифтах и мебели в учреждениях и гостиницах многих городов, на больших голубых катушках с кабелем, лежащих у строительных котлованов. Советские внешнеторговые объединения заключали контракты с фирмой на закупку для нашей страны автомобильных шин. Не случайно «Нокиа» получила статус официального поставщика Олимпиады-80. Для этого, первого теста мы отобрали четыре комплекта разных моделей шин размера 6,45—13, Они были испытаны на «Москвиче—2140» и «Жигулях» модели «21011». Эталонными для машины каждой марки приняли летние шины, соответственно М-145 и ИЯ-170. В порядке сравнения с ними поочередно устанавливали зимние АИ-168 без шипов и NR-08 «Хаккапелиитта», снабженные шипами из твердого сплава производства финской фирмы «Комета» — дочернего предприятия «Нокиа». Мы не ставили целью сопоставлять между собой модели шин в чистом виде. Нас интересовало прежде всего поведение автомобиля, опирающегося на ледяную или заснеженную дорогу протектором с летним рисунком, с зимним и самым совершенным на сегодня ансамблем из протектора с зимним рисунком и шипов. Все шины имели два слоя корда в каркасе и столько же в брекере, то есть под протектором. Разница же заключалась в том, что модели М-145 и АИ-168 диагональные, аИЯ-170 и NR-08 радиальные. У финских НИИ шинной промышленности, прибошин брокер стальной (как у МИ-166, о ром «путь—время—скорость» и секункоторых журнал рассказывал в апрельдомерами. ском номере 1979 года). Эти различия, Любой автомобилист согласится, что безусловно важные для сравнения одна скользкой дороге важнее быстро оснотипных шин, в нашем тесте принципитановить машину, чем быстро разогнать ального значения не имели, и мы считаее. Особенно чутко относится он ик боем возможным пренебречь их влиянием ковому скольжению — заносу, слишком на результаты, полученные специальнычасто сопровождающему поездки в зимми замерами. ние месяцы. Ну, а сугробы на дорогах Общие впечатления о шинах начинают после ночных метелей для человека, ж и ­ складываться уже после первых обкавущего в стороне от постоянно очищаеточных километров. Но проходит немых магистралей, наверное, столь же ессколько дней, меняется капризная зимтественны и привычны, как и сама зима. няя дорога, и неожиданно обнаруживаЭти три посылки мы заложили в основу ешь незнакомые до этого реакции маоценок шин при испытаниях. К ним дошины на команды от рычагов и педалей, бавили лишь два варианта дорог — чиСоблазн проставить твердые оценки ус- стый лед и укатанный снег. У снежной:| "Время прохождения криволинейной траектории (поворота)Автомобиль «2140» Время Шины с М-145 АИ-168 NR-08 «21011» ИЯ-170 АИ-168 NR-08 13,4 13,9 9,1 12,5 14,5 9,2 | % 100 104 68 100 116 74Расстояние, пройденное по снежной целинеАвтомобиль «2140» Расстояние Шины м М-145 АИ-168 «21011» ИЯ-170 АИ-168 51,7 67,7 49,0 61,7%100 131 100 126Движение по ледяной дороге имитировали испытания на катке. Шины NR-08 «Хаккапелиитта» имеют только им присущий рисунок; по краям его проложены дорожки шипов «Комета».тупает место осторожному подбору условий для оценок. Чем большее число показывали счетчики километров на спидометрах «Москвича» и «Жигулей», тем больше таких условий мы отмечали вв бортовых журналах. В конечном итоге, постоянно меняясь, шины прожили с нами целый год, оставив набор ощущений от езды по ледяным дорогам и укатанным снежным, по весенней грязи и снежной целине, по мокрому и сухому асфальту, от коротких московских до тысячекилометровых командировочных маршрутов. Чтобы окончательно закрепить выводы О шинах, и прежде всего о их работе на зимних дорогах, мы воспользовались помощью специалистовцелины вариантов не бывает, и ее ограничили глубиной снежного покрова 15—20 см. Рассказ о поведении автомобилей с разными шинами лучше начать с коротких таблиц, которые можно будет достаточно подробно прокомментировать. В каждой из них приведены средние расстояния и время, полученные в нескольких контрольных заездах. Как будто напрашивается сравнение не только шин, а и самих автомобилей. (Особенно если вспомнить победы машин московского и ижевского заводов на зимних первенствах СССР по ралли, международных«Русская зима» и в трековых (ипподромных) гонках, что наводит на мысль о лучшей приспособленности «москвичей» к скользкимдорогам . Возм ожно , здесь сказывается влияние оди ­ наковой колеи у передних и задних ко ­ лес, иного распределения массы по осямидругих факторов.) Но сравнение вряд ли будет правомерным , так как тесты по каждоймарке проводились в разные дни, к огдаимороз был иной, и твердость льда менялась, и состояние снега. Впрочем, вернемся к шинам. На льду безусловными фаворитами были NR-08 с шипами. Они вдвое, по сравнению с эталонными, уменьшали тормозной путь у «Жигулей» и почти на 40% у « М оскви ­ ча». П римерно на треть сокращалось время прохождения ледового повороташении тормозного пути. И на льду и на укатанном снегу, независимо от типа ши ­ ны, он увеличивается вдвое, тогда как скорость возрастает всего лишь с 30 до 40 км/ч (см. таблицу). Техническая истина обязывает нас сказать, что величины тормозного пути, приведенные в таблицах, для стабильности и сравнения ре ­ зультатов получены при полной блоки ­ р овке всех четырех колес, хотя на практике есть возможность ее уменьшить. Этому способствует прерывистое тормо ­ ж ение на грани юза содновременнымторможением двигателем ипереходом на пониженные передачи. Но это уже из области водительского мастерства, к ото ­ рое приобретается независимо от шин, стоящих на автомобиле. То же самоеТ ормозной путь на льдуШИНЫ ЗИМЫАвтомобильПри начальной скорости, км/ч Шины м 30 | % 100 105 63 100 117 46 м 53,8 57,6 33,6 56,0 66,8 28,1 40%100 107 62 100 119 50«2140»М-145 АИ-168 NR-0827,6 29,2 17,4 33,9 39,8 15,7При езде по снежной целине роль шипов сводится к нулю. По этой причине мы «положили на весы» только две мо ­ дели шин: летние и зимние. Как и предполагали, автомобили, въезжавшие в снег со скоростью 20 км/ч на шинах АИ-168, забирались значительно дальше, чем на М-145 и ИЯ-170. Причем «Москвич» к аждый раз проезжал всреднем на 6м больше, ч ем «Жигули». Эту разницу, нам кажется, м ожно объяснить тем, что у первого из них задние колеса идут строго по следу передних, не испытывая дополнительного сопротивления. Весной и осенью прошлого года на шинах всех моделей мы пробовали ез ­ дить ивдругих условиях. Конечно, з им ­ ние шины были полезнее летних на раскисших от воды проселочных дорогах. По своим качествам они ближе к тем, что содержатв характеристике слова «повышенной проходимости», хотя рисунок протектора у них не приспособлен в такой же степени к самоочистке. И NR-08, и АИ-168 хорошои стабильно держат контакт смокройдорогой . По субъективным оценкам , на них безопаснее проезжать неожиданные лужи и наносы грязи , часто встречающиеся весной и осенью. Есть два важных фактора против использования этих шин на сухом асфальте — повышенный износ и шум, к оторый они издают находу . Причем шины сши ­ пами несколько шумнее. К тому жеони оказывают не меньшее влияние на до ­ рогу, чем она на них. После 1500 кило ­ метров, пройденных по асфальту, вок руг шипов образовались небольшие, д о1мм углубления изношенной ивыкро ­ шившейся резины. Из 132 шипов, старательно вделанных финскими специалистами вкаждую .шину, мы недосчитались четырех в задней левой и шести в правой. Передние шины сохранили весь набор. Этот факт мы отмечаем потому, что, переставляя шины, стремились со ­ блюдать их постоянное место на любом автомобиле. Информация для размышления. Безусловно, хорош зимний комплект «шина—шипы». NR-08 «Хаккапелиитта» это доказала. Но он пригоден только для снежных и ледяных дорог . Чистый асфальт очень скоро сделает такую шину заурядной и быстроизнашивающейся. На ледяных дорогах зимняя шина АИ-168 без шипов несколько проигры ­ вает обычной летней, и особенно ИЯ-170. Но на укатанных снежных ее преимуще ­ ства очевидны, и прежде всего на «Москвиче». Рыхлый снег наиболее яркопро ­ являет достоинства АИ-168 ис тем жепредпочтениемк модели «2140». Подводя итог этому короткому тесту, м ожно утверждать, что для разных мо ­ делей автомобилей нет одинаковых ре ­ цептов по применению зимних шин. М ы показали здесь лишь несколько вариантов и надеемся, что они будут полезны нашим читателям. Н. РАЗИНЧЕВ, редактор отдела эксплуатации и сервиса О. БОГДАНОВ, редактор Редакция благодарит отдел испытаний Научно-исследовательского института шинной промышленности за помощь • проведении теста.«21011»ИЯ-170 АИ-168 NR-08Т ормозной путь на укатанном снегу При начальной скорости, км/ч 40 30 м «2140» М-145 АИ-168 NR-08 «21011» 7,9 7,1 7,1АвтомобильШины%100 89 89 100 99 94м 13,8 12,1 12,0 18,3 17,9 17,2| % 100 88 87 100 98 94ИЯ-170 10,3 АИ -168 10,2 NR-08 9,7Чтобы рисунокшины АИ-168 был отчетливо виден, его натерли снегомна этих шинах у обоих автомобилей. АИ-168 без шипов из-за меньшей площади контакта сдорогойв таких условиях уступают даже летним и стоят, так имобразом , на третьем месте. На укатанном снегу преимущество ши ­ пов, выступающих из шашек протектора на 1,5 мм , практически не проявилось. Н есколько заметнее оно было у «Жигулей», где разница втормозном пути на шипованных и чистых зимних шинах ока ­ залась в пределах 5 % . В целом же летние шины проигрывали здесь специальн ымзимним , что наиболее заметно на «Москвиче». Хотелось бы обратить внимание читателей на коварство зимних дорогв отно-м ожно сказать ио движении на поворо ­ те. В испытаниях на льду он очерчен специальными вешками. Если автомобиль занесло и он задел ограничитель, заезд считается непригодным . Заноса быть не должно , но машина движется на его грани. Только так можно получить сравнимые результаты, о цениваю ­ щие работу шин , а не шофера. Зато иллюстрацией водительского искусства мо ­ гут служить ипподромныегонки . Кто из читателей журнала не видел на его страницах эффектные фотографии, на кото ­ рых автомобили скользят, п роходя поворот со скоростью , б лизкойк 100 км/ч1 Но и здесь, надо сказать, немалую роль играют правильно выбранные шины .