ИСПЫТЫВАЕТ "ЗА РУЛЕМ"Сегодняшний автомобиль приспособлен ик жаре, и к холоду, и к дождю, и к снегу. В этом, безусловно, немалая заслуга автомобильной и нефтехимической промышленности. Но только этого для нормальной — удобной и безопасной — эксплуатации машины мало. Ее необходимо обеспечить соответствующей дорожным условиям «обувью». Известный шаг к этому сделан. С первым снегом парк таксомоторов и служебных «волг» частично переходит на зимние шины, производство которых у нас уже освоено. Целый ряд шиноремонтных заводов Всесоюзного промышленного объединения (ВПО) «Союзшина» восстанавливает 13- и 14-дюймовые покрышки наложением протектора с зимним рисунком. Получая вторую жизнь, эти шины при правильных нагрузках и уходе пробегают десятки тысяч километров по заснеженным дорогам. В январе 1978 года было принято решение об освоении и развитии производства «легковых» шин с зимним рисунком протектора для наиболее массовых у нас в стране автомобилей «Москвич» и «Жигули». А в декабре НИИ шинной промышленности, согласно договору о творческом содружестве, передал нам для редакционных испытаний комплект новеньких шин модели АИ-168. Одновременно финская фирма «Нокиа» предоставила «За рулем» возможность познакомиться с последними образцами ее продукции для зимнего использования на автомобилях. Марка этого акционерного общества хорошо известна в СССР. Она стоит на лифтах и мебели в учреждениях и гостиницах многих городов, на больших голубых катушках с кабелем, лежащих у строительных котлованов. Советские внешнеторговые объединения заключали контракты с фирмой на закупку для нашей страны автомобильных шин. Не случайно «Нокиа» получила статус официального поставщика Олимпиады-80. Для этого, первого теста мы отобрали четыре комплекта разных моделей шин размера 6,45—13, Они были испытаны на «Москвиче—2140» и «Жигулях» модели «21011». Эталонными для машины каждой марки приняли летние шины, соответственно М-145 и ИЯ-170. В порядке сравнения с ними поочередно устанавливали зимние АИ-168 без шипов и NR-08 «Хаккапелиитта», снабженные шипами из твердого сплава производства финской фирмы «Комета» — дочернего предприятия «Нокиа». Мы не ставили целью сопоставлять между собой модели шин в чистом виде. Нас интересовало прежде всего поведение автомобиля, опирающегося на ледяную или заснеженную дорогу протектором с летним рисунком, с зимним и самым совершенным на сегодня ансамблем из протектора с зимним рисунком и шипов. Все шины имели два слоя корда в каркасе и столько же в брекере, то есть под протектором. Разница же заключалась в том, что модели М-145 и АИ-168 диагональные, аИЯ-170 и NR-08 радиальные. У финских НИИ шинной промышленности, прибошин брокер стальной (как у МИ-166, о ром «путь—время—скорость» и секункоторых журнал рассказывал в апрельдомерами. ском номере 1979 года). Эти различия, Любой автомобилист согласится, что безусловно важные для сравнения одна скользкой дороге важнее быстро оснотипных шин, в нашем тесте принципитановить машину, чем быстро разогнать ального значения не имели, и мы считаее. Особенно чутко относится он ик боем возможным пренебречь их влиянием ковому скольжению — заносу, слишком на результаты, полученные специальнычасто сопровождающему поездки в зимми замерами. ние месяцы. Ну, а сугробы на дорогах Общие впечатления о шинах начинают после ночных метелей для человека, ж и складываться уже после первых обкавущего в стороне от постоянно очищаеточных километров. Но проходит немых магистралей, наверное, столь же ессколько дней, меняется капризная зимтественны и привычны, как и сама зима. няя дорога, и неожиданно обнаруживаЭти три посылки мы заложили в основу ешь незнакомые до этого реакции маоценок шин при испытаниях. К ним дошины на команды от рычагов и педалей, бавили лишь два варианта дорог — чиСоблазн проставить твердые оценки ус- стый лед и укатанный снег. У снежной:| "Время прохождения криволинейной траектории (поворота)Автомобиль «2140» Время Шины с М-145 АИ-168 NR-08 «21011» ИЯ-170 АИ-168 NR-08 13,4 13,9 9,1 12,5 14,5 9,2 | % 100 104 68 100 116 74Расстояние, пройденное по снежной целинеАвтомобиль «2140» Расстояние Шины м М-145 АИ-168 «21011» ИЯ-170 АИ-168 51,7 67,7 49,0 61,7%100 131 100 126Движение по ледяной дороге имитировали испытания на катке. Шины NR-08 «Хаккапелиитта» имеют только им присущий рисунок; по краям его проложены дорожки шипов «Комета».тупает место осторожному подбору условий для оценок. Чем большее число показывали счетчики километров на спидометрах «Москвича» и «Жигулей», тем больше таких условий мы отмечали вв бортовых журналах. В конечном итоге, постоянно меняясь, шины прожили с нами целый год, оставив набор ощущений от езды по ледяным дорогам и укатанным снежным, по весенней грязи и снежной целине, по мокрому и сухому асфальту, от коротких московских до тысячекилометровых командировочных маршрутов. Чтобы окончательно закрепить выводы О шинах, и прежде всего о их работе на зимних дорогах, мы воспользовались помощью специалистовцелины вариантов не бывает, и ее ограничили глубиной снежного покрова 15—20 см. Рассказ о поведении автомобилей с разными шинами лучше начать с коротких таблиц, которые можно будет достаточно подробно прокомментировать. В каждой из них приведены средние расстояния и время, полученные в нескольких контрольных заездах. Как будто напрашивается сравнение не только шин, а и самих автомобилей. (Особенно если вспомнить победы машин московского и ижевского заводов на зимних первенствах СССР по ралли, международных«Русская зима» и в трековых (ипподромных) гонках, что наводит на мысль о лучшей приспособленности «москвичей» к скользкимдорогам . Возм ожно , здесь сказывается влияние оди наковой колеи у передних и задних ко лес, иного распределения массы по осямидругих факторов.) Но сравнение вряд ли будет правомерным , так как тесты по каждоймарке проводились в разные дни, к огдаимороз был иной, и твердость льда менялась, и состояние снега. Впрочем, вернемся к шинам. На льду безусловными фаворитами были NR-08 с шипами. Они вдвое, по сравнению с эталонными, уменьшали тормозной путь у «Жигулей» и почти на 40% у « М оскви ча». П римерно на треть сокращалось время прохождения ледового повороташении тормозного пути. И на льду и на укатанном снегу, независимо от типа ши ны, он увеличивается вдвое, тогда как скорость возрастает всего лишь с 30 до 40 км/ч (см. таблицу). Техническая истина обязывает нас сказать, что величины тормозного пути, приведенные в таблицах, для стабильности и сравнения ре зультатов получены при полной блоки р овке всех четырех колес, хотя на практике есть возможность ее уменьшить. Этому способствует прерывистое тормо ж ение на грани юза содновременнымторможением двигателем ипереходом на пониженные передачи. Но это уже из области водительского мастерства, к ото рое приобретается независимо от шин, стоящих на автомобиле. То же самоеТ ормозной путь на льдуШИНЫ ЗИМЫАвтомобильПри начальной скорости, км/ч Шины м 30 | % 100 105 63 100 117 46 м 53,8 57,6 33,6 56,0 66,8 28,1 40%100 107 62 100 119 50«2140»М-145 АИ-168 NR-0827,6 29,2 17,4 33,9 39,8 15,7При езде по снежной целине роль шипов сводится к нулю. По этой причине мы «положили на весы» только две мо дели шин: летние и зимние. Как и предполагали, автомобили, въезжавшие в снег со скоростью 20 км/ч на шинах АИ-168, забирались значительно дальше, чем на М-145 и ИЯ-170. Причем «Москвич» к аждый раз проезжал всреднем на 6м больше, ч ем «Жигули». Эту разницу, нам кажется, м ожно объяснить тем, что у первого из них задние колеса идут строго по следу передних, не испытывая дополнительного сопротивления. Весной и осенью прошлого года на шинах всех моделей мы пробовали ез дить ивдругих условиях. Конечно, з им ние шины были полезнее летних на раскисших от воды проселочных дорогах. По своим качествам они ближе к тем, что содержатв характеристике слова «повышенной проходимости», хотя рисунок протектора у них не приспособлен в такой же степени к самоочистке. И NR-08, и АИ-168 хорошои стабильно держат контакт смокройдорогой . По субъективным оценкам , на них безопаснее проезжать неожиданные лужи и наносы грязи , часто встречающиеся весной и осенью. Есть два важных фактора против использования этих шин на сухом асфальте — повышенный износ и шум, к оторый они издают находу . Причем шины сши пами несколько шумнее. К тому жеони оказывают не меньшее влияние на до рогу, чем она на них. После 1500 кило метров, пройденных по асфальту, вок руг шипов образовались небольшие, д о1мм углубления изношенной ивыкро шившейся резины. Из 132 шипов, старательно вделанных финскими специалистами вкаждую .шину, мы недосчитались четырех в задней левой и шести в правой. Передние шины сохранили весь набор. Этот факт мы отмечаем потому, что, переставляя шины, стремились со блюдать их постоянное место на любом автомобиле. Информация для размышления. Безусловно, хорош зимний комплект «шина—шипы». NR-08 «Хаккапелиитта» это доказала. Но он пригоден только для снежных и ледяных дорог . Чистый асфальт очень скоро сделает такую шину заурядной и быстроизнашивающейся. На ледяных дорогах зимняя шина АИ-168 без шипов несколько проигры вает обычной летней, и особенно ИЯ-170. Но на укатанных снежных ее преимуще ства очевидны, и прежде всего на «Москвиче». Рыхлый снег наиболее яркопро являет достоинства АИ-168 ис тем жепредпочтениемк модели «2140». Подводя итог этому короткому тесту, м ожно утверждать, что для разных мо делей автомобилей нет одинаковых ре цептов по применению зимних шин. М ы показали здесь лишь несколько вариантов и надеемся, что они будут полезны нашим читателям. Н. РАЗИНЧЕВ, редактор отдела эксплуатации и сервиса О. БОГДАНОВ, редактор Редакция благодарит отдел испытаний Научно-исследовательского института шинной промышленности за помощь • проведении теста.«21011»ИЯ-170 АИ-168 NR-08Т ормозной путь на укатанном снегу При начальной скорости, км/ч 40 30 м «2140» М-145 АИ-168 NR-08 «21011» 7,9 7,1 7,1АвтомобильШины%100 89 89 100 99 94м 13,8 12,1 12,0 18,3 17,9 17,2| % 100 88 87 100 98 94ИЯ-170 10,3 АИ -168 10,2 NR-08 9,7Чтобы рисунокшины АИ-168 был отчетливо виден, его натерли снегомна этих шинах у обоих автомобилей. АИ-168 без шипов из-за меньшей площади контакта сдорогойв таких условиях уступают даже летним и стоят, так имобразом , на третьем месте. На укатанном снегу преимущество ши пов, выступающих из шашек протектора на 1,5 мм , практически не проявилось. Н есколько заметнее оно было у «Жигулей», где разница втормозном пути на шипованных и чистых зимних шинах ока залась в пределах 5 % . В целом же летние шины проигрывали здесь специальн ымзимним , что наиболее заметно на «Москвиче». Хотелось бы обратить внимание читателей на коварство зимних дорогв отно-м ожно сказать ио движении на поворо те. В испытаниях на льду он очерчен специальными вешками. Если автомобиль занесло и он задел ограничитель, заезд считается непригодным . Заноса быть не должно , но машина движется на его грани. Только так можно получить сравнимые результаты, о цениваю щие работу шин , а не шофера. Зато иллюстрацией водительского искусства мо гут служить ипподромныегонки . Кто из читателей журнала не видел на его страницах эффектные фотографии, на кото рых автомобили скользят, п роходя поворот со скоростью , б лизкойк 100 км/ч1 Но и здесь, надо сказать, немалую роль играют правильно выбранные шины .