14
15
Ваша сервисная ннишнаУХОД ЗА СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯЭтот материал, как и предыдущие, в которых владельцам последних «москвичей» даются советы по выполнению работ, предусмотренных сервисной книжкой, подготовили работники АЗЛК А. Б. ГУРЬЕВ и Б. Ф. СТРЕБКОВ. Потребность в уходе за системой oxi лаждения «Москвича—2140», заправленной «Тосолом», минимальна. Кроме ежедневного осмотра, смысл которого не упустить появления какой-нибудь случайной течи охлаждающей жидкости через соединения деталей, владелец машины должен выполнять ряд несложных операций. Их очередность приведена в сервисной книжке. После первых 500—700 километров проверяют и при необходимости восстанавливают натяжение ремня, которым приводятся во вращение крыльчатка вентилятора, водяной насос и генератор. В дальнейшем эту работу делают через 10 тысяч километров, или практически раз в сезон. Нечасто. Но мы не раз наблюдали, как управляются с ней неаккуратные водители: отпускают болт, прижимающий генератор к регулировочной планке, и, пренебрегая тем, что нижние болты крепления генератора и болт крепления регулировочной планки к блоку цилиндров затянуты, отодвигают длинным рычагом генератор от двигателя. Между тем правильно делать так: снять брызговик двигателя, освободить нижние болты и только после этого ослабить крепление генератора к планке и планки к блоку. Чтобы не возвращаться к вентиляторному ремню, напомним, что в случае крайней необходимости «412-й» ремень можно заменить «408-м», но только на короткое время (добраться до дома), так как последний «короче». Инструкция рекомендует через 60 тысяч километров заменить охлаждающую жидкость. Тем, кто в год наезжает меньше половины этого пробега, следует готовить новую порцию антифриза раз в два года. Это вообще предельный срок. Дело в том, что «Тосол» -— жидкость многокомпонентная. Она содержит целый ряд присадок, которые после двухлетней эксплуатации распадаются, в результате чего жидкость теряет свои свойства. Конечно, теперь мало кто отказывается от «Тосола». Но, бывает, приходится заменять его водой или воду «Тосолом». Хотим напомнить на этот случай, что антифриз агрессивен и ядовит. Если он попадет на тело, одежду, окрашенные детали кузова, его надо тщательно смыть водой, а руки после него отмыть с мылом. «Тосол» при нагревании значительно увеличивается в объеме. В «Москвич—412» без расширительного бачка его заливают примерно на 0,6 л меньше, чем воды, иначе частьI шва now шнагретой жидкости обязательно уйдет на дорогу по пароотводной трубке. Если же обстоятельства складываются так, что надо, наоборот, перевести «Москвич—2140» на воду, нет необходимости заливать ее в расширительный бачок. Достаточно доверху наполнить радиатор. У антифриза выше, чем у воды, температура кипения и проникающая способность. Так что не удивляйтесь, когда после перехода на «Тосол» антифриз начнет просачиваться наружу там, где вода этого не делала. Необходимость слить охлаждающую жидкость может возникнуть и до срока ее замены. Несколько практических советов на эту тему. Отверстий для выхода «Тосола» два: на блоке цилиндров под выпускным коллектором и на нижнем бачке радиатора справа со стороны двигателя. Оба закрыты пробками с гранями под ключ «на 14» (у модели «412» устанавливали краники). Одна из сложностейсбор вытекающего антифриза в какуюнибудь емкость. Дело можно облегчить, если изготовить специальную воронку, которую надевают на штуцер радиатора. Размеры ее показаны на рисунке, а изготовить ее можно из любого подходящего материала — жести, латуни. Пропустив шланг, надетый на патрубок, между брызговиком и корпусом масляного фильтра и надев воронку на штуцер радиатора, осторожно отверните ключом пробку нижнего бачка (заливная горловина радиатора должна быть открыта). Вывернутую пробку жидкость вытолкнет в воронку. Чтобы она не попала в сливное отверстие и не перекрыла его, на дне воронки можно сделать перегородку. (i tun вив ют вэвв еввв ввш «вя ввя ваш шш вяа ваш •a n ••• шшш шшв ив шш iНА «МОСКВИЧЕ»КЛУБ 'АВТОЛЮБИТЕЛЬ"На «Москвиче—2140» реле РС950Б при включении указателя поворота или аварийной сигнализации обеспечивает прерывистый (мигающий) световой сигнал не только в подфарниках и задних фонарях, но ив фонарях прицепа. Поскольку с ним эксплуатируется очень небольшая часть автомобилей, а наиболее распространенный туристский прицеп «Скиф» снабжен своим реле, представилось целесообразным заменить довольно сложное реле РС950Б более простым — РС950Е, не рассчитанным на питание прицепа. Новое реле собрано почти в таком же корпусе, как предыдущее, поэтому без каких-либо изменений крепится на том жеЗАМЕНИТ! РЕЛ1На автомобилях «Москвич—2140», ЗАЗ—968А, ГАЗ—24 применяется электронно-механический прерыватель (реле) указателей поворота — типа РС950. Этот довольно сложный и дорогой прибор, к сожалению, не всегда отличается надежностью, и многие вынуждены сразу заменять его, когда он выходит из строя, так как для ремонта требуется контрольно-измерительная аппаратура и высокая квалификация. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей советы, связанные с заменой этого реле. С начала прошлого года автомобили «Москвич—2140» снабжаются новым реле указателей поворота РС950Е, которое не полностью взаимозаменяемо с предыдущим — РС950Б, чье производство прекращено. Редакция обратилась на АЗЛК с просьбой рассказать, как использовать новый прибор, если старый выйдет из строя. Предоставляем слово инженеру бюро электрооборудования завода Ю. П. ГЕРАСИМОВУ.4гш шPC 95051пс1ЯС.^шшш Р",—|Лб |£ [Д,№ \П птРис. 1. Разъемы реле РС9505 и РС950Е. Обозначения пыводов и цвета проводов, подходящих кним , в «Москвиче —2140»: ПП — лампы правого борта прицепа; ЛП — лампы левого борта прицепа; КП -- контрольная лампа прицепа; ПБ — переключатель указателей поворота правого борта, с иний ; Л Б — переключатель указателей поворота левого борта, о ранжевый ; ПТ — правый борт, к расный ; ЛТ — левый борт, ж елтый ; КТ — контрольная лампа, фиолетовый; «+» — провод питании от бортовой сети, серый; « —» — норпус («масса»), черный; П — переключатель указателей поворота (средняя клемма), зелен ый ; ПЗ — правый задний фонарь указателя поворота; ЛЗ — левый задний.14 Основные размеры воронки для слива охлаждающей жидкости из радиатора «Москвича—2140».Антифриз, вытекающий через отверстие в блоке цилиндров, собрать очень сложно. Поэтому главное — слить наибольшее количество его через воронку. При верхнем термостате (ТБ-1, расположенном в головке блока) это получается само собой, причем количество слитой жидкости практически не зависит от того, горячий двигатель или холодный. Наши замеры показывают, что при закрытом кране отопителя через воронку вытекает примерно 4,8 л антифриза. Оставшаяся часть его удерживается в рубашке охлаждения разрежением. Несколько иначе обстоит дело в конструкции с нижним, «жигулевского» типа, термостатом ТС-103, клапан которого перекрывает нижний патрубок. При холодном двигателе через воронку проходит только содержимое радиатора — около 2,5 л. Чтобы количество слитой жидкости достигло, как и при верхнем термостате, 4,8 л, работу проводят на горячем моторе, когда клапан термостата открыт. Разумеется, здесь потребуется больше внимания и аккуратности, чтобы не получить ожога. Если довести температуру антифриза до 100° С, он будет остывать дольше, и, возможно, работу удастся провести в один прием. Чтобы нагреть двигатель, надо либо на время закрыть доступ воздуха к радиатору, либо снять крыльчатку вентилятора. Как заполнить систему охлаждающей жидкостью? При верхнем термостате перекрыт патрубок, соединяющий верхний бачок радиатора с двигателем. Жидкость протекает через радиатор и заполняет двигатель снизу. В головке цилиндров при этом скапливается воздух, который сдерживает заполнение системы. Выпускают его, отсоединив шланг от краника отбора жидкости в отопитель. Иная картина при нижнем термостате. Жидкость вначале заполняет радиатор, затем по верхнему патрубку начинает поступать в двигатель. Через этот же патрубок выходит наружу вытесняемый ей воздух. Поэтому процесс идет медленно. Если использовать мерную 10-литровую посуду (емкость системы с отопителем), можно контролировать заполнение рубашки охлаждения по остатку «Тосола». Тем, кто ездит на воде, напоминаем: не рекомендуется брать колодезную, содержащую много солей. Лучше всегодождевая или из неглубоких водоемов. Небольшая информация к размышлению о вентиляторе системы охлаждения. Его производительность выбирается так, чтобы обеспечить достаточное охлаждение двигателя в самых неблагоприятных условиях: при движении в жару с большой нагрузкой на мотор. Зимой двигатель не всегда удается загружать полностью, а охлаждается он интенсивнее. Причем для поддержания нормального теплового режима вполне достаточно естественного тока воздуха через' радиатор. И выходит, что вентилятор старается совершенно напрасно, так что его крыльчатку можно снять. «Москвич» опробовали без крыльчатки в Москве при небольшой минусовой температуре воздуха. Тепловой режим двигателя был в норме во всем диапазоне скоростных и нагрузочных режимов, приходилось лишь внимательнее следить за указателем температуры охлаждающей жидкости на холостом ходу и при движении с малой скоростью. Смысл снятия крыльчатки вентилятора на зиму есть ив другом: она отбирает несколько процентов мощности мотора, на которые расходуется топливо. В заключение небольшая подсказка тем, у кого в перечне работ после слива охлаждающей жидкости стоит демонтаж головки блока цилиндров. Бывает, что снять ее не удается из-за малого расстояния до кузова. Поднимите винтовым или гидравлическим домкратом задний конец удлинителя коробки передач, предварительно освободив болт его крепления. При этом силовой агрегат повернется на передних опорах и освободит достаточно места для удаления головки.т IKM « т а гага) тепе вня Km ган иял эта пвдз к/як ma raira ямз шив шш та аяг» sww FJWJ ran »им wen aim ami nam am татая •1 iwn» mrai mam emit «иа rant una tmm яда» ШМ « I вша • l шш шш ваш ШЙЛ шш аня аГ"V® ?@Рис. 2. Схема соединений проводов с одним реле РС491 (а) и двумя (б). Обозначения позиций вкружках те же , что п инстр укции по эксплуатации «Запорожца» ЗАЗ — 968А: б -- а кку ­ муляторная батарея; 14 — блок предохранителей; 15 — разъем для реле РС950; 22 — контрольная лампа указателен поворота; 25 — переключатель указателей поворота; 28 — включатель аварийной сигнализации; 48 — реле указателей поворота (РС491); I — провод, подсоединяемый к фонарям левого борта, II — правого борта. К расными линиями показаны дополнительные соединения, крестом отмечены ликвидируемые соединения.месте. Отличается оно схемой и маркировкой выводов большого разъема,'а также конструкцией малого разъема (рис. 1). Чтобы подключить новое реле, надо сделать следующее. Из колодки восьмиклеммного разъема пучка проводов, подходящего к реле, вытащить, все провода с наконечниками, кроме обозначенных « + » и «П», для чего достаточо нажать отверткой на их стопорные язычки. Двойные провода с общими наконечниками, имеющими обозначения «ПТ» и ЛТ», — разъединить (откусить) так, чтобы наконечники остались на проводах, идущих к ближайшему, находящемуся рядом разъему реле режимов работы РС710. На концах отрезанных проводов следует припаять наконечники или обжать их. Вставить красный провод с сохраненным наконечником в гнездо «ПЗ» восьмиклеммного разъема, желтый — в гнездо «ЛЗ», два черных — в гнездо « —», согласно новой маркировке, указанной на рис. 1 (эти гнезда на CTBDOM разъеме имели соответственно маркировку «ПВ», « —». «ЛБ»), Таким образом, разъем собран (два провода: «+» и «П» оставались на прежних местах, три вывода свободны). Теперь переходим к малому, шестиклеммному разъему. Если не удастся приобрести его, придется заизолировать наконечники проводов снаружи лентой и просто надеть их по очереди на выводы, реле в соответствии с маркировкой, приведенной на рис. 1,'а. Сюда придут провода, снятые с выводов «ЛВ», «КТ» и «ПБ» большого разъема, и два отрезанных провода — ' «ПТ» (красный) и «ЛТ» (желтый).НА «ЗАПОРОЖЦЕ»Автолюбитель И. К. ДЫМАРСКИЙ (620014, г. Свердловск, ул. Шейнкмана, 30, кв. 79) нашел довольно простой способ замены электронного реле РС950 на «Запорожце», который может представить интерес для автолюбителей. На «Запорожце», да и на других автомобилях можно с соответствующим изменением схемы использовать любые широко распространенные реле указателей поворота, например РС491, РС491А, которые значительно дешевле электронного. Если, применить одно реле, как показано на схеме (рис. 2, а), будут работать только указатели поворота, так как для одновременного питания ламп левого и правого бортов при включении аварийной сигнализации мощности реле недостаточно. Чтобы работали обе системы, требуется установка двух реле, как представлено на второй схеме (рис. 2, б), Новые приборы крепятся на том же месте, где стояло старое реле. Для соединения выводов (клемм) в колодке разъема пучка проводов, подходивших к реле РС950, можне использовать лепестки-перемычки, вырезав их из подходящего материала (луженой жести или латуни, меди и т. п.). Из этих же материалов нужно вырезать наконечники проводов для соединения с новыми реле и припаять их. 15