26
27
Не стоит забывать, что на протяжении примерно шести месяцев в году нас может застать в пути дождь или мокрый снег. Одним словом, непогода. А весна в этом смысле, пожалуй, самое капризное время. В автомобиле, конечно, тепло, сухо, уютно, а за окном и сумрачно, и мокро, дорога то и дело становится скользкой, ухудшается видимость. В общем, водителю надо все время быть начеку и не обольщаться тем, что уже чувствуется приближение тепла. В непогоду лучше бы воздержаться от поездки в автомобиле (если, конечно, вы не профессионал). Но часто приходится садиться за руль из-за каких-то неотложных дел, других обстоятельств. Стало быть, надо уметь безопасно ездить ив неблагоприятных дорожных условиях. Для этого прежде всего ваш автомобиль должен быть в полной исправности. Вы скажете, что так полагается всегда. Совершенно верно. Однако мы хотим подчеркнуть, что в непогоду машина должна быть в безупречном техническом состоянии. Только тогда у вас будет уверенность, что сможете справиться с неожиданными помехами. Очень важно обеспечить себе наилучшую видимость и эффективное торможение. Помните, что щетки стеклоочистителя довольно быстро стареют, становятся хрупкими, особенно когда машина хранится на улице, и начинают плохо справляться со своей работой. Такие «дворники» вас рано или поздно подведут: оставляя грязь на стекле, они сужают вам поле зрения, а нередко делают слепым, когда на грязное стекло попадают лучи света от другого автомобиля или уличных фонарей. Поэтому наш совет: не экономьте и поставьте на автомобиль новые щетки, если старые уже проработали более двух лет. То же самое надо сделать ис лампами в фарах, светоотдача которых со временем заметно снижается. Потускневшие рефлекторы и потемневшие от срока лампы могут снизить освещенность дороги более чем на 50%. Подумайте же заранее о собственном благополучии, ведь в пасмурную погоду ездить со светом приходится очень часто, а у вас его по сути дела и не будет. Попутно заметим, что в весеннюю слякоть рассеиватели фар быстро забрызгиваются, а потому надо чаще останавливаться и протирать их. Еще два совета для достижения наилучшей в пределах возможного, разумеется, видимости. Следите, чтобы бачок омывателя стекол был всегда наполнен. Одни щетки, без обильного смачивания стекла не очистят его от жидкой грязи, которой, к ак правило, покрытывесенние дороги. Не всегда нам удается предотвратить запотевание заднего стекла, а поэтому на автомобиле надо обязательно иметь наружное зеркало. Весенние дороги, повторяем, как правило, скользкие дороги, И поведение автомобиля во многом определяют его шины. Если протектор их более или менее сильно изношен, оставьте такие покрышки для лета. На мокрой дороге только хорошие шины обеспечивают надежное сцепление с покрытием, в этом гарантия и управляемости, автомобиля, и эффективного торможения. У большей части современных автомобилей саморегулирующиеся тормоза, но немало бегает по нашим дорогам и «старичков». Их владельцы должны сами потрудиться над тем, чтобы все колеса «брали» вместе и одинаково. Потому что никакое искусство вождения не может одолеть законы физики, и, если тормоза с разных сторон автомобиля будут включаться неодновременно, занос неизбежен. Тщательно подготовив автомобиль к этому нелегкому периоду эксплуатации, мы застрахуем себя не только от всяких неприятных неожиданностей, но и от необходимости под дождем или в метель копаться в двигателе или менять колесо. Несколько слов об «исправности» самого водителя. Вождение автомобиля в неблагоприятных дорожных условиях, конечно, связано с большим нервным напряжением, да ис физическим тоже. Поэтому вы быстрее утомляетесь, то и дело меняются частота пульса, кровяное давление. Стало быть, надо чаще делать остановки, давать себе кратковременный отдых и, конечно, не садиться за руль в болезненном состоянии. Отдельно стоит обратиться к людям с нездоровым сердцем: езда в таких сложных условиях не для них, их нервозность и возбужденность при каких-то «встрясках», конфликтных ситуациях на дороге могут не пройти бесследно ни для них самих, ни для окружающих. Это надо иметь в виду и начинающим автомобилистам. Установлено, что каждый четвертый из тех, кто не наездил еще 10 тысяч километров, ощущает сильное сердцебиение в ситуациях, в которых более опытный водитель никаких изменений не чувствует. С наступлением темноты и без того нелегкие условия вождения ухудшаются еще больше. Старайтесь так планировать свои поездки, чтобы заканчивать их еще засветло. Прежде чем сесть за руль, не забудьте очистить обувь от снега или грязи, иначе нога может соскользнуть с педали тормоза или сцепления в самый неподходящий момент. Ну, а теперь «поедем» — поговорим о некоторых сторонах управления машиной на мокрой дороге. В весеннюю пору много луж, и часто довольно внушительных размеров. Будьте осторожны,' неизвестно, что там под водой. А если яма? Или выбоина, в которой можно случайно повредить подвеску? В это время года днем уже оттепель, а ночью и по утрам мороз. Такие перепады температур разрушают покрытие, и возможна любая внезапность. Поэтому снижайте скорость перед сомнительными участками. При неожиданных «ловушках» не тормозите резко, а работайте ёулем. И вообще держите его покрепче. {елательно включить стеклоочиститель еще перед лужей, а не ждать, пока брызги грязной воды залепят стекло. Кстати, такое может случиться и при обгоне, если дорога покрыта жидкой смесью грязи и снега. Тут душ из-под.колес обгоняемого автомобиля, особенно если это грузовик, в один миг сделает лобовое стекло непрозрачным, и вы какой-то отрезок пути проедете вслепую. Чтобы этого не случилось, при обгоне лучше щетки привести в действие заранее. ' Когда вы преодолеете водное препятствие, тут же подумайте о тормозах. После «купели» они могут забарахлить. Чтобы просушить накладки, понажимайте слегка на тормозную педаль на протяжении одного-двух километров, и все будет в порядке. О том, как тормозить на мокрой дороге, написано уже много. Мы хотим напомнить лишь, что наибольшая эффективность достигается при периодическом ослаблении действия тормозной силы. Это удерживает колеса на грани юза, не допуская их скольжения. Если, то и дело уменьшая нажим на педаль, позволять колесам перекатываться, а затем тормозить снова, необходимая величина замедления сохраняется. И все-таки помните: чем выше скорость — тем меньше у вас шансов на успех. Будьте благоразумны. Пусть не обманет вас даже пустая дорога, и здесь на мокром покрытии нельзя развивать большие скорости, ибо колеса могут потерять сцепление с полотном дороги, а вы — власть над машиной, и она станет практически неуправляемой. В такой ситуации можно совершить аварию, даже находясь на дороге в полном одиночестве. При температуре около 0° для автомобилистов очень неприятен мокрый снег. Он не только быстро залепляет стекла, под брызговиками ив нишах колес образуются плотные снеговые наросты, которые, соприкасаясь с шинами, создают дополнительное сопротивление движению и могут препятствовать повороту. Поэтому на остановках не забывайте очистить от таких наростов машину. Старайтесь ездить, помедленнее ив сумерках. В это время труднее определять расстояния, расплываются контуры предметов на дороге. Автомобили, если только они не белого или яркожелтого цвета, начинают сливаться с фоном и покрытием дороги, к тому же грязь со снегом предательски маскирует всех, значительно ухудшает видимость. Так что лучше пораньше включать приборы освещения. Скользкая поверхность дороги причиняет нам немало трудностей на подъемах и спусках. Не останавливайте автомобиль на подъеме, чтобы потом избежать сложностей при троганье с места, а также, по возможности, не переключайте здесь передачи. И последнее. В это время года условия движения трудны для каждого водителя. Старайтесь поэтому помочь друг ДРУГУ, облегчить езду. Каким образом? Заблаговременным предупреждением о каждом маневре, который вы собираетесь совершить, более мягким, что ли, стилем езды, исключающим всякие резкие действия. Тогда у других участников движения всегда будет время, чтобы разобраться в обстановке и принять правильное решение. Для многих водителей излагаемые здесь рекомендации не составят ничего нового. Мы и не стремились к этому, а хотели лишь напомнить еще раз перед наступлением весны, к ак вести себя на капризной в это время дороге, и составили своего рода обзор советов, содержащихся в учебной и другой литературе.•••^••оо«#ооооооо«»ооооо©© СГДР. С 1956 года водительские удостоверения выдаются здесь и лицам с пониженной остротой слуха. Несколько лет назад было проанализировано, насколько они надежно управляют автомобилем. Выяснилось, что по их вине происходит одно ДТП через каждые 750 тысяч километров пробега — это намного меньше, чем в среднем по стране. удовлетворительного' состояния жей части дорог и др. проезАВСТРАЛИЯ. С 1965 года употребление алкоголя на одного взрослого человека возросло более чем на 40%, что отразилось и на безопасности движения. В связи с этим в некоторых провинциях принято решение о принудительной проверке на содержание алкоголя в крови всех водителей, ставших участниками ДТП. АРГЕНТИНА. Государственная радиостанция включает в свои ночные музыкальные программы для водителей резкий барабанный ритм, ф анфары , звуки взрывов, скрежет, чтобы не дать имВ ЕТА&ъОднако психологи это не решает прок таким звукам чепривыкает.заснуть за рулем. предупреждают, что блему, поскольку и ловек со временемСФРЮ. Структура причин дорожных происшествий в стране складывается так: ,78% — по вине водителей, 16% — по вине пешеходов, 3% — по вине пассажиров, остальные — в результате неисправностей транспортных средств, неВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Ежегодно регистрируются примерно 63 000 случаев управления автомобилем в состоянии опьянения. Каждый третий из водителей, погибших при ДТП, имел в крови дозу алкоголя выше допустимой, а ущерб от аварий по вине таких водителей оценивается суммой свыше 100 миллионов фунтов стерлингов в год. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Анализ статистических данных о ДТП в части районов страны позволил установить зависи-26 Решив подать к новогоднему столу свежую рыбу, Василий Степанович поднялся затемно. Закинув за спину пешню, он подхватил ящик со снастью, неторопливо дошел до реки и спустился на заметенный снегом лед. Богучаровский мост, под которым он постоянно рыбачил, ' возник из ночной туманной изморози внезапно. Направляясь к нему и предвкушая удовольствие от первого улова, Василий Степанович возле самого быка неожиданно запнулся и, чертыхаясь, рухнул в снег. Поднявшись, он рассмотрел оказавшийся на его пути предмет. Это был вмерзший в лед валенок. «Неужто рыбак потерял? Надо забрать, может, хозяин сыщется». Василий Степанович покачал валенок из стороны в сторону и вдруг почувствовал жаркую испарину. Страшная догадка полоснула сознание. В смятении отпрянув назад, он выронил пешню и, косолапо загребая ногами, бросился к берегу, в милицию. К месту обнаружения трупа следователь райпрокуратуры Хабаров приехал, когда на востоке уже появилась несмелая полоска зари. Поеживаясь, он молча наблюдал, к ак понятые под руководством судебно-медицинского эксперта, осторожно кроша ледовый панцирь, извлекали тело. Закончив осмотр, эксперт подошел к Хабарову. — Пожалуй, ты прав. Не исключаю падение с высоты. — Хм, падение! Меня интересует — упал или сброшен? — Вскрытие покажет, — эксперт неопределенно пожал плечами. — Ладно, а пока давай мост осмотрим. Интуиция не подвела следователя. Под снегом на перилах, к ак раз над местом, где лежал труп, оказались следы крови. К вечеру были известны результаты экспертизы: «...Смерть неизвестного 3035 лет последовала от утопления в воде не более двух месяцев назад. Телесные повреждения располагаются на трупе с разных сторон, что исключает их возникновение только при падении с высоты. На передней поверхности бедер в 60 см от стопы имеются переломы, характерные для наезда транспортного средства». Химики обнаружили на отвороте пальто и на уцелевшей половине пуговицы голубую нитроэмаль, используемую при покраске автомобилей. Прочитав заключение экспертизы, следователь понял, что преступник, совершив наезд, даже не пытался помочь пострадавшему. И Хабаров, которому по роду службы не раз приходилось сталкиваться с низменными проявлениями страстей человеческих, содрогнулся: до каких же пределов надо пасть, чтобы, надеясь избежать наказания, воспользоваться беспомощным состоят нием жертвы и сбросить человека в реку. Тем самым сознательно убив его. Стало ясно: нужно разыскивать автомобиль типа «РАФ» или «УАЗ» голубого цвета (именно у них бампер расположен на высоте 60 см). Но прежде всего необходимо установить личность погибшего. Хабаров обложился папками с оперативной информацией. Его внимание привлекла телетайпограмма УВД соседней области. В ней сообщалось, что 3 декабря не вернулся домой Калягин Н., 33 лет, житель деревни Солодово. Сходилось и описание одежды — валенки, пальто с хлястиком, под воротником штопка серыми нитками. Вызванная на следующий день Зоя Калягина опознала в погибшем своего мужа. Она рассказала, что месяц назад он работал в ночную смену и, поужинав, заспешил к последнему автобусу. Ни утром, ни в последующие дни не появился. Из беседы выяснилось, что Калягин до автобусной остановки должен был пройти около километра, миновав поселок Кольцово. На этом участке наезд исключался — автотранспорт вследствие заносов не ходил. Оставалось шоссе. Когда допросы водителей автобусов ничего не дали, возникло предположение, что Калягина могли видеть кольцовские. В поисках свидетелей Хабаров решил каждую ночь встречать автобус, проходивший здесь последним рейсом. К исходу второй недели, когда он уже познакомился со всеми постоянными пассажирами, на остановке появились две девочки, встречавшие мать. Узнав, что интересует Хабарова, сестры дружно всплеснули руками. — Ой, это все случилось у нас на глазах! И, перебивая друг друга, рассказали, что еще до каникул, вот так же ожидая маму, заметили, как машина, похожая на автобус, съехала с дороги и сшибла дяденьку, стоявшего на обочине. Машина остановилась. Послышалась ругань^ потом вылез шофер. Испугавшись, девочки спрятались в кустах. Когда машина уехала, они снова подошли к остановке. На дороге никого не было. Марку, цвет автомобиля и приметы водителя школьницы назвать не смогли. Утром на месте, показанном девочками, Хабаров извлек из снега в кювете варежку и книгу, принадлежавшие Калягину. Дело начинало входить в решающую фазу расследования. На совещании начальник уголовного розыска РОВД майор милиции Воронин предложил составить детальный план дальнейших действий. Путь следования преступника, без малого 90 километров — от Кольцова до богучаровского моста, разбили на участки. На каждом работники ГАИ и дружинники повели поиски следов скрывшегося автомобиля. И напряженная работа окупилась. Перед Хабаровым скромная женщина с открытым доброжелательным лицом. — Валентина Ивановна Тарбова, — представилась она, — работаю бензозаправщицей. Помню, 4 декабря в3 часа ночи к колонке подъехал автомобиль. Я заметила, что рука водителя, протянувшая в окошко талоны, испачкана в крови. — Вы не сможете его опознать? — Нет, окна были замерзшие. Но помню, что от меня автомобиль с включенной правой мигалкой свернул в сторону кольцовской развилки. Тарбова видела очень мало. Но ценность ее показаний заключалась в том, что с их помощью Хабаров выстроил логическую цепочку рассуждений: «Преступник в 23 часа, приближаясь к кольцовскому перекрестку, скорее всего возвращался в гараж. Совершив наезд, он погрузил пострадавшего, отвез за 90 километров, где и сбросил с богучаровского' моста. На обратном пути заехал заправиться ис бензоколонки повернул опять в сторону кольцовского перекрестка. Не исключено, что автобаза, которой принадлежит разыскиваемый автомобиль, где-то на участке шоссе между бензоколонкой и местом наезда». В этой зоне оказалось пять автохозяйств. В трех из них имелись автомобили голубого цвета, но это были крупнотоннажные грузовики. А вот голубой УАЗ эксплуатировался только в геологической партии. Рано утром Хабаров в сопровождении работников милиции подъехал к зданию партии. Водители таскали ведрами горячую воду, прогревали двигатели. В углу двора урчал мотором голубой УАЗ. Вскоре из динамика послышался голос диспетчера, вызывавший водителя УАЗа Савельева к начальнику партии. Вытирая руки ветошью, Савельев уверенно вошел в кабинет и вдруг замер, увидев в нем работников милиции. Путаясь и сбиваясь в ответах, Савельев наезд отрицал. Тогда Хабаров принял решение осмотреть автомобиль. Савельев настороженно наблюдал за следователем, старался убедить его в бесполезности поисков. — Это давно, а это так и было, — объяснял он царапины на кузове. — Вмятину на бампере подсадил сменщик. В армии служит, а то подтвердил бы. — Ну вот, я же говорил, — обрадовался Савельев, когда внешний осмотр ничего не дал. А Хабаров уже перешел к двигателю и ходовой части. Осмотрел моторный отсек, радиатор, по его просьбе слесарь снимает поддон. И с него-то осторожно пинцетом извлекается залепленный грязью обломок пуговицы. — Как он здесь оказался? — следователь пристально.смотрит в лицо водителю. — Не знаю, — растерянно мямлит Савельев. — Тогда я вам объясню! Хабаров медленно достал из конверта обломок пуговицы с пальто погибшего. Две половинки точно совместились по линии излома. Поняв, что запирательство бесполезно, преступник рассказал, как он 4 декабря заехал к приятелю, вместе выпили, в на обратном пути перед кольцовской развилкой он заснул. Даже не заметил, к ак все произошло. Очнулся от удара. Увидев сбитого человека, решил завезти его подальше, чтоб машину искали в другой области... — По пути к богучаровскому мосту вы проехали мимо трех больниц. Почему ни в одну из них не доставили вы пострадавшего? Его можно было спасти. Савельев не ответил, только еще ниже опустил голову. Суд вынес преступнику справедливый приговор. Г. КОШЕЧКИН, | старший следователь Главного следственного управления МВД СССР••«•»з««о0««оооооое««ооооо*#мость тяжести ранений водителей от соотношения масс столкнувшихся автомобилей. Подсчитано, в частности, что вероятность смертельного исхода для водителя вдвое более легкого автомобиля в шесть раз выше, чем для водителя более тяжелого. США. Опубликованы данные о том, что с 1965 по 1975.гг. число происшествий, заканчивавшихся гибелью мотоциклистов, увеличилось более чем вдвое и составило почти 10% общего числа всех ДТП со смертельным исходом. ФРГ. По статистике только 4% ДТП случается из-за неблагоприятных дорожных условий и еще 1,4% — из-за технических неисправностей автомобилей. Более 90% всех происшествий — результат ошибок или неправильных действий водителей и пешеходов. ФРГ. На коллоквиуме по проблеме эффективности ремней безопасности, который прошел в Кельне, был сделан такой прогноз: если бы ремнями пользовались все водители и пассажиры, число погибших при ДТП с легковыми автомобилями снизилось бы в стране за год почти на 2000, а раненых — на 40 000. ФРГ. Союз страховых обществ провел исследование поведения водителей при очевидном приближении аварии. В реЩ0 Ъ* \ J ^ Г Тш* ^ГС ВЕТА<£ЬЧГ*И IP$—Фзультате изучения 15 000 ДТП были сделаны выводы, что 65% пострадавших, достаточно ясно осознавая приближение аварии и имея возможность избежать ее, применив экстренное торможение, не сделали этого по чисто психологическим причинам. Они не были подготовлены к экстремальной ситуации и не знали, к ак действовать в подобных случаях, поскольку их учеба на курсах не предусматривала овладение способами выхода из аварийных ситуаций. ШВЕЙЦАРИЯ. Сконструирован прибор, предупреждающий об опрокидывании автомобиля. Он контролирует угол его наклона.27